РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.11.2017, 22:05

Главная » Статьи » 1822-1825 "Ладога" Лазарев А.П. » 1822-1825 "Ладога" Лазарев А.П.

Плавание вокруг света на шлюпе Ладога. Глава I. Переход из Северного полушария в Южное.

Лазарев А.П. Плавание вокруг света на шлюпе Ладога.

ГЛАВА I. Переход из Северного полушария в Южное.

Переход из Северного полушария в Южное. Наргинский и Дагерортский маяки. Копенгагенский рейд. Портсмут. Остров Тенериф. Праздник матросов.

18-го Августа мы отправились в путь. 19-го по утру в 4 3/4 Итальянских милях на NW 24° 30 от Наргинского маяка, встретили эскадру под Начальством Вице — Адмирала Кроуна, шедшую в Кронштат, 20-го в 10 часов утра, прошли на перпендикуляре курса Дагерортский маяк и простились с отечеством.

6-го Сентября, положили якорь на Копенгагенском рейде, где стояли новопостроенные в Архангельске и шедшие в Кронштат корабль Сысой, фрегат Вестовой и возвращающееся транспортное судно Урал. 13-го пришел в Копенгаген бриг Аякс, имевший весьма хороший хронометр Бародовой работы № 920, который по предварительному сношению с Командиром брига Лейтенантом Филатовым, я принял на вверенный мне шлюп.

Плавание наше из Кронштата сопровождалось, по большой части, противными и крепкими ветрами замедлявшими прибытие в Копенгаген; но сие замедление вознаграждено было навыком матросов к корабельным работам. Внезапный шквал в темную ночь, не приводил их в робость и недоумение; они знали свое дело и вполне были уверены в искусстве вахтенных офицеров.

В Копенгагене мы запаслись достаточным, до вторичного прибытие в Рио — Жанейро, (т. е. в обратный путь) количеством рома; частию уксуса и вина, коих я положил купить на острове Тенерифе. 16-го Сентября вступили под паруса; 25-го близь Галоперского маяка подвержены были крепкому от SW шторму и сильному волнению, которые удалили нас от Английского Канала и повредили у фок-мачты с правой стороны Лонг- саленг; укрепя оный шкалами; благополучно достигли Портсмута 6-го Октября и остановились. на Модер — банке.

По прибытии на рейд просил Начальника отряда немедленно отправлявшегося в Лондон, купить для мена нужные Астрономические инструменты, хронометр и карты; на другой день разружил шлюп и приступил к исправлению повреждений.

5-го Ноября совершенно приготовясь к вступлению под паруса, я перевез от Г. Брадлея оба мои хронометра находившееся у него для поверки; 4 Ноября они отставали от среднего времени на Гринвичском меридиане: № 920: 0°. З'.12"3; а вновь купленный в Лондоне того же мастера Барода, № 991: 0°. 2 .22"5. В каждые сутки, первый отставал 7", 7, второй 4", 6. Расположась немедленно отправиться в путь, мы снялись с фертоинга; но противный ветр задержал еще несколько дней; 21-го вступили в Нидельский канал где по причине темноты остановились на якоре подле крепости Гост, а на другой день наставшая от SW буря принудила нас возвратиться на Модер банку; 28-го удачно прошли Нидельские маяки, и отпустили Лоцмана.

В продолжение 55-ти дневного пребывания нашего в Портсмуте, погоды стояли большею частию сырые и ненастные: сильные ветры повредили многие суда стоявшие на Спитгеадском рейде и пришедшие в канал 21-го Ноября. Здесь не бесполезным почитаю заметить, что кораблям идущим в Портсмут, лучше останавливаться на Модер — банке, нежели на упомянутом рейде и класть якори близь берега острова Вайта против пристани. Благовременное заготовление инструментов, хронометров, презервов и многих других вещей, для коих все наши суда обыкновенно посещают Англию, предохранили бы от значительных издержек и борьбы с противными ветрами, коим подвергаются только для того, чтобы скорей достигнуть канала, между тем как можно бы с большею выгодою обойти северную часть Англии. Я говорю о судне снабженном всеми нужными запасами при отправлении из своего порта.

По прибытии нашем к якорному месту, многие приветливые Англичане и жиды теснились у шлюпа и предлагали нам свои услуги. Портные и сапожники брались щегольски и дешево нас наряжать а тучные и словоохотные трактирщики, выхваляя свой бифштекс и портвейн, щедро раздавали адресы; иные рекомендовались в Агенты, другие обращались ко мне с просьбою о позволении доставлять разные вещи служителям. Я не находил слов, к изъявлению моей благодарности за таковое гостеприимство, и не желая оскорбить кого либо предпочтением одного другому, терялся в выборе, когда Г. Кокс, поверенный и нашего Консула Г. Марча, нечаянным своим приездом вывел меня из затруднения, доказав искателям учтиво и в коротких словах право свое на услуги. Мы тогда же с ним условились о снабжении служителей свежею провизиею, и во все время нашего здесь пребывания я был им совершенно доволен.

Частые наши с Консулом сношения по делам, доставили нам приятное знакомство с его семейством, готовность же его к услугам обнадеживала нас приобретением случая осмотреть все заведения здешнего Адмиралтейства, почему мы и просили его об исходатайствовании на сие дозволения от местного Правительства, но к общему сожалению просьба сия не имела успеха по той единственно причине, что не задолго до нашего прибытия в Портсмут, офицеров с Английского военного брига бывшего в Франции, не пустили в Адмиралтейство.

Таковая неудача принудила нас быть осторожнее в просьбах к здешнему Начальству; однако же, мы с полными кошельками пустились осматривать корабли стоящие в реке на цепях. Некоторые из оных снаружи были обшиты легкими досками, другие выкрашены белилами, все же вообще, в длину свою покрыты кровлею из тонких досок с стеклянными подъемными ставнями; мачты приподняты из степсов и вместо вант и штагов наложены тонкие и искусно сделанные цепи; во все люки через кровлю пропущены деревянные виндзейли, плотно закрываемые в сырую погоду; для сообщения чистого воздуха в корабль, около вадер — вельсов в половину борта отнято по одной доске; на нижней части каждого пушечного порта проверчена в шпаций дыра, в которую вставлена свинцовая трубка. Цепи, на коих стоят корабли, проведены не в клюзы, а в пушечные порты, в коих для сего и сделаны толстые деревянные подушки; весь вообще рангоут, такелаж принадлежащий к полному вооружению и пушенные станки хранятся на корабле.

Чистый и сухой воздух, не смотря на позднее время, удивили нас так, что мы позабыли все неприятности сего времени; вообще должно сказать, что здесь ничего не упущено к сохранению корабля и всех вещей столь дорого стоящих Государству, и все достойно общего подражания. Королевская яхта убрана весьма богато и украшена отлично вызолоченною резьбою; внутренность её пространна и удобна к помещению многочисленной свиты Короля, вовремя продолжительных и дальних путешествий. На сей яхте, примечания достойна кухня, которая при всей многолюдности и прихотливости разных столов, ежедневно выгоняет из морской воды нужное количество пресной, и потому на яхте нет ни малейшего запаса воды

Во время нашего пребывания приходили на Спитгеадской рейд малые корветы и бриги крейсировавшие в Английском канале, и только один раз воздух потрясаем был пушечною пальбою, в день воспоминания так называемого заговора порохового, 5-го Ноября в 1605 году, в Царствование Иакова I-го, когда не довольные Католики и Иезуиты подложили бочки с порохом под залу Парламента, в намерении погрести в её развалинах, Короля, Пэров и Членов нижней камеры; к счастью злой умысел открыт и в память избавления от таковой опасности, день сей ежегодно празднуют пальбою со всех крепостей и военных судов.

Я не описываю ни окрестностей Портсмута, ни острова Вайта, который справедливо можно назвать садом Англии, ни развалин крепости Кронбурга, служившей некогда убежищем Карлу IV, ибо все сие и всем почти уже известно, а скажу только что нынешнее состояние и богатство лавок, много уступает прежнему великолепию, и что деятельность торговли ныне уже не стесняет улиц, как было в первое наше пребывание в 1804 году. Причиною такового изменения, вероятно всеобщий мир Европы.

10-го Декабря, по 11-ти дневном плавании, открылся нам остров Тенериф; в сие время, по счислению мм находились далее нежели по пеленгам на 12 миль, к О… На другой день положили якорь на Санта — Круцком рейде, и но многим меридиональным высотам вычислили широту якорного места 28°. 27 . 45"; по кратковременности нашего пребывания в Тенерифе нам не удалось сделать наблюдений для определения долготы, а при вычислениях мы полагали оную 16°15 западную от Гринвича; склонение компаса найдено 19° 22" к W; по сделанным поверениям хронометры отставали в сутки: № 920, 9"7, № 991 8 '5.

Стояние на якоре, при острове Тенерифе особенно в столь позднее время, весьма неприятно и даже опасно, почему все бывшие при нас купеческие суда имели по 3 якоря, а некоторые по нескольку бочек привязанных к канатам, для сохранения оных от каменистого грунта и от многих оставленных на дне якорей. Лучшее якорное место при O-ой стороне рейда, где обыкновенно останавливаются на глубине 20-ти сажен в расстоянии на милю от берега, стараясь быть всегда в готовности вступить под паруса.

Остров Тенериф, изобилуя всем нужным к продовольствию, снабжает приходящие суда хорошим вином, уксусом, лимонами и разною зеленью. Тенериф самый больший из островов известных в древности под названием Счастливых. Вина Тенерифского мало уступающего мадере 40,000 бочек вывозят в Европу и Америку. Гишпанское Правительство, увеличив пошлину на сие произведение, умножило свои доходы, но нисколько не улучшило состояния здешних войск, на которые нельзя смотреть без смеха и сожаления. Вообразя себе тощих, перепачканных, в оборванных мундирах, частию босых мумий, держащих разнокалиберные, покрытые ржавчиною ружья, еще не будем иметь достаточного понятия о гарнизоне; который в день Рождества Христова быль выстроен на главной площади города; чего ожидать от солдата голодного и нагого? Три крепости С. Педро, С. Рафаил и С. Христоваль, защищают довольно красивый, по морскому берегу, при подошве горы выстроенный город С. Круц, в который недавно перенесена столица сего Архипелага.

Новая Конституция Гишпании и здесь истребила множество монахов, народ свергнул иго инквизиции, монастыри опустели и большая часть оных обращена в казармы. Правительство для уплаты Государственных долгов отобрало все богатство сих отшельников, и на днях ожидали из Кадикса 70-ти пушечный корабль, на котором собранные с Канарских островов монастырские сокровища, будут отвезены в Европу; как я слышал всего на 600 т. талеров.

15-го Декабря снабдив себя пресною водою и всем нужным, мы отправились к Рио — Жанейро. В продолжение сего плавания имели постоянно приятную погоду. Приближаясь к экватору, который прошли 8-го Января 182З года, не смотря на легкую одежду и растянутый по длине всего шлюпа тент, мы чувствовали силу солнечного жара, который умеряем был, изредка выпадавшим, а иногда проливным по нескольку часов сряду дождем в таком изобилии, что в короткое время наполнял опорожненные бочки, и вся верхняя палуба шлюпа обращалась, так сказать, в большой бассейн, в коем служители перемывали белье свое и даже сами купались. Забавно было видеть среди океана в большем отдалении от берега, толпу людей роскошно полоскающихся в свежей воде.

Подобные сему увеселения, имели наши матросы при благополучном переходе из Северного полушария в Южное (*). купаясь в ванне, представлявшей колесницу Нептуна везенную на пушечном станке его Царедворцами. Чтобы сделать сей матросский праздник более забавным, я приказал еще за несколько дней приготовиться к оному, для чего и даны были краски, флаги и все что только могло служить к великолепию сего маскарада. По окончании оного роздан всем легкий пунш, за коим весельчаки не забыли и муз; пляски и разные игры забавляли их в продолжение сего приятного вечера.

Примечания

(*) Не излишним почитаю поместить здесь собранные мною из Журналов с судов Ост- индской компании замечания, которые по верному наблюдению изменения ветров служат ныне указателем выгоднейшего пути через Экватор во всякое время года, а именно:

В Январе, Феврале и Марте месяцах NО обыкновенно дует до 4-х градусов северной широты, где и начинаются О и SO; в Апреле до 5-ти град. и переменяется на SО; в Мае до 6-ти град. и начинающийся SO дует несколько ближе к S;, в Июне до 10-ти и переходит в S; в Июле до 10-ти и заменяется S уклоняющимся несколько к W; в Августе до 11-ти, где S также уклоняется в W; в Сентябре до 10-ти и заменяется S; в Октябре до 8-ми, где S склоняется к О; в Ноябре до 6-ти, а в Декабре до 5-ти изменяется к SO.

Между МО и SO ветры иногда переменяются градусом или двумя, ранее или позже нежели как теперь сказано, и чем они бывают севернее, тем более изменяются на S или SO. Из долговременных наблюдений, видно что чем более солнце склоняется к северу, тем южные ветры сильнее нежели другие, дуют в пространстве переменных ветров между пассатами, и потому корабли возвращающиеся в Европу в сие время, переходят упомянутое пространство скорее нежели те, которые отправляются из Европы.

Штили и переменные ветры между пассатами бывают в каждом месяце, из коих первые хотя дуют непродолжительно и то по близости NO пассата, но за оными часто следуют неожиданные порывы, по чему и должно быть всегда осторожным. Сии так сказать Экваторные шквалы, иногда сопровождаются вихрями, которые продолжают свирепствовать около двух часов и к отдаленности от берегов сноснее.


Источник: Лазарев А. П. Плавание вокруг света на шлюпе «Ладога» в 1822, 1823 и в 1824 годах.  Морская типография,1832 г.


  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12



Источник: http://coollib.net/b/1304
Категория: 1822-1825 "Ладога" Лазарев А.П. | Добавил: alex (20.01.2014)
Просмотров: 125 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz