Рапорт С.П. Хрущева А.В. фон Моллеру о плавании
шлюпа «Аполлон», прибытии его в Ситху, крейсировании вдоль
северо-западных берегов Америки и возвращении в Кронштадт
№ 460
Шлюп «Аполлон» на Кронштатском рейде
15 октября 1824 г.
По потере командира капитана 1-го ранга и кавалера Тулубьева 1
30 марта 1822 года на меридиане мыса Доброй Надежды в разстоянии от
онаго 208 италианских миль, приняв в свое начальство шлюп и команду
онаго, я продолжал следовать предпринятым уже путем в Камчатку вокруг
Новой Голландии и в 87-й день плавания от Рио-Джанейро прибыл
благополучно в порт Джаксон, зайдя в оный по нужде в воде, дровах и
равно, чтоб известить наше правительство о постигшем нещастии нас
потерять командира, о чем подробно из-из онаго порта имел щастие
доносить г-ну морскому министру и Государственной адмиралтейств-коллегии
рапортами за № 322-м июня 10-го дня 1822 года 2. Запасшись
же всем нужным и освежа несколько команду, отправился из порта Джаксона к
Камчатке июня 13-го. Следовав путем восточнее Ново-Гебридских островов,
пройдя Каролинския, между Броуновой грядой и Пескадармами 3,
прибыл благополучно в Петропавловской порт 13 августа, сделав переход
сей в 62 дни, о чем из сего порта и доносил куда следует, послав
дубликат рапортов моих из порта Джаксона. Здав все имеющияся в отвоз для
сего и Охотскаго портов вещи и материалы, перегрузя шлюп и исправя оный
нужным, отправился из Петропавловска 10 сентября к северо-западным
берегам Америки для занятия назначеннаго по инструкциям шлюпу места и
прибыл в Ново-Архангельск 10 октября. Позднее время года, в которое
плавание у тамошних берегов сопряжено бывает с опасностию, по каковой
причине и все иностранные корабли, приходящия для торговли с природными
жителями, обыкновенно оставляют сии берега до наступления осени,
побуждало главнаго правителя колоний, российско-американских колоний,
г-на капитана-лейтенанта Муравьева оставить шлюп на зимовку на
Ново-Архангельском рейде. Но так как я имел большой недостаток в
сухарях, коих со всею экономиею не могло более стать как по 1 генваря
1823 года, и колония не в состоянии была оными меня снабдить по бывшему в
ней также недостатку в хлебе, а посему и находя необходимым отправиться
в Калифорнию – единственное место в сем крае, где возможно запастись
сухарями или пшеницей, я вошел с сим моим представлением к главному
правителю, имея при том еще в виду, что, прозимовав в лучшем климате,
произойдет и та непосредственная польза, что как самый шлюп может быть
сбережен и исправлен, так и
здоровье команды сохранено, продовольствуя оную свежею пищею, чего в
Ново-Архангельске оная совершенно должна бы быть лишена и быть
подвержена, живя зимния месяцы на шлюпе, всей суровости ситхинскаго
климата. Причины сии были уважены и тем более, что по тогдашним
обстоятельствам главный правитель не находя еще нужды в пребывании шлюпа
в колонии до наступления весны, а потому 1 ноября я и отправился к
берегам Калифорнии. На пути сем старался держаться близь островов,
находящихся во владении Российско-Американской компании, и тем сего еще
года отчасти исполнить цель назначения к сим берегам военных судов, но,
замечательнаго ничего не встретя и будучи сопровождаемы большею частию
крепкими ветрами, мокрою погодою со всегдашнею пасмурностию, 14 ноября
прибыл благополучно в порт Св. Франциско Верхней Калифорнии. Найденная
нами здесь перемена в правлении по известному отложению всей Калифорнии
от испанской короны по зависимости ея от Мексики, пребывание наше здесь
нисколько не затрудняло, местное же начальство много способствовало в
оказании нам зависящей от онаго помощи своим содействием. Предполагаемый
сделать в сем порте запас сухарей нашел я невозможным, ибо, хотя
пшеницы по всем миссиям залива Св. Франциско было в изобилии, но в муке
был большой недостаток по неимению в сем крае способных для сего
мельниц, ручные же, употребляемые жителями собственно для своего
пропитания, едва могли доставлять муки на продовольствие команды хлебом и
то за весьма дорогую цену, а посему и были в необходимости запастись
одной пшеницей, которую предполагал перемолоть в Ново-Архангельске и
временем там же напечь сухарей. В порте Св. Франциско мы лишились
мичмана Александра Тулубьева, который, по сложению своему имея
расположение к грудным болезням, на пути еще шлюпа к берегам
северо-западной Америки во время худых погод неоднократно подвергался
небольшому из легких кровохарканию, в порте же Св. Франциско занемог 21
декабря 1822 года воспалением легких и по воспоследовавшей от сей
болезни чахотки волею Божиею умер февраля 4-го дня 1823 года.
Безопасная стоянка и большею частию хорошая погода в продолжении
нашего пребывания в сем порте много способствовало нам в исправлении
шлюпа и переделки большой части пришедшаго в негодность такелажа, чем
совершенно исправясь и будучи готов к предстоявшему плаванию, оставил
оный порт марта 15-го 1823 года. На пути сем не только был обозрен весь
приморский берег от 51° до Ситхинскаго залива, но и заходил 3 апреля на
острове Бобровом в залив Кардова, называемый здесь Кайганы, место, более
прочих посещаемое кораблями Соединенных Американских Штатов для
торговли с природными жителями, но, не найдя и там никаких иностранных
кораблей, поспешил из онаго возвратом своим в Ново-Архангельск, согласно
назначения главнаго правителя колониями, куда и прибыл 9 апреля. И с
сего времяни до самой смены фрегатом «Крейсером», последовавшей с
приходом онаго в Ново-Архангельск 3 сентября 1823 года, имел
безпрестанное плавание у берегов, во владении Российско-Американской
компании находящихся, между широтами 51°-57° N-й, а более всего по
проливам между островами, занимающими сие пространство, в которых
единственно и можно только было надеяться найти чужестранные корабли,
приходящия для торговли. Приморской же берег, будучи менее населен,
редко оными бывает посещаем. По временам, заходя ненадолго в
Ново-Архангельск по назначению главнаго правителя для получения нужных
известий, и в котором во все время я оставлял для печения сухарей по
нескольку матроз.
В продолжении сего крейсерства по проливам в отыскании, не укрываются
ли где иностранные корабли для непозволительной им торговли, я не имел
никого знающаго сии проливы и руководствовался единственно Ванкуверовым
описанием оных, каковое, сколь само по себе не было бы акуратно в
положении берега, но при всем том еще во многом не удовлетворяло.
Проливы, простирающия на разстоянии 108 миль, при ширине от 4 до
5-ти, а в иных местах не более 1 мили италианской, усеянные небольшими
островками и
скрытными опасными каменьями, неизвестность течения и сила онаго, часто
встречающия сулои, безпрестанные почти туманы, дождь и пасмурность,
скрывающия берега в самом близком разстоянии, делали плавание по оным не
только чрезвычайно беспокойным, но и весьма опасным. Приглубой же
повсюду берег, от коего большею частию на разстояние менее кабельтова
редко найти можно глубину менее 50 сажен при каменном грунте, затрудняв
еще более плавание в узкостях так, что редко находя глубину, позволяющую
стать на якорь, принуждены были ночи держаться под парусами и тогда
вообще все, как офицеры, так и команда, не отходя от своих мест,
проводили оныя в больших трудах. Нередко также случалось, что в самых
узкостях при крепких ветрах – тогда как с самыми малыми парусами ход
превышал 9 и 10 узлов и в каковых обстоятельствах невозможно было
осмелиться остаться на ночь под парусами, по нескольку часов г-да
лейтенанты на вельботах принуждены бывали отыскивать вдоль берега за
островками и каменьями защиты от угрожавших опасностей, находя оные по
большой глубине и худому грунту, обыкновенно швартовился за деревья.
Становясь таковым образом по временам на якорь, я не упускал отряжать
вооруженных гребных судов под командою также г-д лейтенантов для
обозрения близьлежащих проливовых мест – не укрываются ли в оных какия
иностранные корабли, каковое обозрение хотя и продолжалось по нескольку
дней и на довольно значительное разстояние, но при всем том, сколь не
велико было общее наше старание в исполнении воли правительства согласно
назначению к тем берегам военных судов, мы не могли по всем проливам
отыскать более одного иностраннаго судна. Оное встретили по выходе нашем
из северной части пролива Кларенса (Clarence strait) у острова
Коронации. Бывший штиль и маловетрие дозволили оному сперва от нас
отдалиться, но с сделавшимся ветром к вечеру мы оное уже приметно
догоняли, как наступившая ночь и вместе с оною туман, пасмурность, дождь
и крепкий сделавшийся ветр скрыли от нас оное. Пользуясь сим, оное
судно, вероятно, переменило курс и тем от нас избегло, ибо по разсвете
мы онаго уже не видали.
С прибытием фрегата «Крейсера» в Ново-Архангельск 3 сентября 1823 года 4
нам на смену окончилось и плавание наше у тех берегов, после чего,
будучи готов обратиться в обратный путь в Россию, я был удержан
повелением командира фрегата «Крейсера» капитана 2-го ранга Лазарева, в
котором он прописывал, что, находя полезным, чтобы шлюпы «Ладога»
(бывший тогда еще в Камчатке) и «Аполлон» отправились в Россию вместе,
предписав мне следовать в порт Св. Франциско Верхней Калифорнии, где,
изготовясь к предстоящему плаванию, ожидать прибытия в оный порт шлюп
«Ладогу» до 15-го числа генваря 1824 года. Вследствие таковаго повеления
по получении от главнаго правителя колоний Российско-Американской
компании, сообразно имеющихся у меня инструкций, аттестата в поведении
всего экипажа шлюпа чрез все пребывания у берегов северо-западной
Америки, находящихся во владении Российско-Американской компании,
отправился из Ново-Архангельска в порт Св. Франциско 11 октября 1823
года. Отдав на фрегат «Крейсер» по требованию командира онаго имеющую на
шлюпе в излишестве морския провизии: мяса соленаго 147 пуд 21 пуд 5,
крупы овсяной 230 пуд и пшеницы 576 пуд 24 фунта и из имеющихся в
наличии на четвертый год сумм: червонцов голландских 4 598, испанских
пиастров 1 566. По прибытии в порт Св. Франциско октября 28-го,
исправясь всем нужным по шлюпу к приходу фрегата «Крейсера» и шлюпа
«Ладоги» в оный порт ноября 30-го, я был уже готов в путь, в которой и
отправился генваря 12-го 1824 года, вместе со шлюпом «Ладогою» под
командою капитан-лейтенанта Лазарева 6. Не описывая подробно
сего плавания, так как уже известному вашему превосходительству из
донесения начальника отряда капитан-лейтенанта Лазарева, с коим я во все
время не разлучался, упомяну, что довольно успешное плавание,
счастливый кругом [мыса] Горна обход в худое время года и здоровье
команды подавали мне надежды благополучно совершить остальной переход до
Рио-Джанейро, но по мере приближения нашего к теплому климату, сверх
всякаго ожидания, начал
оказываться у некоторых служителей скорбут и во многих признаки онаго
слабостию членов. Быв же удерживаемы постоянным противным ветром на
параллели острова Св. Екатерины близь 2 недель, скорбут на обеих судах
еще более увеличился, почему во избежание худых последствий начальник
отряда и решился зайти к острову Св. Екатерины, куда и прибыли 17 апреля
сего года.
Умеренная теплота, здоровый климат, изобилие сего края и дешевизна в
плодах и зелени, береговый воздух и свежая пища оказали удивительную
силу на здоровье наших больных, свезенных на берег на нанятые квартиры
на матером берегу, так что по прошествии 3 недель не имели ни одного
больнаго и 17 мая оставили сей порт, а 30-го прибыли в Рио-Джанейро.
Зайдя в оный для нужных исправлений шлюпов конопатными и прочими
работами, не найдя на острове Св. Екатерины нужных для сего материалов,
июня 28-го вышли из Рио-Джанейро и по шестидесятиоднодневном плавании,
находясь близь Азорских островов, зашли на остров Фаял 27 августа, где,
взяв воды и освежа команду 6-тидневным пребыванием, 1 сентября оставил
оный остров. Пройдя Английской канал и Немецкое море довольно успешно,
при входе в Скагеррак удержаны были противными ветрами 11 дней. Имея
недостаток в дровах при вступлении еще в Английской канал, при входе в
Каттегат я уже издержал несколько худых водяных и масляных бочек вместо
дров, а потому при проходе Гельсинора, узнав, что начальник отряда не
намерен был заходить в Копенгаген, испросил от него дозволение
остановиться на рейде онаго на самое короткое время, чтобы взять только
несколько сажен дров, предполагая по превосходству в ходу шлюпа
«Аполлона», настигнуть шлюп «Ладогу» до прихода ея еще в Кронштат. На
Копенгагенском рейде я нашел шлюп «Смирный» под командою
капитан-лейтенанта Дохторова и на другой день, будучи уже готов
продолжать плавание, я остановлен был повелением нашего посланника
барона Николаи взять к себе на шлюп для отвоза в Кронштат оставляемый в
Копенгагене командиром шлюпа «Смирнаго» груз, состоящий в тросах,
гвоздях и железе весом всего до 1 000 пуд. Перегрузка сия и задержала
меня лишния двое суток. 9-го уже октября, взяв весь упомянутый груз,
немедля отправился из онаго порта и 15-го числа сего месяца прибыл
благополучно на Кронштатский рейд, быв в отсутствии 3 года и 17 дней.
В сей долговремянной вояж потеря наша состояла в командире шлюпа
капитане 1-го ранга и кавалере Тулубьеве, мичмане Тулубьеве и двух
матрозах, из коих матроз 1-й статьи Яков Новиков утонул 2 апреля 1822
года, упав с гальюна, о коем я и доносил из порта Джаксона. Другой же,
Денис Сибиряков, умре 20 августа 1823 года в Ново-Архангельском порте от
ушиба, полученнаго при упаде его с компанейскаго брига «Рюрика» на
стоявший у борта барказ. Из принадлежностей же к шлюпу урон весь состоял
в одном верьпе и части кабельтова.
Сохранение здоровья команды, будучи главным моим предметом и, в
особенности, г-д лейтенантов, так как частных командиров и
непосредственно г-на штаб-лекаря коллежскаго ассесора Новицкаго вполне
оправдывает их попечительность и неусыпное внимание, равно как и
рекомендуются познания г-на Новицкаго, искувству 7 же,
всегдашней ревности, готовности к службе и предусмотрительности г-д
лейтенантов Баранова, Кутыгина и Кюхельбекера и старшаго штурмана 9
класса Никифорова, отдавая должную справедливость, обязан всею моею
признательностию за понесенные и делаемые труды в столь продолжительное
плавание. Мичмана Лутковский и Нолкен примерным поведением и исполнением
должностей своих со всегдашнею ревностию заслуживают внимания
начальства и в особенности мичман Лутковский, который по знанию
англинскаго и францускаго языков, исполнял при портах все коммисии по
службе и командовал вахтою на обратном пути от берегов северо-западной
Америки.
Отдавая должную справедливость каждому из офицеров, обязанностию
поставляю по долгу моему представить вашему превосходительству и о
нижних чинах шлюпа: всегдашнее усердие их к службе, отличное поведение,
труды, понесенные в 3-годичное плавание и беспрекословное повиновение
обязывают меня просить
ваше превосходительство о обращении на оных всегдашняго вашего
начальническаго попечительнаго внимания, коим я и неоднократно их
осмелился обнадеживать и тем поощрять к дальнейшим усилиям.
Шлюп и команда обстоят благополучно, больных не имеется; воды в шлюпе
16 дюйм, о чем вашему превосходительству честь имею донесть и о чинах и
служителях представить перечневую табель 8.
Флота лейтенант Хрущев 1-й.
Помета: По сему докладывано государю императору 27 октября, и доклад в деле о фрегате «Крейсер».
РГАВМФ, ф. 166, оп. 1, д. 665, л. 481-488. Подлинник
Комментарии
1. Командир шлюпа И.С. Тулубьев скончался от болезни на пути из Рио-де-Жанейро в Австралию.
2. См. РГАВМФ, ф. 166, оп. 1, д. 665, л. 452-453.
3. Шлюп «Аполлон» прошел между атоллами Эниветок и Пескадор.
4. См. док. № 109.
5. Так в документе, правильно – фунт.
6. Андрей Петрович Лазарев, брат М.П. Лазарева.
7. Так в документе.
8. Табель в деле отсутствует. Источник: Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского севера,
1815-1841 (Исследования русских на Тихом океане в XVIII – первой
половине XIX в. Том 4). М. Наука. 2005
Источник: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Reisen/XIX/1800-1820/Issl_russ_tich_ok_XIX/101-120/115.phtml?id=4207 |