Лазарев А.П. Плавание вокруг света на шлюпе Ладога.
ГЛАВА I. Переход из Северного полушария в Южное.
Переход из Северного полушария в Южное.
Наргинский и Дагерортский маяки. Копенгагенский рейд. Портсмут. Остров
Тенериф. Праздник матросов.
18-го Августа мы отправились в путь. 19-го по утру в 4
3/4 Итальянских милях на NW 24° 30 от Наргинского маяка, встретили
эскадру под Начальством Вице — Адмирала Кроуна, шедшую в Кронштат, 20-го
в 10 часов утра, прошли на перпендикуляре курса Дагерортский маяк и
простились с отечеством.
6-го Сентября, положили якорь на Копенгагенском
рейде, где стояли новопостроенные в Архангельске и шедшие в Кронштат
корабль Сысой, фрегат Вестовой и возвращающееся транспортное судно Урал.
13-го пришел в Копенгаген бриг Аякс, имевший весьма хороший хронометр
Бародовой работы № 920, который по предварительному сношению с
Командиром брига Лейтенантом Филатовым, я принял на вверенный мне шлюп.
Плавание наше из Кронштата сопровождалось, по большой
части, противными и крепкими ветрами замедлявшими прибытие в
Копенгаген; но сие замедление вознаграждено было навыком матросов к
корабельным работам. Внезапный шквал в темную ночь, не приводил их в
робость и недоумение; они знали свое дело и вполне были уверены в
искусстве вахтенных офицеров.
В Копенгагене мы запаслись достаточным, до вторичного
прибытие в Рио — Жанейро, (т. е. в обратный путь) количеством рома;
частию уксуса и вина, коих я положил купить на острове Тенерифе. 16-го
Сентября вступили под паруса; 25-го близь Галоперского маяка подвержены
были крепкому от SW шторму и сильному волнению, которые удалили нас от
Английского Канала и повредили у фок-мачты с правой стороны Лонг-
саленг; укрепя оный шкалами; благополучно достигли Портсмута 6-го
Октября и остановились. на Модер — банке.
По прибытии на рейд просил Начальника отряда
немедленно отправлявшегося в Лондон, купить для мена нужные
Астрономические инструменты, хронометр и карты; на другой день разружил
шлюп и приступил к исправлению повреждений.
5-го Ноября совершенно приготовясь к вступлению под
паруса, я перевез от Г. Брадлея оба мои хронометра находившееся у него
для поверки; 4 Ноября они отставали от среднего времени на Гринвичском
меридиане: № 920: 0°. З'.12"3; а вновь купленный в Лондоне того же
мастера Барода, № 991: 0°. 2 .22"5. В каждые сутки, первый отставал 7",
7, второй 4", 6. Расположась немедленно отправиться в путь, мы снялись с
фертоинга; но противный ветр задержал еще несколько дней; 21-го
вступили в Нидельский канал где по причине темноты остановились на якоре
подле крепости Гост, а на другой день наставшая от SW буря принудила
нас возвратиться на Модер банку; 28-го удачно прошли Нидельские маяки, и
отпустили Лоцмана.
В продолжение 55-ти дневного пребывания нашего в
Портсмуте, погоды стояли большею частию сырые и ненастные: сильные ветры
повредили многие суда стоявшие на Спитгеадском рейде и пришедшие в
канал 21-го Ноября. Здесь не бесполезным почитаю заметить, что кораблям
идущим в Портсмут, лучше останавливаться на Модер — банке, нежели на
упомянутом рейде и класть якори близь берега острова Вайта против
пристани. Благовременное заготовление инструментов, хронометров,
презервов и многих других вещей, для коих все наши суда обыкновенно
посещают Англию, предохранили бы от значительных издержек и борьбы с
противными ветрами, коим подвергаются только для того, чтобы скорей
достигнуть канала, между тем как можно бы с большею выгодою обойти
северную часть Англии. Я говорю о судне снабженном всеми нужными
запасами при отправлении из своего порта.
По прибытии нашем к якорному месту, многие
приветливые Англичане и жиды теснились у шлюпа и предлагали нам свои
услуги. Портные и сапожники брались щегольски и дешево нас наряжать а
тучные и словоохотные трактирщики, выхваляя свой бифштекс и портвейн,
щедро раздавали адресы; иные рекомендовались в Агенты, другие обращались
ко мне с просьбою о позволении доставлять разные вещи служителям. Я не
находил слов, к изъявлению моей благодарности за таковое гостеприимство,
и не желая оскорбить кого либо предпочтением одного другому, терялся в
выборе, когда Г. Кокс, поверенный и нашего Консула Г. Марча, нечаянным
своим приездом вывел меня из затруднения, доказав искателям учтиво и в
коротких словах право свое на услуги. Мы тогда же с ним условились о
снабжении служителей свежею провизиею, и во все время нашего здесь
пребывания я был им совершенно доволен.
Частые наши с Консулом сношения по делам, доставили
нам приятное знакомство с его семейством, готовность же его к услугам
обнадеживала нас приобретением случая осмотреть все заведения здешнего
Адмиралтейства, почему мы и просили его об исходатайствовании на сие
дозволения от местного Правительства, но к общему сожалению просьба сия
не имела успеха по той единственно причине, что не задолго до нашего
прибытия в Портсмут, офицеров с Английского военного брига бывшего в
Франции, не пустили в Адмиралтейство.
Таковая неудача принудила нас быть осторожнее в
просьбах к здешнему Начальству; однако же, мы с полными кошельками
пустились осматривать корабли стоящие в реке на цепях. Некоторые из оных
снаружи были обшиты легкими досками, другие выкрашены белилами, все же
вообще, в длину свою покрыты кровлею из тонких досок с стеклянными
подъемными ставнями; мачты приподняты из степсов и вместо вант и штагов
наложены тонкие и искусно сделанные цепи; во все люки через кровлю
пропущены деревянные виндзейли, плотно закрываемые в сырую погоду; для
сообщения чистого воздуха в корабль, около вадер — вельсов в половину
борта отнято по одной доске; на нижней части каждого пушечного порта
проверчена в шпаций дыра, в которую вставлена свинцовая трубка. Цепи, на
коих стоят корабли, проведены не в клюзы, а в пушечные порты, в коих
для сего и сделаны толстые деревянные подушки; весь вообще рангоут,
такелаж принадлежащий к полному вооружению и пушенные станки хранятся на
корабле.
Чистый и сухой воздух, не смотря на позднее время,
удивили нас так, что мы позабыли все неприятности сего времени; вообще
должно сказать, что здесь ничего не упущено к сохранению корабля и всех
вещей столь дорого стоящих Государству, и все достойно общего
подражания. Королевская яхта убрана весьма богато и украшена отлично
вызолоченною резьбою; внутренность её пространна и удобна к помещению
многочисленной свиты Короля, вовремя продолжительных и дальних
путешествий. На сей яхте, примечания достойна кухня, которая при всей
многолюдности и прихотливости разных столов, ежедневно выгоняет из
морской воды нужное количество пресной, и потому на яхте нет ни
малейшего запаса воды
Во время нашего пребывания приходили на Спитгеадской
рейд малые корветы и бриги крейсировавшие в Английском канале, и только
один раз воздух потрясаем был пушечною пальбою, в день воспоминания так
называемого заговора порохового, 5-го Ноября в 1605 году, в Царствование
Иакова I-го, когда не довольные Католики и Иезуиты подложили бочки с
порохом под залу Парламента, в намерении погрести в её развалинах,
Короля, Пэров и Членов нижней камеры; к счастью злой умысел открыт и в
память избавления от таковой опасности, день сей ежегодно празднуют
пальбою со всех крепостей и военных судов.
Я не описываю ни окрестностей Портсмута, ни острова
Вайта, который справедливо можно назвать садом Англии, ни развалин
крепости Кронбурга, служившей некогда убежищем Карлу IV, ибо все сие и
всем почти уже известно, а скажу только что нынешнее состояние и
богатство лавок, много уступает прежнему великолепию, и что деятельность
торговли ныне уже не стесняет улиц, как было в первое наше пребывание в
1804 году. Причиною такового изменения, вероятно всеобщий мир Европы.
10-го Декабря, по 11-ти дневном плавании, открылся
нам остров Тенериф; в сие время, по счислению мм находились далее нежели
по пеленгам на 12 миль, к О… На другой день положили якорь на Санта —
Круцком рейде, и но многим меридиональным высотам вычислили широту
якорного места 28°. 27 . 45"; по кратковременности нашего пребывания в
Тенерифе нам не удалось сделать наблюдений для определения долготы, а
при вычислениях мы полагали оную 16°15 западную от Гринвича; склонение
компаса найдено 19° 22" к W; по сделанным поверениям хронометры
отставали в сутки: № 920, 9"7, № 991 8 '5.
Стояние на якоре, при острове Тенерифе особенно в
столь позднее время, весьма неприятно и даже опасно, почему все бывшие
при нас купеческие суда имели по 3 якоря, а некоторые по нескольку бочек
привязанных к канатам, для сохранения оных от каменистого грунта и от
многих оставленных на дне якорей. Лучшее якорное место при O-ой стороне
рейда, где обыкновенно останавливаются на глубине 20-ти сажен в
расстоянии на милю от берега, стараясь быть всегда в готовности вступить
под паруса.
Остров Тенериф, изобилуя всем нужным к
продовольствию, снабжает приходящие суда хорошим вином, уксусом,
лимонами и разною зеленью. Тенериф самый больший из островов известных в
древности под названием Счастливых. Вина Тенерифского мало уступающего
мадере 40,000 бочек вывозят в Европу и Америку. Гишпанское
Правительство, увеличив пошлину на сие произведение, умножило свои
доходы, но нисколько не улучшило состояния здешних войск, на которые
нельзя смотреть без смеха и сожаления. Вообразя себе тощих,
перепачканных, в оборванных мундирах, частию босых мумий, держащих
разнокалиберные, покрытые ржавчиною ружья, еще не будем иметь
достаточного понятия о гарнизоне; который в день Рождества Христова быль
выстроен на главной площади города; чего ожидать от солдата голодного и
нагого? Три крепости С. Педро, С. Рафаил и С. Христоваль, защищают
довольно красивый, по морскому берегу, при подошве горы выстроенный
город С. Круц, в который недавно перенесена столица сего Архипелага.
Новая Конституция Гишпании и здесь истребила
множество монахов, народ свергнул иго инквизиции, монастыри опустели и
большая часть оных обращена в казармы. Правительство для уплаты
Государственных долгов отобрало все богатство сих отшельников, и на днях
ожидали из Кадикса 70-ти пушечный корабль, на котором собранные с
Канарских островов монастырские сокровища, будут отвезены в Европу; как я
слышал всего на 600 т. талеров.
15-го Декабря снабдив себя пресною водою и всем
нужным, мы отправились к Рио — Жанейро. В продолжение сего плавания
имели постоянно приятную погоду. Приближаясь к экватору, который прошли
8-го Января 182З года, не смотря на легкую одежду и растянутый по длине
всего шлюпа тент, мы чувствовали силу солнечного жара, который умеряем
был, изредка выпадавшим, а иногда проливным по нескольку часов сряду
дождем в таком изобилии, что в короткое время наполнял опорожненные
бочки, и вся верхняя палуба шлюпа обращалась, так сказать, в большой
бассейн, в коем служители перемывали белье свое и даже сами купались.
Забавно было видеть среди океана в большем отдалении от берега, толпу
людей роскошно полоскающихся в свежей воде.
Подобные сему увеселения, имели наши матросы при
благополучном переходе из Северного полушария в Южное (*). купаясь в
ванне, представлявшей колесницу Нептуна везенную на пушечном станке его
Царедворцами. Чтобы сделать сей матросский праздник более забавным, я
приказал еще за несколько дней приготовиться к оному, для чего и даны
были краски, флаги и все что только могло служить к великолепию сего
маскарада. По окончании оного роздан всем легкий пунш, за коим
весельчаки не забыли и муз; пляски и разные игры забавляли их в
продолжение сего приятного вечера. Примечания
(*) Не излишним почитаю поместить здесь собранные
мною из Журналов с судов Ост- индской компании замечания, которые по
верному наблюдению изменения ветров служат ныне указателем выгоднейшего
пути через Экватор во всякое время года, а именно: В Январе, Феврале и Марте месяцах NО обыкновенно
дует до 4-х градусов северной широты, где и начинаются О и SO; в Апреле
до 5-ти град. и переменяется на SО; в Мае до 6-ти град. и начинающийся
SO дует несколько ближе к S;, в Июне до 10-ти и переходит в S; в Июле до
10-ти и заменяется S уклоняющимся несколько к W; в Августе до 11-ти,
где S также уклоняется в W; в Сентябре до 10-ти и заменяется S; в
Октябре до 8-ми, где S склоняется к О; в Ноябре до 6-ти, а в Декабре до
5-ти изменяется к SO. Между МО и SO ветры иногда переменяются градусом или
двумя, ранее или позже нежели как теперь сказано, и чем они бывают
севернее, тем более изменяются на S или SO. Из долговременных
наблюдений, видно что чем более солнце склоняется к северу, тем южные
ветры сильнее нежели другие, дуют в пространстве переменных ветров между
пассатами, и потому корабли возвращающиеся в Европу в сие время,
переходят упомянутое пространство скорее нежели те, которые отправляются
из Европы. Штили и переменные ветры между пассатами бывают в
каждом месяце, из коих первые хотя дуют непродолжительно и то по
близости NO пассата, но за оными часто следуют неожиданные порывы, по
чему и должно быть всегда осторожным. Сии так сказать Экваторные шквалы,
иногда сопровождаются вихрями, которые продолжают свирепствовать около
двух часов и к отдаленности от берегов сноснее.
Источник: Лазарев А. П. Плавание вокруг света на шлюпе «Ладога» в 1822, 1823 и в 1824 годах. Морская типография,1832 г.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Источник: http://coollib.net/b/1304 |