РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 29.03.2024, 18:27

Главная » Статьи » 1817-1819 "Камчатка" Головнин В.М. » 1817-1819 "Камчатка" Головнин В.М.

ВОЕННЫЙ ШЛЮП «КАМЧАТКА». 1817-1819
ВОЕННЫЙ ШЛЮП «КАМЧАТКА». 1817-1819
 
     В конце 1816 года последовало Высочайшее повеление: отправить военное судно в Северо-Восточный океан. При этом правительство имело в виду: 1) доставить разные материалы в Петропавловский и Охотский порты; 2) обревизовать колонии Российско-Американской компании; 3) определить географическое положение и сделать съемку тем местам в русских владениях на Северном Великом океане, которые еще не были с точностью исследованы.

     Для этой цели построен был в С.-Петербурге шлюп «Камчатка» длиною 130 футов в 900 тонн, и начальство над ним вверено капитану 2-го ранга Головнину, известному плаванием его на шлюпе «Диана» и пребыванием потом в Японии.

Снявшись из Кронштадта 26 августа 1817 года, шлюп «Камчатка» прибыл в Каттегат 5 сентября и, пройдя Немецкое море при свежем попутном ветре, 10-го бросил якорь на Портсмутском рейде. Здесь капитан Головнин должен был запастись водкою, ромом и разными припасами, также купить астрономические инструменты, книги и карты. Закупив все это, 21 сентября отправился он в море, и на другой день вступил в океан.

     Северный ветер довел его через двенадцать дней до Канарских островов. Не желая терять благоприятной погоды, капитан Головнин не остановился у Тенерифа, но пошел прямо в Бразилию, и 5 октября миновал остров Ферро при свежем N ветре, вскоре перешедшем в настоящий пассат, продолжавшийся до 13-го числа.

     В полосе штилей шлюп «Камчатка» был не более пяти дней при переменных ветрах и довольно хорошей погоде, а 23-го перешел экватор. Ноября 1-го пассат заменился прибрежным N муссоном, с которым 5-го того же месяца шлюп прибыл в Рио-Жанейро.

     Пробыв здесь до 22 ноября для разных работ и запасов, капитан Головнин направил курс к мысу Горну. 1 декабря оставил его NO муссон, и до 19-го стояли переменные ветра; в это время шлюп находился уже в виду земли Штатов (мыс С.-Жуан). На всем переходе от Рио-Жанейро замечено было постоянное течение на север, и от широты 40° к S скорость его простиралась до 30 миль в сутки, даже более.

     Огибая мыс Горн, с 20 декабря 1817 по 17 января 1818 года шлюп часто боролся со штормами при сырой погоде. 26 декабря от параллели 58½° S начал он спускаться к северу, а 5 апреля встретил прибрежный SO пассат, с которым 8 февраля пришел в Каллао.
Шлюп "Камчатка"
     Передав перуанскому вице-рою депеши от испанского посланника в Рио-Жанейро и снабдив шлюп свежими припасами, капитан Головнин 18 февраля вышел в море.

     Оставляя американские берега, капитан Головнин располагал идти с пассатом до острова Галлеопагос и потом держать к северу, так, чтобы прорезать экватор градуса на три западнее их и, пройдя по параллели 13° N до 165° O долготы, следовать уже прямо в Камчатку. Но, встретив признаки экваторных штилей, принужден был изменить свой план и снова поднялся до параллели 8° S, близ которой и шел уже до самых Маркизских островов.

     3 марта капитан Головнин пересек путь Лаперуза и находился близ того места, на котором капитан Портлок думал найти землю; но при весьма чистом горизонте не только ожидаемой земли, но даже признаков ее не видел. Впрочем, 7-го числа со шлюпа заметили стадо береговых птиц, летевших к югу, что повторилось и на следующий день; но пасмурность препятствовала далеко видеть.

     13-го, проходя в виду острова Гиау, одного из Маркизских, капитан Головнин воспользовался случаем для поверки своих хронометров. Миновав же эту группу, обратился он к северу и скоро вступил в пределы NO пассата. 17 марта замечено было весьма сильное течение к западу (около 30 миль в сутки); 20-го шлюп во второй раз перешел экватор, пробыв в южном полушарии почти пять месяцев.

     NO пассат дул весьма неправильно и установился не прежде 25-го. 28 марта от параллели 13° N, капитан Головнин поворотил на запад, чтобы, придя в долготу 175° О, держать уже прямо в Камчатку.

     4 апреля проходил он близ того места, на котором означен риф Века, однако не видел его, а 6-го вышел из пределов NO пассата, совершив весьма счастливо плавание в жарком поясе; наибольшая температура была +26 по Реомюру, 15 марта.

     Следуя к северу, 8 апреля шлюп перешел тропик Рака и вскоре вытерпел сильную бурю (12-го), в продолжение которой вал, ударив корму шлюпа, изломал висевшую на боканцах шлюпку. С этого времени и до конца апреля плавание продолжалось с переменными погодами и ветрами. 29-го открылись камчатские берега, у которых пасмурность продержала шлюп несколько дней. Наконец, 3 мая вошли в Петропавловский порт, совершив путешествие из России в восемь месяцев, из которых только 34 дни простояли на якоре.

     К числу гидрографических занятий, порученных капитану Головнину, принадлежала и съемка северо-западного берега Америки между 60° и 65° N широты, которую он должен был предпринять в том только случае, если означенное пространство не будет исследовано лейтенантом Коцебу на бриге «Рюрик». По полученным же в Петропавловском порте сведениям оказалось, что лейтенант Коцебу сделал уже все необходимые для этой съемки приготовления¹, и потому капитан Головнин обратился к другим пунктам своей инструкции, именно к определению тех из Алеутских островов, положение которых не было известно с надлежащею точностью, и к обревизованию колониальных заселений.

     Окончив выгрузку всего привезенного для Камчатки и Охотского порта, капитан Головнин отправился к островам Берингову и Медному и, определив положение их, спустился вдоль Алеутской гряды, стараясь держаться вне путей прежних мореплавателей. Хотя на этом переходе туманы и пасмурность редко позволяли делать обсервации, однако некоторые пункты определены астрономически². 9 июля шлюп «Камчатка» пошел в Павловскую гавань на острове Кадьяке.

     Девяти дней, проведенных в этом месте, достаточно было для обревизования компанейских заведений, между тем офицеры шлюпа составили карту Чиниатскаго залива.

     Отсюда капитан Головнин пошел в Ново-Архангельск и прибыл туда 28 июля, сопровождаемый на переходе почти беспрестанными туманами.

     Выгрузив со шлюпа вещи, принадлежащие компании (весом около 2 800 пудов), 19 августа отправился он в Монтерей для свидания с правителем колоний капитаном Гагемейстером, который находился там для закупки хлеба. На этом переходе, продолжавшемся по 6 сентября, шлюп выдержал два сильные шторма. Из Монтерея капитан Головнин заходил еще в залив Румянцова (Бодега) и оттуда уже предпринял (27-го) обратный путь в Кронштадт, располагая запастись всем необходимым на Сандвичевых островах.

     На пути к этому архипелагу капитан Головнин намерен был идти сперва к югу, до 30о N широты и долготы 135° W; потом плыть по этой параллели на запад, чтобы осмотреть место, на котором располагались два острова и где, как было известно капитану Головнину, командир одного из компанейских судов, лейтенант Подушкин, видел признаки земли, хотя Лаперуз, проходивший тоже близко этого места, не нашел ее.

     До 7 октября шлюп плыл с умеренным попутным ветром. В этот день пришел он в широту 28°55’ N, долготу 123°W и должен был находиться вблизи предполагаемой земли, однако не только берега, но и признаков его не заметили.

     Крепкие западные ветра не дозволили капитану Головнину пройти далее к W по этой параллели, и он счел за нужное следовать на юг до пределов NO пассата, который наступил 11 октября в широте 25° N. Отсюда взял он курс к острову Гаваи и 20-го бросил якорь в бухте Каракакоа, не встретив на пути ничего замечательного, кроме огромной зыби от NW, сопровождавшей шлюп почти во весь переход от берегов Калифорнии (Ванкувер, проходя от берегов Америки к Сандвичевым островам, заметил то же самое).

     В заливе Каракакоа капитан Головнин пробыл до 23 октября; заходил потом на острова Мови, Оагу и Атуай и, закупив достаточное количество провизии, отправился в дальнейший путь 30 октября. С помощью свежего пассата 4 ноября достиг от 13½° N широты, в долготе 172° W, откуда взял курс к островам Марианским, и 22-го остановился на якоре в заливе Умат на острове Гуахане. Получив здесь необходимое количество запасов, отправился в море 25-го и на другой день едва не сделался жертвою племени, от неосторожности одного из офицеров. 5 декабря капитан Головнин вошел в Китайское море и через неделю бросил якорь на Манильском рейде, где располагал произвести некоторые исправления и приготовиться к плаванию чрез Китайское море к мысу Доброй Надежды. 

     К 4 января 1819 года шлюп был выконопачен и перегружен, трюм высушен; а в продолжение следующих двух недель налились водою и запаслись провизиею. 17 января капитан Головнин вышел в море, направляя курс к острову Пуло-Сопато. 26-го в третий раз перешел экватор, а 31-го через Гаспарский пролив достиг Зондского и вышел в Индийский океан, употребив на переход Китайским морем только тринадцать дней.

     SW пассат Индийского моря встретил 3 февраля; однако он принял настоящий вид не прежде 5-го и стал крепко дуть от SO.

     11 февраля со шлюпа видели плавающее дерево, которое имело свежую кору и сучья. Ближайшая наветренная земля была Австралия и острова Амстердама и Св. Павла, отстоящие весьма далеко от этого места, и потому капитан Головнин считает вероятным существование поблизости неизвестного острова.

     Марта 2-го шлюп пересек С.-Петербургский меридиан и вслед за тем (с 5-го по 7-е) выдержал весьма сильный западный шторм; 10-го прошел мыс Доброй Надежды и вскоре прибыл в С. Джеймс, на острове Св. Елены, чтобы запастись провизиею и водою.

     Получив только воды и будучи стесняем чрезмерною осторожностью английских стражей при Наполеоне, капитан Головнин думал найти что-нибудь из провизии на острове Вознесения, но, обманувшись и в этом ожидании, продолжал путь к экватору, который располагал перейти между 22° и 25° W долготы. Однако наступившие с 28 марта тихие переменные ветры и штили заставили его вступить в северное полушарие в долготе 18¾° W.

     Перейдя экватор, капитан Головнин старался, по возможности, держать ближе к северу, и потом у Африканского берега поворотить на запад, чтобы скорее встретить NO пассат. Но 20 апреля, когда по счислению шлюп находился от берега еще в значительном расстоянии, глубина показала, что он уже весьма недалеко от устья Рио-Гранде (Rio-Grande), почему капитан Головнин принужден был обратиться к юго-западу, и не прежде вошел в полосу NO пассата, как чрез месяц, в широте 9½° N и долготе 17½° W.

     Хотя пассат дул близко к меридиану, а иногда и совсем изменялся, однако с помощью его шлюп, июня 9-го, достиг Фаяльскаго рейда, употребив на переход от острова Вознесения 74 дни, так что среднее суточное плавание вышло не более сорока миль.

     Трудная доставка пресной воды и медленность при заготовлении съестных припасов задержали капитана Головнина на Фаяле до 26 июня. Следуя далее с переменными ветрами, через три недели вошел он в Английский канал и 20 июля бросил якорь на Портсмутском рейде. Чрез несколько дней прибыли туда же из Кронштадта четыре военные шлюпа под начальством капитанов: Беллинсгаузена, Лазарева, Васильева и Шишмарева, назначенные для открытий в полярных морях обоих полушарий.

     Кончив дела в Лондоне, капитан Головнин вышел в море 16 августа и до Каттегата имел попутный ветер; но в Гельсиноре и Копенгагене около недели был задержан противным ветром. Наконец, 5 сентября прибыл он на Кронштадтский рейд, не претерпев в продолжение двухлетнего плавания никаких важных повреждений и даже не потеряв какой-либо значительной вещи из такелажа или рангоута.

     Описание плавания шлюпа «Камчатка» находится в следующем сочинении:

     «Путешествие вокруг света, по повелению Государя Императора, совершенное на военном шлюпе «Камчатка», в 1817, 18, 19 годах». Спб. 1822г., в 4 д. 512, XLIV, 305 и CXXVII стр.

     Вторая часть содержит замечания, собственно до мореплавания относящиеся.
____________________________________________________________________________________
     ¹ Однако съемка этого берега сделана уже гораздо позже: болезнь не дозволила лейтенанту Коцебу продолжать свои занятия в Беринговом море, как мы видели выше.
     ² Берингов остров, S-й оконечности шир. 54° 41' 30'' N, долг. 193° 15' 1'' W; Медный, S-й оконечности шир. 54° 32' 41'' N, долг. 191° 49' 10'' W; Атту: шир. 52° 58' 12'' N, долг. 187° 19' 32'' W; Тихниняк: шир. 54° 56' 56'' N, долг. 159° 18' 36'' W; южн. из Евдокийских островов, W-я окон. шир. 56° 0' 30'' N, долг. 156° 40' 57'' W; Укамок, N-я окон.: шир.55° 55' 52'' N, долг. 155° 11' 40'' W; Ситхупок, O-я окон.: шир.56° 33' 59'' N, долг. 153° 19' 8'' W.

Список участвовавших в кругосветном плавании на шлюпе "Камчатка" (1817-1819)

Звания и имена
Примечания
Командир, капитан 2 ранга Василий Михайлович Головнин

Лейтенант Матвей Муравьев
Скончался в 1832г. Генерал-Майор, Член Ученого комитета
Лейтенант Никандр Филатов

Лейтенант Федор Кутыгин
Скончался
Мичман Федор Литке
Адмирал, Генерал-Адьютант
Мичман бар. Фердинанд Врангель

Гардемарин Ардалион Лутковский
Скончался в 1821г. в Голландии, на бриге "Аякс"
Степан Артюков
Скончался на службе в Черноморском флоте.
Феопемт Лутковский

Викентий Табулевич

Кол. Сек. Федор Матюшкин

Штурман Григорий Никифоров
Скончался
Шт. помощник Прокопий Козьмин
Скончался
Штурманский помощник Иван Афанасьев

Шт. ученик Петр Ильин
Скончался в Охотске, Подполк., части Инспект. штурманов.
Шт. лекарь Антон Новицкий
Скончался
Живописец Михайло Тиханов

Нижних чинов........................119


Источник:Ивашинцев Н. «Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849г.г.» Спб. 1872 стр.40-47, 226-227
 


Источник: http://dfiles.ru/files/gt6b2roxk
Категория: 1817-1819 "Камчатка" Головнин В.М. | Добавил: alex (25.03.2013)
Просмотров: 5860 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz