РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ КОРАБЛЬ «НАДЕЖДА». (1803-1806)
Получив в царствование императора Александра I новые права и привилегии, Российско-Американская компания решилась завести с американскими своими колониями прямые сношения морем. С этою целью в начале 1803 года главное правление американской компании определило, согласно проекта капитан-лейтенанта Крузенштерна, снарядить два корабля и, нагрузив их материалами и вещами, в которых нуждались колониальные селения, отправить их туда в то же лето. До того времени все эти предметы доставлялись в Америку чрез Охотск с большим трудом и издержками, не говоря уже о том, что они приходили на место иногда не ранее двух лет и часто в таком виде, что не годились к употреблению¹. На обратном пути в Россию посылаемые корабли, нагрузясь пушным товаром из колониальных магазинов компании, должны были променять этот груз в Кантоне на произведения Китая.
К этой начальной цели экспедиции прибавлена потом другая: отправление посольства в Японию для основания торговых сношений с этой страною. Звание посланника возлагалось правительством на одного из главных акционеров компании камергера Резанова. Начальство над обоими судами и командование одним из них, «Надежда», поручалось главному виновнику экспедиции, капитан-лейтенанту Крузенштерну, уже знакомому с отдаленными морями. Судном «Нева» командовал капитан-лейтенант Лисянский. Оба эти командира незадолго до того времени возвратились в Россию из Англии, служив волонтерами на тамошнем флоте.
Корабли нарочно для предстоящего путешествия были куплены в Лондоне и приведены в Россию. В знак особенного внимания Государя Императора к этому предприятию им дозволено было носить военный флаг.
Выбор офицеров и команды, а равно снабжение судов жизненными и другими припасами вполне доверены были опытности и искусству командиров. Последствия совершенно оправдали эту доверенность. И теперь еще, когда уже многое по части мореплавания и морской гигиены усовершенствовано, путешествие капитанов Крузенштерна и Лисянского может служить примером во многих отношениях.
План экспедиции был следующий: достигнув Великого океана вокруг мыса Горна или Доброй Надежды, «Надежда» и «Нева» должны были следовать вместе до Сандвичевых островов. Оттуда капитану Крузенштерну предписывалось идти в Авачинскую губу в Камчатке и, выгрузив привезенные материалы в компанейские магазины, следовать к берегам Японии, в Нагасаки; на обратном пути из Японии заняться исследованием Японского моря и западных берегов: Нипона, Матсмая и Сахалина; также осмотреть устье Амура, Шантарские острова с ближайшими берегами и Курильскую гряду; возвратившись же в Камчатку, принять компанейский груз и идти в Кантон, а оттуда, по окончании торговых дел, вместе с «Невой» возвратиться в Россию, огибая мыс Доброй Надежды. Капитану Лисянскому от Сандвичевых островов определено идти к острову Кадьяк, на котором тогда была главная фактория компании, и остаться зимовать в гавани Св. Павла; в продолжение зимовки осмотреть Кадьяк с окрестностями и, нагрузив корабль свой пушным товаром, весною прибыть в Кантон.
Для ученых занятий приглашены были астроном и естествоиспытатели, известные знанием и опытностью по своим частям. Все они, равно как и посланник со свитою, находились на корабле капитана Крузенштерна.
26-го июля 1803 года «Надежда» и «Нева» отправились с Кронштадтского рейда, а 5-го августа прибыли в Копенгаген для принятия остального компанейского груза и некоторой части морской провизии. Здесь корабли снова были перегружены и 27-го оставили Копенгаген, но из Зунда вышли не прежде 3-го сентября, простояв за противным ветром целую неделю в Гельсиноре. В Каттегате шторм разлучил корабли. Капитан Крузенштерн, следуя Немецким морем, близ берегов Англии встретил Британский фрегат «Виргиния», на котором посланник с астрономом Горнером отправились прямо в Лондон, а «Надежда», продолжая путь в канал, 16-го сентября бросила якорь на Фальмутском рейде, где соединилась с кораблем «Нева», пришедшим сюда двумя днями ранее.
Дождавшись возвращения из Лондона посланника и астронома Горнера с инструментами и погрузив на корабли еще шестимесячный запас ирландской солонины, оба судна 23-го сентября отправились в дальнейший путь и в тот же день потеряли из виду берега Европы.
28-го сентября в широте 37½°N и долготе 14° W прекратился доселе попутный SO-й ветер, и остальная часть плавания до острова Тенерифа продолжалась с переменными юго-западными ветрами. 8-го октября «Надежда» и «Нева» прибыли на С.-Круцкий рейд, на котором простояли до 15-го для закупки вина и свежей провизии. Направясь отсюда к экватору, 25-го октября прошли в виду острова Св. Антония (одного из островов Зеленого мыса)и вскоре получили NO пассат, с которым плыли до 3-го ноября. Следующие за тем десять дней, пока не встретили юго-восточного пассата, корабли находились в полосе безветрия и штилей, а 14-го ноября русский флаг в первый раз перешел в южное полушарие².
Потеряв юго-восточный пассат (около 14° S широты), «Надежда» и «Нева» продолжали плавание вдоль берега Южной Америки, и 25-го ноября достигли параллели 19° S. Следующие два дня употреблены были на отыскание острова Ассенцион (Ascension), предполагаемого в широте около 20° S, между долготами 30° и 38° W. Капитан Крузенштерн, не найдя его, убедился при этом, что он не может лежать в пространстве между широтами 20°10' и 20°30' S, до 37° W долготы. 1-го декабря суда пришли на высоту мыса Фрио, долгота которого найдена с корабля «Надежда» 41°36'30'' W, из лунных наблюдений. 9-го оба корабля бросили якорь у острова Св. Екатерины, на рейде С.-Круц, где капитан Крузенштерн намерен был дать отдых команде и приготовиться к трудному плаванию вокруг мыса Горна.
При осмотре здесь рангоута на судах оказалось, что на корабле «Нева» грот-мачта ненадежна и требует перемены. Вырубка и обделка деревьев, годных для этого, и особенно доставка их к кораблю задержали здесь отряд долее, чем предполагал капитан Крузенштерн. Вышедши в море 23-го января 1804 года, направились к мысу Горну, назначив рандеву острова Св. Пасхи и Нука-Гиву.
Плавание кораблей до мыса Горна было довольно успешно. Выдержав несколько крепких ветров, «Надежда» и «Нева» вступили в Великий океан 20-го февраля, а 2-го марта (от долготы 82°56' W) стали спускаться к северу; 12-го, в широте 47° S и долготе 97° W во время шторма и тумана корабли разлучились. Сопровождаемый упорным северо-западным ветром, капитан Крузенштерн решился идти прямо, не теряя времени, в Камчатку, коснувшись только на короткое время острова Нука-Гива для соединения с кораблем «Нева». Соображаясь с этим планом, он должен был уже отказаться от намерения своего посвятить несколько летних месяцев географическим исследованиям в Океании. Выгоды американской компании требовали такого пожертвования; всякое промедление в доставке товаров к назначенному месту повлекло бы за собою убытки.
5-го апреля «Надежда» перешла южный тропик, в 104¼° W долготы, а 24-го открылся Феттугу, один из Маркизовых островов; на следующий день бросили якорь в порте Анны-Марии, на острове Нука-Гива (группы Вашингтоновых островов); через два дни прибыл туда же и корабль «Нева», заходивший к острову Св. Пасхи, у которого держался он несколько дней в ожидании корабля «Надежда».
Возобновив, по возможности, свои запасы в воде и провизии, «Надежда» и «Нева» оставили Нука-Гиву, направляясь к островам Сандвичевым, у которых назначено было им разлучиться³.
В десятидневное пребывание у Вашингтоновых островов, капитан Крузенштерн сделал съемку южной части Нука-Гивы, причем открыта близ порта Анны-Марии новая, весьма удобная, бухта, названная именем адмирала Чичагова; притом посредством астрономических наблюдений определены разные пункты на островах Феттугу, Чиноа и Нука-Гива.
Употребив один день на отыскание острова, будто бы виденного Маршандом к западу от Нука-Гивы, капитан Крузенштерн не решился плыть далее в этом направлении, опасаясь сильного восточного течения, которое было уже и без того значительно (около 20 миль в сутки). 13-го мая в долготе 146° W суда во второй раз пересекли экватор и до 8° северной широты находились в полосе штилей. Наступивший вслед за тем крепкий NO пассат быстро донес корабли к острову Овайги (Сандвичевы острова). Отсюда капитан Крузенштерн, не останавливаясь, продолжал путь в Камчатку, а капитан Лисянский после четырехдневного отдыха у острова пошел к Кадьяк.
От Сандвичевых островов капитан Крузенштерн следовал между параллелями 17° и 18° N, по средине путей капитанов Кука и Клерка и купеческих судов, плавающих оттуда в Кантон. 3-го июня в широте 17° N и долготе 169°30' W с корабля видели много летающих птиц, однако никакой земли не приметили. Капитан Крузенштерн полагает, что около этого места должен находиться какой-нибудь неизвестный еще остров или надводная скала⁴.
6-го июня от долготы 176°46' W «Надежда» направила курс к северо-западу; капитан Крузенштерн держал таким образом, чтобы не подходить к пути капитана Клерка ближе 100 миль. 10-го пересек он тропик Рака в долготе 181°56' W. NO пассат, до сего времени свежий, стал дуть неправильно и скоро совершенно заменился переменными ветрами.
От параллели 36° N капитан Крузенштерн намерен был несколько времени идти на запад, чтобы удостовериться в существовании земли, назначаемой на старых испанских и некоторых других картах, на восток из Японии; однако крепкие W ветра и туманы принудили оставить это намерение. В следующие два дни, хотя и видны были признаки берега (в широте от 38° до 42° N), но пасмурность не дозволила удостовериться в его существовании. 2-го июля «Надежда» прибыла в Петропавловский порт, почти через год по выходе из Кронштадта. По сдаче груза в береговые магазины (кроме 6 000 пудов железа, которые по недостатку времени для выгрузки оставлены), корабль был выконопачен, потому что на переходе от мыса Горна обнаружилась значительная течь; такелаж и паруса приведены в исправность. Окончив эти работы и снабдив корабль, по возможности, провизиею, капитан Крузенштерн 27 августа вышел в море для исполнения второй цели своего путешествия - посольства в Японию.
Хотя позднее время и не позволяло думать о географических исследованиях на пути в Нагасаки, однако ж, желая, по возможности, сделать что-либо полезное для науки, капитан Крузенштерн расположил свой курс между путями капитана Клерка и Гора, намереваясь осмотреть пространство моря в долготе 214° W между 33° и 37° северной широты, близ которого на картах Лаперуза и некоторых других назначено несколько сомнительных островов.
Бурная погода, сопровождавшая «Надежду» с самого выхода из Камчатки, прекратилась 3-го сентября, когда она находилась близ параллели 39° в долготе 208° W. В следующие дни капитан Крузенштерн проходил по тому пространству, где предполагал найти землю, однако поиски его остались без успеха, хотя и заметны были некоторые признаки берегов. 9-го достиг он параллели Вандименова пролива, и через неделю (в широте 32°, долготе 226°22' W) увидели японский берег, у которого 20 сентября выдержали жестокий тайфун. Во время этого урагана ртуть в барометре опустилась ниже шкалы с делениями и показалась снова не ранее, как через три часа. Капитан Крузенштерн полагал, что наименьшая высота барометра была около 27 дюйм. Корабль находился в большой опасности, имея близко под ветром берег, к которому его прижимало; но быстрая перемена ветра от OSO к WNW спасла корабль от крушения. Вред, нанесенный тайфуном, в сравнении с его силою, был вообще незначителен: кроме двух гребных судов, разбитых волнением, и многих порванных снастей, ничего не потеряно.
В следующие дни капитан Крузенштерн плыл вдоль южного берега острова Киу-Зио, проливом Вандимена, определяя астрономически все приметные пункты и острова; 26-го сентября прибыл он в Нагасаки.
Известно, что посольство в Японию не имело успеха. Японцы приняли его с разными стеснительными предосторожностями и, продержав около пяти месяцев в ожидании императорского уполномоченного для переговоров, кончили тем, что не только не согласились на какие-либо сношения с Россиею, но даже не приняли и подарков, привезенных от имени Государя.
5-го апреля 1805 года капитан Крузенштерн оставил негостеприимный Нагасаки и через Корейский пролив вошел в Японское море, имея намерение исследовать этот бассейн, почти неизвестный тогда европейским мореплавателям.
28-го апреля остановился он на якоре во вновь открытом заливе на северном берегу острова Матсмая, названном по имени канцлера графа Румянцева. На пути из Нагасаки до этого места определено положение островов: Тсу-Сима, Колнет, Гото и других, прилежащих к Киу-Зио и Нипону; исследован северо-западный берег последнего, вход в Сангарский пролив и весь западный и северо-западный берег острова Матсмая⁵.
Собрав от жителей залива Румянцева некоторые сведения относительно Матсмая и Сахалина, 1-го мая капитан Крузенштерн прошел проливом Лаперуза в залив Аниву на южном берегу Сахалина; оттуда снялся 4-го мая и продолжал съемку восточного берега до мыса Терпения. 15-го мая, встретив близ этого мыса большое количество льду, принужден был прекратить свои работы и возвратиться в Камчатку. Проходя чрез Курильскую цепь, 18-го мая открыл он группу Каменные ловушки⁶, близ которых корабль едва не погиб, встретив столь сильное течение, что при восьми узлах ходу его тащило назад на подводный риф. С большим трудом капитан Крузенштерн выбрался снова в Охотское море, в котором переждал наступивший вскоре шторм, и уже на другой день вышел в океан проливом между островами Онекотаном и Харамукотаном. Чрез четыре дни прибыл в Петропавловский порт.
Здесь посланник камергер Резанов оставил «Надежду» и на компанейском бриге «Мария» отправился на остров Кадьяк⁷, а капитан Крузенштерн возвратился к Сахалину для продолжения гидрографических работ.
23-го июня вышел он из Авачинской губы и 30-го, пройдя проливом Надежды между островов Матауа и Рашауа в Охотское море, 7-го июля прибыл к мысу Терпения. Отсюда продолжал исследования вдоль восточного берега Сахалина и, обойдя (28-го июля) северную его оконечность, спустился на юг к устью реки Амура. 1-го августа в широте 53°30'50'' N увидели северный канал, отделяющий Сахалин от материка. Встретив здесь сильное течение от юга и совершенно пресную воду, заключили о близости устья и убедились, согласно с разысканиями Лаперуза, что Сахалин соединяется с материком южнее устья Амура посредством пересыхающего перешейка или весьма мелкого канала; постоянное течение на север, а не на юг (чего Лаперуз не замечал) еще более убедило капитана Крузенштерна в этом предположении⁸.
Малая глубина в канале не дозволяла кораблю идти далее к югу, а неимение вблизи надежной гавани, где можно бы было безопасно оставаться, пока гребные суда делают съемку устья реки, сделало невозможным посылку туда баркаса, собственно для этой цели еще в Нагасаки приготовленного.
На следующий день юго-восточный ветер и сильное из пролива течение помешали капитану Крузенштерну обозреть близлежащий Татарский берег. Простояв на якоре еще двое суток в открытом с моря заливе Надежда на западном берегу Сахалина, отправились обратно в Камчатку. На этом последнем пути определено положение острова Св. Ионы. 19 августа прибыли в Петропавловский порт, пройдя большую часть Охотского моря с туманом и крепким ветром⁹.
Изготовление корабля к обратному плавания в Россию, перегрузка трюма и пополнение запаса провизии, доставленной по заказу из Охотска и Якутска, удержали капитана Крузенштерна в Петропавловском порте более месяца. Наконец 23 сентября оставил он в последний раз берега Камчатки и пошел в Кантон, где должен был соединиться с кораблем «Нева».
На этом переходе капитан Крузенштерн искал, но безуспешно, островов: Рико-де-Плата, Гваделупас, Малибрагос, С.-Себастиан де-Лобос и С.-Жуан, назначенных на старинных картах. Бурные погоды, особенно между широтами 38° и 31° N, много препятствовали этим разысканиям. 14 октября в широте 31° N и долготе 208½° W корабль выдержал бурю, подобную тайфуну, бывшему у японских берегов. В следующие за тем дни приметно было много признаков близкой земли около параллели 27° N, в долготе 215° W¹⁰. 25-го октября, находясь в виду островов Вулканос, лежащих близ северного тропика, «Надежда» получила NO муссон и спустилась к западу. 6 ноября в бурную ночь капитан Крузенштерн вошел в Китайское море проливом между островами Баши и Формоза и через два дни прибыл в Макао.
21 ноября, когда капитан Крузенштерн, окончив здесь все дела, готовился уже к выходу в море, пришел сюда корабль «Нева» с грузом пушного товара; оба корабля перешли тогда в Вампоа. К началу января 1806 года все торговые компанейские дела были окончены, и корабли нагружены товарами на сумму 263 000 руб. серебром; но китайское начальство еще удерживало их под разными пустыми предлогами почти месяц; так что «Надежда» и «Нева» отправились в дальнейший путь не прежде 29-го января.
При помощи NO муссона плавание Китайским морем было весьма успешно; 12 февраля суда перешли в третий раз экватор, и после опасного прохода Зондским проливом (в котором «Надежду» едва не бросило на камни), 21-го вступили в Индийский океан.
При выходе из пролива корабли встретили западный муссон, принудивший их держаться к югу до параллели 12½° S, близ которой этот ветер заменился SO пассатом. Продолжая плавание к мысу Доброй Надежды, 15 марта перешли южный тропик в 296°55' W долготы, и 3 апреля, находясь уже на с. петербургском меридиане, во время пасмурности потеряли друг друга из виду. Обогнув вскоре после того мыс Доброй Надежды, капитан Крузенштерн взял курс к условленному рандеву, острову Св. Елены, куда и прибыл 21 апреля.
Не найдя здесь капитана Лисянского и не получив провизии по недостатку ее на самом острове, капитан Крузенштерн отправился далее и 10 мая в четвертый раз перешел экватор.
28 мая корабль «Надежда» вышел из тропиков, и пассат вскоре заменился десятидневным штилем, после которого следовали умеренные переменные ветра.
Получив еще на острове Св. Елены известие о разрыве между Россиею и Франциею, капитан Крузенштерн для избегания встречи с неприятельскими судами не пошел в канал, а направил путь вокруг берегов Ирландии и Великобритании. Обойдя Оркадские острова, 6 июля остановился он на четыре дни в Копенгагене и Гельсиноре и после двухнедельного плавания Балтийским морем 7 августа 1906 года прибыл в Кронштадт, совершив путешествие в три года и двенадцать дней.
Кроме географических работ и приобретений по части естественных наук, путешествие капитана Крузенштерна замечательно отличным состоянием экипажа. В это трехгодичное плавание не умерло у него ни одного человека, даже число больных было весьма незначительное.
Подробности об этом первом кругосветном плавании наших моряков, можно найти в следующих сочинениях:
1) «Путешествие вокруг света в 1803-1806 годах, по повелению Его Императорского Величества Александра I, на кораблях «Надежда» и «Нева», под начальством флота 1) капитан-лейтенанта Крузенштерна. Спб. 1809-1812г., в 4 д. XXV, 388, 471, 449 стр.». Первые две книги содержат историческую часть путешествия, а в последней помещены таблицы счисления, астрономические наблюдения, замечания о течениях, приливах и проч., также несколько частей по части естественных наук.
2) «Журнал первого путешествия россиян вокруг земного шара, сочиненный под Высочайшим Е. И. В. Покровительством, Российско-Американской компании главным комиссионером Ф. Шемелиным, Спб. 1816-1818г., в 4 д. 168 и 428 стр.». В этой книге много любопытных замечаний о торговле с Китаем и Японией, и некоторых других предметах.
3) «Путешествие вокруг света капитан-лейтенанта Лисянского».
_____________________________________________________________________________________________________________________
¹ Путешествие капитана Крузенштерна, ч.1 (введение) и Двукратное путешествие морских офицеров Хвостова и Давыдова в Америку.
² Из всех офицеров и матросов только командиры судов переходили прежде экватор.
³ Заштилев при выходе из залива, «Надежда» едва не разбилась, будучи увлечена зыбью и течением к близлежащей скале. С большим трудом успели отбуксировать корабль на середину выхода; при чем потеряли кабельтов с верпом, которого не было времени поднять.
⁴ Предположение капитана Крузенштерна вполне оправдалось: действительно, в 1807 году открыты в широте 16°53' N и долготе 169°32' W капитаном английского фрегата «Корнваллис» Смитом острова, и названы по его имени. См. разбор Атласа южного моря, соч. капитана Крузенштерна, часть II, дополнение издано в 1836 году.
⁵ Число всех пунктов в Японском и Охотском морях, определенных астрономически, более ста. См. «Пут. капитана Крузенштерна», ч.III, стр. 398-402», а также: «Разбор атласа южного моря, ч.II, Сев. Полушарие».
⁶ Эти островки у жителей называются «Муссир», иначе «Сивуч» и «каменья».
⁷ Возвратясь оттуда в Охотск, оправился сухим путем в С.-Петербург и на дороге умер в Красноярске.
⁸ Исследования капитана Невельского показали несправедливость этих предположений. А. Сбигнев
⁹ Позднее время года и необходимость поспеть вовремя в Кантон удержали капитана Крузенштерна от исследования Шантарских островов и прилежащего к ним материка. Эти острова оставались почти неизвестными до 1829 года, когда описаны корпуса флотских штурманов поручиком Козьминым. См. Зап. гидр. департ., ч. IV.
¹⁰ Близ этого места открыты или отысканы в 1827 году капитанами Бичи и Литке острова Бонин-Сима.
Список участвовавших в кругосветном плавании на корабле "Надежда:
Звания и имена |
Примечания |
Командир, капитан-лейтенант Иван Федорович Крузенштерн |
Скончался в 1846г., адмирал, при Особе Е.И. Величества. |
|
Скончался в 1833г., вице-адмирал, дежурный генерал. |
|
Скончался на службе, капитаном. |
|
Застрелился в 1806 г. на о. Св. Елены. |
|
Скончался. |
Штурман Филлип Каменьщиков |
Скончался. |
Подштурман Василий Сполохов. |
Скончался. |
Доктор Карл Эспенберг |
|
Подлекарь Иван Сидгам. |
|
Астроном Горнер |
Уехал за границу. |
|
Уехал за границу. |
|
Скончался в 1832 году. |
Кадет 1 кад. корп. Отто Коцебу |
Скончался капитаном 1 ранга в отставке. |
Кадет 1 кад. корп. Мориц Коцебу |
Скончался. |
Посланник к Японскому двору, действительный статский советник Николай Петрович Резанов |
Скончался в Красноярске, на обратном пути из КамчаткиЮ 1807 г. |
Майор Ермрлай Фридерици |
|
Гвардии поручик, граф Федор Толстой |
|
Надворный советник Федор Фосс |
|
Живописец Степан Курляндцев |
|
Доктор Бринкен |
|
|
Скончался |
Нижних чинов......................... 51 чел. |
|
Источник: Ивашинцев Н. А. "Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849 год" СПб. 1872, стр. 1-12, 221-222.
Источник: http://dfiles.ru/files/gt6b2roxk |