РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Информация о сайте
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.03.2024, 13:54

Восточный океанъ – русское названiе Тихаго океана. Ближнiм образомъ подъ нимъ понимаются моря, прилегающiя к нашему восточному побережью, т.е. Беренгово, Охотское и Японское съ проливами.
 
Военная энциклопедия, т.7, Петербург, 1912г., стр.75
 
 
       Что мы знаем о кругосветных плаваниях россиян?
 
     Всем известно о первой русской кругосветной экспедиции на шлюпах «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. Многие знают, что Антарктиду открыли русские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев во время кругосветного плавания на кораблях «Восток» и «Мирный». Некоторые вспомнят кругосветные путешествия Василия Головнина, Отто Коцебу, Федора Литке и Михаила Станюковича, книги которых переиздавались в советский период. Но мало кто знает что российские моряки только в период с 1803 по 1849 гг.совершили 36 кругосветных и полукругосветных плаваний. Большинство из них повторяли маршрут Крузенштерна и Лисянского вокруг берегов Америки (мыса Горн). Многие командиры - участники этих экспедиций - совершили по несколько кругосветных плаваний: Беллинсгаузен, Головнин, Дохтуров, Понафидин и Хромченко - по два, Гагемейстер, Коцебу и Лазарев - по три плавания.
 
     Эпохе российских кругосветных плаваний предшествовал почти двухсотлетний период открытий и исследований русских землепроходцев и мореходов. Уже в XIV в. русские стали продвигаться за Уральский хребет. Сначала туда шли отдельные отряды промышленных и служилых людей, стремившихся к местам, богатым пушниной, а затем в XVI—XVII вв. поток этот значительно возрос, пополнившись за счет крестьян, бежавших за Урал от крепостного гнета. Организовывало походы на восток и правительство, заинтересованное в получении новых земель, богатых дичью, пушным зверем, моржовым клыком и т. д.
 
     В сентябре 1639 года Иван Юрьевич Москвитин во главе отряда казаков, перевалив хребет Джугджур, первым из русских вышел к берегу Ламского (Охотского) моря. На следующий год отряд Москвитина обследовал свыше 1300 километров побережья Охотского моря, открыл Шантарские острова, побывали на северо-западном берегу острова Сахалин, в Амурском лимане и, возможно, в устье р. Амур.
 
     В 1649 году в устье реки Охоты был основан Охотский острожек, на много лет ставший единственными воротами России в Восточный океан. В 1716 году здесь было построено первое морское судно. Отсюда стартовали экспедиции Витуса Беринга, проложившие путь к берегам Америки многочисленным судам российских купцов, ринувшихся за пушниной в студеные воды Тихого Океана. Началось масштабное открытие и освоение русскими мореходами северной части тихоокеанской акватории, получившей в российской литературе XIX-начала ХХ веков название: «Восточный океан».
 
     К концу XVIII столетия землепроходцами, мореходами и первыми государственными экспедициями были исследованы Приамурье, Берингов пролив, Командорские, Прибыловы, Курильские и Шантарские острова, Алеутская гряда и острова, прилегающие к Аляске. Русские промышленники первыми из европейцев основали постоянные поселения на северо-восточном побережье Тихого океана, у которого они промышляли морского зверя.
 
     В 80-х годах XVIII в. курским купцом Г. И. Шелиховым для эксплуатации пушных богатств «Восточнаго моря» была организована промыслово-купеческая компания. Позже, в 1799 г., на ее базе была создана Российско-Американская компания, сыгравшая решающую роль в освоении северной части Тихого океана и в укреплении дальневосточных границ Российской империи. Эта компания, обладавшая большими государственными полномочиями, управляла всеми русскими колониями в северо-западной части Америки, известными под названием «Русская Америка». Компания принесла в этот далекий край новые, более передовые формы хозяйства и более высокую культуру, она развила там промысел морского и пушного зверя, вела торговлю с Китаем, Мексикой, Гавайскими островами, Чили и другими странами.
 
     Большая удаленность российских колоний в Америке от центральной части России тормозила развитие компании. Необходимые промышленные товары и продовольствие, вследствие экономической отсталости дальневосточных окраин России и сурового климата, мало пригодного для ведения сельского хозяйства, приходилось доставлять к Тихому океану через Сибирь, по таежным тропам и волокам. Путь этот был долгим и дорогостоящим, товары зачастую портились в пути или не доходили совсем. Портилась и расхищалась ценная пушнина, которую из Охотска через Якутск и Иркутск везли на лошадях в Кяхту для продажи.
 
     Таким образом, интересы дальнейшего экономического развития Российско-Американской компании требовали организации морского снабжения колоний продовольствием и мануфактурными товарами из Кронштадта в Русскую Америку.
 
     Развитие русских пушных промыслов в северо-восточной части Тихого океана возбуждали зависть соседей: англичан, испанцев и североамериканцев ("бостонцев”). Они всячески стремились выжить русских из Америки и с Алеутских островов: снабжали местные племена оружием и боеприпасами, перекупали у них пушнину, подстрекали их к нападению на русские поселения. Все это вызывало необходимость вооруженной защиты российских владений в Тихом океане, для чего также нужно было посылать военные корабли из Кронштадта к Берегам Камчатки и Русской Америки. Однако, несмотря на крайнюю необходимость для государства в кругосветных плаваниях русских кораблей, только в 1803 г. Российско-Американская компания, совместно с правительством, снарядила кругосветную экспедицию на шлюпах «Надежда» и «Нева». Эта экспедиция, проведенная исключительно хорошо, послужила началом блестящих плаваний российских военных и купеческих судов из Кронштадта в Восточный океан.
 
     Этот сайт посвящен кругосветным и полукругосветным плаваниям, которые российские моряки совершили в период с 1803 по 1868 годы, его цель познакомить заинтересованного читателя с различными материалами, опубликованными в изданиях XIX-начала ХХ веков, описывающих эти путешествия.
 
     В основу сайта положена работа Николая Алексеевича Ивашинцева (Ивашинцова) «Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849гг.», впервые напечатанная в «Записках гидрографического департамента» за 1849г., затем дважды переизданная отдельным изданием в типографии морского министерства в 1850 и 1872 годах и являющаяся по сегодняшний день наиболее полной энциклопедией российского кругосветного мореплавания.
 
     Статьи Ивашинцева, посвященные плаванию Российских судов «кругом света» будут дополнены в соответствующих разделах сайта, описаниями этих путешествий из опубликованных отчетов руководителей экспедиций, из дневников и путевых записок членов экипажей судов, из различных статей и заметок в дореволюционной периодической печати и из других источников.
 
     Также на страницах сайта будут даны материалы о плаваниях российских военных и «компанейских» кораблей после 1850г. Будут освещены вояжи фрахтованных Российско-Американской компанией финских судов («Ситха», «Атха», «Фрея» и др.), относимых в современной научной литературе почему-то к «иностранным судам с преимущественно иностранной командой», хотя Финляндия с 1809 по 1917 г. входила в состав Российской империи, а ее жители были Российскими подданными.
 
     Не будут забыты также корабли «Российско-Финляндской китоловной компании» («Суоми», «Турку» и др.) совершившие в 1851-1868 г.г. плавания из Балтийского моря к берегам Дальнего Востока.
 
     В приведенной ниже таблице собраны краткие сведения о плаваниях российских судов в Восточный океан с 1803 по 1868г.г. Таблица пока не полная, но будет дополняться и уточняться.
 
 
 
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz