РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.08.2017, 13:15

Главная » Статьи » 1815-1818 "Рюрик" Коцебу О.Е. » 1815-1818 "Рюрик" Коцебу О.Е.

БРИГ «РЮРИК». 1815-1818
БРИГ «РЮРИК». 1815-1818
 
     Вопрос об открытии пути чрез Северный полярный океан издавна занимал все морские державы, и Россия делала не одну попытку с этою целью с сухого пути и с моря; но после неудачной экспедиции Чичагова 1765-1766 гг., подобные предприятия с нашей стороны были оставлены. Продолжительные войны на суше и море не позволяли заниматься учеными экспедициями. Наконец, когда водворился общий мир в Европе, давно оставленные ученые вопросы снова возбудили общее внимание. В это время одним из главных поборников науки в России был граф Н. П. Румянцев, уже известный тогда заслугами своими на этом поприще.

     В начале 1815 года предположил он снарядить на свой счет экспедицию для отыскания прохода чрез Ледовитое море из Берингова пролива, подле берегов Америки. Для этой цели выстроен был на Абовской верфи бриг «Рюрик» во 180 тонн, и начальство над ним поручено флота лейтенанту Коцебу, бывшему кадетом на корабле «Надежда» в кругосветном его плавании.

     Кроме главной цели экспедиции, лейтенанту Коцебу предписывалось заняться также географическими и учеными исследованиями в Океании. В число спутников его приглашены были лица, известные их познаниями в естественных науках, а для руководства при занятиях своих лейтенант Коцебу получил инструкции по морской и ученой частям, составленные капитаном Крузенштерном и астрономом Горнером.

 Бриг "Рюрик"          30 июля 1815 года лейтенант Коцебу оставил Кронштадтский рейд; зашел в Копенгаген для принятия на бриг ученых Вормскиольда и Шамиссо и чрез несколько дней прибыл благополучно в Плимут, где должен был получить заказанные в Лондоне инструменты и карты.

     Избрав Плимут станцией в Англии именно потому, что из него легко достигнуть в один день океана, командир «Рюрика», однако, обманулся в своем расчете. Море хотело, кажется, испытать наших путешественников при самом начале их смелого предприятия. Два раза «Рюрик» выходил в канал, и два раза SW шторм заставлял его возвращаться назад; при этом однажды во время ночи бриг едва не выкинуло на берег. Наконец, 5 октября вышел он в океан; 21-го миновал параллель Гибралтарского пролива в долготе 15°20' W и 28-го бросил якорь на С.-Круцком рейде острова Тенерифа.

     Снабдив себя провизиею, лейтенант Коцебу вступил под паруса 1 ноября и, пройдя в виду остров Зеленого мыса, 23-го перешел экватор. Отсюда направил он курс к мысу Фрио для определения долготы его. Но не успев в этом по причине пасмурности, обратился к югу и 12 декабря прибыл к острову Св. Екатерины. Освежившись и приготовив бриг к плаванию вокруг мыса Горн, 28-го отправился отсюда в дальнейший путь.

     В начале января 1816 года в течение шести дней «Рюрик» боролся с юго-западными штормами (широта 45° S, долгота 57° W). При этом командир едва не погиб: огромный вал вкатился с кормы и сбросил его за борт; к счастью, успел он задержаться за веревочную бухту. Бриг же потерпел значительные повреждения на верху и в руле, часть пороха и сухарей были подмочены.

     Обогнув мыс Горн и выдержав еще SW шторм, лейтенант Коцебу взял курс к губе Зачатия (Cenception) на западном берегу Южной Америки, чтобы привести свой бриг в состояние продолжать путь и дополнить запас провизии, подмоченной во время бури. 11 февраля «Рюрик» стал на якорь против города Талкахуано.

     Исправив, по мере возможности, свои дела, лейтенант Коцебу вышел в море в начале марта и направил курс к тому месту, на котором предполагалось существование земли «Девиса». 16-го достиг он широты 27°20' S, в 88° N долготы и в продолжение пяти дней следовал по этой параллели до долготы 95½° W, не замечая ни малейших признаков земли. 25-го миновал пустынный островок Салес, а 28 марта остановился на якоре в Куковой бухте на острове Св. Пасхи.

     К большому изумлению лейтенанта Коцебу, жители встретили его весьма неприязненно, так что он принужден был немедленно возвратиться на бриг, осыпаемый градом каменьев. Оставляя берег, заметил он, что огромные каменные статуи, о которых упоминали Кук, Лаперуз и Лисянский, были разрушены ¹.

     Проходя этот архипелаг по северную сторону, осмотрел он 16 апреля Шоутенов «Собачий» остров, но, по значительной разности в широте, назвал его «Сомнительным» (широта 14°50' S, долгота 138°47' W). В следующие дни последовательно открыты необитаемые группы: Румянцева (шир. 14 50 S, долг. 144 35 50 W); Спиридова или Шоутена «Ура» (шир. 14° 41' S, долг. 145° 7' W); длинная цепь Рюрика (острова Пализера и Шоутена, остров Мух , в широте 15° 11' 45'' S, долготе 146° 39' 35'' W – северная оконечность) и, наконец, группа Крузенштерна (шир. 15° 0' S, долгот. 148° 48' W)².

     28 апреля бриг находился близ того места, где предполагались «Баумановы» острова. Не отыскав этих островов, равно как и других, «Роггвейна» и «Тинговейна», лейтенант Коцебу направил курс к Пенриновой группе, виденной открывшим ее капитаном Севером в 1788 году только один раз, и то издали. 1 мая осмотрел он эти острова, оказавшиеся подобными открытым в Низменном архипелаге, то есть их составляла цепь коралловых скал, маловозвышенных, впрочем, обитаемых. Средина группы определена в широте 9°1'35'' S и долготе 157°44'32'' W.

     Перейдя экватор в долготе 175°27' W, лейтенант Коцебу направил курс свой таким образом, чтобы прорезать северную часть Мульгравовых островов, весьма мало тогда известных. На пути к этому архипелагу открыта им 21 мая цепь из двух отдельных групп, связанных коралловым рифом, определенная астрономически (канал между ними) в широте 11°11'20'' N, долготе 190°1'43'' W и названная островами «Кутузова» и «Суворова». Первая из них обитаема³. Новооткрытые группы принадлежат к восточной части обширного Каролинского архипелага, известной на картах под именем островов Маршалла.

     Предполагая на обратном пути еще раз осмотреть эти места, лейтенант Коцебу поспешил в Камчатку. 3 июня в широте 31°49' N, долготе 200°15' W замечал он некоторые признаки земли, но туман, сопровождавший «Рюрик» потом до самой Камчатки, не допустил удостовериться - существует ли тут остров или нет. 13-го (широта 47°N) «Рюрик» выдержал сильнейший шторм, после которого сделался вдруг такой мороз, что с рангоута и парусов лед падал кусками на палубу. 19 июля прибыл в Петропавловский порт.

     Здесь «Рюрик» был обшит медью, оставшеюся после шлюпа «Диана». Изготовившись, сколько можно скорее, к выходу в море, лейтенант Коцебу оставил Камчатку 15 июля и направил курс у острову Св. Лаврентия⁴. 20-го усмотрел он остров Беринга и определил северную его оконечность в широте 55о°7'8'' долготе 194°6'37'' W. Положение острова Св. Лаврентия осталось не проверенным по причине тумана.

     30 июля с «Рюрика» видны были в одно время берега Азии и Америки; он находился тогда около мыса Принца Валлийского и островов Св. Диомида, из которых вскоре открыт был остров Ратманова⁵.

     Следуя около берега Америки, лейтенант Коцебу открыл небольшую бухту Шишмарева с островом Сарычева при ее входе, и 1 августа вошел в обширный залив, в котором восточные берега скрывались из виду. Полагая, что, может быть, тут существует проход в Ледовитое море, лейтенант Коцебу спустился по этому направлению; но скоро увидел, что залив этот замыкается с востока высоким берегом. Обойдя его вокруг и достигнув открытого моря близ северного мыса (у которого с этой стороны залив оканчивался), назвал он этот мыс именем капитана Крузенштерна; а новооткрытый залив получил название зунда Коцебу.

     Предполагая на следующий год продолжать еще далее свои разыскания в этих местах, лейтенант Коцебу обратился к берегам Азии; 19-го подошел к восточному мысу и, следуя вдоль берега на юг, зашел в залив Св. Лаврентия. Определив несколько новых пунктов, вышел оттуда 24-го, а 7-го сентября прибыл в гавань Иллюлюк на острове Уналашке. Отсюда перешел в порт Св. Франциска (в Калифорнии), чтобы запастись всем нужным для летнего плавания в тропиках.

     Оставив Калифорнию 1 ноября, «Рюрик» направил курс к Сандвичевым островам. На этом переходе с 11 ноября (широта 25½° N, долгота 138°1' W) и до наступления NO пассата, до 16 ноября, дул сильный SW ветер, - явление редкое в таких широтах и в столь большом расстоянии от материка. 27-го лейтенант Коцебу прибыл в Гонолулу.

     Во время трехнедельного пребывания на острове Оагу собрано много сведений о Сандвичевых островах и сделана подробная съемка гавани Гонолулу. Широта якорного в ней места: 21° 17' 57'' N, долгота 157° 52' W; склон. комп. 10° 57' O; наклон. магн. стр. 43° 39'.

     От Сандвичевых островов лейтенант Коцебу продолжал путь к месту прошлогодних открытий -островам Суворова и Кутузова. На этом переходе 1 января 1817 года открыл он еще остров Нового Года (широта 10° 8' 27'' N, долгота 189° 4' 40'' W), который жители называли «Мяди», а чрез четыре дня другую, обитаемую же, группу, Румянцева или «Отдиа»(в шир. 9° 8' 9'' N, долг. 189° 43' 45'' W)⁶. В лагуне у острова Отдиа лейтенант Коцебу простоял до начала февраля, занимаясь съемкою окружающих его берегов и знакомясь с их обитателями. Следуя потом к югу, последовательно открыл он группы: Чичагова или «Эрегуп» (широта сред. 9° 6' N, долг. 189° 56' W); Аракчеева или «Кавен» (самый большой из них в шир. 8° 54' 24'' N, долг. 188° 11' W); Траверсе или «Аур» (шир. 8° 18' N, долг. 187° 48' W); «Крузенштерна» или «Айулу» (остров Капениуро, в широте 10° 27' 25'' N, долг. 190° W). Эти пять групп вместе с островом «Мяди» и открытыми в последующих годах новыми группами: «Лигиен», «Арно», «Медиуро» и «Милле» образуют цепь коралловых островов, известную теперь под именем «Радак», населенную весьма кротким народом, много похожим на обитателей Каролинскаго архипелага, которого Радак составляет восточную часть.

     Замечания лейтенанта Коцебу об островах Радак и островах другой параллельной им цепи, «Ралик», представляют весьма богатый материал для будущего их историка и географа; они помещены в описании его путешествия.

     12 марта 1817 года «Рюрик» оставил новооткрытый архипелаг, чтобы поспешить на север. Пройдя между островами Суворова и Кутузова и коснувшись острова Корнваллиса (опр. в шир. 14° 39' 29'' N, долг. 191° 0' 25'' W)⁷, лейтенант Коцебу взял курс к острову Уналашке, на котором ожидали его байдары, заготовленные для предстоящих разысканий в Полярном море.

     3 апреля в широте 34°27' N и долготе 193°47' W замечено большое течение моря на запад, а в следующий день видны были некоторые признаки берега; однако надежда открыть землю не оправдалась.

     13 апреля во время шторма огромный вал ударил в бриг, перекатился через палубу и сломил бушприт; одному из четырех бывших на палубе матросов переломило ногу и всех других переранило, также и командира брига. Гибель «Рюрика» казалась неизбежною; но буря скоро утихла. Через пять дней после этого едва он не потерпел крушение у острова Унимака. Наконец 24 апреля прибыл он на Уналашку, в то самое время, как в море наступал новый шторм.

     Исправив бриг, сколько могли, вышли в море 29 июня, взяв с собою несколько байдар и 15 человек алеут для прибрежных разысканий в Полярном море. Зайдя еще к островам Павла и Георгия, 10 июля остановились на якоре близ восточного берега острова Св. Лаврентия.

     Но здесь лейтенант Коцебу принужден был отказаться от дальнейшего плавания к северу: грудная болезнь его - следствие ушиба во время апрельского шторма - до того усилилась, что нельзя было без явной опасности для жизни продолжать работать в этом холодном и сыром климате.

     По данной ему инструкции, обратный путь следовало держать чрез пролив Торреса; но как судно было в дурном состоянии и давно уже нуждалось в провизии, то лейтенант Коцебу счел за лучшее зайти в Маниллу, где надеялся получить все нужное. На пути туда полагал взять с Сандвичевых островов некоторые растения для островов Радак.

     Сообразно этому плану, возвратился он к острову Уналашке и, вышедши оттуда 18-го августа, чрез три недели достиг широты 40° N, боровшись на переходе с сильными S ветрами и течением, которое отнесло бриг на 5° к востоку. 1 октября прибыл в гавань Гонолулу.

     На пути от Сандвичевых островов к Радаку лейтенант Коцебу отыскал и определил острова Смита, открытые в 1807 году с фрегата «Корнваллис»⁸; но сам едва на них не разбился. Широта их найдена лейтенантом Коцебу 16° 45' 36'' N, долг. 190° 20' 40'' O. На другой день бросили якорь у острова Отдиа.

     Оставив здесь привезенные растения, лейтенант Коцебу отправился далее и в следующий день открыл еще группу островов графа Гейдена (Линген), в широте 9°51'30'' N, долготе 190°46'30'' W. На пути в Маниллу намерен он был отыскать цепь островов Ралик, по словам обитателей Радака, совершенно параллельную этой последней цепи и лежащую к западу от нее; но во время бурной ночи бриг увлечен был так далеко на запад, что уже не было видно ни одного из упомянутых островов. Необходимость же поспеть в Маниллу до перемены NO муссона не дозволила употребить более времени на этот поиск.

     Впрочем, открытия в цепи «Ралик» достались на долю большею частью русских же мореплавателей, как мы это увидим далее.

     Следуя между параллелями 8° и 11° N, лейтенант Коцебу на этом пространстве не нашел ни одного из островов, показанных на некоторых картах. Из многих испытаний над соленостью, температурою и цветом морской воды вывел он заключение, что глубина моря между Радаком и Марианскими островами значительно меньше обыкновенной глубины океана между тропиками. 23 ноября «Рюрик» бросил якорь в гавани Калдера-де-Апра на острове Гуахане.

    Собрав здесь еще новые сведения вообще о Каролинском архипелаге и сняв план бухты Калдеры, 28-го лейтенант Коцебу вышел в море и с помощью NO муссона 17 декабря прибыл в Маниллу.

     Починка брига и снабжение его всем необходимым удержали лейтенанта Коцебу здесь до конца января 1818 года. Продолжая плавание чрез Китайское море, в половине февраля вступил он в Индийский океан Зондским проливом, и 4-го марта вышел из тропиков. Около мыса Доброй Надежды несколько дней сряду выдерживал сильные штормы и, пройдя по южную сторону банки (широта 35°18°), чтобы воспользоваться попутным течением (по три мили в час), 30-го бросил якорь в Столовой бухте.

     Здесь «Рюрик» встретился с французским корветом «Урания», на котором капитан Фрейсине начинал свое известное путешествие вокруг света.

       Оставив мыс в половине апреля и, пройдя в виду островов Св. Елены и Вознесения, лейтенант Коцебу перешел в четвертый раз экватор. 3 июня достиг параллели Азорских островов и через две недели прибыл в Портсмут. Пробыв здесь пять дней и еще один в Копенгагене, 22 июля возвратился в свой отечественный город Ревель, а 3 августа бросил якорь в Неве, против дома графа Румянцева, после трехгодичного путешествия.

        Путешествие это описано в следующей книге:

     «Путешествие в Южный океан и в Беренгов пролиа, для отыскония северо-восточного морского прохода, предпринятое в 1815, 1816, 1817 и 1818 годах, иждивением Е. С. Госуд. канцлера графа Н.П. Румянцева, на корабле «Рюрик», под начальством флота лейтенанта Коцебу» Спб. 1821-1823г. в 4 д. CLXXI, 168, 345 и 538 стр. В первых двух частях этой книги заключается история путешествия, а в последней – замечания ученых, сопровождавших экспедицию.
____________________________________________________________________________________________
     ¹ Впоследствии объяснились причины такой встречи островитянами: в 1805 году какой-то американский шкипер ограбил их; он же разбил и статуи.
      ² Во втором своем путешествии капитан Коцебу нашел, что все долготы, определенныя им в 1816 году, «восточнее истинных на 7°30'»; здесь они «везде исправлены». См. «Разбор Атл. южн. мор. адмир. Крузенштерна, дополнение, изд. в 1886г., стр. 108.
         ³ Туземцы называют острова свои «Удирик» и «Тагаи».
         ⁴ В Петропавловском порте остался по болезни один из двух офицеров, бывших на бриге; так что лейтенант Коцебу остальную часть своего путешествия должен был совершить только с одним офицером, исправляя и вахтенную, и свою обязанность.
        ⁵ Лейтенант Коцебу ошибался, считал «остров Ратманова» четвертым в группе Диомида, и потому принял его за новое открытие. В Атласе Южного моря адмирала Крузенштерна показаны только три острова Св. Диомида: Ратманов, Крузенштерн и скала Файрвай. Капитан Бичи осмотрел эту группу в 1828 г. См. также далее: путешествие капитана Васильева.
         ⁶ Из 300 лунных расстояний.
        ⁷ По мнению адмирала Крузенштерна, остров этот есть Гаспар-Рико древних мореплавателей. См. Разбор Атласа южного моря, ч.II, стр. 17; и стр. 6 дополнения.
         ⁸ По мнению адмирала Крузенштерна, эти острова те же самые, что и Камизарес, открытые испанцами в 1789 году

Список участвовавших в кругосветном плавании на бриге "Рюрик"


Звания и имена
Примечания
Командир, лейтенант Отто Евстафьевич Коцебу
Скончался в 1846г., в отставке капитаном 1 ранга
Лейтенант Глеб Шишмарев
Скончался в 1835г., контр-адмирал, командир гвардейского экипажа.
Лейтенант Иван Захарьин

Штурманский ученик Василий Хромченко
Скончался в 1849г., отставной капитан 2 ранга.
Штурманский ученик Владимир Петров
Скончался на службе
Штурманский ученик Михайло Коренев
Скончался на службе в Америке
Доктор Иван Эштольц

Естествоиспытатель Адалберт Шамиссо
Уехал за границу
Естествоиспытатель Вормскельд
Остался за границей
Живописец Хорис (до Ситхи)

Нижних чинов....................24


Источник: Ивашинцев Н. «Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849 гг. Спб. 1872г., стр. 26-35, 224-225


Источник: http://dfiles.ru/files/gt6b2roxk
Категория: 1815-1818 "Рюрик" Коцебу О.Е. | Добавил: alex (25.03.2013)
Просмотров: 1037 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz