РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 17.12.2017, 01:14

Главная » Статьи » 1826-1829 "Сенявин" Литке Ф.П. » 1826-1829 "Сенявин" Литке Ф.П.

ВОЕННЫЙ ШЛЮП «СЕНЯВИН». 1826-1829
ВОЕННЫЙ ШЛЮП «СЕНЯВИН». 1826-1829
 
     В инструкции, данной капитану Литке от Государственного Адмиралтейского Департамента, предписывалось ему заняться исследованием берегов Чукотской земли и полуострова Камчатка; также сделать съемку северных и южных берегов Охотского моря с Шантарскими островами. При исполнении этих работ Литке должен был следовать такому плану: начав исследования от Берингова пролива, идти вдоль берегов Чукотской земли, заходя во все заливы, и в особенности исследовать Анадырский, с устьями реки этого имени; съемкою берега Камчатки от устья Анадыра до Авачинской губы и до мыса Лопатки заключить работы первого лета. На следующее за тем лето заняться съемкою берегов Охотскаго моря, начиная от северной оконечности Сахалина, до Удского острога и Шантарских островов; потом перейти на северный берег и, описав заливы Тауйский, Пенжинский и Ижигинский, возвратиться в Петропавловский порт вдоль западного берега Камчатки, стараясь при всяком случае определять обсервациями его положение. План весьма обширный и едва ли выполнимый в два лета, не только для одного, но даже и для двух или трех судов. Впрочем, и в самой инструкции обоим капитанам сказано было, что «не в одно, может быть, и не в два лета, успеете вы окончить опись, предписанную вам выше; но она предлагается вам в целости». Занятия же в течение зимних месяцев, которые следовало провести в тропиках, предоставлялись на усмотрение капитана Литке. Впрочем, ему поставлялось на вид отыскать и осмотреть острова Бонин-Сима; также осмотреть Каролинский архипелаг от островов Маршала до Пелевских. Для обратного плавания в Кронштадт капитан Литке должен был соединиться со шлюпом «Моллер» в Петропавловском порте.

     Кроме гидрографических работ, капитан Литке намерен был заняться опытами над постоянным маятником и магнитными наблюдениями. Притом, на шлюпе «Сенявин» находились естествоиспытатели.

      20 августа 1826 года капитан Литке вышел из Кронштадта вместе с капитаном Станюковичем, и 25 сентября прибыл в Портсмут, простояв неделю в Копенгагене; крепкий противный ветер, встреченный в Балтийском море, много замедлил этот переход.

     Работы по шлюпу, особенно переделки для помещения купленных в Англии цепных канатов, и наблюдения, производимые капитаном Литке на Гринвичской обсерватории, задержали в Портсмуте около месяца. Выступив в море только несколькими часами после шлюпа «Моллер», капитан Литке уже не нашел его в канале и, продолжая плавание с крепким NNO ветром, на следующее утро вышел в океан, а чрез пять дней достиг параллели мыса Финистера. 2 ноября заходил на остров Тенериф, полагая тут соединиться со шлюпом «Моллер», но не найдя его на этом рейде, чрез два дни вышел и встретил юго-западные ветра, продолжавшиеся целые десять дней. Получив, наконец, NO пассат, шлюп довольно скоро подвигался к экватору до 23 ноября, когда пассат сменили маловетрия, продолжавшиеся, с небольшими перерывами, две недели (около островов Зеленого мыса пассат дул весьма крепко и с проливным дождем).

     13 декабря, пользуясь уже SO пассатом, капитан Литке перешел экватор в долготе 24°27' W, чрез 40 дней после выхода из С.-Круца. 26-го прошел в виду мыса Фрио и на другой день бросил якорь на рейде Рио-Жанейро, подле шлюпа «Моллер».

     Отсюда шлюпы продолжили плавание вместе и до мыса Горна, большею частью с попутными и умеренными ветрами. 2 февраля прошли они в виду Фалкландских островов, а 4-го миновали параллель Земли Штатов. В вечеру того же дня при крепком W ветре и пасмурности шлюпы разлучились.

     Западные, часто крепкие, ветра продолжались еще десять дней. Пользуясь каждою их переменою, 13 февраля капитан Литке прошел меридиан мысаГорна и, выдержав в следующие сутки жестокий шторм, продолжал потом плавание с умеренными ветрами. 24-го обогнул мыс Горн, пройдя параллель Магелланова пролива.

     На всем этом переходе имели сырые и холодные погоды; термометр стоял обыкновенно не выше +2 или +4° Р.

   Не имея от капитана Станюковича условного рандеву, капитан Литке направил путь в губу Зачатия, - место отдыха, указанное Адмиралтейскою инструкциею, и 27 февраля в широте 45½° S получил прибрежный S муссон, а 4 марта бросил якорь при входе в губу Св. Зачатия. Не найдя здесь шлюпа «Моллер», капитан Литке спешил опять выйти в море, но за штилями и маловетриями простоял еще до 8 марта (ночью с 6-го на 7-е, держась на верпе у выхода из губы, шлюп едва не был выброшен шквалом на камни, лежащие только в 11/2 кабельтове; однако успели обрубить кабельтов от верпа и вступить под паруса). Те же маловетрия и самые тихие NO ветра при густых туманах сопровождали его до Валпарайзо, куда прибыл он 14 марта, в то самое время, как капитан Станюкович выходил в море.

     Получив от него приказание следовать к месту своего назначения, капитан Литке оставался в Валпарайзо, где разныя занятия и возобновление запасов задержали его до начала апреля. Оставив это порт, пятеро суток боролся он с крепким NW ветром, пока ветер не отошел несколько к W и не дозволил держать ближе к меридиану. Продолжая плавание с тихими юго-восточными и юго-западными ветрами и получив 14 апреля SO пассат, шлюп пересек южный тропик 16-го, в широте 10° S, долготе 116°16' W. 30-го числа взял курс NW, чтобы прорезать экватор около 125° W долготы. Этот курс вел чрез пространство моря еще малоизвестное, лежащее в стороне от обыкновенных путей судов, посещающих Великий океан. Зная, что многие из путешественников замечали около тех широт признаки земли, капитан Литке надеялся сделать тут какое-нибудь открытие. Этот путь вел к решению задачи о положении магнитного узла в Великом океане, ибо Ганстейн полагал этот узел в долготе около 130° W.

     1 мая шлюп пересек путь капитана Головнина около того места, где он видел признаки земли; однако же ни в этот, ни в следующие дни берегов не видели. 4-го в полдень прорезали магнитный экватор. Отсюда капитан Литке намерен был пройти несколько к W, чтобы, перейдя магнитный экватор еще два раза, определить таким образом три его точки по обе стороны узла; однако рано изменившийся SO пассат и противное северо-восточное течение принудили отложить это намерение и поспешить к пределам NO пассата.

     Пройдя довольно счастливо междупассатную полосу и встретив NO пассат в широте 8°10' N, капитан Литке продолжал плавание к северу, и 22 мая, прорезав путь капитана Ванкувера 1793-1794 года, вступил в часть океана, уже хорошо известную. На всем переходе от южного тропика не было замечено даже признаков земли. Впрочем, капитан Литке полагает, что был бы счастливее в своих исследованиях, если бы штили и восточные течения не заставили его пройти градусами двумя восточнее предполагаемого с начала пути.

     На всем переходе между тропиками очень мало встречали животных; но от широты 30о N стали показываться в больших массах разные морские черви. При этом замечено, что некоторые их этих животных встречались огромными полосами, простирающимися по направлению течения. Замечательно, что наибольший жар, +23°Р, на этом переходе был не на экваторе, но на некотором расстоянии от него к северу и югу. То же самое замечено и некоторыми другими мореплавателями.

     NO пассат, неприметно перешедший в постоянный О ветер, быстро продвигал шлюп к северу до 3 июня до широты 45° N; но далее следовали с тихими ветрами из SO и NO четвертей. 11-го увидели берега Америки и на следующий день вошли в Ново-Архангельск.

     Пять недель, проведенных в этом порте, употреблены на выгрузку шлюпа и обыкновенные исправления после десятимесячного плавания. К половине июля все эти работы были окончены, и 19-го капитан Литке отправился к острову Уналашке, чтобы взять там байдару с Алеутами для прибрежных работ.

     Крепкие ветра и штили задержали шлюп на Уналашке с лишком неделю (10-19 августа). По выходе оттуда, капитан Литке направил путь к острову Св. Матвея. На этом переходе осмотрел он острова Прибылова и с 26 августа по 1 сентября занимался съемкою острова Св. Матвея.

     Позднее время года не позволяло и думать о работах в Беринговом проливе, а наступившие вскоре осенняя бури заставили капитана Литке отказаться от продолжения и настоящих работ. 19 сентября он прибыл в Петропавловский порт.

     Выгрузка и сдача привезенных вещей в этот порт и приготовление к зимней кампании продолжались до половины октября. 19-го капитан Литке отправился в море, имея намерение сперва зайти для наблюдений на остров Юалан, восточнейший в Каролинском архипелаге, и потом начать обозрение этой группы.

     Сопутствуемый свежим NO ветром, 29 сентября достиг он широты 39о N и на следующий день выдержал шторм от S. Потом, до 8 ноября, ветра стояли тихие, а с этого дня получили NO пассат, вначале крепкий, но вскоре смягчившийся; он сопровождал шлюп до назначенного места.

     17 ноября осмотрели коралловую группу Броуна и, продолжая плавание к югу, 22-го увидели остров Юалан; однако изменившийся пассат и маловетрия не прежде 27-го допустили шлюп войти в гавань Ла-Кокиль (при входе в этот порт внезапным шквалом шлюп едва не был выброшен на прибрежный риф).

     На переходе от Камчатки до острова Юалана капитан Литке старался отыскать острова: Колукас, Беньовскаго, Декстер, Волкан, Ламир и Св. Варфоломея, большая часть которых стали известными чрез Американских китоловов; однако не только не видел ни одного из них, но по близости и признаков берега не замечал.

     Оставляя Юалан 20 декабря, капитан Литке определил еще одну точку магнитного экватора. Следуя потом к западу, 2 января 1828 года открыл обитаемую коралловую группу — Сенявина, около пятидесяти миль в окружности (самый большой остров этой группы, Пыйнипет, высотою до 2 930 футов). Окончив съемку этой группы, продолжал исследования далее к западу, до островов Мортлока, где останавливался на несколько дней (22-27 января) для наблюдений. Потом определил острова: Квироса или Руг (у Фрейсине – Хохоле), Писсесар, Магырь, Оноун, Пыгелла, Фаиеу, Пигуелао и Фальао, - и направился к острову Гуахану (Марианские острова), куда надобно было зайти по недостатку в провизии и для опытов над маятником.

     Простояв три недели у этого острова в гавани Луис-де-Апра, капитан Литке снова возвратился в Каролинский архипелаг и в продолжение следующих трех недель (с 8-го по 30-е марта) осмотрел и определил группы: Намурек, Элато, Намолиаур, Фарролайп, Олимирао, Ифалук, Эурыпыг и Улеай. На последней капитан Литке останавливался на три дни (25-28 марта) для наблюдений.

     30 марта окончательно оставил он Каролинский архипелаг и направился к северу, имея намерение отыскать острова Бонин-Сима. 11 апреля NO пассат заменился тихими ветрами из SW и NW четвертей. 18-го осмотрели остров Розарио или Неудачи и, продолжая плавание к востоку, на следующий день увидели четыре группы довольно высоких островов. Приближаясь ко второй из них от юга, капитан Литке скоро узнал от выехавших двух англичан (матросов с разбившегося китолова), что видимые группы действительно искомые острова Бонин-Сима, и что они за год до его прибытия осмотрены капитаном Бичи на шлюпе «Блоссом».

     Войдя в ближайшую бухту, порт Ллойда, капитан Литке оставался тут для наблюдений до 3 мая. На пути из порта Ллойда к северу осмотрел еще две группы, Кетера и Пари, тоже принадлежащие к островам Бонин-Сима, и потом пошел в Камчатку.

     На переходе туда, 7 мая искал островов, будто бы открытых Американцами; но безуспешно. Однако далее, 18-го числа, замечены признаки земли (малое волнение при крепком SO и несколько береговых птиц. То же самое замечал и капитан Головнин в плаваниях на шлюпах «Диана» и «Камчатка»), и капитан Литке полагает, что к востоку от этого места может существовать неизвестный остров.

     С 20 мая застигли маловетрия и штили, продолжавшиеся до 27-го, когда сквозь туман открылись берега Камчатки. На следующий день прибыли в Петропавловский порт.

     15 июня вышли в море и направились в Берингов пролив. Следуя вдоль Камчатскаго берега, определили все главнейшие на нем пункты от Авачи до острова Карагинского, у которого останавливались на неделю для съемки. Продолжая плавание в виду берегов, определили еще несколько пунктов; но наступившие с 5 июля крепкие восточные ветра с ненастьем заставили на время прекратить работы и поспешить к Чукотскому Носу. За туманами и пасмурностью в Берингов пролив вошли не прежде 15 июля. На следующий день остановились в губе Св. Лаврентия для наблюдений и исправления рангоута, несколько поврежденного от крепких ветров на последнем переходе.

     Следуя отсюда вдоль берега к югу, капитан Литке осмотрел устье Мечигменской губы, а 28 июля открыл неизвестный до тех пор пролив Сенявина, образуемый берегом и островами Аракамчечен и Иттыгран. До 6 августа занимались съемкою этого пролива с островами; потом осматривали берега далее к югу; 10-го вошли в Анадырское море и 16-го остановились в заливе Св. Креста. Съемка этого обширного залива заняла много времени (с 16 августа до 7 сентября) и потому не было возможности отделить к устью Анадыра экспедицию на шлюпках; ненастная же погода и ветер прямо на берег не допустили определить устья этой реки со шлюпа. Пользуясь короткими промежутками ясной погоды, капитан Литке на обратном пути из залива Св. Креста в Камчатку успел только определить мысы: Св. Фаддея (12 сентября) и Олюторский (14 сентября). 23 сентября прибыл он в Петропавловский порт, где шлюп «Моллер» стоял уже более месяца.

     Изготовясь к обратному плаванию в Кронштадт, шлюпы вышли в море 30 октября и следовали с попутным ветром вместе до 5 ноября, когда SO шторм с пасмурностью разлучил их (на этом переходе 3 ноября между 46-44° N со шлюпа «Сенявин» видели береговых птиц и еще некоторые признаки земли. Соображаясь с подобными же замечаниями капитана Крузенштерна, капитан Литке полагает, что около параллели 40° N между долготами 180° и 195° W существуют неизвестные еще острова). Не находя нужным заходить в Маниллу, условное рандеву со шлюпом «Моллер», прежде января 1829 года, капитан Литке определил остававшееся у него время на исследования в северной части Каролинского архипелага, где, по собранным прежде сведениям, должны были находиться еще несколько не осмотренных групп. С этою целью он направил свой курс таким образом, чтобы войти в широту острова Писсерара, градуса на два восточнее предполагаемых островов, то есть около долготы 24° W. Ноября 15-го получил он пассат, а 25-го, достигнув параллели 8½° N, спустился к W.

     В следующие за тем семнадцать дней капитан Литке отыскал и описал группы Каролинского архипелага: Мурилле, Намолипиафан (Фанану), Намонуито и Феис и вновь поверил положение групп: Фарролайн, Улеай и Улуоый. По окончании этих исследований, 11 декабря направился он в Китайское море и, сопутствуемый тихими переменными ветрами, 23-го миновал острова Баши, а 1 января 1829 года вошел в Манильскую губу.

     Плавание шлюпов от Маниллы, около мыса Доброй Надежды до Гавра описано в предыдущей статье. Из Гавра капитан Литке заходил в Ширнес, где простоял 17 дней для повторения опытов над маятником на Гринвичской обсерватории. В Кронштадт прибыл 25 августа 1829 года, чрез три года и пять дней после выхода их этого порта.

     Главнейшие результаты путешествия капитана Литке состояли в следующем:

     а) По части Географической. 1) В Беринговом море: определены астрономически важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу; измерены высоты многих сопок; описаны острова Карагинские, до тех пор вовсе неизвестные, остров Св. Матвея и берег Чукотской земли от мыса Восточного почти до устья реки Анадыра; определены острова Прибылова и многие другие. 2) В Каролинском архипелаге: исследовано пространство от острова Юалана до группы Улуоый (иначе Эгой или Мякензи); открыто 12, а описано всего 26 групп и отдельных островов. 3) Острова Бонин-Сима отысканы, и большая часть их описана. 4) Составлен «Мореходный атлас» из 51 карты с видами берегов. 5) Сверх того, много собрано данных для определения географического положения мест, посещенных шлюпом, замечаний о течениях, приливах и проч.

     b) По части Физики. 1) Опыты над постоянным маятником, из которыхвыведено сжатие земли около 1/288. 2) Магнитные наблюдения, как на берегу, так и на море, наиболее в северной части Великого океана. Выводы их этих опытов замечательным образом согласуются с теорией Ганстейна. 3) Наблюдения над часовыми колебаниями барометра между параллелями 30° N и 30° S, производимые через каждые ½ часа по двум симпиезометрам и одному барометру в продолжение двенадцати месяцев. 4) Ежедневные наблюдения температуры морской воды на поверхности.

     с) По части Естествознания. 1) По Зоологии: более полутора тысячи экземпляров разных животных, как-то: птиц, рыб, насекомых, черепокожных и прочих; значительное собрание раковин; несколько черепов диких; один новый вид тюленя и прочее 2) По Ботанике: травник, содержащий большое количество растений. 3) По Геогнозии: до 330 экземпляров горнокаменных пород, собранных во всех местах, где шлюп останавливался.

     d) По Этнографии: богатое собрание одежд, оружия, утвари и украшений. Большая часть всех этих вещей изображена на рисунках, которых во время путешествия составлено более 1200, и коллекции эти переданы в музей Академии наук.

       Путешествия капитана Литке, и его результаты, описаны в следующих сочинениях:

     1) «Путешествие вокруг света, совершенное по повелению Государя Императора Николая I, на военном шлюпе «Синявин», в 1826, 1827, 1828, 1829 годах, флота капитаном Федором Литке». Отделение историческое с атласом литографированных с оригиналов рисунков, гг. Постельса и барона Китлица. Спб. 1834-1836 г., в 8 д. , три части, стр. 294, 298, IX и 270 на русском и французском языках.

     2) Тоже: «Отделение Мореходное с атласом. Спб. 1835 г., в 4 д. стр. VI, и 356 В этой части заключаются: таблицы путевые и метеорологические, замечания о переходах от одного места к другому, о течениях, и гидрографическое описание Берингова моря.
 
    3) «Опыты над постоянным маятником», произведенные в путешествии вокруг света на военном шлюпе «Синявин», в 1826-1829 годах, флота капитаном Ф. Литке. В 4 д. Спб. 1833, стр. 232.

     4) Наблюдения над наклонением и степенью силы магнитной стрелки», произведенные в путешествии вокруг света на шлюпе «Синявин», в 1826-1829 годах, флота капитаном Ф. Литке, обработанные и вычисленные Э. Ленцем. Перевод с немецкого, флота лейтенант Б.Глазенап. Спб. 1836г. В 4 д., стр. 30.

     5) «Наблюдения барометрические, симпиезометрические и термометрические», произведенные в путешествие вокруг света капитана Литке, вычесленные профессором гельсингфорского университета Г. Гельстремом. Спб. 1838г. В 4д. стр.37.

  Источник: Ивашинцев Н. «Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849г.г.» Спб. 1872, стр. 99-109   


Источник: http://dfiles.ru/files/gt6b2roxk
Категория: 1826-1829 "Сенявин" Литке Ф.П. | Добавил: alex (28.03.2013)
Просмотров: 373 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz