РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ КОРАБЛЬ «КУТУЗОВ». 1816-1819
Капитан-лейтенант Гагемейстер, определенный главным правителем русских колоний в Америке на место коллежского советника Баранова, должен был отправиться к месту своего назначения, начальствуя двумя компанейскими кораблями «Кутузов» и «Суворов», с грузом для колониальных селений и для торговли в некоторых портах Южной Америки. Кораблем «Суворов» командовал лейтенант Понафидин.
8-го сентября 1816 года оба судна отправились из Кронштадта и 13-го прибыли в Копенгаген, где дополнили свой груз, и вступили под паруса 24-го. Скоро миновав Каттегат и Скагеррак, при выходе в Немецкое море, встретили западный шторм, от которого должны были укрыться в Норвежский порт Квале-Фиэрд. Отсюда капитан Гагемейстер продолжал путь вокруг Шетландских островов и прошел в виду их октября 5-го, около Гринвичского меридиана. Выдержав в продолжение трех следующих дней северо-западный шторм, 10-го вступил в Атлантический океан и от параллели С.-Петербурга (долгота 4° W) спустился на юг к Азорским островам, у которых намерен был остановиться для отдыха.
Продолжая плыть при SO и NO ветрах, октября 23-го подошел он к острову Грациозо. Зная, что рейд его при SO ветре небезопасен, капитан Гагемейстер думал было идти прямо в Бразилию, однако, опасаясь, чтобы экипажи кораблей не потерпели недостатка в пресной воде, зашел на неделю к острову С.-Яго (острова Зеленого мыса), и оттуда, уже 13 ноября, направил курс к экватору.
Не встретив ничего примечательного на переходе жарким поясом, в широте 15° S потерял он юго-восточный пассат, после которого несколько дней сряду стоял северо-восточный ветер (до широты 20° S), заменившийся потом тихими W, SW и NW ветрами. В половине декабря прибыл в Рио-Жанейро.
Разные дела и работы, в том числе перемена руля на корабле «Кутузов», удержали капитана Гагемейстера здесь более трех недель. Выступив в море января 7-го 1817 года, направился он к мысу Горн с NO прибрежным муссоном, и 12-го достиг широты 32½° S. С этого времени плавание кораблей много замедлялось противными ветрами, так что не прежде 30-го вошли они в канал между Патагониею и Фалкландскими островами, на параллели которых встретил их шторм.
12 февраля близ меридиана мыса Горна в пасмурную ночь корабли потеряли друг друга из виду. Капитан Гагемейстер продолжал плавание при западных и северо-западных ветрах; 3 марта в широте 34° S, долготе 79° W получил SO прибрежный пассат и с ним 17-го тогож месяца прибыл в порт Каллао. Не столь счастливый на последнем переходе корабль «Суворов» пришел туда уже 29-го.
В Лиме капитан Гагемейстер продал часть товаров со своего корабля и, уравняв грузы обоих судов, вышел в море 8 мая, направляясь вдоль берега Америки к Гваяквиллю. Мая 15-го корабль «Суворов» отделился и пошел прямо в Ситху, а «Кутузов» вскоре остановился на якоре в Гваяквильском заливе близ острова Св. Клары, от котораго перешел потом к острову Бахосде-Пайянос. Передав груз, адресованный в Гваяквиль, на испанские суда и приняв на промен новый, капитан Гагемейстер отправился отсюда в южную часть залива, к устью реки Тумбез, чтобы налиться водою. 17 июля вышел отсюда и 22-го близ Галлапагосских островов пересек экватор, в то же время лишившись прибрежного SO ветра.
Крепкие ветра, попеременно со штилями, сопровождали его потом до конца августа. В широте 14° N и долготе 122½° W капитан Гагемейстер встретил постоянный NO и обратился к северо-западу; вскоре перешел тропик Рака, а 9 сентября, вышедши из пределов пассата, поворотил к берегу и 17-го прибыл в залив Бодега или Румянцова, лежащий на севере от порта Св. Франциска в Калифорнии.
Простояв здесь до 1 октября для передачи груза, назначенного в близлежащее компанейское селение Росс, капитан Гагемейстер перешел в порт С.-Франциско для закупки хлеба, в котором нуждались колонии. Окончив это дело, 31 октября отправился он к острову Ситхе, и 21 ноября прибыл в Ново-Архангельск.
Вступив в управление колониями, капитан Гагемейстер в следующем году еще раз посетил залив Румянцова (6-18 июля) на пути в порт Монтерей, куда ходил за хлебом. В этом последнем месте встретился он с капитаном Головниным, прибывшим на шлюпе «Камчатка» для обревизования колоний, и, окончив с ним дела к 10 сентябрю, возвратился в Ново-Архангельск.
Изготовив корабль к плаванию в Россию с грузом сандалового дерева и пушного товара, капитан Гагемейстер оставил Ситху 27 ноября 1818 года, имея у себя пассажиром прежнего правителя колоний, коллежского советника Баранова. На переходе до Сандвичевых островов, которые миновали 24 декабря в виду острова Атуая, преследовали его западные штормы, перемежаясь иногда маловериями с огромной зыбью. Встретив пассат около 16° N широты, капитан Гагемейстер пользовался им до самого Китайского моря, в котором этот пассат перешел в NO муссон.
Простояв для отдохновения неделю на острове Гуахане, капитан Гагемейстер продолжал путь свой (31 января, снимаясь с якоря для перехода в залив Умату, корабль едва не был выброшен на берег от того, что лопнул кабельтов от верпа, брошенного при снятии с фертоинга), 15 февраля вошел в Китайское море между островами Ричмонд и Буян; 28-го перешел экватор, а в начале марта бросил якорь на Батавском рейде.
Окончив торговые дела, капитан Гагемейстер вышел в море апреля 12-го; через три дни вступил в Зондский пролив (16 апреля коллежский советник Баранов скончался от горячки, которою занемог еще в Батавии. Тело его опущено в море), но, задерживаемый штилями, достиг океана не прежде 19-го; вскоре после того получил NO пассат. 3 мая пересек южный тропик в 71о О долготы и вслед за тем до мыса Доброй Надежды боролся с W и NW бурями, причинившими кораблю, впрочем, неважные повреждения.
Обогнув мыс Доброй Надежды 6 июня, капитан Гагемейстер взял курс к экватору; 29-го прошел в виду острова Вознесения и через пять дней вступил в северное полушарие. Утомительный переход полосою штилей продолжался около двух недель. Наконец 19 июля задул NO ветер, сопровождавший корабль до параллели 32° N.
Пользуясь благоприятными ветрами, скоро достиг он широты Английского канала и 22 августа зашел в Портсмут. Простояв здесь до 25-го, отправился далее; 1 сентября миновал Зунд, а 7-го бросил якорь на Кронштадтском рейде.
(Из шканечного путевого журнала)
Список участвовавших в кругосветном плавании на корабле "Кутузов" (1816-1819)
Звания и имена
|
Примечания
|
Командир, капитан-лейтенант Леонтий Гагемейстер
|
|
Лейтенант Александр Селиванов
|
Скончался в 1849г. Конр-Адмирал, Член Общего Присутствия морского интенданта
|
Лейтенант Нил Кропотов
|
Скончался в 1827г. капитан-лейтенантом
|
Отставной мичман Отто де Роберти
|
Скончался в Ситхе в 1817г.
|
Штурман Ефим Клочков
|
|
Штурман Иван Кислаковский
|
Скончался
|
Вольный штурман Прокопий Туманин (до с. Росс)
|
Скончался на службе Р.-А. Комп.
|
Шт.- Лекарь Лаврентий Кернер (до колоний)
|
|
Суперкарго Кирилл Хлебников (до Ситхи)
|
Скончался в 1830г. Комм. Сов. в Директ.Р.-А. Комп.
|
Приказчик Александр Мещовский
|
|
Нижних чинов.........................49
|
|
Промышленников..................... 4
|
| Источник: Ивашинцев Н. «Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849 гг. Спб. 1872г., стр. 35-38, 225
Источник: http://dfiles.ru/files/gt6b2roxk |