РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 26.06.2017, 16:41

Главная » Статьи » 1821-1822 "Рюрик" Клочков Е.А. и "Елисавета" Кисла » 1821-1822 "Рюрик" Клочков Е.А. и "Елисавета" Кислаковский И.М.

РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ БРИГ «РЮРИК» И КОРАБЛЬ «ЕЛИСАВЕТА». 1821-1822
РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ БРИГ «РЮРИК» И КОРАБЛЬ «ЕЛИСАВЕТА».   1821-1822

     В 1821 году Российско-Американская компания отправила в свои колонии два корабля: «Рюрик» в 180 тонн под командою штурмана 12-го класса Клочкова (он же начальник обоих судов) и «Елисавета» в 220 тонн под командою штурмана 14-го класса Кислаковского¹. Им назначалось следовать вокруг мыса Горна к Сандвичевым островам и оттуда: бригу «Рюрик» на остров Атху (Алеутской гряды), потом в Ново-Архангельск, и по сдаче там груза, приняв пушные товары и военную команду с корабля «Елисавета», идти обратно в Кронштадт вокруг мыса Доброй Надежды. Кораблю же «Елисавета» от Сандвичевых островов следовать прямо в Ново-Архангельск и остаться на службе в колониях.

  13 сентября 1821 года оба судна вышли из Кронштадта, а 30-го прибыли в Гельсинор, встретив в Балтийском море довольно крепкие противные ветра. Простояв в Гельсиноре до 10 октября, более за противным ветром, при выходе из Скагеррака встретили крепкий SW, и г. Клочков, не имея надобности заходить в Англию, предпочел держать свой курс между Шетландскими и Оркадскими островами. 19 октября, пройдя между этими островами, корабли достигли широты 60° N, в долготе 3°30' W и стали спускаться к юго-западу. С 22 по 26 октября выдержали они жестокий NO шторм, в продолжении которого г. Клочков потерял корабль «Елисавета» из виду. Далее он следовал с крепкими SW ветрами до 4 ноября, до широты 50° N, когда получил ровный NO и потом О, вскоре перешедший в настоящий пассат, с которым 12-го числа прошел он в виду Азорских островов (св. Михаила и Марии), 20-го пересек тропик Рака, а 26 ноября бросил якорь в Порто-Прайя на острове С.-Яго. На другой день, 27-го, прибыл сюда и корабль «Елисавета», который, по донесению командира, во время шторма 22 октября подвергался большой опасности. Имея только фок на гитовых, он был положен на бок до того, что весь подветренный борт находился в воде, и в таком положении оставался целые 1½ часа, пока не обрезали фока. До того неостойчив был этот корабль, что и в небольшой ветер (свежий брамсельный) при косвенных курсах одна палубная доска покрывалась водою, хотя корабль был загружен по вант-путины.

     2 декабря оба судна вышли в море и, сопутствуемые крепким NO пассатом, 12-го достигли 3° N широты в долготе 19° W. Здесь северо-восточный ветер заменился самым тихим SO, с которым пересекли экватор 16 декабря в долготе 23°20' W. 25 декабря SO пассат перешел в ONO, и этот ветер сопровождал до самого Бразильского берега, который открылся 1 января 1822 года. 3-го числа прибыли в Рио-Жанейро.

      Возобновив здесь свои запасы и наняв для корабля «Елисавета» еще десять человек команды (до Валпарайзо), оставили Бразилию 28 января и последовали к мысу Горну с крепкими ветрами от юго-запада. 7 февраля миновали в 230 милях устье реки Ла-Платы, а 9-го находились в широте 39°40' S,долготе 46°20' W. В этот день корабль «Елисавета» сообщил телеграфом, что у него оказалась большая течь (от 7 до 9 дюйм в час), происходящая от разошедшихся шпаций в подводной части. Надлежало бы укрыться для исправлений в ближайший порт, но как ветер стоял противный к берегу, и притом ближайшие гавани были не совсем удобны для исправлений, то начальник отряда решился идти прямо на мыс Доброй Надежды, держась, впрочем, на всякий случай, ближе к островам Тристан-да-Акунга.

     При западных ветрах, большею частью крепких, с пасмурностью, прошли в виду этих островов в исходе февраля, а в Симонс-бай прибыли только 17 марта, после 46-дневнаго бурного перехода из Рио-Жанейро.

      Для починки корабля «Елисавета» понадобилось продать часть его груза и самый корабль разоружить. Все это было исправлено к началу мая, и 7-го числа этого месяца «Рюрик» и «Елисавета» отправились в море, предполагая следовать Индийским океаном вокруг Австралии. Но едва они оставили берег, как на корвете «Елисавета» открылась такая сильная течь, что к утру 8-го числа все помпы едва могли удерживать воду на 15-ти дюймах. При осмотре корабля оказалось, что подводная часть его крепка, «но во всей вообще надводной части, особенно в носовой, почти во всякий болт текла вода, даже за внутреннюю обшивку - а в четырех болтах носовой части вода уже не только проходила, но текла ручьями»². Кроме того, вообще все верхнее скрепление корабля расслабло, и несколько бимсов и книц дали движение. Принимая в соображение дальность перехода до порта Джаксона и господствующие в то время года крепкие ветра, г. Кислаковский на общем совете со своими помощниками решили, что кораблю невозможно долее держаться в море, и командир его просил г. Клочкова проводить его обратно до мыса Доброй Надежды. 9 мая оба корабля снова прибыли в Симонс-бай, и здесь при подробном осмотре корабля «Елисавета» оказалось, что он совершенно не годен к дальнейшему плаванию. Поэтому в июне того же года он был продан с аукциона. Военные матросы были переведены на «Рюрик», а вольнонаемные распущены. Кислаковский с двумя его помощниками возвратился через Амстердам в С.-Петербург в ноябре 1822 года.
    
     Г. Клочков с бригом «Рюрик» оставил мыс Доброй Надежды 22 мая и направился сперва к югу, чтобы пройти Игольную банку и потом следовать по параллели 42° S, удаляясь от меридиана Мозамбикского канала, где часто случаются ураганы. Сопутствуемый западными штормами, 6 июня достиг он широты 42о S и продолжал плавание с теми же W и NW ветрами, часто весьма крепкими, почти всегда с градом и грозою. 3 июля, через 43 дни по выходе от мыса, увидели южный мыс Вандименовой земли. В этот же день открыли наружную каменную банку, определенную в широте 43° S, долготе 147°42½' О от Гринвича³. Остальная часть перехода до порта Джаксона, куда прибыли 15 июля, совершена с тихими и умеренными переменными ветрами. Сделав здесь необходимые исправления в корпусе и вооружении брига, г. Клочков вышел отсюда в начале августа и, принимая в соображение позднее время года, решился идти прямо в Ново-Архангельск, не заходя на остров Атху. Имея постоянные северные ветра, 24-го прошли в виду острова Воскресения (?) (около широты 29° S), и в тот же день получили юго-восточный пассат от SSO. 27-го прорезали южный тропик в долготе 192° О, и с ровным пассатом при ясной погоде 9-го сентября пересекли экватор. С этого дня и до 20-го числа стояли маловетрия и тихие переменные ветра, а 20-го получили свежий NO пассат со шквалами и дождем. 27 сентября пересекли северный тропик. 17 октября выдержали крепкий SW шторм, а потом имели переменные свежие ветра из SW и SO четвертей с мокрою погодою. 28 октября открылись Ситхинския горы, но противные шторма задержали в море еще до 7 ноября. В этот день прибыли в Ново-Архангельск, сделав последний переход в 95 дней; все же плавание брига из Кронштадта продолжалось 14 месяцев.

     По распоряжению главного правителя колоний бриг «Рюрик» оставлен был на службе в колониях, а капитан Клочков на компанейской шхуне «Чириков» отправился в Охотск, откуда возвратился потом берегом в С.-Петербург в ноябре 1823 года.
____________________________________________________________________________________________
    ¹ Бриг «Рюрик» - тот самый, на котором капитан Коцебу ходил в Берингов пролив, «Елисавета» - куплена в Кронштадте у купца Мураша. Половина экипажей этих судов состояла из наемных иностранцев.
     ² Подлинное донесение г. Кислаковского начальнику отряда от 9 мая 1822 года.
     ³ В Атласе южного моря адмирала Крузенштерна банка эта или риф длиною в 300 саженей означена под именем банки Рюрика.
     ⁴ Из донесений гг. Клочкова и Кислаковского. Также из статьи о плавании кораблей «Рюрик» и «Елисавета», напечатанной в Сев. Архиве за 1826 год том XXIV.


Список участвовавших в полукругосветном плавании на корабле "Рюрик" (1821-1822)

Звания и имена
Примечания
Командир, штурман 12 класса Ефим Алексеевич Клочков

Штурманский помощник Максим Самсонов

Штурманский помощник Василий Набоков
Скончался на службе, капитан
Штурманский помощник Иван Васильев
Скончался на службе, поручик
Нижних чинов................................22

Промышленников............................6



Список участвовавших в  плавании на корабле "Елисавета" (1821-1822)

Звания и имена
Примечания
Командир, штурманский помощник 14 класса Иван Михайлович Кислаковский

Штурманский помощник Михаил Нозиков
Скончался на службе в 1833 г. Поручик в Охотске
Штурманский помощник Николай Антонов
Скончался на службе
Штурманский помощник Михаил Пашинников

Нижних чинов...........................17

Промышленников......................14



     Источник: Ивашинцев Н. «Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849г.г.» Спб. 1872, стр. 65-69, 231
 


Источник: http://dfiles.ru/files/gt6b2roxk
Категория: 1821-1822 "Рюрик" Клочков Е.А. и "Елисавета" Кислаковский И.М. | Добавил: alex (26.03.2013)
Просмотров: 281 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz