РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 15.12.2017, 01:46

Главная » Статьи » 1825-1827 "Кроткий" Врангель Ф.П. » Врангель Ф.П. Отрывки из дневниковых записок о плавании на траспорте "Кроткий"

Дневные записки о плавании военного транспорта Кроткого в 1825, 1826 и 1827 годах, под командою капитан-лейтенанта Врангеля. Ч.1

Дневные записки о плавании военного транспорта Кроткого в 1825, 1826 и 1827 годах, под командою капитан-лейтенанта (что ныне капитан 2-го ранга) Врангеля 1-го. Отрывки из рукописи. Часть 1.

Командор американского фрегата сообщил мне свою карту Великого океа­на, сочинения Арросмита, с означением всех новейших открытий, о коих до­ставлены были Командору сведения ки­толовами и купеческими морскими капи­танами.  В числе сих новых прибавлений,  означенных красными чернилами на командорской карте, замечены мною два островка: один в широте 26°З0'S, дол­готе 92°40'W Гринвича; другой в ши­роте 21°45'S, долготе  104°40'W, кои, как лежащие на тракте к Вашингтоновым   островам,   вознамерился  я осмо­треть и определя надежными обсервациями, доставить им место на прочих картах.   Согласно   с сим,   направили мы путь к NW,   дабы, войдя в муссон, пройти по южной стороне островов Феликс, следовать до широты 26°З0', и по сей параллели продолжать плавание на запад до долготы 95°, откуда подняться для искания другого острова.

Южный муссон получил настоящую свою свежесть не прежде, как отдалясь от берега на 100 миль; но с большим отдалением, он терял силы, и в ши­роте 27°З0', долготе 77°15', мы имели штили и легкие ветерки от WSW. На семь же месте поймали молодого ястреба, отдыхавшего на pee, и видели весьма много птиц из роду баб. Наше прямое расстояние от островов Феликс, было 150 миль.

SW ветры и штили не позволяли нам следовать по прежде предположенному курсу; а потому, не желая в ожидании перемены ветра терять времени, стали держать севернее. Тихие южные ветры довели нас до широты 24°00', долготы 85°00', где опять настало безветрие, зыбь от SW, и пасмурная дождливая погода. Видели много морских ласточек (из ро­ду перелей) и несколько китов и бонитов. Сия неприятная, непостоянная по­года не улучшивалась в продолжение четырёх суток; однако ж пользуясь пе­ременами ветерков, пересекли мы тро­пик козерога в долготе   86°50'.  Наконец казалось, что получили настоящий пассат: при малооблачном небе дул ровный ветер от SO, и потому, находясь теперь в широте 21°28', взяли курс W-S½W (склонение компаса 10°24'О), с намерением прийти на вид другого острова. Множество борнитов и тропических птиц нас окружало, и мы пой­мали одну молодую чайку, севшую на шлю­почные боканцы. Удаляясь на запад, те­ряли мнимый пассатный ветр, и я вто­рично нашелся принужденным отстать от покушения к отыскиванию острова, и стал держать севернее, дабы скорее войти в постоянный пассат, который наконец настал в широте 18°4', долготе 9З°24', утвердясь на румбе ОSО и О и дуя с довольною свежестью, при облачном небе и временных дождевых тучах. Летучие рыбы, бониты и тропиче­ские птицы провожали и окружали нас; но промысел рыб был нам весьма не удачен: редко попадалось 2 или 3 бонита. Жары натурально увеличивались; око­ло полудня термометр обыкновенно стоял на 19½°, а в полночь не ниже 175º; температура воды сохранялась довольно постоянно между 17º и 18½°, и барометр, опускавшийся   в  Вальпарейзо до   29,90, показывал теперь весьма постоянно ме­жду З0,12 и З0,00.

Сначала намерение мое было пройти чрез Архипелаг Низменных островов и зайти в Отаити, дабы запастись во­дою и дровами; но медленное плавание вокруг мыса Горна и вышеупомянутые штили, отняли у нас столько времени, что я долгом себе почел поспешить в Кам­чатку кратчайшим и удобнейшим путем, избегая опасных Низменных островов, кои должны бы нам причинить немалые остановки. И так  я направил плавание наше к Вашингтоновым островам.

Плавание наше продолжалось без примечания достойных приключений; пассатный ветр дул довольно постоянно от ОS, и мы шли обыкновенно от 6 до 7 узлов. Летучие рыбы весьма малого рода, бониты и морские фаэтоны были до самых Вашингтоновых островов наши­ми постоянными спутниками.

Сего числа в полдень, находясь в широте 12°З0', долготе12З°46', были мы на меридиане того места, где на шлюпе Камчатке в 1818 году Марта 8-го имели признаки земли: странно, что ветр и  у нас несколько раз стихал, небо было покрыто темными облаками и временно накрапывал дождь: не невероятно, что милях в 200 к северу от нас лежали неизвестные острова. Около сего же времени стала вода в нашем трюме прибывать по 4 дюйма в сутки, количество, какое прежде накапливалось в 8 дней. Я приписывал сей случай. чрезвычайным и продолжительным жарам , от коих вероятно верх судна рассохся; это было тем неприятнее, что обе помпы весьма худо начали действовать, и казалось, повредились в котлах. Термометр в полдень показывал уже 22½°, а ночью понижался лишь на 12°; темпе­ратура воды была между 20° и 21½°.

Сего числа удалось сделать наблюде­ние нескольких расстояний между луною и  солнцем, по  коим  из двух рядов

долгота наша была 8час. – 42мин. - 50,6сек. W Гринвича, а в cиe же время средняя долгота по хронометрам А и В, была 8час. – 44мин. - 16,45сек.; следовательно хронометры показывали на 21',4 (градусных) западнее обсервованной долготы. Хронометр С забыли сего дня завести.

Ветр часто изменялся: с полуночи дул от O-N, к полудню опять перешел на O-S, а в 2 часа по полудни с сильным порывом сделался ONO и вско­ре NNO; тогда небо весьма прояснилось, ветр дул тихо и к вечеру опять утвер­дился на O-N; но мы шли уже не более 4 узлов; видели каких-то черных птиц, прежде нами не замеченных. По полуденной обсервации, широта наша была 9°9'10'', долгота по хронометрам 135º17'; от Мендозовых островов находились мы тогда в 200 милях. Ветр изменялся и сего числа между N и О. Мы изготовили якоря и верпы для входа в порт, зарядили каронады картечами и ядрами и про­чистили мелкое орудие.

В половину 7 часа, когда мрачность над горизонтом рассеялась, показался со шканец остров Фатуга на SW 50°, а в 8 часов утра на SW 41°, в 20 милях. В cиe время утвердился ровный пассатный ветр от SО-S. Я держал так, что бы засветло подойти к острову Уаугу. В полдень, пересекая обсервованную ши­роту 9º10'27'', пеленгом Фатуги, усмотренного на SO 28º, выходила на карте Капитана Крузенштерна долгота наша 138°34'З0''; по хронометрам же она была 139°02'54''; по счислению, веденному от Вальпарейзо,  142°21'52''. И так в З7 суток ошибка в счислении произошла по долготе на 3°47', а по широте обыкно­венно показывалось от 5 до 10 миль юж­нее обсервации, и буде сему причиною течение, то оное направлено против пассата. Таблица суточных счислений пока­жет, что в склонении компаса не могло быть сделано большой ошибки, поелику оное определяемо было почти каждый день; да и самая неизвестность в склонении путевого компаса не могла бы уменьшить южную широту, не уменьшая в тоже время западных долгот. В самом же деле счисление приближало нас к эква­тору и удаляло по долготе на запад; лаг-линь был многократно поверяем. Чему приписать cие против пассата на­правленное течение?

Подошед на 4 мили к острову Уаугу, мы не видели ни малейших признаков населенности; на ночь отошли, держась под малыми парусами посредине между островами Уауга и Нукагива.

Я счел своею обязанностью неотла­гательно осмотреть пазы в наружной обшивке, вынуть и исправить помпы, и прибить оторвавшиеся с носовой части медные листы, — дабы, сколько от нас зависело, сохранить  отвозный груз в сухости; к тому же мы должны были принять полное количество пресной во­ды, на 1 месяц дров, и обтянуть стоячий такелаж. Для исправления всех сих надобностей, мне не представлялось удобнейшего места, как порт Чичагова, от­крытый и описанный на корабле «Надежде» в 1806 году, - обещавший нам по закрыто­му своему положению, самую спокойную стоянку, и коего жители по описанию путешественников, ласковы и услужливы.


Источник: Северный архив 1828г., ч. 36, стр. 42-106

1   2   3   4   5   6   7



Источник: http://russvostok.ucoz.ru/
Категория: Врангель Ф.П. Отрывки из дневниковых записок о плавании на траспорте "Кроткий" | Добавил: alex (16.01.2014)
Просмотров: 180 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz