Отношение О. П. Козодавлева И. И. де Траверсе о благополучном прибытии экспедиции лейтенанта Л. А. Гагемейстера в Русскую Америку
№ 13
С.-Петербург.
16 января 1811 г.
Милостивый государь маркиз Иван Иванович!
Первенствующий директор Главного правления Российско-Американской компании Булдаков представлял, что флота лейтенант Гагенмейстер, отправившийся 20 октября 1806 года по высочайшей Его и. в-ва воле со второю экспедициею кругом света¹ , прибыл в наши американские колонии благополучно, не потеряв ни одного человека из экипажа ему вверенного. Из колонии был он в Камчатке и потом опять возвратился. Оставалось бы ему отправиться в Россию, но по причине настоящаго разрыва с Англиею² исполнить сего было нельзя. Почему он и отплыл вторично в Камчатку.
Господин Булдаков, объясняя, что в продолжении сего путешествия, которое предпринято в самое позднее осеннее время, Гагенмейстер подвергался многим затруднениям и опасностям, которыя однако же преодолены были мужеством его, отважностию и искусством с желаемым успехом, просит о вознаграждении как его, Гагенмейстера, так равно и экипажа ему ввереннаго, соответственно прилагаемой при сем записке³.
Я, доведя о сем до сведения государя императора, получил высочайшее повеление сообщить вашему высокопревосходительству, чтобы о награждении лейтенанта Гагенмейстера и сотрудников его изволили вы, милостивый государь, доложить Его и. в-ву . Исполняя сим высочайшую волю, честь имею быть с истинным почтением и совершенною преданностию.
Вашего превосходительства покорнейший слуга Осип Козодавлев.
Помета: Писано к Гурьеву о пенсионах, к Аршеневскому о знаках отличия и Коллегии о повышениях. 3 февраля.
РГАВМФ, ф. 166, оп. 1, д. 198, л. 1. Подлинник.
Комментарии
1. 20 октября 1806 г. «Нева» под командованием лейтенанта Л. А. Гагемейстера вышла из Кронштадта с грузом для Русской Америки. Маршрут «Невы» был таким: Копенгаген – мыс Доброй Надежды – Австралия – Ситха; 13 октября 1807 г. прибыла в Ново-Архангельск. Ранее, 4 июня 1807 г., зашла в порт Джексон (Сидней), став таким образом первым русским судном, его посетившим. В 1808 г. «Нева» ходила к Гавайским о-вам и на Камчатку, а затем использовалась для нужд колоний. Зимой 1813 г. во время перехода из Охотска к архипелагу Александра «Нева» потерпела крушение у мыса Эджкомб (о-в Круза). Лишь 25 членов экипажа, в том числе командир судна лейтенант А. Я. Подушкин, были выброшены на берег и спаслись. В память о «Неве» названы две бухты и мыс на тихоокеанском побережье Северной Америки, бухта в Беринговом море, остров и риф в Тихом океане, пролив в архипелаге Александра (см.: Ивашинцев Н. Обозрение русских кругосветных путешествий. Спб., 1850; Тихменев П. Историческое обозрение образования Российской-Американской компании и действия ее до настоящего времени, ч. 1; Марков А. И. Крушение корабля «Невы» у берегов Ново-Архангельского порта: Рассказ очевидца // Москвитянин. 1849, ч. 4, № 15, с. 97-120).
2. Разрыв дипломатических отношений между Россией и Англией, назревавший после подписания Тильзитского мира, произошел 26 октября 1807 г. Поводом для объявления войны Англии явилась блокада силами британского флота Копенгагена в сентябре 1807 г., что было квалифицировано российским правительством как «насилие, коему равного во всей истории, толико во всех примерах обильной, найти трудно». Конфликт вылился в англо-русскую морскую войну, которая прекратилась 16 июля 1812 г. заключением мира в Эребру (см.: ВПР, т. 4, с. 98-101).
3. См.: РГАВМФ, ф. 166, оп. 1, д. 198, л. 2.
Источник: Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского севера, 1799-1815 (Исследования русских на Тихом океане в XVIII – первой половине XIX в. Том 3). М. Наука. 1994, документ 143.
Источник: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Reisen/XVIII/1780-1800/RAK_izucenie_severa/141-160/143.phtml?id=6581 |