ВОЕННЫЙ ТРАНСПОРТ «КРОТКИЙ». 1825-1827
Капитан-лейтенант Врангель с вверенным ему транспортом «Кроткий» отправился из Кронштадта 23 августа 1825 года, имея назначение отвезти груз в Камчатку и Компанейские колонии. Транспорт был построен нарочно для настоящего плавания, длиною между перпендикулярами 90 футов, шириною без обшивки 29 футов.
1 сентября капитан Врангель вошел в Зунд и, чтобы не терять попутного ветра, не останавливался в Копенгагене. 15-го прибыл на Портсмутский рейд. Работы по транспорту и покупка цепных канатов задержали его здесь около месяца.
Переход от Портсмута в Бразилию продолжался 46 дней, без особенных приключений. Возобновив в Рио-Жанейро запас провизии и воды, капитан Врангель продолжал плавание к мысу Горн.
Выдержав продолжительные бури около этого мыса, 26 января достиг он широты 58°59' S, долгота 70°23' W, откуда поворотил на север и 19 февраля бросил якорь на рейде Валпарайзо.
Перегрузив трюм и сделав некоторые исправления, 28-го того же месяца вышли в море. 7 апреля, по недостатку в воде, зашли в порт Чичагова на острове Нука-Гива¹. В продолжение восьмидневной стоянки в этой гавани сношения с жителями были постоянно приязненны; но 16 апреля случилось несчастное происшествие, бывшее причиною смерти одного из офицеров и троих матросов. В шканечном журнале транспорта оно описано так: «15 апреля за обман в перемене свиней задержан на судне жрец-островитянин. 16-го в половине 8-го часа утра отправили на берег задержанного жреца, который оставил заложником одного из островитян, обещаясь прислать следуемых с него свиней. Через час шлюпка возвратилась к транспорту (вероятно, пустая). Немного спустя послали ту же шлюпку с мичманом Дейбнером на берег. На этой шлюпке убили г. Дейбнера и двух матросов; остальные два и переводчик Нукагивскаго языка приплыли к транспорту, но один из них был избит и изранен. Лишь только увидели мы неприязненные действия островитян, то послали на баркасе с лейтенантом Лавровым 12 человек вооруженных.
Один из баркасных убит пулею в грудь. По возвращении баркаса к транспорту, мы стали на шпринг и в кучу собравшихся островитян начали палить картечью. Островитяне же, прежде сего, стреляли в нас из ружей. Пальба от нас из пушек и ружей и от островитян продолжалась до 7 часов вечера. В это время снялись с фертоинга и под выстрелами с берега потянулись завозами из порта в море, оставляя во власти дикарей четверку и четыре ружья с принадлежностями. В 8 часов вышли в море, потеряв в узкости верп, и во всю ночь слышали крик и видели на берегу огни»².
От островов Маркизских капитан Врангель взял курс прямо в Петропавловский порт, куда прибыл 11 июня. Выгрузив привезенные материалы, отправился он потом в Ново-Архангельск, где бросил якорь 21 сентября.
Так как, по отзыву главного правителя, колонии не нуждались в военном судне, то капитан Врангель, изготовив транспорт к обратному плаванию в Россию, 12 октября оставил Ситхинские берега, намереваясь на Сандвичевых островах дополнить запас провизии.
На пути к этому архипелагу также безуспешно, как и его предшественники, капитан Врангель искал острова Maria Laxara, показанного у Нория; проходя чрез самое это место, не видели даже и признаков близости берега. Простояв неделю в гавани Гонолулу, капитан Врангель направил курс к островам Филиппинским, стараясь держаться по тем местам, в которых, по известиям китоловов, должны находиться неисследованные еще острова или банки; однако, на всем этом переходе не встретили ничего похожего на признаки близкой земли. Вступив в исходе декабря в Китайское море между островами Серигуам и Анатоджам, 13 января 1827 года бросили якорь в Манилле.
Заготовление свежей провизии и постройка нового яла вместо оставленного на острове Нука-Гива задержали транспорт в Манилле около четырех недель. Вышедши в море в половине февраля, капитан Врангель прошел чрез Гаспарский и Зондский проливы, и 14 марта вступил в Индийский океан.
6 апреля оставил его SO пассат. Около мыса Доброй Надежды шлюп несколько раз выдерживал продолжительные шторма, особенно в конце апреля, когда при восточном шторме с сильною грозою и дождем выпадал по временам град и даже снег.
Обогнув мыс Доброй Надежды, капитан Врангель заходил потом на неделю к острову Св. Елены и, продолжая плавание, 18 июня перешел в последний раз экватор в 23° W долготы. Пробыв девять дней в полосе переменных ветров и штилей, получил он NO пассат 28 июня и к 11 июля достиг широты 30° N. Сопутствуемый далее SO ветром, 31-го прибыл в Портсмут. Здесь простоял, за разными делами, до 22 августа, а 14 сентября бросил якорь на Кронштадтском рейде, пробыв вне пределов России с лишком два года³. ________________________________________________________________________________________
¹ Воды было так мало, что отпускалось только по четыре чарки на человека в сутки.
² По соображению разных обстоятельств капитан Врангель полагает, что намерение дикарей было овладеть транспортом, и что нападение на шлюпку было началом общего приступа.
³ Шканечный журнал, Сев архив 1828г. Ч 36, стр. 42-106, и 1 ч. Зап. Учен. Комитета, стр. 144-49
Список участвовавших в кругосветном плавании на военном транспорте "Кроткий" (1825-1827)
Звания и имена
| Примечания
| Командир, капитан-лейтенант Фердинанд Петрович Врангель
|
| Лейтенант Михаил Лавров
|
| Лейтенант Федор Матюшкин
|
| Мичман Карл Нолькен
|
| Мичман Адольф Дейбнер
| Убит в 1826 году, в порте Чичагова, на о. Нука-Гива.
| Доктор Август Кибер
|
| Штурман Прокопий Козмин
|
| Конд. Михаил Пажинников
|
| Нижних чинов...............42
|
| Источник:Ивашинцев Н. «Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849г.г.» Спб. 1872, стр. 89-92, 237
Источник: http://dfiles.ru/files/gt6b2roxk |