РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 16.08.2017, 20:33

Главная » Статьи » 1803-1806 "Нева" Лисянский Ю.Ф. » Из «Записок» приказчика Российско-Американской компании Н. И. Коробицина 1795-1807 гг.

ИЗ «ЗАПИСОК» ПРИКАЗЧИКА РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ Н. И. КОРОБИЦЫНА 1795-1807 гг., Ч.1
ИЗ «ЗАПИСОК» ПРИКАЗЧИКА РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ Н. И. КОРОБИЦЫНА 1795-1807 гг.

Приглашение в экспедицию. - Погрузка товаров на корабли. - Список экипажа "Невы." - Отплытие из Кронштадта. - Копенгаген. - Фальмут.

     Во время пробытия моего в Москве получил я из Санкт-Петербурга от господина компании директора Булдакова письмо, коим приглашал меня отправиться в предназначенную компанией кругом света экспедицию до Америки и обратно на компанейском корабле прикащиком, каковым приглашением я много интересовался и для меня, хоть толь дальней и неизвестной еще россианам путь, но весьма казался лестным для любопытства, на что я, по истребовании от родителей своих позволения, объявил компании свое желание. А 26-го февраля 1803 года с заготовленными в Москве для экспедицыи разными товарами отправился из Москвы в С. Петербург, куда прибыл 12-го марта. 15-го того ж месяца по приказанию господ директоров нанял для себя на Васильевском Острову по близости Биржи квартеру, а 17-го перебрался во оную, где и находился до отправления моего в Кронштат за приготовлением и убиркою для экспедиции назначенных компанией разных товаров. Во время бытности моей в Петербурге находилось при мне трое компанейских прикащиков и 20 человек рабочших людей, намятых компанией отправиться с экспедицыей в Америку в число промышленных, которыя занимались работою в убирке товаров под присмотром находящихся при мне прикащиков.

      С 1 апреля 1803 года по заключенному мной с компанией условию поступил я в совершенную службу экспедиционного корабля Невы, прикащиком, по положению компанией каждогодно жалованья из столовых по 1600 рублей до возвращения из вояжу экспедиции обратно в С. Петербург и по день окончательнаго по делам оныя отчоту. Получать оное во время же нашего экспедицыей вояжу. Поступившия в груз корабля Невы товары должны быть в моем ведении, которыя по благополучном в Америку прибытии здать тамо находящейся компанейской конторе, а при отправлении оттуда в обратной вояж, по назначению Главнаго компании правления, получа от тамошней конторы в свое ведение, погрузя в корабль; и на обратном оттоле пути, ежели обстоятельства позволят, затти в китайской порт Кантон, то оныя, смотря и саображая обстоятельствам, к пользе компании променять на китайския товары. Также все принадлежащия по экспедицыи корабельныя издершки, как то: жалованье господ офицеров и всего экипажа равно и на содержание команды, для заготовления провизии и всякия случившийся по корабельной части расходы должны состоять в моем ведении. Что же касается до соблюдения от утраты и повреждения товаров, могущаго случиться во время вояжа, то все оное должно состоять на отчете командующего кораблем. Мой же долг по усмотрении всего онаго благовременно и настоятельно предупреждать о том командующаго.

        Покупные в Лондоне капитаном Лисянским для экспедицыи корабли, именуемыя Надежда и Нева, прибыли из Англии в Кронштат 28-го маия, и для поправления такелажу и прочшего к вояжу приготовления введены были в усть канал, в Кронштатской гавани находящейся, на которыя с первых числ июня начался отправляться из  Петербурга приготовленной для оных компанейской товарной груз и для экипажу служительская провизия.

      Погруска товаров в оба корабля началась с половины июня и продолжалась по 7-е число июля, для которой находился в Кронштате директор компании, господня Деларов, и с ним временная контора. Я же до самой последней отправки из Петербурга для погруски на корабли товаров находился в С. Петербурге. Во время погруски кораблей, стоявших еще в усть канале, его императорское величество государь император удостоил оныя своим присудствием; таковое его величества благоволение Российско-Американская компания почитала за верхь своего щастия толь благодетельствующее монарха своего посещение.

     7 июля корабли наши, окончив погруску, выйдя из гавани, остановились на Кронштатской рейде в растоянии 2-х верст от гавани.

      10 июля я, получа от главнаго компании правления инструкцыю, до должности моей относящуюся, и прочшия для ращету с находящимися на корабле офицерами предписания и бумаги, также для корабельных в пути издержек личными гишпанскою серебреною монетою 16000-чь пиастров, отправился из Петербурга шлюпкою на корабль, на которой того же дня прибыл уже ввечеру и поместился на оном в общей с офицерами кают-компании, где имел общей стол, состоящей в 10 персонах из числа корабельных офицеров и прочших, находящихся на оном чиновников, поступивших в службу Американской компании.


     Список находящимся на корабле Неве офицерам, чиновникам, посажирам и команде:

   Командующи(й) корабля флота капитан лейтенант и кавалер ордена святого Георгия Победоносца Юрий Федоровичь Лисянский.

   Лейтенанты: флота лейтенант Павел Петровичь Арбузов, флота лейтенант и кавалер Петр Васильевичь Повалишин.

      Мичмана: флота мичман Федор Осиповичь Каведяев, флота мичман Василей Николаевичь Герх.

    Штурман 12-го класа Данило Васильевичь Калинин, доктор калегской ассесор Мориц Моисеевичь Лабанд, корабельный подмастерье Иван Петровичь Корюкин,  еромонах посольской свиты Гедеон, от Американской компании прикащик Коробицын.

      Нижних чинов: подштурман 14 класа Федул Мальцов, подлекарь Алексей Мутовкин, боцман унтер офицерскаго чину Петр Русаков, 3 квартермейстера, 33 матроза,

       2 кононера, 1 плотник, 1 парусник и 1 баталер и 2 компанейских служителя для отвозу на Кадьяк.

    В продолжение нашиего стояния на Кронштатской рейде 21 июля на корабль Надежду прибыл из С. Петербурга по воли государя императора посланник, назначенной к японскому двору, двора его императорскаго величества действительный камергер и разных орденов кавалер Николай Петровичь Резанов и при нем посольской свиты, состояшей из 7 разных чиновников, которой со всею своею свитою поместился на корабле Надежде. Для провождения посланника приезжали с ним из Петербурга министр комерцыи граф Николай Петровичь Румянцов и товарищ министра морских сил вице-адмирал Павел Васильевичь Чичагов, которыя того же дня возвратились в Петербург.

      Чиновники посольской свиты: гофрат подполковник Федор Павловичь Фосе, инженер майор Ермолай Карловичь Фридерице, поручшик гвардии Федор Ивановичь граф Толстой, доктор натуральной части господин Телезиус, доктор натуральной части и ботаники господин Лакгедорф, доктор титулярной советник Федор Петровичь Брыкин, живописец Академии Художеств господин Курлянцов и чучельной мастер ундерь-офицерского чина.

      26 июля в 8 часов утра с корабля Надежды при выстреле из пушки дано знать сигналом о снятии с якоря. В 10 часов подняли якорь и с выстрелом пушки отдали марсели и при тихом от ZZW ветре вступили под паруса, предприемля путь нашего вояжа.

      При отправлении нашем с Кронштатской рейды провожали нас адмирал Кронштатскаго порта и главный онаго командир Петр Ивановичь Ханыков и компании директор комерцыи Советник Евстратий Ивановичь Деларов. По отбытию оных с корабля поставлены были все матрозы по вантам и крычали трижды ура, на что и от них со шлюпок ответствовано тем же. И так, мы, оставя Кронштат, пустились в Балтийское море.

      По 29-ое число  за противным WNW-ым ветром лавировали у острова Гогланта. На 30-ое число в ночи обошли оной.

      30 июля в ночь прошли Ревельской порт, котораго по причине мрачной ночи усмотреть было нельзя, кроме означеных при оном зжением фонарей маяков.

       2 августа в 9 часов прошли шведской остров Готланд. Сего дня в 7-м часу утра свали[л]ся с бизань русленей матрос Усов, котораго по причине ветра спасти жизнь было невозможно, которому видно определила судьба быть жертвою от нас морю.

    4 августа в 6 часов утра  прошли датской остров Баргольм, которой имеет приятное местоположение и почитается в Дании хлебородным.

      5 августа в 6 часов вечера  при тихом NО-ом ветре прибыли на Копенгагенской рейд и на малом фарватере в 4-х кабельтовых от Цыдодельской крепости, положа якорь, остановились на оном, где находилось стоящих с нами на якоре оныя рейды разных нацый купецких кораблей и судов до 20-ти, да идущих Зунтом к N до 50-ти судов было видно.

     6 августа в 8 часов утра свезли на Кронскую батарею находящейся у нас порох, фалшвееры и ракеты, а в 9 часов втянулись в гавань, где, положа якорь, ошвартовась, стали на оном.

       7 августа для погруски привезеной из Ельсинора компанейской бурдовской водки начали разбирать трюм, что и продолжалось до 12-го числа сего месяца.

      12 августа прибыли на Копенгагенской рейд из Кантона два корабля Ост-ынской компании с грузом китаиских товаров, которыя имели вояж в период и обратно до Копенгагена 1 год и 6 месяцов.

      13 августа выгружено из корабля для очищения места под водку 73 бочки со ржаным провиантом, в коих по фактуре весу 1170 пудов 24 фунта, которая и оставлена в Копенгагене в ведении компанейскаго прикащика Чернявскаго, находящегося в Копенгагене.

     17августа погружено в корабль привезеной из Ельсинора бурдовской водки в 58 бочках мерою 2570 фирвелей бурдовских, из коих составляет российских ведр 1551¼ .

      Во время бытности нашей на рейде Копенгагенском  осматривали служительскую провизию, из числа коей в 22-х бочках солоное мясо оказалось без росолу, которыя налили росолом, а в 15-ти бочках мясо гамбурскаго заготовления пересаливали снова для предохранения онаго от порчи, также освежась провизией и заготовя пресной воды разной величины 54 бочки, поправя, и вытянули весь стоячей такелаж, уложа трюм, изготовясь к отправлению из Копенгагена.

      Город Копенгаген есть датская столица, местоположение имеет посредственной возвышенности, находится на острове Вепе при Зунте между Балтикой и Категатом. Строение города генерально каменное, домы большею частию 3-х и 4-х ятажные, но не обширны. Улицы во оном весьма уские, внутри города находится до 5-ти кирок и две изрядныя площади, из коих на одной поставлен отлитой из чугуну седящей на лошади короля Георга 7-го монумент. Прочших же внутри города достойных и важных замечания зданиев не находится. Дворец королевской, обгоревши во время пожару, стоит тут без всякаго поправления, король же их большею частию имеет свое пребывание в загородной мызе, а для приезду в городе занимает купеческой весьма неогромной без дальняго убранства дом. Укрепление города состоит из обнесенаго вокруг земляного валу, довольно возвышеннаго, по которому насажено в линию с обеих сторон в довольном количестве разнаго рода деревьев, что и составляет удовольствие жителям для прогулки. При коем в отделенной за городом части находится небольшей королевской сад, в коем в празничныя дни также бывают собрания для прогулки. Но по наружному онаго виду не приметно во оном каковых либо хороших из числа фруктовых деревьев и в чистоте надлежащаго присмотром наблюдения.

      С моря же укрепление города состоит из трех не весьма огромных батарей, которыя в разсуждении зашищения городу с нуждою быть могут соответственны. Но по случаю непространнаго фарватеру входом в гавань не настоит большей опасности от каковаго либо неприятеля морем.

     Комерцыя копенгагенскаго купечества по большей части состоит в мореплавании, а при том находящаяся во оном Остиндская компания большую часть занимает всей их торговли.

     Окружающия Копенгаген предместия изрядное имеют местоположение и хлебопашество с довольным числом скотоводства. Из числа во оных жители имеют по возможности фруктовыя сады, в коих произрастает в довольном количестве яблоков, сливов, вишни, винограду, частию персики и ананасы. Прочшия же занимаются частию рыбной ловли и прочшими крестьянских работ художествами, довольствуясь безбедно.

      В продолжение 3-х недельного нами на Копенгагенском рейде стояния производилось в пищу всем корабельным служителям свежее мясо, хлеб, зелень и сверхь водошной порцыи еще по две крушки пита, на что по день нашего отправления израсходовано 400 гишпанских пиастров, которыя по тогдашнему на серебро курсу состояли по 1 рублю 90 копеек каждой.

      26 августа по отправлении наших в Россию депешей, до Главного компании правления относящихся, того ж числа пополудни в 7 часов при тихом NW-ом ветре вышли из Копенгагенской гавани на рейд к Кронской батарее, у  коей за тихостию ветра остановились на якорь, получа со оной свезенной по прибытии нашем порох, фалшвееры и ракеты.

     27 августа в 9 часов утра с корабля Надежды дано знать выстрелом пушки о снятии с якоря, и в 2 часа пополудни с выстрелом пушки, отдав марсели, подняли якорь, вступили под паруса и провождением датскаго лоцмана пошли к Ельсинору Балтийским Зунтом, а в 6 часов вечера прибыли на Ельсинорской рейд, на коем по причине ускости пролива за противным ветром остановились на якорь обеими кораблями, где находилось стоявших на якоре судов: датской брамвахтеной фрегат и тож английской фрегат 1-н и разных нацый купецких судов до 45-ти. Того ж дня  прошол из Архангельска в С. Петербурх российской военной фрегат Килдюин.

    30 августа в 10 часов утра за здравие государя нашего императора Александра Павловича в высочайший тезоименитства его день находящимся на корабле нашем иеромонахом Гедеоном отправляемо было благодарственное молебствие.

    3 сентября в 8 часов утра при тихом NZW-ом ветре мы и корабль Надежда, подняв якоря, пошли с Ельсинорскаго рейда. Между берегов Дании и Швеции пролив сей ширины имеет не более как 1½ немецкой мили. На правом берегу онаго находится шведский город Ельсимбург, а по левую сторону датский город Ельсинор, на мысу коего находится датская Кромбурская крепость. Мы, подойдя ко оной, салютовали 7-ю выстрелами, на что, как со оной, равно и с находящейся на Ельсинорском рейде брамвахты ответствовано по равному числу выстрелов. И так мы, окончив плавание наше в Балтийском море, вступили в  Категат, в коем на рифе  Эйнопского маяка видели стоящее на мели Американских Соединенных Штатов 3-х мачтовое судно, на котором чрез ½ часа срублены уже были фок и грот мачту. А в разсуждении ветра сомнительно было, чтоб и судно могло избавиться от бедствия, которому со стороны нашей по причине ветра не можно было подать помощи в разсуждении опасности места.

       4 и 5 сентября при противном ZW-ом и ZО-ом ветре продолжали плавание наше, лавируя. В 1-м часу полуночи ка 6-е число, в широте N-ой 57½ градусе и в долготе О-ой 9½ градусов имели сильной с дождем шторм, которой и продолжался 16 часов, в продолжение коего по причине мрачной ночи и свирепствующаго с дождем ветра мы с кораблем Надеждой разлучились. По первому же мне случаю бытности моей в море при толь жестоком ветре, искуство в мореплавании командующего и офицеров, равно проворство и неутомимость наших матроз в исправлении своей должности, мне по новости тогда казалось удивительным.

      6 сентября при расвете видели мы  довольно разных купецких судов, терпевших с нами шторм, и некоторый из оных во время ночи лишились мачт, но шторм еще продолжался в своей силе, только что дождь уже прекратился. В полдень мы находились по счислению плавания от норвескаго мыса Дериеуса в растоянии 8 миль немецких на ZО. Пополудни в 4 часа шторм прекратился. Тогда, поставя по силе ветра возможный паруса и при NW-ом ветре продолжая путь наш Немецким морем, не имея в виду спутника нашего корабля Надежды, и по 11-е число продолжали плавание наше в Немецком море при разных переменных с непостоянною и дождивою погодою ветрах.

      9 сентября прошли англинской порт Ярмут в растоянии 23 миль италианских, отстоящей от пути нашего на ZО.

     10 сентября видели англинской кресирующей фрегат, с коим имели переговор.

    11 сентября в 4 часа пополуночи взошли о Англинской канал. При входе в оной на мысу англинскаго берега находится город Диль, а по левую сторону канала берег Францыи, коего по причине ночи не было видно. Англинской же берег означался зжением как береговых, равно и плавучих маяков.

      12 сентября в 2 часа пополудни прошли англинской порт Порсмут.

      В  продолжение  плавания  нашего  каналом  погода  и  ветер  нам   благоприятствовали, при  чем  по  всему английскому берегу видно было приятное онаго местоположение с наилучшим расположением изобилующего хлебопашества и фруктовых плантаций. При берегах же моря повсюду довольное количество находилось как кресирующих разных военных судов, также преватиров в разсуждении военного времени между Англией и Францией, для предосторожности от высадки Францией десанта на берега Англии, которая для оного на берегах своих большое имела количество армии и разных приготовленных для оныя судов.

    14 сентября в 11 часов для ожидания корабля Надежды, отлучившагося от нас в Немецком море во время шторму, зашли в Фальмутскую губу, на рейде коей остановились на якорь. В 12 часов из города Фальмута в довольном количестве приезжали к нам на корабль из числа англинских офицеров, чиновников и купечества для любопытства.

       Стоящих с нами на рейде и в Фальмутской губе: брамвахтеной англинской фрегат 1-н, купецких судов до 15-ти.

      15 сентября числа в 9 часов утра с корабля нашего селютовано было 9-ю выстрелами, на что по равному числу ответствовали нам как Фальмутская крепость, равно и находящаяся на оном рейде брамвахта. А в 11 часов находящимся на корабле нашем иеромонахом Гедеоном отправляемо было благодарственное молебствие за здравие его величества государя императора Александра Павловича в честь священнаго его величества миропомазания.

      16 сентября в 8 часов утра корабль Надежда прибыл на рейд Фальмутской губы, остановись на якорь. Во время путе следования онаго каналом посланик наш, его превосходительство Николай Петровичь Резанов, отбыл со онаго в Лондон.

       Во время бытности нашей в Фальмутской губе в ожидании прибытия из Лондона посланика нашего, господина Резанова, заготовясь всем для вояжу нашего нужным, как то: освежением для служителей провизии и пресною водою, которую по недостатку в городе Фальмуте  получали оную за 4 мили от города и доставляли на корабль на боту. Также в дополнение еще к заготовленной в России провизии взяли 150 пудов англинской-ирляндской солонины и несколько бочек пива . Все же заготовления наши и издершки в Фальмуте стоили компании 1170 гишпанских пиастров.

       Город Фальмут местоположение имеет в косогористом и весьма невыгодном месте. Строение онаго каменное, но не огромно, составляющее только одну, но и то весьма тесную улицу, по которой с трудностию двум каретам разъезжаться можно.

      Растояние всего города простирается не более как на одну италианскую милю, внутри коего находится одна реформатскаго исповедания кирка, но большая часть жителей имеют квакерскую секту.

     Купечество онаго весьма акуратную и необширную имеют торговлю. По неимению же фабрик и прочших художественных во оном заведений, товары получают из Лондона, коих продажа состоит весьма недешевыми ценами, так что всякие из числа англинских товаров продажи не дешевлее, как оныя продаются и у нас в С. Петербурге.

       Что же касается до характеру жизни граждан, то оную проводят с большею економиею без дальних увеселений и роскоши с наблюдением интересу весьма скромно. По неудобности же местоположением города в пресной воде имеют недостаток, почему находящиеся внутри города колодязи всегда бывают заперты, почему во всиом городу, кроме трактиров, в случающияся жары для утоления жажды воды отыскать негде.

      Укрепление города состоит из одной крепости, находящейся на мысу при входе в губу, в растоянии от города ½ италианской мили на удобном и выгодном для безопасности с моря городу месте. Окружающия же город предместия наивыгоднейшия имеют местоположения с достаточным и изобилующим хлебопашеством и скотоводством, составляющия более приятности и удовольствия, нежели город Фальмут, и многия из числа оных предместиев, как в местоположении, своем, равно и в строении  домов, гораздно более имеют преимущества, нежели Фальмут, но только что не имеют с моря пристани для мореплавания, что в Англии почитается выгоднейшею мест удобностию.

      23 сентября, по прибытии из Лондона посланника господина Резанова, о благополучном продолжении нашего вояжа и о об отправлении из Фальмута в предлежащий путь онаго, при депешах его превосходительства отправил и я свои донесения Главному правлению.

    Того ж дня в 5 часов пополудни подняли якоря и при тихом NО-ом ветре, выйдя из Фальмутской губы, предприняли путь нашего плавания в пространство Атлантическаго океяна с благоприятствующим плаванию нашему ветром.

Источник: Русские открытия в Тихом океане и северной Америке в XVIII-XIX вв. М. АН СССР. 1944, стр.129-140

Продолжение


Источник: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Reisen/XVIII/1760-1780/Russ_otk_tich_ok_sev_am_18_19/1-20/frame18.htm
Категория: Из «Записок» приказчика Российско-Американской компании Н. И. Коробицина 1795-1807 гг. | Добавил: alex (30.04.2013)
Просмотров: 299 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz