РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 29.03.2024, 17:26

Главная » Статьи » 1803-1806 "Надежда" Крузенштерн И.Ф. » 1803-1806 "Надежда" Крузенштерн И.Ф.

РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ КОРАБЛЬ «НАДЕЖДА». (1803-1806)
РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ КОРАБЛЬ «НАДЕЖДА». (1803-1806)
 
     Получив в царствование императора Александра I новые права и привилегии, Российско-Американская компания решилась завести с американскими своими колониями прямые сношения морем. С этою целью в начале 1803 года главное правление американской компании определило, согласно проекта капитан-лейтенанта Крузенштерна, снарядить два корабля и, нагрузив их материалами и вещами, в которых нуждались колониальные селения, отправить их туда в то же лето. До того времени все эти предметы доставлялись в Америку чрез Охотск с большим трудом и издержками, не говоря уже о том, что они приходили на место иногда не ранее двух лет и часто в таком виде, что не годились к употреблению¹. На обратном пути в Россию посылаемые корабли, нагрузясь пушным товаром из колониальных магазинов компании, должны были променять этот груз в Кантоне на произведения Китая.
    
     К этой начальной цели экспедиции прибавлена потом другая: отправление посольства в Японию для основания торговых сношений с этой страною. Звание посланника возлагалось правительством на одного из главных акционеров компании камергера Резанова. Начальство над обоими судами и командование одним из них, «Надежда», поручалось главному виновнику экспедиции, капитан-лейтенанту Крузенштерну, уже знакомому с отдаленными морями. Судном «Нева» командовал капитан-лейтенант Лисянский. Оба эти командира незадолго до того времени возвратились в Россию из Англии, служив волонтерами на тамошнем флоте.
    Шлюп "Надежда"
     Корабли нарочно для предстоящего путешествия были куплены в Лондоне и приведены в Россию. В знак особенного внимания Государя Императора к этому предприятию им дозволено было носить военный флаг.

     Выбор офицеров и команды, а равно снабжение судов жизненными и другими припасами вполне доверены были опытности и искусству командиров. Последствия совершенно оправдали эту доверенность. И теперь еще, когда уже многое по части мореплавания и морской гигиены усовершенствовано, путешествие капитанов Крузенштерна и Лисянского может служить примером во многих отношениях.

     План экспедиции был следующий: достигнув Великого океана вокруг мыса Горна или Доброй Надежды, «Надежда» и «Нева» должны были следовать вместе до Сандвичевых островов. Оттуда капитану Крузенштерну предписывалось идти в Авачинскую губу в Камчатке и, выгрузив привезенные материалы в компанейские магазины, следовать к берегам Японии, в Нагасаки; на обратном пути из Японии заняться исследованием Японского моря и западных берегов: Нипона, Матсмая и Сахалина; также осмотреть устье Амура, Шантарские острова с ближайшими берегами и Курильскую гряду; возвратившись же в Камчатку, принять компанейский груз и идти в Кантон, а оттуда, по окончании торговых дел, вместе с «Невой» возвратиться в Россию, огибая мыс Доброй Надежды. Капитану Лисянскому от Сандвичевых островов определено идти к острову Кадьяк, на котором тогда была главная фактория компании, и остаться зимовать в гавани Св. Павла; в продолжение зимовки осмотреть Кадьяк с окрестностями и, нагрузив корабль свой пушным товаром, весною прибыть в Кантон.

     Для ученых занятий приглашены были астроном и естествоиспытатели, известные знанием и опытностью по своим частям. Все они, равно как и посланник со свитою, находились на корабле капитана Крузенштерна.

     26-го июля 1803 года «Надежда» и «Нева» отправились с Кронштадтского рейда, а 5-го августа прибыли в Копенгаген для принятия остального компанейского груза и некоторой части морской провизии. Здесь корабли снова были перегружены и 27-го оставили Копенгаген, но из Зунда вышли не прежде 3-го сентября, простояв за противным ветром целую неделю в Гельсиноре. В Каттегате шторм разлучил корабли. Капитан Крузенштерн, следуя Немецким морем, близ берегов Англии встретил Британский фрегат «Виргиния», на котором посланник с астрономом Горнером отправились прямо в Лондон, а «Надежда», продолжая путь в канал, 16-го сентября бросила якорь на Фальмутском рейде, где соединилась с кораблем «Нева», пришедшим сюда двумя днями ранее.

     Дождавшись возвращения из Лондона посланника и астронома Горнера с инструментами и погрузив на корабли еще шестимесячный запас ирландской солонины, оба судна 23-го сентября отправились в дальнейший путь и в тот же день потеряли из виду берега Европы.

     28-го сентября в широте 37½°N и долготе 14° W прекратился доселе попутный SO-й ветер, и остальная часть плавания до острова Тенерифа продолжалась с переменными юго-западными ветрами. 8-го октября «Надежда» и «Нева» прибыли на С.-Круцкий рейд, на котором простояли до 15-го для закупки вина и свежей провизии. Направясь отсюда к экватору, 25-го октября прошли в виду острова Св. Антония (одного из островов Зеленого мыса)и вскоре получили NO пассат, с которым плыли до 3-го ноября. Следующие за тем десять дней, пока не встретили юго-восточного пассата, корабли находились в полосе безветрия и штилей, а 14-го ноября русский флаг в первый раз перешел в южное полушарие².

     Потеряв юго-восточный пассат (около 14° S широты), «Надежда» и «Нева» продолжали плавание вдоль берега Южной Америки, и 25-го ноября достигли параллели 19° S. Следующие два дня употреблены были на отыскание острова Ассенцион (Ascension), предполагаемого в широте около 20° S, между долготами 30° и 38° W. Капитан Крузенштерн, не найдя его, убедился при этом, что он не может лежать в пространстве между широтами 20°10' и 20°30' S, до 37° W долготы. 1-го декабря суда пришли на высоту мыса Фрио, долгота которого найдена с корабля «Надежда» 41°36'30'' W, из лунных наблюдений. 9-го оба корабля бросили якорь у острова Св. Екатерины, на рейде С.-Круц, где капитан Крузенштерн намерен был дать отдых команде и приготовиться к трудному плаванию вокруг мыса Горна.
     При осмотре здесь рангоута на судах оказалось, что на корабле «Нева» грот-мачта ненадежна и требует перемены. Вырубка и обделка деревьев, годных для этого, и особенно доставка их к кораблю задержали здесь отряд долее, чем предполагал капитан Крузенштерн. Вышедши в море 23-го января 1804 года, направились к мысу Горну, назначив рандеву острова Св. Пасхи и Нука-Гиву.

     Плавание кораблей до мыса Горна было довольно успешно. Выдержав несколько крепких ветров, «Надежда» и «Нева» вступили в Великий океан 20-го февраля, а 2-го марта (от долготы 82°56' W) стали спускаться к северу; 12-го, в широте 47° S и долготе 97° W во время шторма и тумана корабли разлучились. Сопровождаемый упорным северо-западным ветром, капитан Крузенштерн решился идти прямо, не теряя времени, в Камчатку, коснувшись только на короткое время острова Нука-Гива для соединения с кораблем «Нева». Соображаясь с этим планом, он должен был уже отказаться от намерения своего посвятить несколько летних месяцев географическим исследованиям в Океании. Выгоды американской компании требовали такого пожертвования; всякое промедление в доставке товаров к назначенному месту повлекло бы за собою убытки.

     5-го апреля «Надежда» перешла южный тропик, в 104¼° W долготы, а 24-го открылся Феттугу, один из Маркизовых островов; на следующий день бросили якорь в порте Анны-Марии, на острове Нука-Гива (группы Вашингтоновых островов); через два дни прибыл туда же и корабль «Нева», заходивший к острову Св. Пасхи, у которого держался он несколько дней в ожидании корабля «Надежда».

     Возобновив, по возможности, свои запасы в воде и провизии, «Надежда» и «Нева» оставили Нука-Гиву, направляясь к островам Сандвичевым, у которых назначено было им разлучиться³.

     В десятидневное пребывание у Вашингтоновых островов, капитан Крузенштерн сделал съемку южной части Нука-Гивы, причем открыта близ порта Анны-Марии новая, весьма удобная, бухта, названная именем адмирала Чичагова; притом посредством астрономических наблюдений определены разные пункты на островах Феттугу, Чиноа и Нука-Гива.

     Употребив один день на отыскание острова, будто бы виденного Маршандом к западу от Нука-Гивы, капитан Крузенштерн не решился плыть далее в этом направлении, опасаясь сильного восточного течения, которое было уже и без того значительно (около 20 миль в сутки). 13-го мая в долготе 146° W суда во второй раз пересекли экватор и до 8° северной широты находились в полосе штилей. Наступивший вслед за тем крепкий NO пассат быстро донес корабли к острову Овайги (Сандвичевы острова). Отсюда капитан Крузенштерн, не останавливаясь, продолжал путь в Камчатку, а капитан Лисянский после четырехдневного отдыха у острова пошел к Кадьяк.

Шлюпы "Надежда" и "Нева" у берегов Гавайских островов     От Сандвичевых островов капитан Крузенштерн следовал между параллелями 17° и 18° N, по средине путей капитанов Кука и Клерка и купеческих судов, плавающих оттуда в Кантон. 3-го июня в широте 17° N и долготе 169°30' W с корабля видели много летающих птиц, однако никакой земли не приметили. Капитан Крузенштерн полагает, что около этого места должен находиться какой-нибудь неизвестный еще остров или надводная скала⁴.

     6-го июня от долготы 176°46' W «Надежда» направила курс к северо-западу; капитан Крузенштерн держал таким образом, чтобы не подходить к пути капитана Клерка ближе 100 миль. 10-го пересек он тропик Рака в долготе 181°56' W. NO пассат, до сего времени свежий, стал дуть неправильно и скоро совершенно заменился переменными ветрами.

     От параллели 36° N капитан Крузенштерн намерен был несколько времени идти на запад, чтобы удостовериться в существовании земли, назначаемой на старых испанских и некоторых других картах, на восток из Японии; однако крепкие W ветра и туманы принудили оставить это намерение. В следующие два дни, хотя и видны были признаки берега (в широте от 38° до 42° N), но пасмурность не дозволила удостовериться в его существовании. 2-го июля «Надежда» прибыла в Петропавловский порт, почти через год по выходе из Кронштадта. По сдаче груза в береговые магазины (кроме 6 000 пудов железа, которые по недостатку времени для выгрузки оставлены), корабль был выконопачен, потому что на переходе от мыса Горна обнаружилась значительная течь; такелаж и паруса приведены в исправность. Окончив эти работы и снабдив корабль, по возможности, провизиею, капитан Крузенштерн 27 августа вышел в море для исполнения второй цели своего путешествия - посольства в Японию.

     Хотя позднее время и не позволяло думать о географических исследованиях на пути в Нагасаки, однако ж, желая, по возможности, сделать что-либо полезное для науки, капитан Крузенштерн расположил свой курс между путями капитана Клерка и Гора, намереваясь осмотреть пространство моря в долготе 214° W между 33° и 37° северной широты, близ которого на картах Лаперуза и некоторых других назначено несколько сомнительных островов.

     Бурная погода, сопровождавшая «Надежду» с самого выхода из Камчатки, прекратилась 3-го сентября, когда она находилась близ параллели 39° в долготе 208° W. В следующие дни капитан Крузенштерн проходил по тому пространству, где предполагал найти землю, однако поиски его остались без успеха, хотя и заметны были некоторые признаки берегов. 9-го достиг он параллели Вандименова пролива, и через неделю (в широте 32°, долготе 226°22' W) увидели японский берег, у которого 20 сентября выдержали жестокий тайфун. Во время этого урагана ртуть в барометре опустилась ниже шкалы с делениями и показалась снова не ранее, как через три часа. Капитан Крузенштерн полагал, что наименьшая высота барометра была около 27 дюйм. Корабль находился в большой опасности, имея близко под ветром берег, к которому его прижимало; но быстрая перемена ветра от OSO к WNW спасла корабль от крушения. Вред, нанесенный тайфуном, в сравнении с его силою, был вообще незначителен: кроме двух гребных судов, разбитых волнением, и многих порванных снастей, ничего не потеряно.

     В следующие дни капитан Крузенштерн плыл вдоль южного берега острова Киу-Зио, проливом Вандимена, определяя астрономически все приметные пункты и острова; 26-го сентября прибыл он в Нагасаки.

     Известно, что посольство в Японию не имело успеха. Японцы приняли его с разными стеснительными предосторожностями и, продержав около пяти месяцев в ожидании императорского уполномоченного для переговоров, кончили тем, что не только не согласились на какие-либо сношения с Россиею, но даже не приняли и подарков, привезенных от имени Государя.

     5-го апреля 1805 года капитан Крузенштерн оставил негостеприимный Нагасаки и через Корейский пролив вошел в Японское море, имея намерение исследовать этот бассейн, почти неизвестный тогда европейским мореплавателям.

     28-го апреля остановился он на якоре во вновь открытом заливе на северном берегу острова Матсмая, названном по имени канцлера графа Румянцева. На пути из Нагасаки до этого места определено положение островов: Тсу-Сима, Колнет, Гото и других, прилежащих к Киу-Зио и Нипону; исследован северо-западный берег последнего, вход в Сангарский пролив и весь западный и северо-западный берег острова Матсмая⁵.

     Собрав от жителей залива Румянцева некоторые сведения относительно Матсмая и Сахалина, 1-го мая капитан Крузенштерн прошел проливом Лаперуза в залив Аниву на южном берегу Сахалина; оттуда снялся 4-го мая и продолжал съемку восточного берега до мыса Терпения. 15-го мая, встретив близ этого мыса большое количество льду, принужден был прекратить свои работы и возвратиться в Камчатку. Проходя чрез Курильскую цепь, 18-го мая открыл он группу Высадка русских моряков на остров в Тихом океанеКаменные ловушки⁶, близ которых корабль едва не погиб, встретив столь сильное течение, что при восьми узлах ходу его тащило назад на подводный риф. С большим трудом капитан Крузенштерн выбрался снова в Охотское море, в котором переждал наступивший вскоре шторм, и уже на другой день вышел в океан проливом между островами Онекотаном и Харамукотаном. Чрез четыре дни прибыл в Петропавловский порт.

     Здесь посланник камергер Резанов оставил «Надежду» и на компанейском бриге «Мария» отправился на остров Кадьяк⁷, а капитан Крузенштерн возвратился к Сахалину для продолжения гидрографических работ.

     23-го июня вышел он из Авачинской губы и 30-го, пройдя проливом Надежды между островов Матауа и Рашауа в Охотское море, 7-го июля прибыл к мысу Терпения. Отсюда продолжал исследования вдоль восточного берега Сахалина и, обойдя (28-го июля) северную его оконечность, спустился на юг к устью реки Амура. 1-го августа в широте 53°30'50'' N увидели северный канал, отделяющий Сахалин от материка. Встретив здесь сильное течение от юга и совершенно пресную воду, заключили о близости устья и убедились, согласно с разысканиями Лаперуза, что Сахалин соединяется с материком южнее устья Амура посредством пересыхающего перешейка или весьма мелкого канала; постоянное течение на север, а не на юг (чего Лаперуз не замечал) еще более убедило капитана Крузенштерна в этом предположении⁸.

     Малая глубина в канале не дозволяла кораблю идти далее к югу, а неимение вблизи надежной гавани, где можно бы было безопасно оставаться, пока гребные суда делают съемку устья реки, сделало невозможным посылку туда баркаса, собственно для этой цели еще в Нагасаки приготовленного.

     На следующий день юго-восточный ветер и сильное из пролива течение помешали капитану Крузенштерну обозреть близлежащий Татарский берег. Простояв на якоре еще двое суток в открытом с моря заливе Надежда на западном берегу Сахалина, отправились обратно в Камчатку. На этом последнем пути определено положение острова Св. Ионы. 19 августа прибыли в Петропавловский порт, пройдя большую часть Охотского моря с туманом и крепким ветром⁹.

     Изготовление корабля к обратному плавания в Россию, перегрузка трюма и пополнение запаса провизии, доставленной по заказу из Охотска и Якутска, удержали капитана Крузенштерна в Петропавловском порте более месяца. Наконец 23 сентября оставил он в последний раз берега Камчатки и пошел в Кантон, где должен был соединиться с кораблем «Нева».

     На этом переходе капитан Крузенштерн искал, но безуспешно, островов: Рико-де-Плата, Гваделупас, Малибрагос, С.-Себастиан де-Лобос и С.-Жуан, назначенных на старинных картах. Бурные погоды, особенно между широтами 38° и 31° N, много препятствовали этим разысканиям. 14 октября в широте 31° N и долготе 208½° W корабль выдержал бурю, подобную тайфуну, бывшему у японских берегов. В следующие за тем дни приметно было много признаков близкой земли около параллели 27° N, в долготе 215° W¹⁰. 25-го октября, находясь в виду островов Вулканос, лежащих близ северного тропика, «Надежда» получила NO муссон и спустилась к западу. 6 ноября в бурную ночь капитан Крузенштерн вошел в Китайское море проливом между островами Баши и Формоза и через два дни прибыл в Макао.

     21 ноября, когда капитан Крузенштерн, окончив здесь все дела, готовился уже к выходу в море, пришел сюда корабль «Нева» с грузом пушного товара; оба корабля перешли тогда в Вампоа. К началу января 1806 года все торговые компанейские дела были окончены, и корабли нагружены товарами на сумму 263 000 руб. серебром; но китайское начальство еще удерживало их под разными пустыми предлогами почти месяц; так что «Надежда» и «Нева» отправились в дальнейший путь не прежде 29-го января.

     При помощи NO муссона плавание Китайским морем было весьма успешно; 12 февраля суда перешли в третий раз экватор, и после опасного прохода Зондским проливом (в котором «Надежду» едва не бросило на камни), 21-го вступили в Индийский океан.

     При выходе из пролива корабли встретили западный муссон, принудивший их держаться к югу до параллели 12½° S, близ которой этот ветер заменился SO пассатом. Продолжая плавание к мысу Доброй Надежды, 15 марта перешли южный тропик в 296°55' W долготы, и 3 апреля, находясь уже на с. петербургском меридиане, во время пасмурности потеряли друг друга из виду. Обогнув вскоре после того мыс Доброй Надежды, капитан Крузенштерн взял курс к условленному рандеву, острову Св. Елены, куда и прибыл 21 апреля.

     Не найдя здесь капитана Лисянского и не получив провизии по недостатку ее на самом острове, капитан Крузенштерн отправился далее и 10 мая в четвертый раз перешел экватор.

     28 мая корабль «Надежда» вышел из тропиков, и пассат вскоре заменился десятидневным штилем, после которого следовали умеренные переменные ветра.

     Получив еще на острове Св. Елены известие о разрыве между Россиею и Франциею, капитан Крузенштерн для избегания встречи с неприятельскими судами не пошел в канал, а направил путь вокруг берегов Ирландии и Великобритании. Обойдя Оркадские острова, 6 июля остановился он на четыре дни в Копенгагене и Гельсиноре и после двухнедельного плавания Балтийским морем 7 августа 1906 года прибыл в Кронштадт, совершив путешествие в три года и двенадцать дней.

     Кроме географических работ и приобретений по части естественных наук, путешествие капитана Крузенштерна замечательно отличным состоянием экипажа. В это трехгодичное плавание не умерло у него ни одного человека, даже число больных было весьма незначительное.

     Подробности об этом первом кругосветном плавании наших моряков, можно найти в следующих сочинениях:

     1) «Путешествие вокруг света в 1803-1806 годах, по повелению Его Императорского Величества Александра I, на кораблях «Надежда» и «Нева», под начальством флота 1) капитан-лейтенанта Крузенштерна. Спб. 1809-1812г., в 4 д. XXV, 388, 471, 449 стр.». Первые две книги содержат историческую часть путешествия, а в последней помещены таблицы счисления, астрономические наблюдения, замечания о течениях, приливах и проч., также несколько частей по части естественных наук.

     2) «Журнал первого путешествия россиян вокруг земного шара, сочиненный под Высочайшим Е. И. В. Покровительством, Российско-Американской компании главным комиссионером Ф. Шемелиным, Спб. 1816-1818г., в 4 д. 168 и 428 стр.». В этой книге много любопытных замечаний о торговле с Китаем и Японией, и некоторых других предметах.

     3) «Путешествие вокруг света капитан-лейтенанта Лисянского».
     _____________________________________________________________________________________________________________________
 
     ¹ Путешествие капитана Крузенштерна, ч.1 (введение) и Двукратное путешествие морских офицеров Хвостова и Давыдова в Америку.
     ² Из всех офицеров и матросов только командиры судов переходили прежде экватор.
     ³ Заштилев при выходе из залива, «Надежда» едва не разбилась, будучи увлечена зыбью и течением к близлежащей скале. С большим трудом успели отбуксировать корабль на середину выхода; при чем потеряли кабельтов с верпом, которого не было времени поднять.
    Предположение капитана Крузенштерна вполне оправдалось: действительно, в 1807 году открыты в широте 16°53' N и долготе 169°32' W капитаном английского фрегата «Корнваллис» Смитом острова, и названы по его имени. См. разбор Атласа южного моря, соч. капитана Крузенштерна, часть II, дополнение издано в 1836 году.
     Число всех пунктов в Японском и Охотском морях, определенных астрономически, более ста. См. «Пут. капитана Крузенштерна», ч.III, стр. 398-402», а также: «Разбор атласа южного моря, ч.II, Сев. Полушарие».
     Эти островки у жителей называются «Муссир», иначе «Сивуч» и «каменья».
     Возвратясь оттуда в Охотск, оправился сухим путем в С.-Петербург и на дороге умер в Красноярске.
     Исследования капитана Невельского показали несправедливость этих предположений. А. Сбигнев
     Позднее время года и необходимость поспеть вовремя в Кантон удержали капитана Крузенштерна от исследования Шантарских островов и прилежащего к ним материка. Эти острова оставались почти неизвестными до 1829 года, когда описаны корпуса флотских штурманов поручиком Козьминым. См. Зап. гидр. департ., ч. IV.
     ¹ Близ этого места открыты или отысканы в 1827 году капитанами Бичи и Литке острова Бонин-Сима.
 
Список участвовавших в кругосветном плавании на корабле "Надежда:
 
Звания и имена
Примечания
Командир, капитан-лейтенант Иван Федорович Крузенштерн
Скончался в 1846г., адмирал, при Особе Е.И. Величества.
Лейтенант Макар Ратманов
Скончался в 1833г., вице-адмирал, дежурный генерал.
Лейтенант Федор Ромберг
Скончался на службе, капитаном.
Лейтенант Петр Головачев
Застрелился в 1806 г. на о. Св. Елены.
Лейтенант Ермолай Левенштерн
Скончался.
Штурман Филлип Каменьщиков
Скончался.
Подштурман Василий Сполохов.
Скончался.
Доктор Карл Эспенберг
 
Подлекарь Иван Сидгам.
 
Астроном Горнер
Уехал за границу.
Естествоиспытатель Тилезиус
Уехал за границу.
Естествоиспытатель Густав Лангсдорф
Скончался в 1832 году.
Кадет 1 кад. корп. Отто Коцебу
Скончался капитаном 1 ранга в отставке.
Кадет 1 кад. корп. Мориц Коцебу
Скончался.
Посланник к Японскому двору, действительный статский советник Николай Петрович Резанов
Скончался в Красноярске, на обратном пути из КамчаткиЮ 1807 г.
Майор Ермрлай Фридерици
 
Гвардии поручик, граф Федор Толстой
 
Надворный советник Федор Фосс
 
Живописец Степан Курляндцев
 
Доктор Бринкен
 
Комиссионер РАК Федор Шемелин
Скончался
Нижних чинов......................... 51 чел.
 
 
     Источник: Ивашинцев Н. А. "Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849 год" СПб. 1872, стр. 1-12, 221-222.
 


Источник: http://dfiles.ru/files/gt6b2roxk
Категория: 1803-1806 "Надежда" Крузенштерн И.Ф. | Добавил: alex (24.03.2013)
Просмотров: 1559 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz