РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.04.2024, 14:05

Главная » Статьи » 1819-1821 "Восток" Белинсгаузен Ф.Ф. и "Мирный" Ла » 1819-1821 "Восток" Белинсгаузен Ф.Ф. и "Мирный" Лазарев М.П.

ВОЕННЫЙ ШЛЮП «ВОСТОК». 1819-1821
ВОЕННЫЙ ШЛЮП «ВОСТОК». 1819-1821

     В марте 1819 года последовало Высочайшее повеление о снаряжении двух экспедиций для исследований в полярных морях обоих полушарий. Первый отряд под начальством капитана 2-го ранга Беллинсгаузена, состоявший из двух шлюпов, «Восток» и «Мирный» (последним командовал лейтенант М. П. Лазарев), назначен для открытий в Южном Полярном море («Восток» — 130 футов длины и 33 ширины, одинаковых размеров со шлюпом «Камчатка»; «Мирный» — длина 120 футов, ширина 30; оба построены из соснового леса в С.-Петербурге мастерами Стоке и Колодиным).     Второй отряд под командою капитан-лейтенанта Васильева состоял тоже из двух шлюпов: «Открытие» и «Благонамеренный» (последний под начальством лейтенанта Шишмарева), и должен был производить исследования на север и северо-восток от Берингова пролива.

     Обе экспедиции снаряжались на два года; начальники их получили подробныя инструкции по морской и ученой частям от Морскаго Министра, Адмиралтейств-Коллегии и Государственнаго Адмиралтейскаго Департамента. В этих инструкциях предписывалось капитану Беллинсгаузену: начать исследования обозрением островов Георга и Южных Сандвичевых и стараться потом проникнуть как можно дальше на юг; зимние же месяцы употребить на разыскания в экваториальной полосе Великого океана.

     Капитан Беллинсгаузен вышел из Кронштадта 4 июля 1819 года; за ним последовал и отряд капитана Васильева. Простояв четыре дня в Копенгагене в ожидании натуралистов Мертенса и Кунце и получив известие, что они отказываются от участия в путешествии, капитан Беллинсгаузен отправился далее; заходил потом в Портсмут для закупки инструментов, карт, книг и прочего и 15 сентября бросил якорь у острова Тенерифа, чтобы налиться водою. 22-го шлюпы перешли северный тропик, за которым встретили тихие ветра и штили. 8 октября, находясь в широте 4°52'30'' N и долготе 20°30'50'' W, проходили чрез то место, на котором по карте Пурди означена мель, открытая французами в 1796 году. Однако на 90 саженях глубины здесь не достали дна; поэтому и также по цвету воды капитан Беллинсгаузен заключил, что мель эта не существует, или положена неверно на карте.

     Пробыв в штилевой полосе почти две недели, шлюпы получили наконец SO пассат в 3° N широты, и 18 октября вступили в южное полушарие в долготе 22°19' W; отсюда взяли они курс к мысу Фрио, и 2 ноября прибыли в Рио-Жанейро.

     Изготовившись к трудному плаванию в полярном море, капитан Беллинсгаузен направил путь к острову Георга. 8 декабря, будучи на параллели 45° S, в долготе 43° W, искал он острова Гранде, будто бы виденного Ларошем около этой параллели, но не нашел его; впрочем, несколько дней сряду видны были стада птиц и плавающая трава.

     15-го и 16-го капитан Беллинсгаузен проходил по южную сторону острова Георга и определил близлежащие островки Валлиса и Анненкова, первый в широте 54°4' S, долготе 38°22' W, а второй, названный по имени второго лейтенанта на шлюпе «Мирный», в широте 54°21' S и долготе 37°13' W. 20-го увидел он в первый раз лед, а через два дни, подойдя к северной оконечности Южных Сандвичевых островов, открыл небольшую группу - Маркиза де Траверсе. Продолжая плавание на юг вдоль Сандвичевого архипелага, 4 января 1820 года достиг широты 60°25' в долготе 27°58' W, откуда за льдами принужден был обратиться к востоку. Продолжая идти в этом направлении между льдов в надежде отыскать проход к югу, 18-го увидел сплошные неподвижные ледяные поля, простиравшиеся от востока чрез юг на запад. Пройдя еще на восток, шлюпы встретили противный ветер, при котором не было уже никакой возможности идти далее сквозь плавающие льдины. Поэтому капитан Беллинсгаузен принужден был обратиться к северу, чтобы, достигнув полосы западных ветров, снова попытаться пройти на юг (на этом переходе шлюп «Мирный» был в большой опасности, ударившись ночью о подводную льдину; вреда, однако, не было никакого).


     2 февраля капитан Беллинсгаузен обратился снова к S, и на следующий день в третий раз пересек южный полярный круг; однако и в этом месте не мог проникнуть далее широты 69°6' S, в долготе 15о°52' О. Мороз доходил уже до 4° по Реомюру.

     Поворотив опять к северо-востоку, вскоре заметили береговых птиц, что и заставляло полагать близость земли. 12 февраля, получив западный ветер, направились к тому месту, где капитан Кук в январе 1773 года остановлен был льдами (широта 67°15' S, долгота 30°35' О). На следующий день снова появились береговые птицы; а как ближайшая известная тогда земли (острова Принца Эгмонта и земля Кергелена) находились не ближе 1 200 миль, то капитан Беллинсгаузен с достоверностью заключил о существовании близкой земли, хотя льды и не допустили его убедиться в истине своего предположения (в 1831 году капитан Биско действительно отыскал эту предполагаемую землю и назвал ее землею Эндерби).
   
 
Заметив, что положение сплошного льда почти не изменилось со времен Кука, капитан Беллинсгаузен обратился к северу. 5-го снова поворотил на восток и 24-го, находясь в 800 милях от ближайшей земли — острова Кергелена, опять видел береговых птиц.


     Пройдя множество ледяных островов, иногда весьма высоких (до 350 футов), и выдержав продолжительный шторм, шлюпы достигли 8 марта долготы 89° О в широте 59° S. Отсюда капитан Беллинсгаузен направил курс к порту Джаксону, следуя 5-ю градусами севернее пути капитана Кука; а шлюп «Мирный» шел в тоже время на 3° южнее курса капитана Фюрно. На этом, еще неисследованном тогда пространстве, капитан Беллинсгаузен полагал возможным сделать новое открытие и, между прочим, думал отыскать остров Компанейский, назначенный на Арросмитовой карте.

     Выдержав трехсуточный шторм (8-10 марта), во время которого шлюп выбило из парусов и едва не выбросило на льдину, капитан Беллинсгаузен вышел из пределов льдов, а 22-го прошел чрез место острова Компанейского, не видав его. 30 марта прибыл в порт Джаксон, чрез 131 день по выходе из Рио-Жанейро. 7 апреля туда же прибыл и шлюп «Мирный», также напрасно искавший острова Компанейского. Однако в широте 54°44' S и долготе 115'7' O видели с этого шлюпа береговых птиц, которые снова появились 23 марта около 49½' S широты и в долготе 142°47' О, то есть близ предполагаемого места острова Компанейского.

     Подкрепив отдыхом экипажи шлюпов и возобновив запасы свежей провизии, капитан Беллинсгаузен вышел из порта Джаксона, располагая пройти в тропики севернее Новой Зеландии, плыть потом к острову Опаро, открытому Ванкувером, а оттуда чрез Опасный архипелаг, в котором предполагал сделать подробные разыскания.

     Постоянно крепкие северные ветра столько уклонили шлюпы к S, что капитан Беллинсгаузен принужден был спуститься в пролив Кука. 28 мая остановился он на несколько дней в заливе Королевы Шарлоты, а 5 июня при выходе в океан встретил жестокий шторм с градом и снегом. Продолжая следовать прежнему плану, шлюпы 28 июня подошли к острову Опаро. Крепкий восточный ветер не дозволил приблизиться к берегу ближе четырех миль; однако островитяне выезжали к шлюпу на нескольких лодках, только не могли снабдить никакими припасами, кроме немногих кореньев.

     Отсюда капитан Баллинсгаузен направил курс к Опасному архипелагу, и с 5 июля в продолжении двух следующих недель открыл или осмотрел следующие коралловые группы островов: Моллера, Аракчеева, Волконскаго, Барклая-де-Толли, Нигиру, Ермолова, Кутузова, Раевскаго, Остен-Сакена, Чичагова, Милорадовича, Витгенштейна, Елизаветы, Грейга, 3-й Паллизера.

     Вся эта гряда, от группы Аракчеева до острова Крузенштерна, названа Островами Россиян.

     22 июля шлюпы положили якорь в Матавейской бухте острова Отаити, чтобы налиться водою и поверить свои хронометры.     27 июля капитан Беллинсгаузен вышел в море и, следуя к северу, прошел мимо острова Маитеа; 30-го осмотрел остров Крузенштерна; открыл еще остров Лазарева, причислив его к группе Россиян. Следуя потом далее к северу до параллели 10° S и по этой последней к W, думал он отыскать усмотренные Роггвейном острова Грёнинген и Тиёнговен.

     3 августа капитан Беллинсгаузен открыл небольшой остров Восток, а через три дни другой, обитаемый остров Великого Князя Александра. Пройдя чрез место острова Тиёнговена (по Арросмитовой карте), направился к порту Джаксону.

     На пути сюда шлюпы проходили 11 августа острова Вавао и остров Латте; последний по измерениям со шлюпа «Восток» оказался высотою в 1 320 фут при окружности около 5 миль.

     Следуя далее между путями Кука и Лаперуза, капитан Беллинсгаузен открыл еще два небольшие коралловые островка: Михайлова и Симонова; а 20 августа обитаемую цепь холмистых островов Оно, длиною около семи миль. Близ этого места шлюпы едва не разбились на коралловом рифе. Отмель имела в окружности до десяти миль и названа «Берегись».

     5 сентября прошли в виду острова Гоу и, выдержав потом сильный шторм, 9-го бросили якорь в порте Джаксон.

     По прибытии в порт шлюпы были немедленно разоружены, что оказалось необходимым по причине многих повреждений в такелаже. Употребив на исправление этих повреждений и изготовление шлюпов к новому плаванию за полярный круг пятьдесят дней, капитан Беллинсгаузен вышел в море 31 октября.

     17 ноября проходили мимо острова Маквари, у которого держались до 20-го; средина этого острова определена в широте 53°38'40'' S, долгота 158°40'50'' О.

     28 ноября показались в первый раз ледяные острова (на 3° южнее против предыдущего года) и между ними много плавающего льда. В следующие пять дней шлюпы прошли по закраинам ледяных полей на восток около 380 миль.

      Декабря 2-го к вечеру, заметив признаки шторма, капитан Беллинсгаузен счел за лучшее поворотить к северу и выйти из льдов. Эта предосторожность спасла шлюпы от верной гибели. В ночь на 3-е число и в следующий день была жестокая буря со снегом и с такой пасмурностью, что в 25 саженях ничего не было видно. Не было возможности управлять шлюпами; густой снег вместе с брызгами от воды прилипал к такелажу и парусам и, замерзая при холоде до 3°Р, образовал на всем ледяную корку толщиною до двух дюймов.

    4-го ветер стих, и шлюпы находились в широте 62°20' S и долготе 178°47' W. 13-го пересекли в четвертый раз полярный круг. 14-го капитан Беллинсгаузен принужден был обратиться на север: сплошной лед препятствовал идти дальше к югу. Продолжая держаться по закраине льда, сперва на восток, потом на юго-восток, удалось еще раз проникнуть за полярный в долготе 119°48' W, но от этого пункта льды снова принудили плыть на север.
 
     Следуя опять на восток при туманной и мокрой погоде, капитан Беллинсгаузен 7 января 1821 года достиг широты 69°48' S.

     10-го показался на востоке берег, к которому льды не допускали подойти ближе 14 миль. Эта новооткрытая земля оказалась островом, до 9½ миль длины, и названа по имени создателя Русского флота Императора Петра I. Остров весь был покрыт снегом, исключая мысов, которые чернелись издали; высота его от поверхности моря до 4 200 футов.

     Продолжая плавание к О, 16 января в полдень шлюпы находились в широте 69°10' S и долготе 77°43' W, когда заметили необыкновенную перемену в цвете воды (на 145 саж. не достали дна), и несколько береговых птиц. Действительно, на следующий день поутру открыт берег с высокую горою на северной его оконечности. Новооткрытая земля получила название Берег Императора Александра I. Южный предел его скрывался за горизонтом.

     Отсюда капитан Беллинсгаузен направил курс к Южной Шотландии и прорезал этот архипелаг по S сторону, от юго-запада к северо-востоку, определяя на пути все встречавшиеся мысы и острова. Оказалось, что вся цепь простирается от SWtW к NOtO на 160 миль.     Осмотрев и определив еще несколько островов, лежащих в том же направлении отдельными группами, капитан Беллинсгаузен решился прекратить свои исследования в полярных морях. К этому побуждало его худое состояние шлюпа и наступающее зимнее время со свойственными ему бурями. Февраля 5-го взял он курс к северу, намереваясь зайти для возобновления запасов в Рио-Жанейро.   На пути к этому порту снова искал он остров Гранде, но также без успеха. Следуя потом между путями Кука и Лаперуза, в конце февраля прибыл к назначенному месту.

     На обратном пути в Россию капитан Беллинсгаузен заходил в Лиссабон, чтобы высадить посланника нашего двора, взятого из Бразилии. Вышедши из реки Таго 28 июля, через месяц оба шлюпа возвратились на Кронштадтский рейд, пробыв в отсутствии 751 день.

     Путешествие это описано в следующей книге:

     «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света, в продолжение 1819, 20, 21 годов, совершенных на шлюпах «Восток» и «Мирный». Капитана Белинсгаузена». Спб. 1831 г., в 4 д., 397 и 326 стр.

    
Список участвовавших в кругосветном плавании на шлюпе "Восток" (1819-1821).

Звания и имена
Примечания
Командир, капитан 2 ранга Фадей Фадеевич Беллинсгаузен

Капитан-лейтенант Иван Заводовский
Скончался. Отставной контр-адмирал
Лейтенант Иван Игнатьев
Скончался на службе, капитан-лейтенант.
Лейтенант Константин Торсон
Сослан в Сибирь в 1826 г.
Лейтенант Аркадий Лесков

Мичман Дмитрий Демидов

Штурман Яков Порядин
Скончался в отставке, подполковн.
Гардемарин РобертАдамс

Астроном Иван Симонов

Шт. лекарь Яков Берх
Скончался, старший доктор в штурм. училище
Клерк Иван Резанов

Нижних чинов..................105



Список участвовавших в кругосветном плавании на шлюпе "Мирный" (1819-1821)


Звания и имена
Примечания
Командир, Лейтенант Михаил Петрович Лазарев

Лейтенант Николай Обернибесов

Лейтенант Михаил Анненков
Скончался в 1839 г. в отставке, капитан 2 ранга
Мичман Иван Купреянов
Скончался
Мичман Павел Новосильской

Штурман Николай Ильин
Скончался на службе
Доктор Николай Галкин
Скончался на службе
Нижних чинов......................65


Источник: Ивашинцев Н. "Русские кругосветные путешествия с 1803 по1849", Спб. 1872, стр. 47-54, 228-229


Источник: http://dfiles.ru/files/gt6b2roxk
Категория: 1819-1821 "Восток" Белинсгаузен Ф.Ф. и "Мирный" Лазарев М.П. | Добавил: alex (25.03.2013)
Просмотров: 976 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz