РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 15.12.2017, 01:50

Главная » Статьи » 1821-1822 "Рюрик" Клочков Е.А. и "Елисавета" Кисла » КЛОЧКОВ Е.А. ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА В КОЛОНИИ РОССИСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ

ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА В КОЛОНИИ РОССИСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ, ГОСПОДИНА КЛОЧКОВА. ч. 1.
ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА В КОЛОНИИ РОССИСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ, ГОСПОДИНА КЛОЧКОВА.
 
     Приготовления к путешествию. – Плавание от Кронштадта до С-т Яго, одного из островов Зеленого мыса. – Разлучение с кораблем Елисаветою, и соединение с оным в порте Прае.
 
     1821 год. Предметом сего путешествия было доставление разных товаров в Колонии Российско-Американской Компании.
 
     Для сего назначены были бриг Рюрик в 180 и корабль Елисавета в 220 тоннов (Бриг Рюрик прежде того совершил путешествие вокруг света, на иждивении покойного Государственного Канцлера Графа Н.П. Румянцева, под командою Лейтенанта (что ныне Капитан 2 ранга) Коцебу; а корабль Елисавета куплен в Кронштадте у купца Мораша.), исправленные починкою и снабженные провизиею, бриг на два, а корабль на один год; Экипаж первого состоял из 30-ти, а последнего из 31 человека; на каждом судне было по 8-ми коронад. Оба судна снабжены астрономическими инструментами, хронометрами, картами и книгами.
 
     Сентябрь. По изготовлении к плаванию, груз брига состоял в железе, парусных полотнах, холсте, бумажных материях, кожах, стеклянной и глиняной посуде, медных листах, кузнечных и плотничных инструментах, ржаной муке, ржи, насыпанной в мешках; а корабль Елисавета повез рожь, мыло и сальные свечи.
 
     5 сентября. При тихом ветре, оба судна вышли на Кронштатский рейд; остановились между цитаделью и Ризбанком. 12-го числа, получил я от Главного Правления Россиско-Американской компании инструкцию, в которой предписано было следовать обоим судам около мыса Горна, на пути остановиться ы Эльсиноре, купить для команды рому, виноградного вина и нужные карты; потом для освежения зайти на остров С-т Яго, в порт Прай, далее в Рио-Жанейро, откуда, обойдя мыс Горн, отпустить корабль Елизавету к острову Ситхе; оный долженствовал, для роздыху команды, зайти на острова Маркизские; мне с бригом надлежало, по обходе Горна, следовать в Вальпарейзо, или Концепцион, а оттуда к Алеутской гряде на остров Атху, и снабдив на оном оном промышленных товарами, продолжать плавание к острову Ситхе, в порт Ново-Архангельск, где оставить корабль Елисавелу, сняв с оного коронную команду, и возвратиться около мыса Доброй Надежды в Россию, на пути заходить в Манилу, или куда представиться удобность, для освежения команды и налития водою.
 
     13 сентября. В ½6-го часа вечера при наставшем SSO легком ветре, оба судна вступили под паруса. Отсалютовав крепости 7-ю выстрелами и получив от нее равный салют, мы простились Россиею.
 
     14 сентября. С полуночи ветер стал свежеть, в 2 часа миновали мы остров Сескар, в 6-ти Италиянских милях (Мили везде разумеются Италиянские, как обыкновенно считают мореплаватели.); а в 9 часов утра, прошли S сторону Острова Гогланда, и встретили шедшие от города Архангельска в Кронштадт корабль и фрегат; к полудню ветер отошел к SW-ту, и погода сделалась пасмурная; барометр показывал 29. 56 ( деление в английских дюймах), термометр 8½° теплоты.
 
     16 сентября. В полдень, по прочищении пасмурности, открылся город Ревель; а в 4 часа при крепком SW риф-марсельном ветре, пошли мы по N-ю сторону острова Наргина. Вскоре густая пасмурность и туман закрыли от нас корабль Елисавету; для избежания худых последствий, на обоих судах звонили рынду.
 
     18 сентября. В 8-м часу утра, при брамсельном ветре от SO и ясной погоде, соединились мы с кораблем Елисаветою. Дагерордский маяк находился от нас в 18-ти Италиянских милях на SO 51½° В полдень обсервованная широта места была 58°36'25'' N, долгота по хронометрам 20°24' W от Гринвича; склонение компаса по азимуту найдено 13½°W. Барометр показывал 29. 6, термометр +8¼°. Много прилетало с берегу на бриг трясогузок и синиц.
 
     23 сентября. По утру увидели мы остров Аланд, а в 10 часов вечера, прошли маяк Христиансоре, в 9-ти милях; ветер дул от OSO ровный, но при облачной погоде; с нами шло 11 купеческих судов, в разном направлении.
 
     29 сентября. Имея марсельный от OSO ветер и облачную погоду, в ½ 4-го часа ночи прошли мы Борнгольмский маяк, в 4-х милях; к полудню густая пасмурность с туманом скрыла от нас корабль Елисавету; а в 6 часов вечера за штилем стали на якорь в Кеге-бухте, по близости острова Драко.
 
     30 сентября. По рассвете, приехал к нам с острова Драко лоцман для проводки к Эльсинору; вскоре при наставшем S ветре, вступили мы под паруса, и пошли Королевским Фарватером, в котором соединился с нами корабль Елисавета. В полдень прошли Копенгаген; в 3 часа остановились на Эльсинорском рейде, совершив плавание от Кронштата в 17 дней, которое продолжилось бы только пятеро суток, если бы не противные ветры и худые качества в ходу корабля Елисаветы. Желая как можно скорее оставить Эльсинорский Рейд, я того же вечера был на берегу у нашего Консула Г-на Пахерта; отдав ему нужные бумаги, просил купить для команды обоих судов небольшое количество рому и виноградного вина.
 
     10 октября. В продолжении состояния до сего числа, большей частью за противными ветрами, оба судна изготовились к плаванию, и я успел съездить в Копенгаген купить нужные карты у Датского Контр-Адмирала Левенерна. В 8 часов утра, при легком южном ветре, суда вступили под паруса, отсалютовав Кронборгу 7 выстрелами и получив равный салют. Вскоре Кронборгский замок закрылся от нас на SO 8½°; барометр показывал 30. 13, термометр +9°. В сие время видели мы несущийся по воде труп утопшего иностранного матроса, Ветер постепенно начал крепчать, и ночью взяли у марселей все рифы.
 
     11 октября. От SSO риф-марсельный свежий ветер и малооблачная погода способствовали нашему плаванию; но корабль Елисавета, при всех парусах, далеко отставал от брига и к ночи всегда надобно было ложиться в дрейф, дабы соединиться с оным. В 5 часу вечера прошли Шкагенский маяк, около которого видели до 50 лавирующих судов
 
     18 октября. С самого вступления нашего в Японское море, ветры, постоянно дули из SW четверти, но с переменною силою: большей частью крепкий, при облачной погоде. Не имея надобности заходить в Англию, и чтобы не терять времени, я решился идти между Шотландских и Оркнеских островов, и в 7 часов вечера на острове Санде увидели мы вертящийся маячный огонь, который постоянно закрывался через три минуты; но как наставшая пасмурность и темнота препятствовали обойти нам остров Сандо, то Рассвета легли мы в дрейф.
 
     19 октября. По рассвете увидели мы остров Файер-гиль, и к удивлению нашему, риф, простирающийся от острова Сандо к NNW на 6 миль, который на картах не обозначен; ходящий же на оном большой бурун способствовал нам обойти его и следовать к северу.
 
     22 октября. При облачной погоде, солнце показывалось изредка, и ровный от SSW ,брамсельный ветер способствовал нам удаляться от берегов Шотландских к западу. В полдень по обсервации имели мы широту 59° 11' N, долготу по хронометрам 9° 27' W от Гринвича; барометр показывал 29. 62, термометр 6° стужи. Изредка шел град и снег. К 8 часам вечера ветер стал крепчать; Барометр вдруг опустился на 28. 7; к северо-востоку все небо сделалось черно-багровым, и по временам сверкала молния. Кораблю Елисавете дан от меня сигнал приготовиться к шторму; тогда же на бриге убрали все паруса, спустили брам-стеньги и остались под грот-марселем, всеми рифами зарифленным, и фоком. К 11 часам сделался штиль, молния более и более увеличивалась; но в исходе 11 часа, вдруг нашел от NO жестокий с бурей шквал, сопровождаемый тучею града. Бриг положило на левый бок. и четыре палубные доски ушли в воду; сломало фальшборт; водою унесло часть запасного рангоута и всю живность; но расторопностью людей успели мы спуститься от ветра к западу. Я и команда беспрерывно обливаемы были волнением; буря установилась от востока, с сильными порывами; волнение развело до неимоверной высоты; барометр показывал 28. 4, термометр 4½° стужи. Блеск молнии увеличивал ужас сей картины (После мы узнали, что в сию бурю, около Англии и других мест, погибло и разбилось до 110 судов.). Беспрестанное жжение фальшвеера показывало место брига, но корабль Елисавета не отвечал ни одним; зная худые его качества и малочисленность команды, я много о нем беспокоился.
 
     23 октября. По рассвете, буря ни сколько не утихла; а с высоты стеньг не могли мы увидеть своего спутника. Бриг шел к западу по 10 миль в час; волнение беспрерывно ходило по палубе и обломало на обоих шкафутах фальшборты; коронады принайтовили за палубные рамы и кнехты, в помощь вантам заложили тали. Облака неслись быстро, осыпая нас градом. К полудню буря стала утихать, и в полдень, по счислению, находились мы в широте 58° 35' N, в долготе 11°38'W; барометр показывал 29. 5, термометр - 4½ стужи.
 
     26 октября. Крепкий унтер-зейль от SSW со шквалами и дождем, принудил нас остаться под штормовыми парусами. При чрезвычайно большом волнении, бриг шкафутами черпал воду; дабы облегчить оные, убрали коронады вниз. Около 8 часов утра летал кулик, который старался сесть на бриг, но ветром отнесло его прочь. В полдень, по счислению, широта места была 57° 5' N, долгота 13° 27' W. К полуночи ветер стал стихать, и небо прояснело.
 
     27 октября. Южный тихий ветер, при ясном небе, позволил нам нести все возможные паруса и править к западу. Все наши старания увидеть своего спутника остались тщетными. В полдень, по обсервации, находились мы в широте 56° 53' N, долготе по хронометрам 14° 14' W; по азимуту найдено склонение компаса 34° W. Лишь только успели кончить наблюдение, как ветер перешел к SSO, и стал дуть шквалами с пасмурностью; к ночи превратился в шторм. Днем изредка видели бурных птиц и пестрых чаек, которых иногда матросы ловили маленькими крючками; но он вовсе не годился в пищу.
 
     4 ноября. До сего числа мы измучились от жестоких и противных ветров, кои дули постоянно от SW и приносили с собою дождь; пользуясь оным, налили мы 8 бочек воды, которою команда перемыла белье. В прежние мои два путешествия, команда мыла белье в соленой воде, от чего оно всегда было сыровато, и производило на теле красные прыщи; но ныне я не упускал случая собирать дождевую воду, которая служила для сей потребы на всю компанию. Сего числа ветер отошел к северо-востоку, дул ровно при ясном небе, и позволил править нам к юго-западу. В полдень обсервованная широта места найдена 50° 8½' N, долгота по хронометрам 17° 42½' W; барометр показывал 29. 15, термометр +10° теплоты. Множество морских свинок играло около брига, и доставило команде немалое удовольствие.
 
     6 ноября. Ветер благоприятствовал нам почти от одного румба NNO, но с переменною силою; иногда крепчал до унтер-зейля, при облачном небе. По утру увидели под ветром шедший бриг под одним грот-марселем; но как он не поднимал флага, то мы не знали, какой был нации. Перемена в температуре воздуха стала очень чувствительна; в полдень обсервованная широта места была 45° 34½' N, долгота по хронометрам 20° 36' W; по азимуту склонение компаса найдено 23° W; барометр показывал 30. 2, термометр +13°. Приходя тогда в среднюю широту параллели, мы поставили коронады по местам.
 
     12 ноября. Ветер отошел к востоку, и дул ровно при ясном небе. В 7 часов утра, впереди брига открылся остров Св. Михаила из числа Азорских островов; восточная его оконечность много походит на остров Гогланд, но гораздо выше. Оставляя его справа, мы шли к Югу, и вскоре под ветром увидели Португальский бриг и шхуну, идущие к острову. В полдень обсервованная широта места была 37° 34' N, долгота по хронометрам 25° 6' W, Хронометры наши показывали по пеленгам и обсервованной широте места, 4 мили к Востоку; остров же Св. Михаила, в полдень находился от нас на SO 40°, в 20 милях. В 4 часа пополудни, увидели острова Гюмерсон и Св. Марии, которые оставили мы справа.
 
     17 ноября. Сего дня при OSO ветре и ясной погоде, прошли мы параллель пика Тенерифа, одного из Канарских островов, и видели галиас, идущий контр-галсом к Востоку. Множество летучей рыбы открыло новое зрелище для команды; за ними беспрестанно гонялись бониты; сих последних мы наловили много крючками и имели свежую пищу, В полдень обсервованная широта места была 27° 42' N, долгота по хронометрам 22° 51' W; склонение компаса по азимуту найдено 20° W. Барометр показывал 32. 00, термометр +18°. Пользуясь хорошею погодою, команда проветривала свое платье.
 
     20 ноября. Продолжая идти к югу, и имея пассат от востока, изменявшийся на 2 румба, в полдень по обсервации находились мы в широте 23° 42' 30'' N, в долготе по расстоянию и хронометрам 22° 14' 17'' W; склонение компаса по амплитуде найдено 17° W; барометр показывал 30. 15, термометр +20°. В 4 часа по полудни прошли тропик Рака, в долготе 22° 7'' W. Тропические птицы около брига летали беспрестанно.
 
     26 ноября. В 7 часов утра, в мрачности увидели мы остров Май, из числа островов Зеленого Мыса или Капвердских. Приближаясь к оному на ½ мили, пошли в параллель берега; на южной оконечности оного вздели довольно порядочное каменное строение и три Португальские барки. К полудню открылся остров Сант-Яго; а в два часа остановились мы на рейде порта Прая, где стояли два португальских брига и один американский; но нашего сопутника, корабля Елисаветы, не было. Плавание от Эльсинора совершили мы в 46 дней, каковая медленность произошла от худого хода нашего сопутника. Экипаж брига был совершенно здоров. Я послал офицера на берег к Губернатору, с извещением о нашем приходе, и с просьбою о позволении налиться водой и запастись свежей провизией, также узнать не был ли здесь корабль Елисавета. К вечеру возвратившийся с берега офицер донес, что корабля Елисаветы здесь не было; таковое известие опечалило нас всех; но не опасаясь дальнейших с ним дурных последствий, мы надеялись увидеться в Рио-Жанейро. Получив от губернатора Дона Антонио де Марко позволение налиться пресною водою, спустили мы гребные суда, и изготовили порожние бочки, дабы ранее утром отправить их на берег.
 
     27 ноября. По отправлении на берег двух гребных судов, со штурманом, за водою, остальною командою стали мы исправляться и вытягивать такелаж. До обеда ездил я на берег к Губернатору, надеясь условиться с ним в доставке на бриг мяса, зелени и проч. Но он советовал ранее по утру посылать гребное судно на берег, и самим закупать на рынке, куда ежедневно поселяне привозят дичь и зелень.
 
     Описывать город и рейд, нахожу я излишним: все сие известно уже из путешествия капитана Головнина; инее остается присовокупить только, что Соединенные Штаты имеют ныне здесь своего Консула, у дома коего подымается и флаг его нации.
 
     К вечеру пришли на рейд Французское трехмачтовое купеческое судно из Бордо, и Американский бриг; первое идет в Кантон, а последнее в Бразилию.
 
     Крепкие северо-восточные ветры препятствовали работе: трудность наливать воду и доставлять оную на бриг отымало много времени; а ходящие около берега буруны причиняли даже опасность. Для облегчения команды нанял я негров, которые способны здесь к таковой работе.
 
     Сего дня Французское судно салютовало крепости 21 выстрелом; но ему отвечали 15. Таковая надменность португальцев побудила меня не входить с ними в сношение о салюте. Я прежде имел уже случай узнать сие на опыте когда в 1816 году, на корабле Кутузов, пришли мы в Рио-Жанейро, то на салют нам не отвечали ни одним выстрелом; и хотя жаловались мы на сие бывшему нашему министру Балк-Полеву, а он королю, который обещал по выходе нашем салютовать; но обещание его исполнено не было. К вечеру, с крепости сделано рекашетом два выстрела по Французскому судну, дабы оно не имело фонаря на грот-брамстеньге.
 
     Изготовясь во всем, подняли мы гребные суда и стали сниматься с якоря; но вскоре увидели выходящий из-за мыса корабль Елисавету. Асе обрадовались; тотчас закрепили паруса и отдали более канаты, а корабль, прошед нас, стал на якорь. Командир оного штурман Кислаковский, приехал на бриге и донес мне следующее: «Во время нашествия жестокого шквала, 22 октября, хотя у него все паруса были закреплены, но один фокс на гитовах оставался; не успели обрасопить фока-рея, и фок лег на панты; судно почти совершенно положило на бок, это не удивительно; ибо корабль хотя был загружен и по вант-путены, но в свежий брамсельный ветер всегда одна доска шкафута была в воде. Будучи в положении 1¼ час, корабль не слушал руля, пока обрезал фок и первая жесткость шквала прошла; тогда корабль встал и пришел в прежнее положение; впрочем другого вреда не случилось; экипаж весь был здоров; но тихие ветры и худой ход корабля замедлили его плавание.
 
     Дабы не терять времени, в тот же день начали возить пресную воду, и исправлять корабль, в чем следовало; с брига послан был в пособие баркас с людьми. Не смотря на все предосторожности, во время наливания водою, два человека из вольнонаемных или примышленных ушли с корабля; по замечанию команды, они всегда были задумчивы. При всех стараниях наших и Губернатора отыскать их не могли.
                                                                                                                                                                                                        Продолжение
 
Источник: Северный Архив Ч.24 1826, №21 и 22, стр. 85-101


Источник: http://leb.nlr.ru/edoc/22710/Северный-архив
Категория: КЛОЧКОВ Е.А. ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА В КОЛОНИИ РОССИСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ | Добавил: alex (13.04.2013)
Просмотров: 206 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz