РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 13.12.2018, 20:34

Главная » Статьи » 1803-1806 "Надежда" Крузенштерн И.Ф. » Вокруг света с Крузенштерном

ВОКРУГ СВЕТА С КРУЗЕНШТЕРНОМ. ЧАСТЬ 17.

ВОКРУГ СВЕТА С КРУЗЕНШТЕРНОМ

Остров Святой Елены

Версия для печати

Кроме острова Св. Елены, не известно мне ни одно лучшее место для получения свежих потребностей по долговременном плавании….. Вход, если с осторожностию держаться к берегу, весьма легок, а при отходе нужно только поднять якорь и поставить паруса, чтобы вытти в море. Здесь довольно всякаго роду жизненных потребностей, а особливо наилучшаго овоща.

Крузенштерн, 1810, 438

По получении мною здесь достовернаго известия о начавшейся войне между Россиею и Франциею, много сожалел я, что г-н Ли- сянский, не уважив назначения моего, не зашел к острову Св. Елены. Взаимная безопасность требовала непременно находиться нам теперь вместе… Мы оставили несколько из своих пушек в Камчатке… почему мы и принуждены были отправиться в путь с своими 12-ю только пушками.

Крузенштерн, 1810, 442—443

Остров Св. Елены поставило всеблагое Провидение как бы уединенно в безземельной южной части Атлантическаго океана, по видимому для того, что бы утомленные мореплаватели, идущие из Индийскаго моря и не имеющие щастия пристать к мысу Доброй Надежды, находили на нем некоторое ободрение, в коем и нам была великая нужда.

Эспенберг, 1812, 323

Ибо хотя сей остров состоит из одного голаго камня, хотя вид его страшен и ничего не обещает, однакож по прибытии в город Сент Джамес радость наша была неожидаема. Мы нашли здесь красивый, чрезвычайно чистый городок, жителей в приязненности предупреди тельных; они казались совершенно спокойными и щастливыми; мы увидели молодых благообразных женщин в белом платье; милыя, чисто одетыя дети произвели в нас особенно приятныя чувствования; ясная погода и тихий вечерний ветерок еще более усугубляли наслаждение; все представилось в превосходном виде; когда сделалось темно, мы услышали поющих во многих домах молодых женщин, и пение их сопровождалось игрою на фортопиане… Нам казалось, что мы перенесены были в волшебное царство. Чем живее было наше удовольствие и веселие, тем жесточе поразило нас чрезвычайно печальное произшествие, какое токмо могло приключиться во все время нашего путешествия… один из наших офицеров застрелился в своей каюте.

Эспенберг, 1812, 324

25 апреля / 7 мая 1806. Головачев и Беллинсгаузен остались одни на корабле, а все остальные поехали на берег. Мы пошли в магазин Ост- Индской Компании, чтобы там кое-что купить. При выходе из магазина я встретился с Тилезиусом, который только что приехал с корабля. Запыхавшийся Тилезиус схватил меня дружелюбно и судорожно за руку и сказал мне: «Не испугайте капитана». Так как я с Тилезиусом был в ссоре, то я сделал шаг назад. «Без околичностей, — сказал Тилезиус и схватил меня за обе руки, — давайте помиримся и забудем прошлое; Головачев застрелился». Тут я по-настоящему испугался. Я нашел Крузенштерна и рассказал ему об этом несчастном случае, и мы все поехали на корабль. Головачев был уже мертв. Он выстрелил из маленького пистолета, у которого был сломан замок, себе в рот и изуродовал и искромсал все лицо. (Он раньше все время чинил замок и сломал много моих и Горнеровских напильников, а потом сломал и свой замок.) Он поджег свой пистолет с помощью фитиля из обрезков бумаги. Фитиль этот нашли еще горящим в его руке после выстрела. Чтобы не привлекать внимания, он, некурящий, зажег сигару, от нее прижег фитиль и так осуществил свое намерение. Головачев никогда не пил водки, но за день до этого он взял себе маленькую бутылку ратафии и утром выпил ее один. Оба его образа лежали перед ним на столе.
.. Крузенштерн поехал на берег к губернатору, чтобы испросить разрешение похоронить покойника. Губернатор сам сказал ему: «Нельзя считать самоубийцей человека, который покончил с жизнью в припадке меланхолии. Я прикажу похоронить покойника со всеми церемониями». Когда мы после обеда привезли гроб на берег, нас встретила команда из 40 солдат и траурная музыка. Они сопроводили гроб в церковь. Английский пастор после очень красивой проповеди похоронил его. Солдаты дали три залпа, и на этом церемония закончилась. Все шло так порядочно, что мы, успокоенные, поехали на корабль и были в состоянии оказать ему последнюю услугу по своему желанию. Мы вместе выстрелили и потом заказали надгробный камень.

Левенштерн, 2003, 446—447

7/19 августа 1806. Мы проплыли мимо Красной Горки, обрадовались Tолбухинскому маяку и поплыли в Кронштадт. Так как ветер был очень тихим, то Крузенштерн, Горнер и Шемелин поехали вперед на лодке в Кронштадт в 12 часов. И в 9 часов вечера мы бросили якорь у Кронштадта, у Купеческих ворот, у Гавани.
8/20 августа. С помощью верпов мы вошли в гавань через Средние ворота. И в 12 часов мы вошли в канал и в 2 часа укрепили «Надежду» на швартов. И этим закончилась наша поездка вокруг света.
9/21 августа. «Надежду» посетил Чичагов.
11/22 августа. «Надежду» посетил граф Румянцев.
18/30 августа. Нам оказал честь император и посетил наш ко рабль, был очень милостив и доволен нами.
19/31 августа. Со времени нашего прибытия нашим основным за нятием стало принимать всех гостей и удовлетворять их любопытство. Их число очень велико; с утра до вечера «Надежда» битком набита. По очереди мы принимаем наших любопытных гостей, которые своими расспросами могут довести до смерти.
Работа по выгрузке корабля продолжается в полном порядке.
20 августа / 1 сентября 1806. Мы выгружаем груз Американской компании.
26 августа / 7 сентября. Вся наша команда со всеми пожитками переехала на берег. Я должен остаться в Кронштадте дольше, чем мне хотелось бы, чтобы закончить сдачу «Надежды» и помочь Крузенштерну. Каждый хочет получить отпуск; все хотят домой. Я еще взялся доставить вещи Крузенштерна и Эспенберга на транспортном судне в Ревель.
Император был так милостив, что дал приказ освободить все наши вещи и багаж от пошлины. Чтобы предупредить злоупотребления, таможенники с сильно вытянутыми лицами наложили на наши вещи таможенные печати.
«Нева», которая пришла в Кронштадт на 10 дней раньше нас, имела честь видеть у себя на борту вдовствующую императрицу, и каждый офицер получил от нее в подарок золотую табакерку.


Левенштерн, 2003, 471—472

Таким образом, почти после трехлетняго отсутствия, возвратились мы в свое Отечество, к неописанной радости и удовольствию наших соотчичей.

Лисянский, Путешествие... (
II ), 335


Маяки памяти

Версия для печати
 
Сравнение нашего предприятия с ржаным полем. Прошлой осенью разумный человек обратил внимание на то, что можно использовать большое необработанное поле,  ежащее под паром. В мае взошел посев. Вид его не соответствовал желаниям, так как в нем замешалось много японских сорняков.
Наконец в июле появились ржаные побеги... В Японии поле зацветет, а после нашего отъезда цветение усилится. В Китае рожь заколосится, у мыса Доброй Надежды колосья нальются и, наконец, созреют при входе в канал во время нашего возвращения, чтобы по прибытии в Кронштадт можно было снять урожай. Раздача урожая зависит от времени и обстоятельств!
Е. Е. Левенштерн
Лейтенант «Надежды»
1803

Иван Федорович Крузенштерн был награжден орденом Св. Ге оргия 4-й степени, Св. Анны 2-й и 1-й степеней, Св. Владимира 3-й и 2-й степеней, Св. Александра Невского с алмазными знаками, Белого Орла, Прусским Красного Орла 1-й степени, командорственного креста Белого Сокола герцогства Саксен-Веймарского.

И. Ф. Крузенштерн скончался 12 (25) августа 1846 года в своем имении Асс (Килтси) и был похоронен в Домском соборе Ревеля. Похороны состоялись лишь 6 (19) октября 1846 года, так как требовалось получить разрешение императора Николая I на захоро нение в соборе и соорудить склеп. Гроб адмирала несли 12 моряков, генерал-губернатор Ревеля адмирал граф Логин Петрович Гейден руководил церемонией похорон. Две военно-морские части, каждая по 1000 человек, стояли в строю с развевающимися флагами.

Памятник адмиралу И. Ф. Крузенштерну в Санкт-Петербурге перед зданием Морского кадетского корпуса, созданный скульп тором И. Н. Шредером и архитектором И. А. Монигетти, был торжественно открыт 6 ноября 1873 г. в присутствии генерал-адми рала великого князя Константина Николаевича. Архив, библиотека и личные вещи адмирала были переданы в 1915 г. его потомками эстляндскому дворянству, которое подарило их морскому ведомству России. Ныне библиотека Крузенштерна хранится в Центральной военно-морской библиотеке (Санкт-Петербург). Его вещи, в том числе собрание живописных портретов известных флотоводцев и мореплавателей, находятся в Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург), архив —в Российском государственном ар хиве ВМФ (Санкт-Петербург) и Центральном государственном историческом архиве Эстонии (Тарту).

Именем адмирала Крузенштерна названы:

— два атолла Тихого океана — Аилук в Маршалловых островах и Тикахау в архипелаге Туамоту, открытые в 1816—1817 гг. О. Е. Коцебу;

— гора на Сахалине, гора на Новой Земле, открытая в 1822 г. Ф. П. Литке, и гора в Антарктиде, на Земле Королевы Мод, открытая Советской Антарктической экспедицией 1961 г.;

— губа в Карском море на полуострове Ямал, нанесенная на карту в 1826—1827 гг. штабс-капитаном Корпуса флотских штурманов И. Н. Ивановым;

— мыс острова Парамушир (название дал в 1847 г. М. Д. Тебеньков), мыс на Аляске, открытый в 1816 г. О. Е. Коцебу, мыс в Северном Ледовитом океане на побережье Северной Америки (название дал в 1826 г. Д. Франклин);

— остров (Малый Диомид) в Беринговом проливе, впервые нанесенный на карту экспедицией Федорова-Гвоздева в 1732 г., назван английским капитаном Ф. Бичи в 1826 г;

— пролив Японского моря, восточный проход Корейского пролива, пролив в Охотском море (Курильские острова), открытый Крузенштерном в 1805 г., название дал Л. И. Шренк;

— риф в Тихом океане, к югу от атолла Мидуэй, открытый в 1805 г. Ю. Ф. Лисянским;

— озеро на полуострове Бутия (север Канады), открытое Джоном Россом;

— лунный кратер группы Арзахеля;

— Ipomoea Krusensternii —тропическое растение, открытое В. Т. Тилезиусом во время плавания на «Надежде»;

— Крузенштерния —род колонии полипов, обитающих в Беринговом и Охотском морях;

— Papilio Krusensternia , Парусник Крузенштерна —бабочка, открытая И. Ф. Эшшольцем во время плавания О. Е. Коцебу на «Рюрике», подвид Papilio Rumianzovia .

Известность фамилии моей начинается не ранее как с 1633 года. Родоначальник наш Филипп Крузий, родившийся в 1598 году в го роде Эйслебене, что в Саксонии, и бывший, как видно из дворянской его грамоты, знатного происхождения, занимал важное место при дворе герцога Голштинского. Он в 1633 году был отправлен послом от двора своего в Москву и Персию. По возвращении из посольства, оставив службу Герцога, он вступил в Шведскую службу при короле ве Христине, которая в 1648 г. натурализировала его, переименовав Крузенштерном, кроме того прибавив к его гербу персидскую чалму в память посольства в Персию.
В 1653 году возведен был он в достоинство бургграфа города Нарвы, а в 1659-м в звание наместника Эстляндии. В сие время составлены им законы, доныне еще употребительные в Эстляндии и известные под именем Ritter und Land - Rechte .
По примеру сего родоначальника, желая также оставить воспо минание в своей фамилии о том счастливом для меня событии, что первым из российских мореплавателей имел я счастье совершить первое путешествие вокруг света, замечательное и для русского флота, решаюсь просить прибавление к фамильному гербу мое му… двух флагов на древках, поддерживаемых с одной стороны островитянином Южного моря, а с другой японцем, внизу же прибавлен девиз, относящийся к имени корабля, на котором со вершено путешествие.

Крузенштерн , Биография… л. 13

Когда Император, желая наградить и в память кругосветного путешествия, соизволил дополнить герб девизом, который может пониматься двояким образом: прежде всего он касается названия корабля (латинское Spes , французское Esp е rance ) — «Надежда» исполнила все наши надежды. Это означает и Spes — надежду, которая живет в каждом человеке.
Выбирая себе девиз, вы выбираете наиболее действенный из тех, что вам соответствуют. Поэтому я предложил Spe fretus : на своем ко рабле «Надежда» я отплыл (предпринял путешествие), и «Надежда» не затонула, также в надежде выражаются мои устремления, поэтому эти буквы будут отчетливо видны: SPE FRETUS *.

Крузенштерн , Биография…, л. 11 и об.

Юрий Федорович Лисянский был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени, Св. Владимира 3-й степени, шведским орденом Меча и вышел в отставку капитаном 2-го ранга вскоре после оконча ния кругосветного плавания. После экспедиции Лисянский посвятил себя составлению описания и атласа к своему плаванию и воспитанию детей. Он умер 22 февраля (6 марта) 1837 г. и похоронен в Санкт- Петербурге в Александро-Невской лавре. На надгробном памятнике положены якорь и бронзовые плиты с изображением медали, выбитой в честь первого русского кругосветного плавания.

Именем Лисянского названы:

— бухта в заливе Аляска, название дало в 1888 г. Бюро рыболовства США. В 1929 г. название изменено Береговой службой США на Барлинг;

— залив в архипелаге Александра (1908);

— мыс, пролив и полуостров в архипелаге Александра (1883);

— остров в группе Гавайских островов, открытый Ю.Ф.Лисянским в 1805 г.;

— подводная гора в Охотском море в районе Курильских островов, открытая научно-исследовательским судном «Витязь» в 1949-1955 гг.;

— полуостров в Охотском море к востоку от города Охотск;

— река в архипелаге Александра, названная в 1955 г. по заливу Лисянского.

Николай Петрович Резанов, действительный камергер и полномочный посланник в Японию, кавалер ордена Св. Анны 2-й и 1-й степеней, командор ордена Св. Иоанна Иерусалимского, скончался в Красноярске 1 марта 1807 г., простудившись на обратном пути из Русской Америки в Петербург, и был погребен при соборной Воскресенской церкви Красноярска.
Российско-Американская компания в 1831 г. соорудила над его могилой величественный памятник в виде коринфской вазы на высоком гранитном постаменте. В 1936 г. памятник был разрушен при переоборудовании собора под аэроклуб, сам Воскресенский собор, построенный в 1759 г., был взорван в начале 1960-х гг. При прокладке инженерных коммуникаций могила Резанова была окончательно уничтожена.

Именем Резанова названы:

— мыс в заливе Петра Великого, название дала экспедиция В. М. Бабкина в 1862-1863 гг.;

— озеро в архипелаге Александра, название дала Лесная служба США в 1933 г.

Именем М. И. Ратманова названы:

— мыс острова Сахалин, открытый в 1805 г. И. Ф. Крузенштерном;

— мыс на Новой Земле, нанесенный на карту П. К. Пахтусовым в 1833 г.;

— остров в Беринговом проливе, виденный С. И. Дежневым и В. И. Берингом, точно нанесенный на карту английским капитаном Ф. Бичи.

Именем Е. Е. Левенштерна назван мыс острова Сахалин, откры тый в 1805 г. И. Ф. Крузенштерном, и мыс на побережье Северной Америки, открытый в 1816 г. О. Е. Коцебу.

Именем Ф. Ф. Беллинсгаузена названы:

— мыс на Сахалине, открытый Крузенштерном в 1805 г.;

— остров (др. назв. Моту-Оне) в Тихом океане, открытый в 1824 г. О. Е. Коцебу;

— антарктическое море, открытое Ф. Ф. Беллинсгаузеном;

— берег на острове Петра I ;

— гора в Антарктиде на Земле Виктории, открытая в 19011904 гг.;

— гора и залив на Сахалине, открытые Амурской экспедицией 1851-1855 гг.;

— мыс острова Южная Георгия;

— остров в Южных Сандвичевых островах, открытый экспедицией Беллинсгаузена;

— шельфовый ледник на Земле Королевы Мод;

— банка в Аральском море;

— котловина в субантарктической части Тихого океана;

— научная станция Антарктиды на острове Кинг-Джордж, основанная в 1968 г.

Памятник Беллинсгаузену работы скульптора И. Н. Шредера установлен в Кронштадте в 1869 г.

Именем О. Е. Коцебу названы:

— атолл (др. назв. — Аратика) островов Россиян, нанесен на карту О. Е. Коцебу в 1816 г., название дала экспедиция Беллинсгаузена;

— залив Чукотского моря (полуостров Аляска) и гора на его берегу, открытые в 1816 г. О. Е. Коцебу, а также город и ручей на берегу залива.

Именем И. К. Горнера Крузенштерн назвал в 1804 г. гору (др. назв. — Каймон) на острове Кюсю и мыс на Сахалине в 1805 г., а именем В. Т. Тилезиуса — гору (др. назв. — Ивани) на острове Хонсю.

Именем В. Н. Берха названы:

— мыс Новой Земли (Карское море), открытый П. К. Пахтусовым;

— остров в Баренцевом море, открытый Ф. П. Литке в 1822 г.

В честь корабля «Надежда» названы:

— залив острова Сахалин, мыс острова Хоккайдо и пролив в Охотском море (Курильские острова), открытые Крузенштерном в 1805 г.;

— мыс острова Сахалин;

— остров в архипелаге Александра.

В честь корабля «Нева» Ю. Ф. Лисянским названы:

— риф около Гавайских островов;

— пролив и мыс в архипелаге Александра (1833);

— бухта в архипелаге Александра, бухта залива Аляска, а также бухта Берингова моря (на Аляске) и остров в архипелаге Александра (1849, названия дала Российско-Американская компания).

БИБЛИОТЕКА КОРАБЛЯ «НАДЕЖДА»

Участники первой русской кругосветной экспедиции впервые попали в экзотические страны — Бразилию, Полинезию, Японию, однако путешественники в общих чертах уже представляли себе, что же именно они увидят и с какими трудностями придется стол кнуться. Книги на борту «Надежды» были для членов экспедиции источником географических сведений. Каждый офицер и ученый на «Надежде» вез с собой сундучок с книгами, и путешественники читали их и обменивались впечатлениями. Основой этой библиотеки стали книги капитана Крузенштерна, которые впоследствии, в составе его личного собрания, были переданы в Морскую библиотеку России (ныне ЦВМБ, Санкт-Петербург).
На книгах Крузенштерна, которые он брал с собой в плава ние, есть надписи, сделанные его рукой на форзацах: « Nadeshda , 1803 1806». Это издания по астрономии и математике, мореходные таблицы, карты и атласы. Географическая литература, прежде всего описания плаваний, служила историко-этнографическим источником и своеобразной лоцией.
В библиотеке «Надежды» был компилятивный труд, состав ленный на основе многих коллекций путешествий XVII XVIII вв. аббатом А. Ф. Прево, и переизданный французским литератором Жаном-Шрансуа Лагарпом под названием «Сокращение Истории о странствиях вообще».
Это издание показалось Крузенштерну столь полезным, что позже он выдал его на время О. Е. Коцебу, в 1815 г. возглавивше му кругосветную экспедицию. На форзаце Крузенштерн написал по-немецки: «Эта книга дважды обошла вокруг света —на „На дежде" в 1803 и на „Рюрике" в 1815».
«Открытия французов», однотомный сборник, посвященный островам, расположенным юго-восточнее Новой Гвинеи, был со ставлен бывшим капитаном корабля, а затем министром морских сил Шранции Шарлем-Пьером де Шлерьо. Автор отстаивает французский приоритет против англичан, приписывающих себе обретения Л. А. Бугенвиля и Ж. Ф. Сюрвиля. Книга интересна тем, что ее составитель разобрался в путанице названий и коорди нат различных островов, установив, кто из мореплавателей и когда впервые посетил тот или иной остров. Тот же Флерью издал и книгу о плавании Э. Маршана, французского кругосветного мореплавателя (17901792), одним из первых посетившего северную группу Маркизских островов.
На всех томах описания своего плавания и в Атласе к нему Кру зенштерн ставил эпиграф: «Мореплаватели пишут не гладко, но ис кренне». Это цитата из книги «История плаваний к южным землям» французского историка, археолога и писателя Шарля де Броссе , ко торую Крузенштерн купил в Копенгагене в 1803 г. на первой стоянке «Надежды». В ней собраны испанские, французские и английские плавания от А. Веспуччи и Ф. Магеллана до Дж. Ансона.
«Историческая коллекция различных вояжей и открытий в Юж ном Тихом океане» Александра Дальримпля посвящена испанским и голландским открытиям в Тихом океане. Таким образом, поскольку на борту корабля имелось несколько коллекций путешествий, Кру зенштерн и его спутники располагали краткими описаниями плаваний большинства своих предшественников — У. Дампира, Дж. Кука, Л. А. Бугенвиля, Ж.-Ф. Лаперуза и многих других. Сейчас выде лено 48 томов с надписью «Надежда». Эти книги — несомненные участники кругосветного плавания.
Помимо этого, в библиотеке Крузенштерна присутствуют издания, на которых нет пометки «Надежда», но на них ссылаются в своих отчетах российские мореплаватели. Это книги Дж. Ансона, Ж. А. д'Антркасто, У. Блая, У. Р. Броутона, Дж. Ванкувера, Дж. Диксона, Дж. Кольнета, Н. Портлока, В. Схаутена, Дж. Уильсона, И. Р. и Г. Форстеров, М. Г. Фриза, картографов А. Арроусмита, Ф. Бюаша, А. Ф. Фрезье; астрономов П. С. де Лапласа, Ф. И. Шуберта. Книг этой группы насчитывается сейчас
более 50.
Обнаружение книг из корабельной библиотеки «Надежды» – само по себе научное открытие, тем более что о ее существовании не было никаких сведений. С помощью этих изданий можно показать, какими географическими и этнографическими сведениями располагали участники плавания и как эти материалы соотносились с тем, что они увидели собственными глазами, чтобы полнее выявить вклад российских мореплавателей в страноведение и этнографию.

Результаты экспедиции

Версия для печати
 

Считаем необходимым еще раз подчеркнуть безусловные достижения первой российской кругосветной экспедиции на кораблях «Надежда» и «Нева» под руководством капитан-лейтенантов Ивана Федоровича Крузенштерна и Юрия Федоровича Лисянского.

1. Российские корабли впервые выведены в Мировой океан.

2. Создан положительный пример осуществления морской торговли России по всему миру, утверждено ее место среди главных морских держав.

3. Получен первый опыт проведения дальнего морского (не каботажного) плавания русских матросов под руководством российских офицеров, открывшего череду кругосветных морских путешествий первой половины XIX в., увенчанных открытием Антарктиды. Таким образом, Россия блистательно завершила эпоху Великих географических открытий.

4. Российские моряки, прошедшие выучку в кругосветной экспедиции, заложили фундамент школы свободного мореплавания, на основе которой был создан Офицерский класс, преобразованный в
дальнейшем в Морскую академию.

5. Проведены обширнейшие океанографические, естественнонаучные, этнографические, лингвистические исследования, до сих пор являющиеся источником бесценной информации для ученых.

НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ
ПЕРВОЙ РОССИЙСКОЙ КРУГОСВЕТНОЙ
ЭКСПЕДИЦИИ

Первая российская кругосветная экспедиция добилась выдающихся научных результатов, она «обогатила науку открытиями и исследованиями, далеко раздвинувшими пределы естествознания и географии» (Переписка Бэра, 1970, 41). В сентябре 1806 г. Кру зенштерн был избран почетным членом Академии наук.

ГИДРОГРАФИЯ, МЕТЕОРОЛОГИЯ,
КОРАБЛЕВОЖДЕНИЕ - ПРЕДПОСЫЛКИ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОКЕАНОГРАФИИ.
АТЛАС ЮЖНОГО МОРЯ

В третьей части описания плавания Крузенштерна были опубликованы результаты научных исследований экспедиции, в частности «Таблицы суточных счислений корабля „Надежды" с показанием астрономических, метеорологических и морских наблюдений», составленные Крузенштерном. Во время плавания экспедицией ежедневно велись наблюдения за местонахождением судна. В полдень отмечалась в журнале широта по астрономическим наблюдениям и по счислению, долгота определялась по хронометрам и по счислению, фиксировалось склонение компаса и показание термометра в полдень. Наблюдения за морским барометром велись 4 раза в сутки: в 6,12,18 и 24 часа. Одновременно визуально отмечались сила и направление ветра, особенности атмосферных явлений, глубины, грунты, состояние поверхности моря (Пасецкий, 1974, 83).
Первая российская кругосветная экспедиция на протяжении всего плавания провела обширные исследования динамики океанских течений. «Познание течения моря,— писал Крузенштерн,— столь важно для мореплавания, что мореходец должен поставить себе обязанностию производить над оными наблюдения во всякое время со всевозможною точностию» (Крузенштерн, 1812, 149).
Там, где путь экспедиции совпадал с маршрутами Кука, Ванку вера, Лаперуза, Маршана, д'Антрекасто и других мореплавателей, наблюдавших динамическое состояние моря, Крузенштерн всегда сравнивал результаты своих наблюдений с данными предшественни ков, подтверждал или опровергал их выводы. Капитан «Надежды» пришел к важному выводу о том, что границы экваториальных течений, определенные Куком, подвержены сильным сезонным изменениям. Приоритет этого вывода в исторической географии ошибочно приписывается А.Гумбольдту (Невский, 1951, 83). Одновременно Крузенштерн заключил, что сила экваториальных течений возрастает по мере удаления от берегов Европы и Африки в сторону Америки. Кроме того, Лисянский установил наличие в Атлантическом океане экваториального противотечения (Лисянский, Путешествие... (
I ), 39).
Наблюдения над направлением и силой течений велись от Ла-Манша до Камчатки, в Южно-Китайском море и на пути от Кантона до Шотландии. Все они представляли большой научный интерес, а главное была выявлена система течений в районе Японии и Сахалина. Всего было выполнено более 350 наблюдений над тече ниями, в том числе 203 в Тихом океане, и результаты исследования течений Японского моря полностью совпадают с современными данными. Статья Крузенштерна, посвященная приливам и отливам в бухте Нагасаки, также помещена в третьей части «Путешествия». Он первым определил прикладной час для Нагасакской гавани, найдя его равным 7 часам 52 минутам 49 секундам. Погрешность по отношению к современным определениям составляет 3 минуты
(Пасецкий, 1974, 85-86).
Во время стоянки в Нагасаки с 11 октября 1804 г. по 17 апреля 1805 г. и в Петропавловской гавани с 30 августа по 9 октября 1805 г. Крузенштерн вел метеорологические наблюдения с помощью тер мометра, барометра и гигрометра. Они производились в 8, 12, 16 и 20 часов и фиксировали данные о температуре, давлении, влажности, состоянии атмосферы, направлении, силе и продолжительности ветра, грозах, облаках, туманах, выпадении росы и других метеорологичес ких явлениях. Это были первые в истории науки метеорологические исследования в северной части Тихого океана. И сегодня они имеют необычайную ценность для изучения эволюции климата за 200 лет, истекшие со дня первого русского кругосветного плавания.
Особое внимание экспедиция уделяла барометрическим наблюде ниям. По убеждению Крузенштерна, знание перепадов атмосферного давления давало возможность не только предвидеть наступление опасных штормов, но и сокращать «много времени плавания».
Крузенштерн опубликовал две работы астронома Горнера: «О колебании барометра между тропиками» и «Наблюдения над барометром, термометром и гигрометром, сделанные между тро пиками в Великом океане, также ветры и погоды с 16 апреля по 25 число июня 1804 г.». Горнер в течение трех месяцев ежечасно измерял атмосферное давление воздуха. «Таковой труд, — писал астроном, — тягостен и в Европе, но утомительный жар между тропи ками и продолжительное плавание требовали сугубаго напряжения»
(Крузенштерн, 1812, 230).
Была предпринята и попытка исследовать воздействие Луны и Солнца, географической широты и времен года на показания баро метра (Крузенштерн, 1812, 237).
Участники экспедиции занимались изучением температуры на различных глубинах и удельного веса морской воды и установили, что соленость Атлантического океана выше солености Тихого.
Горнер обобщил результаты наблюдений в работах «Степень теплоты морской воды в разных глубинах» и «Удельная тяжесть морской воды», опубликованных в третьей части «Путешествия» Крузенштерна. Был выполнен ряд измерений Сиксовым термо метром в слое воды до 200 сажен глубиной: 11 — в Тихом океане, 4 — в Атлантике, 4 — в Охотском море, по одному в Японском и Южно-Китайском морях. Горнер пришел к выводу, что «теплота уменьшается сначала неприметно, потом скорее, далее в великой глубине опять медлительнее и, наконец, остается постоянно» (Кру зенштерн, 1812, 277). Таким образом, Горнер отметил наличие верхнего однородного температурного слоя, скачок температур и глубинный слой с мало меняющимися характеристиками (Пасец- кий, 1974, 87). Это были первые в мировой практике определе ния вертикального распределения температур в Мировом океане
(Зубов, 1954,154).
Проведенные исследования гидрометеорологических явлений, и прежде всего динамики течений Мирового океана, удельного веса и температуры морской воды, свечения моря, приливно-отливных явлений, направления и силы ветров, были новым словом в науке и, что не менее важно, послужили началом широкого изучения океана и заложили основы новой комплексной науки — океанологии.
Первые русские кругосветные мореплаватели большую часть пути шли в стороне от изведанных маршрутов. Посещая уже известные земли, Крузенштерн и Лисянский стремились не только точнейшим образом определить их положение, но и сверить свои наблюдения с наблюдениями предшественников, исправляя ошибки и внося поправки в карты.
«Надежда» во время своего плавания в Тихом океане произвела обширные гидрографические работы. Крузенштерн первым подробно исследовал и картографировал Сахалин, острова Цусима, открыл несколько проливов между Курильскими островами, уточнил их положение, а также неправильно показанного на прежних картах пролива Ван-Димена (Осуми), открыл острова Каменные Ловушки, произвел опись западного побережья Японии, острова Хоккайдо, определил координаты ряда остовов, мысов и бухт Японского моря, южного побережья Нуку-Хивы (Маркизские острова). Ошибкой Крузенштерна считается определение Сахалина как полуострова, однако на картах, составленных мореплавателем, он изображен островом, соединенным с материком песчаной косой.
Особое внимание участников экспедиции было обращено к Японии. «Мой Атлас, — отмечал Крузенштерн, — содержит о Японии, как такой земли, о которой еще и поныне немного мы имеем сведений, шестнадцать листов кроме предметов, к натуральной истории Японии относящихся. Объяснение каждого из сих листов может без сумнения служить средством, могущим ознакомить нас короче с сею весьма достопримечательною землею» (Крузенштерн, 1812, III
).
Методы вычисления широты (путем многократного меридио нального определения) и долготы (по хронометрам, «лунным рас стояниям» и по полуденной высоте солнца) были несовершенны на взгляд современного гидрографа, однако в то время они считались, как отмечал сам Крузенштерн, максимально точными. Что каса ется точности определения места корабля, это вопрос достаточно субъективный и зависит от многих факторов — скорости течения, направления и скорости ветра, волнения, хода корабля. При том уровне кораблевождения, который существовал во времена пер вой российской кругосветки, мореплаватели использовали самые передовые методы и добивались самых высоких точностей. Но если погрешность в одну милю (1852 м) для них считалась верхом совершенства, то при нынешних методах и технических средствах определения места корабля погрешность лежит в пределах метров (по глобальным космическим навигационным системам).
Ко времени первой кругосветки Россия не обладала достаточным набором морских навигационных карт на весь Мировой океан (такие карты появились только в 1970-е гг. в СССР). Поэтому Крузенштерн был вынужден пользоваться картами 15 различных авторов из разных стран — Кука, Лаперуза, Бугенвиля, Броутона, Арроусмита, Дальримпля, Бюаша, Фрезье и др. Естественно, они не образовывали единой коллекции, были разрозненными, составленными в различных проекциях на различные районы плавания и по разным методам. Это вносило путаницу и вызывало трудности при сравнении карт и пересчете координат. На районы Японии, Курильских островов, Сахалина карт в то время не было вовсе.
Сложность при составлении карт заключалась еще и в том, что в России не существовало единой государственной опорной геодезической сети координат, которой пользуются сейчас (она и поныне в каждой стране своя, а в СССР ее закончили только в 1950-х гг.). Поэтому карты Крузенштерна обладали тем же недостатком, что и у его предшественников — они не были привязаны к геодезической сети. Карты в основном «рисовались», а не составлялись, что отмечали и сами участники плавания.
Однако вывод Крузенштерна о высокой точности определения координат не следует подвергать сомнению. Просто у него были другие критерии точности. К тому же многие координаты географи ческих объектов были установлены экспедицией чрезвычайно точно, их расхождение с современными данными составляет по широте не более 2 угловых минут, по долготе — не более 4 минут (Невский,
1951,249).
Рельеф местности, виды берегов изображались картографами экспедиции просто виртуозно. У экспедиции не было ни методов, ни приборов, ни времени для гидрографических наблюдений, поэтому площадных промеров глубин она не могла производить и на картах имеются только результаты маршрутных промеров. Трудно назвать сегодня эту работу гидрографическими исследованиями в полном смысле слова, потому что она не отвечала уровню развития науки того времени. Однако эта работа велась в полностью неисследованных районах, среди сплошных «белых пятен», тем большее значение имеют даже и маршрутные промеры, которых до того не было вовсе, и нужно воздать дань мужеству и отваге капитанов, которые вели корабли, не имея сколько-нибудь верных карт, полагаясь на несовер шенные приборы и интуицию.
Заслуги Крузенштерна были высоко оценены мировой научной общественностью. Один только факт: в 1820 г., т. е. при жизни Ивана Федоровича, в Лондоне вышла книга, содержащая обзор главных кругосветных путешествий всех времен и народов, под названием «Все кругосветные плавания от Магеллана в 1520 г. до Крузенштерна в 1807».
Во время экспедиции на «Надежде» Крузенштерн убедился в противоречивости и недостоверности данных, предоставляемых картами, на которых реальные острова и берега нередко перемежались с мнимыми, и решил разобраться в хаосе сведений о Тихом океане, дать морским путешественникам более полное представ ление о нем.
К 1821 г. Крузенштерн в основном завершил составление карт первой части «Атласа Южного моря». Источниками его исследо вания стали собственные наблюдения и сведения российских море плавателей — Ю. Ф. Лисянского, В. М. Головнина, П. И. Рикорда, М. П. Лазарева, Л. А. Гагемейстера, О. Е. Коцебу, М. Н. Васильева, Г. С. Шишмарева, В. С. Хромченко, А. К. Этолина, И. И. Шанца, М. Н. Станюковича, Ф. П. Литке, а также иностранные книги
(Пасецкий, 1974, 98; 106).
5 февраля 1824 г. Крузенштерн представил начальнику морского штаба А. В. фон Моллеру только что вышедшую в свет первую часть «Атласа Южного моря», вторая часть вышла летом 1826 г.
Первая часть была посвящена островам и архипелагам Тихого океана, лежащим в Южном полушарии. Многие из них были иссле дованы и открыты самим Крузенштерном, Коцебу, Беллинсгаузеном, Лисянским и другими моряками русского флота, а также морепла вателями других стран, в их числе Куком, Лаперузом, Бугенвилем. Высоко оценивая вклад своих знаменитых предшественников, Крузенштерн в то же время каждое сообщение подвергал тщательному анализу (Пасецкий, 1974, 103).
«Ни одна из них, — писал Крузенштерн о картах своего Атласа, — не списана рабски с другой, уже существующей, но все они, напротив того, проверены с величайшей точностью, а при малейшем сомнении подвержены строгим разысканиям, заключающимся в моих записках» (Крузенштерн, Собрание сочинений... ( I ),
II ).
Особенной полнотой отличались географические сведения о Но вой Гвинее и Торресовом проливе, Коралловом море, островах Таити, Соломоновых и Новой Зеландии.
Вторая часть «Атласа Южного моря» состояла из карт северной части Тихого океана — Кадьяка, Алеутских и Курильских островов, Аляски, Японии, Сахалина, а также островов Сандвичевых, Марианских, Маршальских, Каролинских, Формозы, берегов Юго-Восточного Китая и ряда других районов и земель северной части Тихого океан. И русскими и зарубежными исследователями «Атлас Южного моря» и дополнение к нему (Крузенштерн, Собрание сочинений...) были оценены как выдающееся научное достижение, как замечательный вклад в развитие географических представлений о Тихом океане. В России и за ее пределами Крузенштерна считали первым гидрографом Тихого океана. Академия наук по выходе в свет второй части Атласа предложила И. Ф. Крузенштерну место ординарного академика, а спустя 10 лет, в связи с изданием допол нения, присудила этому труду Демидовскую премию, от которой Крузенштерн отказался в пользу других соискателей (Пасецкий,
1974,108).
Этот труд совместно с результатами научных исследований первой русской кругосветной экспедиции доставил науке, и прежде всего физической географии, океанологии, метеорологии, ряд ценных и важных выводов и фактов, которые способствовали дальнейшему развитию наук о Земле.

СТРАНОВЕДЕНИЕ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ.
ЭТНОГРАФИЯ. ФИЛОЛОГИЯ

Первая русская кругосветная экспедиция имела важное значение для усиления позиций России в северной части Тихого океана, для развития русских поселений в Америке и привлекла внимание не только к Камчатке, Сахалину, но и к полярным районам, лежащим к северу от Берингова пролива.
Обобщив результаты первой российской кругосветной экспе диции, Крузенштерн пытался определить роль и место географии в системе наук, рассмотреть ее связь с физикой и химией, филосо фией и историей, а также выявить влияние экономики и коммерции на географические исследования и географические открытия —на развитие отдельных государств и даже судьбы народов (Пасецкий,
1974, 87).
В трудах участников экспедиции представлен богатый материал по регионам земли, ранее неизвестным россиянам. Особенно боль шой вклад внесли естествоиспытатели Крузенштерн, Лисянский, Лангсдорф в описание народа и культуры Маркизских островов. Фактически российская кругосветная экспедиция была первой в мировом масштабе научной экспедицией, положившей начало изучению этнографии Нуку-Хивы.
Лисянский оставил ценные заметки, посвященные острову Пасхи и Гавайским островам.
Дневник Резанова и книга Шемелина во всех подробностях освещают пребывание в Японии и ход переговоров с японскими чиновниками. Во время полугодового стояния в Нагасаки удалось сделать множество интересных наблюдений и огромное количество рисунков, посвященных быту, одежде, материальной культуре японцев, а также зарисовать большое количество гербов и флагов, которые еще требуют комментария.
Описание плавания, сделанное Лисянским, дневники Коробицы- на и иеромонаха Гедеона, а также II том описания путешествия Лангсдорфа посвящены Русской Америке, островам Кадьяк и Ситка.
Участники плавания составили несколько словариков: маркизско го языка (собран Лангсдорфом и Лисянским с помощью европейцев, живших на Нуку-Хиве — Э. Робартса и Ж. Ж. Кабри), гавайского (Лисянский), айнского (первый — Лангсдорфа, с сопоставлением слов разных групп айнов Камчатки, Курильских островов, Хоккай до, Сахалина; второй — собран Г. И. Давыдовым и опубликован Крузенштерном); чукотского (собран Д. И. Кошелевым, опуб ликован Крузенштерном); кадьякского, кенайского, ситкинского, уналашкинского (Лисянский), японского (составлен Резановым и до сих пор не опубликован). В одном только Атласе Крузенштерна представлено 32 подлинно художественных пейзажа, 44 портрета жителей Маркизских островов, японцев, китайцев, айнов, алеутов, камчадалов, китайских татар.
Описания жизни, обычаев, одежды, оружия, предметов хозяйс твенного обихода жителей островов Нуку-Хивы, Японии, Хоккайдо, Сахалина и других мест сохраняют непреходящее научное значение, хотя еще недостаточно обобщенное и изученное.

БИОЛОГИЯ

Участниками экспедиции было получено большое количество научных материалов и заметок по результатам наблюдений над растительным и животным миром полинезийских островов и Япо нии, Хоккайдо, Сахалина. Натуралисты Лангсдорф и Тилезиус обобщили ботанические и зоологические исследования экспедиции. Естествоиспытатели «Надежды» изучали постоянное, произвольное и вынужденное (под влиянием внешнего воздействия) свечение моря и нашли, что его причиной являются микроорганизмы.
Помещенные в Атлас Крузенштерна 38 иллюстраций (на 24 листах), созданных Тилезиусом, запечатлели редких предста вителей животного и растительного мира — млекопитающих, птиц, рыб, морских животных, растения разных регионов Земли. Альбом Лангсдорфа 1810 г. представляет 30 изображений растений Бразилии, Маркизских островов и Японии, 16 из которых были впервые описаны самим Лангсдорфом.

МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ

Привезенная российскими мореплавателями коллекция поли незийских предметов была предоставлена Музею Адмиралтейства, а после его разделения, в 1826 г., поступила в Кунсткамеру (ныне МАЭ РАН — Кунсткамера, Санкт-Петербург). Эта коллекция Адмиралтейства (№ 736) сохраняется неразделенной до настоя щего времени и включает предметы с острова Пасхи, Маркизских и Гавайских островов. Маркизские вещи в ней могут однозначно принадлежать только к привозу Крузенштерна и Лисянского, потому что последующие мореплаватели — Коцебу, Головнин, Беллинсгау зен — до 1826 г. на Маркизские острова не заходили.
Часть маркизских и гавайских вещей легко атрибутируется по имеющимся в книгах Крузенштерна, Лисянского и Лангсдорфа иллюстрациям.
Помимо этого, в Кунсткамере хранится собрание предметов алеутов и тлинкитов, привезенных Ю. Ф. Лисянским из Русской Америки.
Лангсдорф привез в Академию наук коллекцию собранных им минералов (Пасецкий, 1974, 87).

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В первой четверти XIX в. участники российской кругосветной экспедиции опубликовали серию своих отчетов и описаний этого эпохального для России плавания. Самым значительным из них было «Путешествие вокруг света» Крузенштерна, вышедшее в свет в 1809—1812 гг. «Путешествие» было издано сразу на русском и не мецком языках, а затем было переведено на английский, французский, итальянский, голландский, шведский и датский языки. В Германии этот труд был переиздан несколько раз. Крузенштерн был избран членом академий и научных обществ Англии, Франции, Дании, Германии. Описание плавания Ю. Ф. Лисянского вышло в 1812 г. К описаниям плавания Крузенштерна и Лисянского были приложены большеформатные художественные атласы: «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна» (1813,1814) и «Собрание карт и рисунков» Лисянского (1812). Серия иллюстраций имеется также в описании путешествия Лангсдорфа, до сих пор не переведенного на русский язык. Все эти книги давно стали библиографической редкостью и имеются только в фондах крупных научных библиотек. В ХХ веке публиковались только отдельные иллюстрации.
Инициативная группа проекта «Путь предков» в 2003 году выпустила в свет перевод с немецкой рукописи Левенштерна, ценнейшего научного источника, последнего крупного дневника участника плавания, до сих пор не вошедшего в научный оборот.
Мы дополнили изданные в начале XIX в. иллюстрации никогда не публиковавшимися рисунками из архивов — лейтенанта «Надеж ды» Е. Е. Левенштерна и натуралиста В. Т. Тилезиуса, а также из малоизвестного альбома Лангсдорфа, посвященного ботанике. Помимо этого в книгу включены (в орфографии подлинника) не издававшиеся ранее архивные материалы из дневника М. И. Рат-манова и судового журнала «Невы», составленного штурманом Калининым.
Сопоставление одних и тех же предметов и мест на иллюстрациях разных авторов позволило определить многие объекты, ранее оста вавшиеся неназванными на листах атласа Крузенштерна (например, Кибачи, Мегасаки, Дезима в Японии) и получить новую достоверную историческую информацию.
При работе над данным изданием мы использовали следующие источники иллюстративного материала:

1. Атлас к путешествию вокруг света» И. Ф. Крузенштер на ( Krusenstern A. J. Atlas zur Reise um die Welt . SPb ., 1814), включающий гравюры, сделанные по рисункам естествоиспытателя Тилезиуса и астронома Горнера, карты, нарисованные лейтенантом Левенштерном и мичманом Беллинсгаузеном под руководством Крузенштерна. Этот атлас — приложение к трехтомному первому
изданию описания плавания Крузенштерна. Он включает 33 пей зажа, 44 портрета, 38 изображений животных и растений, 18 карт, 17 листов с видами берегов, 4 листа с изображениями этнографических предметов.

2. «Собрание карт и рисунков, принадлежащих к путешествию Ю. Ф. Лисянского» (СПб., 1812) и английское издание его плавания ( Lisiansky U . A voyage round the world London , 1814), включающие 13 карт, 3 листа с этнографическими рисунками, 2 пейзажа, выполненные Лисянским.

3. Описание путешествия, выполненное Г. Г. Лангсдорфом ( Langsdorff G. H. von . Bemerkungen auf einer Reise um die Welt in den Jahren 1803 bis 1807. Bd. I, II. Frankfurt / Main , 1812), которое включает рисунки натуралиста Лангсдорфа — 12 пейзажей, 5 жанровых сцен, 3 портрета, 13 листов этнографических рисунков; 2 пейзажа Е. К. Фридерици и 6 чертежей лодок и байдар, выполненных корабельным подмастерьем И. Корюкиным.

4. Альбом Г . Г . Лангсдорфа (Langsdorff G. H. Plantes recueillies pendant le Voyage des Russes autour du monde par Langsdorff et Fischer . T ü bingen : Cotta , 1810), который включает изображения 30 видов растений.

5. Архивная рукопись Е. Е. Левенштерна (ЦГИАЭ. Ф. 1414. Оп. 3. Д. 3—4) включает более 170 рисунков: 36 пейзажей, в том числе 18 японских, 95 изображений этнографических предметов — из
них 69 японских, 10 портретов, 16 карт и видов берегов, 9 жанровых сцен, 14 карикатур.

6. Ряд рисунков В. Т. Тилезиуса из альбомов, хранящихся в Москве (РГБ. РО. Ф. 178. М10693а; М10693b - в тексте:
альбом А и альбом В).

7. 4 рисунка В. Т. Тилезиуса, хранящиеся в архиве РАН (Р. IV . T. I .
№ 800).

Источник: Вокруг света с Крузенштерном, Санкт-Петербург, 2005г


Источник: http://krygosvetka.ru/index.php?option=com_content&task=category§ionid=18&id=34&Itemid=99
Категория: Вокруг света с Крузенштерном | Добавил: alex (07.06.2013)
Просмотров: 2286 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz