РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Календарь
«  Февраль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728

Архив записей

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.04.2024, 02:31

Главная » 2015 » Февраль » 3 » Открытие Антарктиды
15:07
Открытие Антарктиды

Колумбы Антарктиды

28 января – день открытия Антарктиды – таинственного южного материка –  русскими мореходами.   

Веками моряки и авантюристы только мечтали достичь ледяного пространства, которое виделось где-то за полярным кругом. Оно оставалось недостижимым и таинственным.

 

В начале XIX века об этом материке ходили разноречивые легенды. Первые догадки о существовании таинственного материка осенили путешественников в экспедиции Америго Веспуччи ещё в 1502-м году. Но холод остановил португульских моряков за много миль до предполагаемого материка. Дальше других проник в антарктические воды Джеймс Кук, но и его остановили великие морозы. Кук верил в существование Антарктиды.

 

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен родился на острове Эзель, в дворянской немецкой семье. Их было много на русской службе – славных отсзейских (прибалтийских) немцев.  При рождении будущий морской первопроходец носил имя, непривычное для русского уха: Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен. В наше время остров Эзель называется Сааремаа и находится в Эстонии. Там шли серьёзные бои в годы Первой и Второй мировых войн. Беллинсгаузен не представлял для себя иного призвания, нежели морская служба. «На море родился, море – вся моя жизнь», - такое кредо было у капитана.

 

Беллинсгаузен участвовал в первом русском кругосветном путешествии – и снискал доверие Крузенштерна. Но в нём не видели начальника первой антарктической экспедиции. Идея морского путешествия на Южный полюс витала в воздухе давно, но только в начале 1819-го русские моряки обратились к правительству с подробным планом экспедиции. Император Александр I идею одобрил. Он не был энтузиастом флота, но в этом начинании увидел продолжение великих дел Петра. И план не задвинули в долгий ящик, взялись за дело энергично.

 

Кого назначить начальником? Крузенштерн собирался возложить эту миссию на Василия Головнина, но в период подготовки экспедиции Головнин находился в кругосветном путешествии. Возникла кандидатура Беллинсгаузена, но правительство предложило Макара Ивановича Ратманова – известного храбреца, опытного капитана. Но именно тогда Ратманов терпит кораблекрушение, возвращаясь на Родину из плавания в Испанию. Ему пришлось задержаться в датском госпитале. Так во главе экспедиции встал Беллинсгаузен, мечтавший об открытии загадочного материка.

 

К подготовке подошли основательно, хотя ошибок не избежали. Шлюпы построили по проектам русских инженеров. Мастера основательно укрепили их – на случай возможной схватки со льдами. Перестройкой кораблей руководил Михаил Петрович Лазарев – второй капитан, второй человек в экспедиции. Лазарев и набирал команду, придирчиво проверяя опытных моряков. В экспедицию направились лучшие.

Шлюпом «Восток», командовал Беллинсгаузен, другим шлюпом, который назывался «Мирный», — Лазарев. Это действительно была мирная миссия, потребовавшая от участников самоотверженности и мужества. Много лет спустя в честь этих кораблей будут названы первые советские антарктические станции. «Восток» показал себя как более скоростной корабль, «Мирный» был надёжнее, гораздо реже требовал ремонта. В министерской инструкции Беллинсгаузену предписывалось не просто шагать в незнаемое, но фиксировать все наблюдения: «Старайтесь записывать все, дабы сообщить сие будущим читателям путешествия вашего». Вполне подходящая программа для сынов века Просвещения.

 

В августе корабли направились в Атлантику. 2 ноября бросили якоря в Рио, три недели передохнули в Бразилии. Пополнили запасы, подремонтировали шлюпы. И – снова океан. В середине декабря Беллинсгаузен и Лазарев увидели острова, открытые Куком – прежде всего, Южную Георгию. Оттуда пошли к земле Сандвича. Показались айсберги. Стало морозно – как зимой на русском севере. Тут-то они и опровергли предположение Кука, заявившего: «Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях в поисках Южного материка, настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне». В последние дни 1819 года русские корабли уже пробивались сквозь льды – на Юг, на Юг! 15 января они пересекли южный полярный круг.

 

22 января 1821 г. глазам путешественников предстал неизвестный остров. Беллинсгаузен назвал его островом Петра I — «высоким именем виновника существования в Российской империи военного флота». Наконец, 28 января (16-го по старому стилю) моряки увидели яркую полосу сплошных льдов и поначалу приняли её за гряду облаков. До них никто не видел эту картину: Антарктида! Беллинсгаузен повёл корабли вдоль ледяной громады. Он ещё не был уверен, что перед ним материк и тщательно проверял гипотезу. По-видимому, длительный поход не изнурил моряков. Они не торопились в обратный путь, исследуя пространство вокруг Антарктиды.

 

«Здесь за льдяными полями мелкого льда и островами виден материк льда, коего края отломаны перпендикулярно и который продолжается по мере нашего зрении, возвышаясь к югу подобно берегу. Плоские льдяные острова, близь сего материка находящиеся, ясно показывают, что они суть отломка сего материка, ибо имеют края и верхнюю поверхность подобную материку», - писал Фаддей Фаддеевич.

 

Долго они шли вдоль ледяных берегов – навстречу опасностям. Открывали новые острова, давали объяснения явлениям природы. Увековечили и имя императора Александра Первого.  Существования Антарктиды было доказано.

 

В экспедиции участвовал замечательным учёный, в то время ещё молодой астроном Иван Михайлович Симонов. Он стоически переносил все невзгоды путешествия. В плавании за полтора года Симонов стал справным матросом.  Он первым установил, что Южный магнитный полюс Земли расположен на 76° южной широты и 142,5° восточной долготы – для того времени это были точные данные. Он продолжит исследования в Казанском университете, опыт экспедиции пригодится ему на всю жизнь.

 

Плавание продолжалось 751 день. «Восток» и «Мирный» прошли  почти 50 тысяч миль.

 

Беллинсгаузен проявил невиданную решительность: пошёл навстречу стуже, не посчитался с предупреждениями Кука и других предшественников.  По тем временам это было неслыханно опасное путешествие. Деревянным шлюпам приходилось в тумане маневрировать среди льдов и айсбергов.  Бывалые моряки говорили, что Беллинсгаузену и Лазареву сопутствует благословение Господне. Через все напасти они прошли с минимальными потерями, достигли самой смелой цели – и вернулись живыми. Это воспринималось как чудо. Это и было чудо – смелого, но расчётливого кораблевождения. Два капитана, два выдающихся флотоводца, для общего дела они умели укрощать честолюбие. Лазарев, смиряя самолюбие, подчинялся командиру. Беллинсгаузен не ревновал к славе Лазарева.  Как часто в походах проявляются противоречия между командирами, как часто это мешает успеху. Беллинсгаузен и Лазарев работали согласованно.

 

Русские суда обошли вокруг всего антарктического материка. Были открыты и нанесены на карту десятки новых островов, собраны уникальные естественно-научная и этнографическая коллекции, которые хранятся в Казанском университете. Сделаны превосходные зарисовки видов Антарктики и обитающих там животных.

 

Самый суровый материк на земле породнился с Россией. Это именно в Антарктиде, на советской станции Восток, 21 июля 1983 года учёные отметили самую низкую температуру воздуха на Земле за всю историю метеорологических измерений: 89,2 градуса ниже нуля.

 

Свой капитальный труд «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света на шлюпах „Восток“ и „Мирный“…» Фаддей Беллинсгаузен закончил в 1824 году, но издания пришлось ждать семь лет. Книгу перевели на несколько языков, она вызывала восхищение специалистов, не раз переиздавалась и в наше время – не только в России.

 

Беллинсгаузен закончит службу в чине адмирала, на должности военного генерал-губернатора Кронштадта. Михаил Петрович Лазарев тоже дослужится до адмиральского звания, станет командующим Черноморским флотом, воспитает плеяды выдающихся флотоводцев: Нахимова, Корнилова, Путятина.

 

И всё-таки звёздный час обоих выдающихся мореплавателей – это именно январь 1820-го, слепящие льды таинственного материка. Открытие, которое не подлежит отменам и пересмотрам. Имена героев навсегда записаны во льдах. Они надолго опередили время: попытки исследовать Антарктиду начнутся только через 70 – 75 лет! А в ХХ веке славные страницы в историю исследований Антарктиды впишут советские моряки и учёные.  Отечественные  исследователи создали атлас Антарктиды. Продолжается дело, начатое Беллинсгаузеном и Лазаревым и их соратниками.

 

Не за горами двухсотлетие славной экспедиции, с которой связано, пожалуй, самое громкое из русских географических открытий. До сих пор нет достойного художественного фильма о подвиге Коломбов Антарктиды, зато в памяти остался коротенький мультфильм 1972 года по сценарию Леонида Завальнюка, в котором старый моряк рассказывает ребятам об экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Есть и неплохие детские книги об отважных путешественников. А, значит, память о мореходах-первопроходцах живёт в поколениях. Да и можно ли позабыть истинных первооткрывателей, героев, которые продвигались в незнаемое.

Автор: Арсений Замостьянов

Просмотров: 472 | Добавил: alex | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz