РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 24.04.2024, 01:43

Главная » Статьи » 1831-1833 "Америка" Хромченко В.С. » 1831-1833 "Америка" Хромченко В.С.

ВОЕННЫЙ ТРАНСПОРТ «АМЕРИКА». 1831-1833
ВОЕННЫЙ ТРАНСПОРТ «АМЕРИКА». 1831-1833

     Весною 1831 года транспорт «Америка» под командою капитан-лейтенанта Хромченко был послан в Камчатку и колонии Российско-Американской компании с разным грузом. Командиру транспорта предоставлялось заняться также и гидрографическими работами, сколько дозволит то главная цель путешествия - доставка груза.

     Погрузив до 6 500 пудов казенных материалов и около 17 500 пудов компанейских вещей и товаров, капитан Хромченко вышел из Кронштадта 26 августа 1831 года, имея морской провизии и других припасов на два года; некоторыя статьи, впрочем, следовало дополнить в Копенгагене и Портсмуте.

     В Копенгагене транспорт был поставлен в карантин (по случаю свирепствовавшей в С.-Петербурге холеры), и карантинный срок - семь дней - употреблен на окончательное приготовление к путешествию: покупку рома, вина и противуцинготных припасов.

     Вступив под паруса 16 сентября, капитан Хромченко пользовался попутным ветром вплоть до канала; но тут встретил свежий SW и только 7 октября прибыл в Портсмут, остановившись на якоре на Модерн-Банке.

     Отсюда вышли в половине ноября и направились прямо в Рио-Жанейро, не располагая заходить на Канарские острова. До широты 40° N следовали с умеренными юго-западными ветрами, но около этой параллели несколько дней сряду выдерживали SW шторма. 6 декабря миновали Порто-Санто и, получив NO пассат, быстро перешли жаркий пояс, а 3 января 1832 года прибыли в Рио-Жанейро, сопровождаемые в последние дни плавания прибрежным N муссоном.

     Перевооружив транспорт и дополнив запас воды и провизии, капитан Хромченко снялся оттуда в начале февраля. Позднее время года заставило его избрать путь вокруг мыса Доброй Надежды и Австралии; местом отдыха на этом переходе избран порт Джаксон.

     С прибрежным северным муссоном транспорт скоро достиг параллели 32° S, а 28 февраля был уже на меридиане островов Тристан д'Акунга. Продолжая потом плавание при W и SW ветрах, 9 марта находились близ меридиана мыса Доброй Надежды, у которого в широте 41½° S выдержали SW шторм.

     Исправив, по возможности, значительные повреждения, причиненные штормом, капитан Хромченко продолжал плавание к западу между параллелями 40° и 49° S, при господствующих в той части океана западных крепких ветрах. 31 марта пересек он меридиан Вандименовой земли, а 24 апреля направил курс прямо в порт Джаксон и 9 мая бросил якорь пред городом Сидней.

     Продолжительные бури на последнем переходе много повредили вооружение транспорта, так что почти целый месяц был употреблен на исправление его. Между тем сделаны все необходимые запасы, и 10 июня отправились в дальнейший путь.

     20-го перешли южный тропик и на другой день миновали параллель острова Гюнтер или Фрэн - западнейшаго в группе Новой Каледонии - в 270 милях от него к востоку. В продолжение следующих десяти дней транспорт проходил по западную сторону островов Фиджи, не видав их, и 28-го подошел к группе Пейстер.

     30 июня вскоре по восхождении солнца замечена близ него парелия (ложное солнце) - явление весьма редкое между поворотными кругами. В тот же день транспорт прошел в виду островов Гран-Кокал и Св. Августина, по восточную их сторону.

     8 июля - транспорт находился в 15 милях от группы Гендервиль и Вуддль, в архипелаге Гильберта.

  Пользуясь постоянно хорошею погодою, капитан Хромченко решился употребить несколько времени на исследование этого архипелага. В 10 часов утра, когда транспорт находился в трех милях от южного острова группы Гендервиль, показалось несколько лодок с островитянами, и в ожидании их транспорт лег в дрейф. Лодки скоро подошли к борту; на каждой было от двух до трех человек. Дикари тот час же начали менять кокосы и хлебные плоды на куски стараго обручнаго железа, которое ценили очень высоко. Через час лодки удалились, а капитан Хромченко, определив средину группы Гендервиль, подошел к островам Вуддль и, находясь от западнейшаго из них в пяти милях, приметил около десяти лодок; лодки эти, как и самые островитяне, были совершенно похожи на жителей группы Гендервиль. Наменяв еще несколько провизии и туземных вещей на железо, продолжал он свой путь к северу. Вечером обе группы скрылись из виду.

     На другой день капитан Хромченко определил положение еще следующих групп: Галл, Кука и Шарлоты (все долготы определены по трем хронометрам; а долгота острова Галл, сверх того, и по лунным расстояниям). К вечеру вышли в открытое море.

     Проходя Маршалловым архипелагом, с 12 по 18 июля капитан Хромченко сделал съемку и определил положение островов: Мольгрэва, Арросмита, группы Мускильо, широту S оконечности острова Наму и остров князя Меншикова.

     По окончании этих занятий капитан Хромченко взял курс в Петропавловский порт. 24 июля перешел тропик Рака, и отсюда до самой Камчатки сопутствовали ему умеренные ветра и ясная погода, изменявшаяся, по мере приближения, в пасмурную и туманную.

     13 августа на рассвете открылась Авачинская сопка, а на следующий день утром транспорт подошел ко входу в губу. В пять часов пополудни, огибая Сигнальный мыс, стал на мель, с которой снялся не прежде, как чрез трое суток, выгрузив на берег и на присланный от порта бриг до 3 000 пудов разных тяжестей.

     По снятии транспорта с мели тотчас же было преступлено к исправлению разных повреждений в рангоуте и такелаже, неизбежных в столь дальнем плавании; между тем выгружали и сдавали в порт казенные материалы. 7 сентября жестоким шквалом от N стащило в воду якорь, за который были взяты швартовы, и транспорт понесло к берегу; однако, он скоро задержался на брошенном немедленно другом якоре.

     13 сентября капитан Хромченко отправился в Ново-Архангельск. На этом переходе сопровождали его постоянно крепкие NW ветра с пасмурностью и дождем.

     Вместо выгруженных в Ситхе компанейских товаров было погружено до 13 000 пудов каменного балласта и 2 500 пудов разных товаров из магазинов компании; тут же были приняты на транспорт несколько пассажиров для перевоза в Кронштадт (коммерции советник Хлебников, штурман Обрядин и несколько человек нижних чинов).

     Простояв за маловетрием четыре дня у выхода из Ситхинскаго залива, капитан Хромченко отправился в порт С.-Франциско, чтобы запастись там провизиею для обратного плавания в Россию.

     Маловетрия и штили сопровождали его до параллели 44½° N. 11 декабря транспорт прошел в виду селения Росс и на следующий день бросил якорь в губе С.-Франциско.

     Получив здесь все нужное, капитан Хромченко в январе 1833 года снова пустился в путь, намереваясь идти вокруг мыса Горна. Чрез месяц он был уже в южном полушарии, вне поворотных кругов. 9 февраля видели береговую птицу, хотя ближайшая земля (остров Елисаветы и сомнительный остров  Бонд) отстояла не ближе 120 итальянских миль. Через два дни открылся остров Питкерн, замечательный поселившеюся на нем колониею европейцев.      Подойдя к нему на расстояние четырех миль, транспорт лег в дрейф, и вслед за этим показалось несколько лодок с островитянами. Трое из них остались на транспорте до следующего утра; их отправили на берег с лейтенантом Бодиско, который возвратился с достаточным количеством картофеля и других продуктов. Долгота острова, выведенная по трем хронометрам, 229°50'33'' О, а наибольшее возвышение над морем 1 109 английских футов.

     В тот же день капитан Хромченко отправился далее. В широте 40° S встретил крепкие SW и NW ветра, которые быстро перенесли транспорт в Атлантический океан. 7 апреля он стоял уже на рейде Pиo-Жанейро.

     Снова исправив здесь весь стоячий такелаж и дополнив запас провизии, капитан Хромченко отправился в море с тихим NO—NW муссоном, который спустя несколько дней принял вид настоящего пассата. Чрез месяц вышел он из пределов SO пассата, и 4 июля прошел параллель острова Корво. 20-го прибыл ко входу в Английский канал, но тут встретился крепкий NО, заставивший укрыться на Даунском рейде.

     Перейдя Hемeцкoe море с крепким NW, капитан Хромченко останавливался еще в Копенгагене и 13 сентября прибыл па Кронштадтский рейд, потеряв в продолжение двухлетнего плавания только одного человека из всего экипажа*.

     * Из шканечного журнала.

Список участвовавших в плавании на транспорте "Америка" 1831-1833

Звания и имена
Примечания
Командир, капитан-лейтенант Василий Степанович Хромченко

Лейтенант Егор Цебриков

Лейтенант Федор Бодиско

Юнкер Андрей Фрейганг

К. Ш. Пр. Александр Кашеваров

К. Ш. Пр. Христиан Клет

К. Ш. Пр. Василий Живодаров

Кондуктор Александр Халезов
Полковник
Ботаник Лушнат (до Рио-жанейро и обратно)
Уехал за границу
Шт. лек. Аверкий Скрыпчинский

Нижних чинов.................54


Источник: Ивашинцев Н. «Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849 гг. Спб. 1872г., стр.118-123, 240-241


Источник: http://dfiles.ru/files/gt6b2roxk
Категория: 1831-1833 "Америка" Хромченко В.С. | Добавил: alex (28.03.2013)
Просмотров: 774 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz