РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.04.2024, 09:18

Главная » Статьи » 1821-1822 "Рюрик" Клочков Е.А. и "Елисавета" Кисла » КЛОЧКОВ Е.А. ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА В КОЛОНИИ РОССИСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ

ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА В КОЛОНИИ РОССИСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ, ГОСПОДИНА КЛОЧКОВА. Ч.3
ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА В КОЛОНИИ РОССИСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ, ГОСПОДИНА КЛОЧКОВА. Ч.3
 
Плавание от Рио-Жанейро дл мыса Доброй Надежды.
 
     В 6 часов утра, при легком ветре, оба судна снялись с якорей и пошли к выходу из залива. Вскоре приехал офицер из крепости с опросом, и между прочим предлагал о салюте; но я отказался и он уехал обратно. Едва успели пройти крепость С. Круц, как корабль Елисавета, при пушечном выстреле, сделал сигнал, что зыбью приблежает его к берегу: тот час с брига отправлено гребное судно в помощь буксирующим его судам, но подувший от Востока свежий ветр, избавил его от опасности, и мы прошли между островками Ротондо и Розалиею, склоняя курс свой к югу. В час по полудни, прошли тропик Козерога; а в 5 часов вечера весь Бразильский берег закрыло от нас мрачностию.
 
      В полдень имели обсервованную широту места 36° 41' 15'' Z, долготу по хронометрам 40° 27' N, находились противу середины устья реки Лаплаты, в 230 милях. По полудни в 3 часа, увидели с саленга в горизонте трехмачтовое судно, шедшее к нам контр-галсом. Посредством телеграфа, велел я кораблю Елисавете держать ближе к бригу. В 5 часов вечера судно подошло на пистолетной выстрел, и подняло Английский купеческий флаг. На вопрос: откуда? Отвечало: из Вальпарейзо в Лондон, и предлагало услуги отвезти туда бумаги, если мы намерены послать оныя. Я отвечал, что не имею в том нужды, и судно прошло мимо. На оном было корсарское вооружение; мачты однодревки без марсов, с фальшивыми саленгами; на палубе находилось до 15 женщин с детьми и много матросов; но пушек мы не видели, борты были закрыты плотно и едва приметны. Во время пребывания в Рио-Жанейро, удалось нам собрать довольно сведений на счет подобных встреч; почему орудия и люди всегда находились у нас в готовности, и корабль Елисавету держали мы вблизи.
 
     Крепкие мо шквалами из SW четверти ветры, сопровождаемые дождем, продолжались пятеро суток. В 6 часов утра виденное нами 7-го числа судно прошло под ветром к востоку; по времени являлись бурныя птицы. В полдень обсервованная широта места была 37° 15' S, долгота по хронометрам 46° 1' W, термометр +15½°.
 
     Унтер-зейли и крепкие ветры, от W, с дождем расслабили в членах корабль Елисавету. Сигналом дал он знать, что имеет течь до 7 дюймов в час; а как груз его состоял из ржи, насыпанной в мешках, верхних же люков не возможно было открыть, для вытаскивания сих мешков от ботов на верх, и осмотрения течи: то через телеграф велел я ему открыть нижние люки, и по возможности отыскать течь. В полдень по счислению найдена широта места 39 42 S, долгота 46 22 W. В 3 часа по полудни с корабля телеграфом дано знать, что течь увеличивается от 8 до 9-и дюймов в час и по возможности нашли оную в шпациях, кои расходились. Таковое известие причинило всеобщее беспокойство: порты, по Американскому берегу лежащие, не позволяли войти в них, как за противными NW ветрами, так и по случаю бывшей тогда революции. В сей крайности, решился я идти на мыс Доброй Надежды, в Фальшивой залив, и в 4 часа по полудни переменил курс на NOTO, коим велел следовать и кораблю, стараясь придерживаться ближе островов Тристан-де-Акунья.
 
     При западных ветрах, большею частию крепких с пасмурностью, в три часа утра открылись влеве острова Тристан-де Акуньа; они состоят из трех каменных и безлесных: 1-й Неприступный, 2-й Нейтгель, 3-й Тристан-де-Акуньа. Мы прошли вблизи Нейтгеля; широта в полдень, по счислению, 37° 32' Z, долгота 14° 20' W, склонение компаса 14° W. Петрели и альбаторосы сопровождали нас; изредка видели мы так называемых кур Эгмонтской гавани.
 
     До сего числа ничего особеннаго не случилось; ветры обыкновенно были крепкие и с мокрою погодою. В полдень, по обсервовании, имели мы широту места 34° 35' Z, долготу по хронометрам 3° 5' W; склонение компаса 28° W; барометр 30, 10; термометр, 18°. При SO ветре и ясной погоде, в 2 часа по полудни, открылся берег мыса Доброй Надежды, и на оном Столовая гора в 55 милях от нас.
 
     И так потеряв из виду Бразильский берег, через 46 дней мы увидели мыс Доброй Надежды, который не доставил нам никакой отрады, кроме того, что путь наш уклонился от настоящей цели, а предстояло бурное и скучное плавание Индийским океаном; впрочем утешались мы тем, что могли, так сказать, дотащить своего спутника, который избавился гибели, как увидим в последствии. По полудни в 4 часа, оба судна остановились в фертоинг в Симанском заливе или Фалш-бае. Здесь нашли мы Английские суда: брантвахтенный фрегат Гипперион; командир онаго Командор Лело-Грап; и два брига; Капитаны 1-го Намако, 2-го Бенит. Сии последние приехали на наш бриг: а с фрегата прибыл Лейтенант и Гаванмейстер. Проводив их, узнал я, что тот кому поручено Российское консульство, уехал в Вест-Индию, и вместо себя предоставил оное купцам Назбиту и Диксону. Прежде всего старался я обезопасить суда от случающихся жестоких NW ветров, на каковой конец для каждого судна взял из Адмиралтейства по одному большому якорю с цепями.
 
     На другой день, отсалютовав крепости 11-ю выстрелами, получив равный салют и сделав посещение Командору и Капитанам Бригов, я отправился в Капштадт, был у Генерал-Губернатора Лорда Сомерсета, который принял меня благосклонно, и дал приказание всепомоществовать нашим судам, в чем будет нужно. Потом отыскал я купцов Назбита и Диксана, которые совершенно отказались от пособия и продажи товаров. Генерал-Губернатор, по благорасположению своему к нам, приказал отвести на берегу казенный магазин, или так называемый Кустом-гоуз. Поспешая снятием груза с корабля, и осмотром его, употребил я на сие обе команды: ибо наем Англичан обошелся бы для компании слишком дорого. Работа была трудная, особенно мешки с рожью надлежало носить от воды по крутому берегу. По снятии ржи с корабля, нашли, что множество мешков с оною, лежавших у бортов и внизу, совершенно замокли и сопрели; рож рассыпалась по интрюму. Но самому Провидению обязаны мы были сохранением корабля: во-первых имели полные и благополучные ветры, во-вторых, ржи мало попалось льяло, и не мешало выкачивать воду. Если же бы случились штормы, то корабль расслабило бы более и течь увеличивалась бы, а попавшая во льяло рожь препятствовала бы помпам выкачивать воду, вынимать же оные при сильной качке, весьма трудно и опасно, дабы не сломать их: ибо они были деревянные, а текенс-помпы не было. В корабле оказались повреждения; кницы и шпации пришли в движение; во многих местах конопать выбилась. Немедленно приступили к исправлению всех сих повреждений, употребив на то обе команды, и корабль имел течи в сутки до ½ дюйма. Позднее время года и наступившие крепкие ветры с дождем, продлили работу до мая месяца.
 
     По свозе всего груза в магазины, английское купечество предложило, не продадим ли мы часть онаго. Пользуясь сим случаем, я взял купца Штадлера агентом, за известные проценты, и просил правительство, по представленной роле, позволить продать товары с аукциону. По получении разрешения, продали с довольною выгодою для компании: испортившуюся рожь, мыло, сальные свечи, стекла, холст. Вырученную сумму я получил из банка Капскими талерами, кои должно было поменять на испанские пиастры.
 
     Рейд и города: Кап-штат и Симон-штат, описаны в путешествии капитана Головнина. Во время пребывания нашего там, жизненные припасы были весьма дороги. Ветры дули, большей частию, северо-западные, крепкие, с сильными порывами, с дождем и громом; 16-го апреля сорвало английский фрегат с цепей и бросило к Римским каменьям; едва удержались на остальных двух якорях, и тем самым спаслись от разбития.
 
     По обсервации, найдена широта места якорного стояния 34° '16 12'' S, долгота, по расстоянию луны от солнца, 18° 38' 16'' W от Гринвича, склонение компаса 26° W.
 
     5-го мая, окончив все дела, подняли мы на фор-брам-стеньге гюйсы, по существующему здесь закону, давая через сие знать, что суда готовы вступить под паруса. Флаги должны висеть по крайней мере двое сеток, пока не получится разрешение из Кап-штата.
 
     По утру, получив позволение оставить рейд, в час по полудни, при крепком NW ветре с дождем, снялись мы с якорей, и вступили под паруса; отсалютовав крепости 11-ю выстрелами, и получив равный салют, прошли между Римскими каменьями и Ноевым Ковчегом; по мере нашего удаления от берега, ветр постепенно крепчал и сделался унтер-зейль крепкий. Мы шли к S-ду; большое толкучее волнение обливало нас с обоих шкафутов; следствием онаго было течение на Игольной банке.
 
     Источник: Северный Архив Ч.24 1826, №23 и 24, стр. 195- 203

Продолжение
 


Источник: http://leb.nlr.ru/edoc/22711/Северный-архив
Категория: КЛОЧКОВ Е.А. ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА В КОЛОНИИ РОССИСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ | Добавил: alex (29.04.2013)
Просмотров: 666 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz