КАПИТАН-ЛЕЙТЕНАНТЫ ВАСИЛЬЕВ И ШИШМАРЕВ. 1819. ЧАСТЬ 1.
Знаменитое Царствование
ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I, толь славное в летописях России, относительно к
политическому благу целой Европы, пребудет также весьма достопамятно и по
географическим открытиям.
Хотя Россия имела уже
флот с начала XVIII столетия; но корабли её проходя по Балтийскому, Немецкому и
Средиземному морям, не простирали даже пути своего за северный поворотный круг: Столпы Геркулесовы были пределом их
плаваний. ВЪ 1803 году преступили они черту сию и совершили первое путешествие
во круг Света. Но поелику
в план сочинения сего входят только плавания в северных полярных странах
совершенные; то не касаясь разных путешествий Россиянами в течении 16 лет
предпринятых, обращаюсь к 1819 году.
В сем году состоялось
Высочайшее Именное повеление о снаряжении двух экспедиций: первой находившейся
под начальством известного г. Капитан-командора Фаддея Фаддеевича
Беллинсгаузена предписано было плыть
к южному полюсу; а второй под начальством Капитан-лейтенанта М. Н. Васильева,
описать северный берег Америки, и искать путь в Атлантический Океан.
Июня 4-го числа 1819
года выступил Капитан Васильев в море с двумя военными шлюпами: «Открытием» и
«Благонамеренным». Экипаж оных состоял из следующих лиц.
Начальник отряда и
Командир шлюпа «Открытие»:
Капитан-лейтенант
Михаил Николаевич Васильев.
Начальник шлюпа «Благонамеренный»:
Капитан-лейтенант Глеб Семенович Шишмарев.
Лейтенанты:
Авинов
Зеленый
Игнатьев
Лазарев
Боиль
Стогов
Мичмана:
Шишмарев
Галл
Князь Пагава
Гелинсгем
Штурмана:
Рыдалев
Петров
Астроном
Тарханов
Естествоиспытатель
Штейн
Капитан Васильев прибыл со вверенным ему шлюпом благополучно в Камчатку;
Капитана же Лейтенанта Шишмарева отрядил он на остров Уналашку, для взятия толмачей;
предписав ему плыть оттуда к берегам Америки, в залив описанный в 1816 году
лейтенантом Коцебу.
Июня 27 1820
года оставил капитан Васильев Петропавловскую гавань и направил путь свой в
Берингов пролив. Близь острова Св. Лаврентия усмотрел он Американской бриг, и
опрося оный узнал, что он прибыл сюда от Сандвичевых островов, для покупки
мягкой рухляди у чукчей. Июля 16 числа прибыл капитан Васильев в залив Коцебу и
нашел тут Капитан-лейтенанта Шишмарева, который уже 5 дней стоял на якоре у острова
Шамизо. Капитан-лейтенант
Шишмарев донес капитану Васильеву, что 3 июня прибыл он на остров Уналашку, и получил отзыв от правителя
тамошней конторы: что он не имеет толмачей, знающих язык северных американцев;
а посему вытребовав от него 4
байдарки и 6 алеутов,
оставил он остров сей 19 числа. Обходя остров Св. Лаврентия, видел он к NО лед,
и нашел, что залив Коцебу оным совершенно покрыт.
Обстоятельство cиe побудило его плыть для обозрения острова Ратманова, и хотя он прошел то место, где он
показан в ясную погоду; но не видал ни малейших признаков земли. Возвратись
отсюда опять к заливу Коцебу, нашел он, что льда уже в оном не было. Июля
18 числа выступил капитан Васильев с обеими
шлюпами в море, и решился плыть вдоль Американского берега к северу, для точнейшей описи оного. Частые туманы,
мрачность горизонта и лед в разных направлениях, не позволили капитану
Васильеву выполнить сие намерение. 29 числа
находясь в широте 71° 06'
долготе 166°
08'. к
западу от Гринвича, приблизились к самым льдам , и усмотрели, что все пространство
, до коего зрение простиралось , было оными покрыто. —
Можно было идти на W, говорит капитан Васильев рапорте своем,
вдоль льдов; но как мы находились выше ледяного мыса на 35
миль , по долготе до четырех градусов западнее;
то желательно мне было осмотришь самый ледяной мыс.
Поворотил от глубины 24 сажен.
Новые
препятствия не позволили капитану Васильеву выполнить и сие намерение; а посему
и спустился он 31июля на юг. К 8 часам утра,- продолжает он,- увидели мыс
Лизбурн, и от оного лед от ONO до NNO
к берегу; термометр возвысило
до 2½° теплоты. Я не могу сказать, чтоб льды виденные нами от Лизбурна к северу
у берега были неподвижные. Cиe замечание капитана Васильева
весьма справедливо; великий Кук сказал, говорит Барроу : : But С. cook observes, he dit not eyppose any part of this ice to be fixd; on the contrary, he considered the whole as a moveable mas, тo есть: Капитан Кук замечает, что по
мнению его, все виденные им льды нетвердостоящие, но напротив того он считает,
что все они подвижные.
Все выше приведенные
обстоятельства побудили вероятно капитана Васильева оставить полярные страны. В
сей день говорит он: 9 Августа вышли из ледовитого моря, быв в оном 26 дней. От мыса Лизбурна до
мыса Крузенштерна, берег довольно хорошо осмотрен; окромя не могли за
пасмурностью видеть самого мыса Мульгрева. У Американского берега заливов
никаких нет. Не видели рек выпадающих в море. В некоторых местах видна была за
низменным берегом вода. Замечание cиe ведет к заключению что весь берег
Америки от ледяного мыса, до мыса Невенгама , состоит из островов. Почтенный
Девис заключил еще в 1587 году, что северные берега Америки образуются из
островов.
Вот любопытные
замечания капитана Васильева о северных берегах Америки: течение моря замечено
от NО к SW
до ½ узла в час; но подле берегов оно быстрее и изменяется в направлении.
Склонение компаса было в самой большой широте 35°45', а у мыса Лизбурна 35° 00'.
Замечательно, что капитан Кук находясь у мыса Лизбурна за 42 года прежде
капитана Васильева (1778) имел почти
тоже склонение компаса. В широте 69°. 57', долготе 193° 41' нашел он
склонение оного 35°32' восточное.
В широте 71°
найдено наклонение магнитной стрелки 78° З0' термометр Реомюров
поднимался до 11½° тепла и опускался до 2½° ниже точки замерзания; но большею
частью было тепла 5 и 6 градусов. У берега находили иногда глубину моря 5 и 7
сажен. Находясь на 8о миль к западу от берегов Америки, не находили глубины
моря более 30 сажень, земля была совершенно гола, местами в долинах
показывался мох; но стоячего леса нигде не находили. По берегам примечено
множество выкидного леса; деревья были очень большие тополевые и еловые с
кореньями. — Замечание cиe о лесе и малой глубине у
приморских берегов, служит неоспоримым доказательством, что в разных местах
матерого берега Америки, между широтами 70° и 65°. должны быть глубокие заливы,
и реки из внутренности материка текущие, посредством коих выносится помянутой лес на приморские берега.
Вышеупомянутое течение моря от NО к SW, служит еще новым и весьма сильным доказательством
в подтверждение сего заключения.
Выше широты 68° 30' не
приметили жителей. Сушильны их кажутся издали как мачты c
реями.
Капитан Васильев заключает: неудобные у берега якорные места, иногда дурные
погоды, не имея и переводчиков, сношения с жителями не имели.
От мыса Принца
Валлийского, пошел капитан Васильев к восточному мысу, и миновав Гвоздевы
острова, направил путь к губе Св. Лаврентия, которая закрыта была льдами. Этот
лед, говорит он, должен быть вынесен из Ледовитого моря NO ветром. Но на мнение cиe нельзя согласиться; а надобно
принять, что Губа Св. Лаврентия еще не освободилась от льдов; по новым
сведениям о полярных странах и по соображении примечаний разных
путешественников места те посещавших, надобно заключить, что полярные воды
начинают освобождаться от льдов в половине августа. Путешествие капитана Парри
служит тому сильным доказательством. Между записками капитана Шмаква, бывшего
некогда начальником в Ижиге, найдены ответы Чукотского старшины, на заданные
ему вопросы.
Старшина говорил: когда
пролив Берингов очищается от льдов то идет к северу множество китов, моржей и
нерп, кои остаются там до Октября, и потом возвращаются назад к югу:
следовательно надобно полагать , что весь Сентябрь, плавать в Беринговом
проливе возможно.
Пришед на вид острова
Св. Лаврентия поручил капитан Васильев капитан-лейтенанту Шишмареву окончить
опись оного; а сам пошел к Американскому берегу. Постепенное уменьшение
глубины моря, от восточной конечности острова Св. Лаврентия, было причиною,
что Кап. Васильев поворотил на W,
и поплыл к островам Павлу и Георгию. Определя географическое положение оных,
продолжал он путь к Уналашке и прибыл туда 19 Августа.
Бывши в Ледовитом море,
говорит капитан Васильев. увидел я необходимость в малом парусном судне,
которое бы могло держаться весьма близко берега. На шлюпе Благонамеренном лежали
в трюме члены разобранного 6oта
а посему и направил капитан Васильев путь свой из Уналашки в Ново-Архагельский
порт где предстояло более удобиостей нежели в другом месте собрать тот бот.
Сентября 15 прибыл он туда, и поруча Лейтенанту Игнатьеву построение помянутого
бота , отплыл оттуда 25 октября,
Источник: Берх В.Н. Хронологическая история всех путешествий в северные полярные страны. Часть вторая. СПб, 1823г., стр.1-20.
Источник: http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=34991 |