РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 29.03.2024, 04:22

Главная » Статьи » 1822-1825 "Крейсер" Лазарев М.П. » 1822-1825 "Крейсер" Лазарев М.П.

ФРЕГАТ «КРЕЙСЕР» И ШЛЮП «ЛАДОГА». 1822-1825
МФРЕГАТ «КРЕЙСЕР» И ШЛЮП «ЛАДОГА». 1822-1825

     36-пушечный фрегат «Крейсер» и 20-пушечный шлюп «Ладога» были назначены для доставки груза в Камчатку и колонии Российско-Американской компании. Первым из этих судов командовал капитан 2-го ранга М. П. Лазарев 1-й, а вторым - капитан-лейтенант А. П. Лазарев 2-й. Оба судна были снабжены провизиею на 18 месяцев. На шлюпе «Ладога» сверх обыкновенного запасного рангоута был еще нижней рей (из двух штук) и разобранный запасной руль.
 
Фрегат "Крейсер"  17 августа 1822 года «Крейсер» и «Ладога» вышли из Кронштадта, а 5 сентября остановились на Копенгагенском рейде, имея на переходе Балтийским морем противные и крепкие ветра. В Копенгагене запаслись вином и 16 сентября вступили под паруса. 19-го числа при выходе из Скагеррака суда разлучились: «Крейсер» пришел в Портсмут 30 сентября, а «Ладога», выдержавший близ Галлопера SW шторм, от которого повредился лонго-салинг фок-мачты, пришел туда 6 октября.

     Сделав некоторые перемены в рангоуте и такелаже и закупив в Лондоне астрономические инструменты и карты, капитан Лазарев намерен был отправиться далее не позже 5 ноября; однако ветра задержали его в Портсмуте до 28-го числа этого месяца. Впрочем, эта задержка вознаградилась успешным плаванием к острову Тенерифу: 10 декабря, чрез 11 дней после выхода из канала, «Крейсер» и «Ладога» стояли уже на С.-Круцком рейде.

    Снабдив отряд свой водою и всем необходимым, капитан Лазарев вышел отсюда 17 декабря и стал держать в Рио-Жанейро. В продолжение всего этого перехода имели постоянно ясную погоду; только близ экватора шли иногда дожди.

     В Рио-Жанейро суда запаслись сарачинскою крупою, сахаром и прочим и снова перегрузили трюмы, заменив израсходованную провизию равным по весу количеством каменного балласта.

     Не надеясь по позднему времени обогнуть мыс Горн, капитан Лазарев счел за лучшее следовать в Великий океан вокруг мыса Доброй Надежды и Австралии.

     23 февраля 1823 года «Крейсер» и «Ладога» вышли из Рио-Жанейро. 2 марта миновали в 33 милях расстояния остров Стаксельбург (?), положенный у Арросмита в широте 31° S, долготе 19° W; но пасмурная ночь помешала его видеть.

     6 марта несколько раз сряду шлюп удалялся от фрегата по перпендикуляру курса на расстояние около шести миль, для отыскания означаемого на картах острова в долготе 20°41' W, но поиски эти были безуспешны.

     22 апреля, в день Св. Пасхи, отряд прошел в виду острова Св. Павла, а 16 мая после восьмидесятипятидневного плавания усмотрели берег Тасмании (Вандименовой Земли) и 18-го вошли на Гобарт-Тоунский рейд, чрез канал д'Антрекасто. Здесь экипажи судов были перевезены на берег, суда между тем просушивались и готовились к дальнейшему плаванию. 9 июня «Крейсер» и «Ладога» вышли в море и направили путь к NO. Капитан Лазарев располагал пройти севернее Новой Зеландии.

     На следующий день во время SW шторма на «Ладоге» разбило волнением гичку, висевшую за кормой, выломило кормовые ставни и несколько пушечных портов. Ночью суда разлучились: «Крейсер», как лучший ходок, ушел из виду, и 9 июля прибыл к острову Отаити. «Ладога» следовал туда же, по условленному рандеву. 17-го усмотрел острова Трех Королей, и 8 июля был уже в виду острова Отаити; но крепкие NO ветра задержали его тут почти неделю, и только 15-го числа он соединился с «Крейсером» в Матавайской бухте.

     Через пять дней, 20 июля, «Крейсер» и «Ладога» отправились далее. 24 июля достигли широты 13°36' S, долготы 148°58' W - места, в котором предписано было им разлучиться. Фрегат «Крейсер» должен был идти в Ново-Архангельск и сменить на тамошней станции шлюп «Аполлон», а шлюп «Ладога» - в Камчатку и потом обратно в Россию.

    Фрегат «Крейсер» прибыл в Ново-Архангельск 3 сентября. Зимою ходил он для возобновления запасов в порт С.-Франциско и, пробыв там около 2½ месяцев (с 1 декабря 1823 по 17 февраля 1824 года), возвратился в Ситху, где и оставался в распоряжении главного правителя колоний до половины октября следующего года, когда был сменен прибывшим из России шлюпом «Предприятие».

     Шлюп «Ладога», переходя экватор, 10 июля встретил штили, а в широте 2½ ° N свежий OSO. В следующую за тем ночь прошли мимо острова Пальмирас, в расстоянии 9 миль, однако его не видели, хотя было довольно светло. 21 августа, находясь в широте 32°26' N, долготе 189°19' W, шлюп «Ладога» перешел прямо чрез то место, где на Арросмитовой карте назначен остров Roco de Plata. Полагаясь на верность своих хронометров, капитан Лазарев думает, что положение этого острова весьма неточно¹. На другой день видели около шлюпа несколько бабочек, однако берег не открывался. 10 сентября капитан Лазарев пришел в Петропавловский порт, где, выгрузив назначенный в Камчатку и Охотск груз, отправился к острову Ситхе. На пути в Ново-Архангельск намеревался он осмотреть землю, существование которой предполагал еще Беринг, в широте 49° N и долготе 172°19' О, однако после трехдневных безуспешных поисков между долготами 170° и 174° О оставил этот труд, не заметив даже малейших признаков земли. 9 ноября шлюп «Ладога» прибыл в Ново-Архангельск, где нашел фрегат «Крейсер», стоявший тут с 3 сентября.

    Здесь командир «Ладоги» получил от начальника отряда предписание следовать в порт С.-Франциско и оттуда, соединяясь со шлюпом «Аполлон», отправиться обратно в Россию.

     Выдержав близ Ситхинских берегов двухдневный шторм от О, капитан Лазарев 1 декабря прибыл в порт С.-Франциско, а 12 января 1824 года вместе со шлюпом «Аполлон» оставил берега Калифорнии. Сопровождаемые пассатом, 9 февраля суда эти вступили в южное полушарие, а 24-го перешли тропик Козерога.

     С 1 марта начались дожди и бури. Команда, до того совершенно здоровая, стала заболевать простудными лихорадками. 22 марта обошли мыс Горн, в 70 милях, на 71 день по выходе из порта С.-Франциско, и 25-го были в виду Фалкландских островов. В начале апреля встретили постоянные N ветра, и вслед за тем в командах обоих судов обнаружилась цинга. Опасаясь дальнейшего развития этой болезни (на «Ладоге» было цинготных 13 человек и почти столько же на «Аполлоне») и не надеясь за противными ветрами в скором времени дойти до Рио-Жанейро, капитан Лазарев 12 апреля спустился к острову Св. Екатерины. Через три дни оба шлюпа бросили якорь против крепости С.-Круц.

     На другой же день по прибытии на рейд все больные были свезены на берег, где здоровье их вскоре было восстановлено. 17 мая шлюпы отправились далее. Продержав от берега около 3½° по долготе, капитан Лазарев поворотил к экватору и скоро получил SO пассат. Переход жарким поясом был очень счастлив: продолжительных штилей и дождей совсем не встречали; термометр не поднимался выше +24° Р. Течение замечено вообще на S и SW, и доходило иногда до 20 миль в сутки.
    
Около параллели 24° N тихие ветра и штили много замедляли плавание шлюпов. От широты 32° N капитан Лазарев спустился к Азорским островам и, сделав запас свежей провизии на острове Фаяле, пошел далее. 20 сентября прошел он Британский канал, а 25-го Скагеррак. Близ Скагена крепкий О ветр задержал шлюпы до 2 октября. 6-го миновали Копенгаген (где шлюп «Аполлон» остановился по недостатку дров), а 13-го шлюп «Ладога» прибыл на Кронштадтский рейд. Шлюп «Аполлон» пришел туда двумя днями позже.
 
   Командир фрегата «Крейсер», капитан 2-го ранга Лазарев, сдав свою станцию прибывшему к нему на смену капитану Коцебу, командиру шлюпа «Предприятие», оставил Ситху 16 октября 1824 года и сперва пошел в Калифорнию, чтобы запастись там свежею провизиею.

     Плавание до берегов Калифорнии было очень продолжительно, по причине крепких противных ветров, которые на параллели мыса Мендосино почти две недели держали фрегат под зарифленными триселями и изредка только дозволяли нести зарифленный грот-марсель.

     Наконец 18 ноября ветер переменился, и 21-го «Крейсер» бросил якорь в порте С.-Франциско, где находился в то время и шлюп «Предприятие».

     В продолжение четырехнедельной стоянки в порте С.-Франциско фрегат был изготовлен к плаванию вокруг мыса Горна; между тем экипаж оправился после пребывания в сыром климате Ново-Архангельска. 21 декабря капитан Лазарев вышел в море и до наступления NO пассата плыл с тихими переменными ветрами. 13 января близ фрегата летало несколько береговых птиц, которых видели и на другой день, однако берега не открыли.

     24 января «Крейсер» прошел чрез то самое место, где на испанских картах назначен остров Dudoza (в широте 17°5' S, долготе 122°1' О). Капитан Лазарев, против ожидания, встретил восточные ветра, стоявшие почти две недели. 25 февраля ветер отошел к NW, а на следующий день «Крейсер» пришел на вид островов Диего-Рамирец. Обогнув мыс Горн, 23 марта прибыли в Рио-Жанейро. Оказавшиеся на последнем переходе 10 человек больных опухолью были немедленно отправлены на берег, где большая часть из них скоро оправилась.

     Капитан Лазарев оставил Бразилию в конце апреля, располагая идти прями в Кронштадт; однако противные ветра и штили, встретившиеся близ Азорских островов, принудили его зайти в Портсмут, для подкрепления экипажа и некоторых поправок в такелаже.

     Оставив Английские берега в последних числах июля и выдержав еще в Скагерраке сильный SW шторм (25-го), «Крейсер» пришел в Кронштадт 5 августа, пробыв за границею почти три года.

     Путешествие на шлюпе «Ладога», издано в 1832 году, по высочайшему повелению под заглавием: «Плавание вокруг света на шлюпе Ладога, в 1822, 23, 24 годах» Спб. в 8 д., 275 стр. с картою.

     О плавании фрегата «Крейсер» отрывочные сведения были напечатаны в Зап. Госуд. Адм. Департамента, часть Vi стр. 457-466. Мы пользовались еще шканечным журналом.

__________________________________________________________________________________________
     ¹ В Атласе южного моря адмирала Крузенштерна, эта скала положена в шир. 33 50 N, долг. 209 15 W , инее означена сомнительною.


Список участвовавших в кругосветном плавании на корабле "Кутузов" (1816-1819)


Звания и имена
Примечания
Командир, кап. 2 ранга Михаил Петрович Лазарев

Лейтенант Иван Кадьян

Лейтенант Михаил Анненков

Лейтенант Иван Купреянов

Лейтенант Федор Вишневский
Разжалован в 1826 г.
Лейтенант Дмитрий Никольский (до Ситхи)

Мичман Павел Нахимов

Мичман Дмитрий Завалишин

Мичман Иван Бутенев
Скончался в 1826г., флиг.-адьют., кап. 2 ранга.
Мичман Павел Муравьев
Скончался в 1848г. Ст. сов., директор учил. торг. морепл.
Мичман Ефим Путятин
Генерал-адьютант, граф.
Мичман Александр Домашенко
Утонул у берегов Сицилии в сент. 1827 г.
Доктор Петр Алеман
Скончался в 1847 г. Д. Ст. Сов., главн. доктор Черноморского флота.
Штурман Пантелей Кононов
Скончался в отставке
Штурман Василий Клопотов
Скончался капит. в 1849 г.
Шт. помощник Трифанов
Скончался шт.-капит., содержатель экипаж. магазинов.
Нижних чинов...............162


Источник: Ивашинцев Н. «Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849г.г.» Спб. 1872, стр.74-80, 233-234




Источник: http://dfiles.ru/files/gt6b2roxk
Категория: 1822-1825 "Крейсер" Лазарев М.П. | Добавил: alex (26.03.2013)
Просмотров: 2790 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 SergCix  
0
<a href=http://zmkshop.ru/stati/proizvodstvo-svarnykh-konstruktsiy/>преимущества сварных конструкций:</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz