РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.04.2024, 03:19

Главная » Статьи » 1803-1806 "Нева" Лисянский Ю.Ф. » 1803-1806 "Нева" Лисянский Ю.Ф.

РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ КОРАБЛЬ «НЕВА». (1803-1806)
РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ КОРАБЛЬ «НЕВА». (1803-1806)

     Расставшись с «Надеждою» у Сандвичевых островов, капитан Лисянский простоял четыре дня для отдыха в бухте Каракакоа. Затем продолжал путь свой к острову Кадьяк, и 1 июля 1804 г. прибыл в гавань Св. Павла, совершив переход из Кронштадта в 10 месяцев и 22 дня.

     Здесь капитан Лисянский получил известие, что главный правитель колоний коллежский советник Баранов со всеми колониальными силами находится у острова Ситхи для возвращения от Колош разоренного ими Архангельского селения и требует от него помощи. Вследствие этих известий, исправив, по возможности, корабль, капитан Лисянский 3 августа отправился к острову Ситхе и 10-го прибыл к Архангельскому укреплению.

     В начале октября укрепление было возвращено с потерею при неудавшемся приступе шести русских и нескольких алеутов. Кончив это дело и взяв аманатов от дикарей, капитан Лисянский возвратился в Кадьяк 16 ноября. В зимнее время занимался он съемкою берегов острова и разными этнографическими исследованиями; подробности об этих предметах изложены в описании его путешествия. Между тем корабль изготовлялся к плаванию в Кантон и принимал компанейский груз.

     1805 года 2-го июня капитан Лисянский вышел из гавани Св. Павла и 10-го зашел в Ситхинский залив, в котором оставался по делам компании до 20 августа. В продолжение этого времени сделана съемка близлежащих берегов и заливов.

     На пути к Кантону капитан Лисянский намерен был, не заходя на Сандвичевы острова, прямо войти в широту 45½°N и долготу 145° Шлюп "Нева"W; держать потом на запад до 165° W долготы, широты 42° N и, спустившись к параллели 36½°N, следовать по ней до 180° долготы; а оттуда взять курс к Марианским островам. Таким образом, он пересек бы пространство моря тогда почти неизвестное, и должен был пройти чрез то место, где капитан Портлок в 1786 году заметил признаки земли, и где сам капитан Лисянский на пути от Сандвичевых островов к Кадьяку встретил морскую выдру.

     27 августа в широте 48°17' N, долготе 139°30' W замечены были некоторые признаки берега (показывались морские коты), однако ни в этот, ни в следующие три дни берег не открывался. 4 сентября проходили близ того места, где капитан Портлок видел тюленя (широта 44°10' N, долгота 151°4' W), но и тут земли не найдено. 14 сентября капитан Лисянский, находясь уже в долготе 165° W, и не отыскав предполагаемых островов, поворотил на юг и потом плыл по параллели 36½° N, до меридиана 167°45' W. Встретив тут крепкие западные ветра, взял курс к Марианским островам.

     3 октября в широте 26°40' N, долготе 173°23' W корабль окружило множество птиц. Предполагая здесь землю, капитан Лисянский, хотя и принял надлежащие предосторожности, но, однако, в 10 часов вечера корабль его стал на коралловую мель. С рассветом открылось, что «Нева» стояла близ низменного, необитаемого острова, окруженного рифом. Корабль стащили на глубину, но вскоре шквалом бросило его опять на камни, на которых он оставался до самого вечера, не потерпев, впрочем, значительных повреждений. Подъем пушек и некоторых других вещей, выброшенных для облегчения корабля при снятии с рифа, задержал капитана Лисянского на месте до 7 октября. Остров, едва не сделавшийся могилою для экипажа «Невы», назван именем командира; широта его 26°2'48'' N, долгота 173°42'30'' W.

     Капитан Лисянский расположил дальнейшее свое плавание таким образом, чтобы придти в долготу 180°, около 17° N широты. 11 декабря, в широте 22°15' N, долготе 175°32' W, не в дальнем расстоянии от корабля замечены были буруны; и хотя мрачность не дозволила осмотреть их подробнее, даже и на следующий день, однако, судя по глазомерному расстоянию, капитан Лисянский заключил, что положение этого рифа, названного именем капитана Крузенштерна, будет: широта 22°15' N, долгота 175°37' W.

     NO пассат наступил в широте 15° N, а до того времени, от самого острова Лисянского, стояли переменные тихие ветра, более от запада.

     Пользуясь свежим пассатом, 4 ноября капитан Лисянский прошел чрез Марианский архипелаг между островами Тинианом и Агуамом, определив по обсервации юго-восточную оконечность первого в широте 14°56'52'' N и долготе 213°40'20'' W. На переходе от Ситхи до островов Марианских течение моря большею частью было на NO и SW, но последнее сильнее: оно увлекло корабль около 150 миль к югу и до 200 миль к западу.

     10 ноября, на пути от Тиниана к Формозе, корабль выдержал сильнейший тайфун; будучи под одною только штормовою зарифленною бизанью, он до того накренился, что «подветренная сторона была в воде до самых мачт». Барометр опустился перед бурею, как и на «Надежде», ниже делений на шкале; волнением разбило ял, оторвало шкафуты и много вещей со шканец смыло за борт. Значительное количество пушных товаров было подмочено и после выброшено в воду; разборка и укладка трюма продолжались в течение нескольких дней.

Шлюпы «Надежда» и «Нева» у юж.островов Тихого океана
     16 ноября, пройдя южнее острова Формозы, капитан Лисянский вступил в Китайское море и 26-го соединился в Кантоне с кораблем «Надежда». Путь из Кантона к мысу Доброй Надежды совершен обоими кораблями вместе. 3 апреля 1806 года, близ с.-петербургского меридиана, пасмурность разлучила их, и капитан Лисянский направил курс между широтами 36° и 37° S к южному краю Игольной банки. Обойдя мыс Доброй Надежды 20-го числа и, получив вскоре NO пассат, решился он воспользоваться благоприятными обстоятельствами, чтобы, не заходя на условленное рандеву - остров Св. Елены, следовать прямо в Европу.

     Хотя запасы провизии и воды на корабле были достаточны и не предвиделось большой нужды в возобновлении их при счастливом переходе; однако капитан Лисянский, из предосторожности, держал к экватору так, чтобы перейти его в долготе около 17° W. Частые дожди в этой полосе моря дозволили бы пополнить, в случае нужды, недостаток в пресной воде, а на островах Зеленого мыса, близ которых вел принятый курс, можно было найти провизию.

     Продолжая плавание с постоянным пассатом, капитан Лисянский вступил в северное полушарие в долготе 16°48' W. Через месяц, сопутствуемый переменными ветрами, миновал он Азорские острова, а 14 июня бросил якорь на Портсмутском рейде, через 142 дни по выходе из Кантона, совершив благополучно один из самых продолжительных морских переходов.

     После двухнедельного отдыха в Портсмуте капитан Лисянский вышел в море и, останавливаясь на короткое время за противным ветром в Даунсах и в Гельсиноре, 24 июля прибыл в Кронштадт.

     Путешествие это описано капитаном Лисянским в следующей книге: «Путешествие вокруг света в 1803, 4, и 5 годах, по повелению Императора Александра I на корабле Нева», под начальством флота капитан-лейтенанта Юрия Лисянского». Спб. 1812г., 8 д. IX, 246 и 335 стр.

    
Список участвовавших в кругосветном плавании на шлюпе "Нева" 1803-1806

Звания и имена

Примечания
Командир, капитан-лейтенант Юрий Федорович Лисянский

Скончался в 1837г. В отставке с 1809г., кап. 1 ранга.
Лейтенант Павел Арбузов

Скончалсяв 1837г., в отставке.
Лейтенант Петр Повалишин

Скончался на службе, капитаном.
Мичман Федор Коведяев


Мичман Василий Берх

Скончался в 1834г. Полковник, начальник отд. в Гидрогр. депо.
Доктор Мориц Лабанд


Штурман Данило Калинин

Погиб при крушении кор."Нева, в 1813 г.
Подштурман Федор Мальцов


Подлекарь Алексей Мутовкин

l
Иеромонах Гедеон


Приказчик Николай Коробицин


Нижних чинов.................................................................42



Источник: Ивашинцев Н. «Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849 гг. Спб. 1872г., стр.12-15, 222


Источник: http://dfiles.ru/files/gt6b2roxk
Категория: 1803-1806 "Нева" Лисянский Ю.Ф. | Добавил: alex (24.03.2013)
Просмотров: 970 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz