РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.03.2024, 19:03

Главная » Статьи » 1828-1830 "Кроткий" Гагемейстер Л.А » 1828-1830 "Кроткий" Гагемейстер Л.А.

ВОЕННЫЙ ТРАНСПОРТ «КРОТКИЙ». 1828-1830
ВОЕННЫЙ ТРАНСПОРТ «КРОТКИЙ». 1828-1830

     Капитан-лейтенант Гагемейстер, известный уже по двукратным плаваниям в колонии Российско-Американской компании, в начале 1826 года назначен командиром транспорта «Кроткий», только что возвратившагося из кругосветнаго плавания, и послан в Камчатку и колонии для доставки туда разного груза, именно: такелажа, железных вещей, инструментов по столярному, плотничному и другим мастерствам и прочего, также и для крейсерства в колониях.

     Из Кронштадта он вышел 10 сентября 1828 года, останавливался на три дни в Копенгагене и через две недели после того прибыл в Портсмут.

Транспорт"Кроткий"
     В продолжении десятидневного пребывания в Портсмуте, капитан Гагемейстер осмотрел и исправил свое судно; между прочим, при осмотре борта открылось под вант-путинами несколько промахов, от которых происходила значительная течь. Вместо запасного якоря здесь куплен другой, с цепным канатом, для которого сделаны все необходимые перемены в грот-люке и клюзах. В то же время из Лондона получены астрономические инструменты, хронометры (три) и карты.

     14 октября капитан Гагемейстер оставил берега Англии, намереваясь идти в Великий океан вокруг мыса Доброй Надежды. 3 ноября миновал он Тенериф, и чрез два дни после того получил NO пассат; а 11 ноября бросил якорь в Порто-Прая на острове С.-Яго. Отсюда вышел 16-го и направил курс к мысу Доброй Надежды.

     Быстро пройдя полосы обоих пассатов, далее следовал он с переменными ветрами и 25 декабря достиг южной широты 34° в долготе 20° W; в этом месте выдержал сильный шторм.

     31 декабря транспорт находился уже на параллели мыса Доброй Надежды, около 1 700 миль от него к западу. 5 января 1829 года во второй раз пересек Гринвичский меридиан, а 14-го зашел в Симонс-Бай, чтобы налиться водою и исправить поврежденный во время шторма такелаж.

    По окончании этих работ вышли отсюда 26 января. На пути в Джаксон видели много птиц, но земли не приметили, может быть оттого, что горизонт был нечист. 13 марта прошли в 40 милях мыс Пиллар (Вандименовой земли), а 26-го прибыли в порт Джаксон, ровно через два месяца по выходе из Симонс-Бая. На всем этом переходе ветра дули более из SW и NW четвертей.

     Просушив трюм и снабдив транспорт провизиею, капитан Гагемейстер отправился из порта Джаксона 19 апреля. Сначала предполагал он осмотреть острова Лойяльти и Броун, но, узнав, что на этих самых островах был уже капитан Диллон, и что капитан Дюмон-Дюрвиль также посещал острова Маликоло и Лойяльти, решился идти восточнее этих групп, по западной границе островов Фиджи, и, осмотрев эту часть группы, определить потом широту и долготу острова Гюнтер (или Фаревель), которым оканчивается к северу группа Фиджи.

     27 апреля перешли меридиан острова Норфолька, в 200 милях от него к югу, 5 мая прорезали тропик Козерога, а 7-го после полудни открылся остров Мейвулла. В продолжение двух следующих дней сделана съемка и определено астрономически положение этого острова.

     12 марта транспорт миновал параллель острова Ротумы, а 24-го, находясь вблизи экватора, прошел чрез место, на котором означен остров Океана высотою в 1 804 футов; но не видели этого острова и даже не приметил каких-либо признаков берега, хотя ясная погода дозволяла усмотреть землю на весьма большом расстоянии.

     Во всю следующую ночь капитан Гагемейстер держался под малыми парусами, полагая себя вблизи острова, однако ничего не открылось.

     29 мая поутру увидели с салинга несколько лодок, идущих к транспорту. Небольшое количество ножей, бисеру и маленькое зеркало, подаренные старшине первой лодки, тотчас привлекли все другие. По словам капитана Гагемейстера, жители этой группы (которая, вероятно, то же, что остров Бостон, открытый американским шкипером Рей в 1824 году), во многом сходствуют с обитателями островов Радак, исследованных капитаном Коцебу.

     Продолжая плавание к северу, 2 июня прошли мимо островов Элмор и Принцесс, а в следующий полдень открыли группу из десяти необитаемых островков, простирающуюся от О к W около двенадцати миль и до четырех миль по меридиану. Крепкий ветер и сильные буруны не допустили познакомиться ближе с островитянами, хотя лодки их и виднелись вдали. Около двадцати миль к западу от этой группы открыта другая, до семи миль по параллели. Оба новые открытия составляют одну цепь и принадлежат к Маршаллову архипелагу; капитан Гагемейстер назвал их островами князя Меншикова.

     5 июня, определив положение островов Эшшольца, открытых и описанных капитаном Коцебу, капитан Гагемейстер направился к берегам Камчатки. Чрез неделю вышел из пределов NO пассата и, сопутствуемый переменными ветрами и пасмурностью, увидел берег близ Петропавловского порта. 10-го бросил здесь якорь, совершив плавание из Кронштадта в десять месяцев.

     Выгрузив привезенные материалы и просушив трюм, капитан Гагемейстер стал изготовляться к плаванию в Ново-Архангельск. При осмотре транспорта оказалось много повреждений в такелаже и отчасти в рангоуте; все это было, по возможности, исправлено, и к исходу сентября транспорт, снабженный сообразно средствам порта, был готов к отправлению в море.
     3 октября капитан Гагемейстер оставил Камчатку (в Петропавловском порте был принят для доставления в Россию Берлинский профессор Эрман, который находился там для магнитных и метеорологических наблюдений и в особенности для определения степени магнитной силы) и, сообразуясь с данною ему инструкциею, избрал путь по южную сторону Алеутской гряды.

     Девятнадцатидневный переход до Ново-Архангельска сделан был при крепких ветрах и постоянной пасмурности. 10 октября замечено было много летящих к NO урилов и еще некоторые признаки земли. В это время ближайший берег (остров Амытыгасак) находился на NO 37о в 300 милях; пасмурность препятствовала рассмотреть горизонт. Постоянно сырая и холодная погода осталась не без влияния на команду: многие из нижних чинов занемогли простудою. Умер, впрочем, только один, давно страдавший чахоткою.

     25 октября после полдня сквозь густую оконечность открылся мыс Святого Лазаря; но признаки шторма заставили поворотить в море. Эта предосторожность была взята очень вовремя: ночью действительно ветер сильно покрепчал и, переменяясь несколько раз в направлении, задул, наконец, прямо на берег, при густом тумане; ртуть в барометре опустилась от 29,18 до 28,34. Поутру сквозь пасмурность снова показался мыс Св. Лазаря, и, руководствуясь этим пунктом, капитан Гагемейстер к полдню вошел в Ситхинский залив.

     Получив от главного правителя колоний капитана Чистякова уведомление, что колонии не нуждаются в военном судне, капитан Гагемейстер отправился в порт С.-Франциско для закупки провизии. Туда прибыл 24 ноября, но провизии достать не мог по причине неурожая от бывшей пред тем засухи.

     Оставив Калифорнию, капитан Гагемейстер следовал на юг почти по меридиану порта С.-Франциско и 28 декабря пересек тропик Рака. Намереваясь определить магнитный узел, отсюда он направил курс к месту, в котором, по вычислению Ганстейна и наблюдениям капитана Фрейсине, этот узел следовало искать. Из наблюдений разными инклинаторами капитан Гагемейстер вместе с доктором Эрманом убедились, что между долготами 236°42' и 218° О магнитный экватор не пересекает земного, но идет южнее в параллель ему на расстоянии от 1°48'до 1°52'.

    Имея недостаток в воде, капитан Гагемейстер был принужден прекратить дальнейшие исследования и идти к острову Отаити. На пути туда он полагал заняться съемкою островов Мух и принца Валлискаго, еще не осмотренных новейшими мореплавателями.

     20 января 1829 года после полудни открылся берег, в котором скоро узнали остров Ватерланд. Следуя далее, капитан Гагемейстер 27-го миновал острова Паллизера и северную часть цепи Рюрика. Ночью на 28-е держался он к северу, а на следующий день поутру увидел острова Мух. Тихий ветер, прерываемый по временам шквалами, не дозволял подойти к берегу ближе 31/2 миль; на одном из островков замечен был дым; но жители не выезжали (в журнале ничего более не сказано об этих островах; вероятно, погода не допустила сделать обсервации).

    31 января при NW ветре миновали довольно далеко под ветром острова Крузенштерна. 5 февраля капитан Гагемейстер бросил якорь в Матавайской бухте. Господствующий в это время года здесь северный ветер делал пребыванием в этом заливе весьма опасным, и поэтому капитан Гагемейстер, не теряя времени, спешил налиться водою и выменять свежей провизии. Но целые трое суток не могли иметь сношения с берегом: северный ветер развел такое огромное волнение, что при килевой качке вода лилась в транспорт чрез кормовые окна, а при боковой - чрез порты. Положение транспорта становилось весьма опасно: будучи окружен бурунами не далее кабельтова, он легко мог быть выброшен на берег, где островитяне уже несколько раз собирались, ожидая крушения. Остров тоже потерпел от этой бури: много домов разрушено, деревья выворочены с корнем, волнением и бурунами смыло часть мыса Венеры. Место, где стояла астрономическая палатка, затопило водою, и палатку на другой день уже вытащили из песку; однако инструменты успели спасти. Сам командир транспорта, возвращаясь с берега, едва не утонул, попав со шлюпкою в буруны. Во время этого шторма транспорт потерял одно из гребных судов, залитое волнением у самого борта.

     Капитан Гагемейстер решился воспользоваться первым попутным ветром, чтобы оставить этот опасный рейд, хотя воды и дров запасено было только на два месяца. 11 февраля он вышел в море и при снятии с якоря едва не был выброшен на риф Дельфин (при самом подъеме якоря транспорт стало дрейфовать от оплошности матроса, канфорившаго цепь на брашпиле: ее заело в то самое время, когда якорь уже готов был отделиться от грунта).
     Высвободившись и на этот раз из опасности, капитан Гагемейстер прошел по северную сторону острова Эймео, чтоб избежать штилей, господствующих под ветром больших островов.

     До широты 45° S имели большею частию SO ветра и ясную погоду, но с этого места в половине марта настали ненастные погоды и бури, много повредившие рангоут и такелаж.

     31 марта перешли меридиан мыса Виктории, а 6 апреля, в день Св. Пасхи, вступили в Атлантический океан. Около мыса Горна стояли умеренные ветра, больше из NO и SO четвертей-80.

     1 мая капитан Гагемейстер прибыл в Рио-Жанейро. Окончив работы по транспорту, 6 июня вышел в море и с прибрежным муссоном 19-го достиг широты 21° S, в которой маловетрия продержали транспорт около недели. Получив потом NO пассат, имели весьма успешное плавание до самого экватора и после трехдневного промежутка штилей и безветрий между широтами 4° и 10° N вступил в полосу NO пассата. 24 июля вышли из тропиков и продолжали плавание при умеренных SW ветрах. 17 августа открылись берега Англии около мыса Стюарта, и в тот же день капитан Гагемейстер вошел в Портсмутский рейд. Простояв тут пять дней, пошли в Балтийское море; на двое суток останавливались в Гельсиноре за протипротивным ветром и 16 сентября прибыли на Кронштадтский рейд*.
 
     *Записки о плавании шлюпа "Кроткий», составленные капитаном Гагемейстером, хранятся в архиве Гидрографического департамента; они заключают впрочем только отрывки из целого путешествия. Остальное дополнено из шканечного журнала.

Звания и имена
Примечания
Командир, капитан-лейтенант Леонтий Андреевич Гагемейстер

Лейтенант Николай Синицин
Скончался ст. сов. и директоров Ришельевского лицея в Одессе.
Лейтенант Павел Сарычев

Мичман Алексей Наумов

Мичман Петр Оконишников

Мичман Евгений Беренс
Вице-Адмирал
Мичман Николай Толмачев
Скончался
К. Ш. Подпоручик Дмитрий Яковлев

Шт. Лек. Николай Петерс
Скончался в 1846 г.
Нижних чинов.............49

 
    Источник: Ивашинцев Н. «Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849г.г.» Спб. 1872, стр. 112-118, 240


Источник: http://dfiles.ru/files/gt6b2roxk
Категория: 1828-1830 "Кроткий" Гагемейстер Л.А. | Добавил: alex (28.03.2013)
Просмотров: 1072 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz