РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 25.04.2024, 17:21

Главная » Статьи » 1834-1836 "Америка" фон Шанц И.И. » 1834-1836 "Америка" фон Шанц И.И.

ВОЕННЫЙ ТРАНСПОРТ «АМЕРИКА». 1834-1836
ВОЕННЫЙ ТРАНСПОРТ «АМЕРИКА». 1834-1836

     В следующем 1834 году тот же транспорт «Америка» под командою капитан-лейтенанта Фон-Шанца (ныне адмирал) был отправлен в Камчатку и колонии с разным грузом, всего до 25 000 пудов.

     В вооружении и по другим частям в транспорте сделаны были некоторые перемены и улучшения, дознанныя опытом во время предшествующего плавания его кругом света.

     5 августа 1834 года капитан Фон-Шанц вышел из Кронштадта; на неделю останавливался в Копенгагене и, снявшись оттуда 22-го, встретил на другой день у Скагена крепкий W ветер с пасмурностью, продолжавшийся на всем переходе чрез Немецкое море. Наконец 3 сентября ветер отошел к SO, и 5-го транспорт прибыль на Портсмутский рейд.

     В Портсмуте было погружено до 60 тонн шерстяных вещей, купленных Российско-Американской компаниею для своих колоний. Отсюда вышли 20 сентября и направились прямо в Pиo-Жанейро.

     Сопутствуемые переменными, часто крепкими, ветрами, 4 октября миновали в 17 милях остров Мадеру, а 8-го вступили в пределы NО пассата, который близ островов Зеленого Мыса (13 октября) два дня дул от N. 17-го достигли полосы штилей и в продолжение десяти суток выдерживали здесь почти беспрерывные шквалы с дождем. Пасмурная и сырая погода продолжалась и далее, до самого берега Америки, у которого в виду мыса Фрио маловетрия задержали транспорт с лишком полторы недели. В течение этого времени по трем хронометрам определена долгота мыса Фрио 41°32'6'' W от Гринвича.

     Пользуясь малейшею благоприятною переменою ветра и употребляя иногда даже буксир, капитан Фон-Шанц вошел, наконец, на рейд Pиo-Жанейро после шестидесятидневного перехода из Портсмута.

     Из Pиo-Жанейро направились к мысу Доброй Надежды. Крепкие NO ветра сопровождали по январь следующего 1835 года до широты 33½°S. С этой же параллели и до самого мыса, меридиан которого перешли 17 января в 360 милях, стояли переменные ветра от севера.

     От меридиана мыса Доброй Надежды следовали между параллелями 40° и 44° и, выдержав в течение следующей недели (18-24 января) весьма крепкий N ветер, 7 февраля от меридиана S-й оконечности Вандименовой земли капитан Фон-Шанц взял курс к порту Джаксону. 6 марта утром открылся берег Австралии, а на следующий день транспорт бросил якорь против города Сиднея.

       Дополнив здесь запас воды, вышли в море и следовали к востоку между параллелями 33° и 35° S при северных, часто крепких, ветрах. 22 апреля миновали N-ю оконечность Новой Зеландии, а 27-го от долготы 179° О взяли курс в Петропавловский порт.

     2 мая после NО шторма с большою зыбью, ветер перешел к западу; 9-го получили SO пассат, сопровождавший до16-го при постоянно дурной погоде. Почти двухнедельное плавание между пассатами сопровождалось тихими ветрами от NО и SO, изредка перемежавшимися шквалами с дождем.

     Этот продолжительный переход, обыкновенно столь гибельный для команды, совершен весьма счастливо, вероятно, вследствие мер, принятых заблаговременно для сохранения здоровья людей. Число больных вообще было не более четырех человек.

     От широты 30° S капитан Фон-Шанц следовал посредине между путями капитанов Головнина и Гагемейстера. 28 мая наступил NО пассат. Транспорт тогда находился в виду группы Принцесс. С нее приезжали на нескольких лодках жители, но после незначительной мены вскоре возвратились к берегу; а транспорт продолжал свой путь. На следующее утро к W и NW показался берег. Так как в этом направлении нельзя было ожидать какой-либо известной земли, то капитан Фон-Шанц тотчас спустился к западу и скоро рассмотрел, что виденный берег есть группа островов кораллового образования. Между тем как с транспорта занимались съемкою, несколько лодок с островитянами подходили на расстояние кабельтова, но скоро возвратились назад, и все средства приманить их к борту оказались недействительными. Пробовали сами пристать к берегу, но посланный туда лейтенант Беренс был принужден возвратиться за невозможностью приблизиться к берегу по причине бурунов.

     Положение новооткрытой группы определено обсервациями в широте 10°5ў N, долготе 166°4ў10ўў О. Группа эта состоит из тринадцати, большею частью обитаемых, коралловых островов и принадлежит к обширному архипелагу Маршалла. В атласе адмирала Крузенштерна это новое открытие означено под именем островов Шанца.

     Сделав съемку, с вечера 30 мая капитан Фон-Шанц продолжал плавание на север. 5 июня перешел тропик Рака в долготе 158°39ў О и вслед за тем выдержал несколько крепких NW ветров, особенно близ широты 42° N, 19 июня. Наступившие с того времени постоянные дожди и туманы имели значительное влияние на здоровье экипажа. Число больных на этом переходе возросло до 10 человек; большая часть их поправились только по приходе в Камчатку.

     25 июня сквозь туман открылись берега Авачинской губы, и 27-го вошли в Петропавловский порт, чрез 67 дней после отплытия из порта Джаксона.

     Выгрузив привезенные материалы на бриг «Елисавета» и приняв до 2 000 пудов разного груза (пришедших в негодность железных и медных вещей), капитан Фон-Шанц вышел отсюда 21 августа и 13 сентября прибыль в Ново-Архангельск. На этом переходе выдержали сильный восточный шторм.

     Перегрузка транспорта и прием вещей из компанейских магазинов для доставления в Россию задержали его в Ситхе до 11 октября.

     По выходе отсюда взяли курс к Сандвичевым островам, имея в виду запастись там провизиею для перехода в Атлантический океан. После бурного 26-дневнаго плавания увидели, наконец, высоты острова Мови и вскоре затем вошли в гавань Гонолулу на острове Оагу.

     Обманувшись в надежде приобрести здесь достаточное количество провизии, принятый, впрочем, королем весьма ласково, капитан Фон-Шанц 13 ноября пошел к островам Отаити, где полагал дополнить свои запасы.

     Первые восемь дней этого перехода транспорт шел с NО пассатом, который заменился потом тихими ветрами от SO и штилем, а в широте 4½° S перешел к SW. 6 декабря открылся остров Отаити, но штили задержали в виду его еще четыре дни. Наконец, 10-го вошли в залив Талу на острове Эймео, где находился тогда король таитский.

     Разные поправки в такелаже, нагрузка провизии и запас воды задержали здесь до января следующего 1836 года.

     Оставив группу Отаити, направились к мысу Горну, и 9 января перешли южный тропик. С 15-го наступила дурная погода и крепкие ветра от SO и О, потом от W. 1 февраля, когда транспорт находился в исчислимой широте 53° S и долготе 262° W, увидели ледяную гору в расстоянии около десяти миль к югу. Ветер был SW, крепкий, по горизонту пасмурность; термометр Фаренгейта показывал +50° (+8 °Р). Во всю следующую ночь, опасаясь подобной встречи со льдами, лежали в дрейфе; однако льду более не показывалось.

     Огибая мыс Горн, с 4 по 9 февраля выдерживали частью шторма от SW и W, впрочем, без особенных повреждений для судна.

     Западные и юго-западные ветра сопровождали и в Атлантическом океане до 16 февраля, большею частью при дурной погоде. С 26 февраля настала ясная погода и прибрежный муссон (SSW—SO), с которым 7 апреля достигли Pиo-Жанейро.

     Здесь простояли неделю, приготовлялась к дальнейшему плаванию.

     13 апреля оставили Pиo-Жанейро. До наступления SO пассата имели NO-NW, иногда крепкие ветpa, и отчасти дурную погоду; пассат дул вообще неправильно, перемежаясь часто шквалами, особенно около экватора.

     По выходе из тропиков в конце мая направились к Английскому каналу, но, встретив на параллели мыса Лизарда (2 июня, в 450 милях) крепкий NО, капитан Фон-Шанц решился, чтобы не терять времени в лавировке, идти вокруг Великобритании. 14-го открылись и обойдены Шетландские острова, а 21-го пришли в Копенгаген. Налившись водою, отсюда вышли 9 июля и 15-го бросили якорь на Кронштадтском рейде*.

     *Из шканечного журнала.

Список участвовавших в  плавании на транспорте "Америка" (1834-1836)

Звания и имена
Примечания
Командир, капитан-лейтенант Иван Иванович фон Шанц
Адмирал
Лейтенант Евгений Беренс

Лейтенант Василий Завойко
Вице-адмирал
Мичман кн. Павел Гагарин
Скончался в 1848г.
Юнкер гр. Алексей Штакельберг

К.Ш. Пор. Василий Клопотов

Кондуктор Степан Моисеев

Кондуктор Василий Еремеев

Доктор Тремер

Нижних чинов...............57


Ивашинцев Н. «Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849 гг. Спб. 1872г., стр.123 - 127, 241

Источник: http://dfiles.ru/files/gt6b2roxk
Категория: 1834-1836 "Америка" фон Шанц И.И. | Добавил: alex (28.03.2013)
Просмотров: 585 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz