РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 25.04.2024, 10:22

Главная » Статьи » 1840-1842 "Або" Юнкер А. Л. » 1840-1842 "Або" Юнкер Андрей Логгинович

ВОЕННЫЙ ТРАНСПОРТ «АБО». 1840-1842
ВОЕННЫЙ ТРАНСПОРТ «АБО». 1840-1842
 
     Транспорт «Або», назначенный для доставки разного груза в Камчатку, был построен на Абовской верфи собственно для кругосветного плавания (длина 131½ футов, ширина 33½) и вверен начальству капитан-лейтенанта Юнкера.

     5 сентября «Або» вышел из Кронштадта, а 15-го прибыл в Копенгаген. Отсюда отправились 26-го, и 6 октября вступили в Немецкое море. Пройдя его с крепким западным ветром, 10-го бросили якорь на Портсмутском рейде. Приготовляясь к дальнейшему плаванию, капитан Юнкер здесь переправил вооружение и переменил ватер-штаги, лопнувшие на переходе Немецким морем (7 октября).

     12 ноября вступили в Атлантический океан и стали держать к острову Тенерифу с умеренными и тихими ветрами. 23-го прошли в виду острова Мадеры, потом останавливались на четыре дни у Тенерифа для закупки свежей провизии и продолжали плавание между берегов Африки и островами Зеленого мыса с NО пассатом при пасмурной погоде. 8 декабря миновали параллель Зеленого мыса, а с 11-го по 18-е шли междупассатною полосою, с обыкновенными в этом поясе переменными ветрами. 1 января 1841 года транспорт перешел южный тропик в долготе 24°50' W (в этот же день в 11 часов утра от внезапного шквала треснула фор-стеньга, вместо которой выстрелили запасную) и направил курс к мысу Доброй Надежды. Плавание до этого места сопровождалось тихими и умеренными северными ветрами. 13-го, пройдя параллель мыса Доброй Надежды в расстоянии 1 130 итальянских миль, взяли курс ОSО; а 22-го от широты 37° S и долготы 8°50' О поднялись к NО. 24 января бросили якорь в Столовой бухте.

     Трехнедельная здесь стоянка употреблена на исправление такелажа и возобновление запасов провизии и воды (при тяге фор-стен-фардунов сломался болт у цепного ватер-штага, и бушприт дал небольшую трещину).

     Дойдя до параллели 39° S, капитан Юнкер следовал потом к востоку, между широтами 39° и 41° S до 14 марта при крепких SW и NW ветрах. В этот день, находясь в долготе 90° О, стали склоняться к NО и N, а на следующий перешли меридиан островов Павла и Амстердама, в девяти милях к северу от первого. Получив пассат около 28° S широты, транспорт следовал с ним к Зондскому проливу, и 31 марта находился в исчислимой широте 13° S и долготе 92½ о О. Здесь в этот день выдержали жестокий ураган, наделавший множество повреждений и бывший, может быть, одною из главных причин открывшейся впоследствии большой смертности. В шканечном журнале этот ураган описан так:

     «Полдень. 30 марта. Ветер ОSО, марсельный, облачно. Барометр 29.97. Симпиез. 29.84. Стало свежеть. 31 марта. Полночь. Ветер ОSО, марсельный, темно-облачно, временно дождь, курс NNО. Барометр 29.82 при темп. +19 °Р. Симпиез. 29.65. Терм. +20 °Р. Темп. воды +19 °Р. Паруса: марсели (фок и грот на гитовах, бизань закреплена). В начале 1-го часа ветер стал усиливаться, и барометр был на 29.62. Симпиез. 29.50. В исходе 1-го часа ветер более и более усиливался; барометр показывал 29.50. Вызвали людей наверх брать рифы. При вытягивании риф-талей лопнул грот-марсель, вслед за которым изорвало фор-марсель и крюйсель. Отдано было приказание крепить паруса, но на это уже не было никакой возможности, без явной потери людей. Ветер с невероятною силою увеличивался; ходу было 11½ узлов. В половине 2-го часа ветер перешел в самое короткое время от ОSО чрез SO к SW, с силою урагана. По приказанию капитана, держали бейде-винд левым галсом. Немного спустя у бизани и фока лопнули обносные сезни и гитовы, от чего их мгновенно изорвало. В три четверти 2-го часа упала форсВАДИМ ФРЕЙМБРЕЙК теньга, за нею грот- и крюйс-стеньги. Спустя четверть часа сломало утлегар и боканцы, на которых висят гребныя суда. Во время самого урагана был сильный, почти параллельный дождь с беспрестанною грозою; но ударов грома от жестокого шума и свиста слышно не было. Высота барометра в самое время урагана ниже 29.38. Симпиез. 29.26. Спустя четверть часа барометр стал повышаться. В 4 часа воды в трюме 10½ дюйм (в полночь 9 дюймов). В половине 5-го часа ветер самый крепкий, с сильными порывами и молниею. Барометр 29.55. Симпиез. 29.54. Температура при барометре +21°; на воздухе +20°; в воде +21 °Р. В половине 6-го часа ветер стал стихать, и барометр показывал 29.81. В 8 часов утра воды 11 дюйм. В полдень обсерв. Широта 12°30ў S, долгота по трем хронометрам 92°24' О».

     С 9 часов утра ветер стих, и во весь день 31-го был брамсельный, с ясною погодою. По миновании урагана тотчас же приступили к возможному исправлению повреждений, и к 4 апреля все было приведено в порядок. Между тем транспорт следовал по направлению к Никобарским островам с тихими и умеренными ветрами. 22 апреля открылись берега Суматры с окрестными островами, а 26-го стали на якорь на рейде острова Нанковри, одного из Никобарских островов. Здесь было окончательно исправлено вооружение и сделаны возможные запасы. Но здесь же начались лихорадки, вскоре распространившиеся в сильной степени.

     По выходе отсюда направились чрез Малаккский пролив. Частые штили и постоянный зной усиливали развитие болезней, и в короткое время экипаж лишился пяти человек; больных было более двадцати. Останавливаясь на пути Малакским проливом в Джорж-Тоуне и Пенанге, 2 июня транспорт прибыль в Сингапур. Больные были немедленно свезены на берег; но в течение целого месяца стоянки здесь только половина из них поправились; некоторые померли.

     Переход Китайским морем до Маниллы сделан в десять дней при умеренных SO—SW ветрах. Из Маниллы вышли 22 июля и 2 августа вступили в Великий океан. С 9 до 11 августа в широте 28½° N и долготе 128½° О выдержали шторм, постепенно переходивший от ОNО к S и SW (во время этого шторма валом оторвало с кормовых боканцев гичку). После этого наступили штили и маловетрия при сильной зыби, продолжавшиеся до 2 сентября, до широты 25° N, когда получили умеренный попутный ветер, с которым 15-го подошли на вид берегов Камчатки. 20 сентября стали на якорь в Петропавловском порте, чрез год и две недели после выхода из Кронштадта. На этом последнем переходе потеряли 13 человек умершими.

     Выгрузка материалов и приготовление к обратному плаванию в Кронштадт задержали здесь до исхода ноября. 24-го капитан Юнкер вышел в море, прорубаясь сквозь устье Авачинской губы, покрытое уже льдом, и направил курс к мысу Горну, стараясь держаться сперва параллели 40° N, чтобы не выходить из полосы западных ветров, а потом пересечь экватор около 105° или 110° W долготы.

     Двадцатидневный переход от Камчатки до северного тропика был одним из самых труднейших по причине беспрестанных почти штормов, холода и ненастья. «Редко удавалось нести два марселя в три рифа, - говорит очевидец (А. И. Бутаков), - а в два рифа могли их держать только два раза, да и то не долее нескольких часов, после чего ветер снова заставлял убираться до нельзя- Иногда, по ночам, шторма сопровождались пургами (метелью): огромные хлопья мокрого снегу крутились в воздухе, приставали к рангоуту и снастям, а потом глыбами падали на палубу. Иногда налетали шквалы, чуть не равносильные урагану, и после них ветер вдруг стихал, оставляя такую зыбь, что случалось, что нок гика уходил в воду». Особенно замечателен был SW шторм 11 декабря в 8 часов вечера. В транспорт вкатился с кормы огромный вал (при курсе OtS и ходе 8 узлов): «Сперва он ударил в висевшую за кормою четырехвесельную гичку и переломил ее надвое об гик; кормовая половина повисла на талях, а носовая вместе с переломленною правою шлюпбалкою обошла спереди бизань-мачты и опустилась на левой стороне шканец. Один из десятивесельных катеров разбило вдребезги, другой кое-как после починили. Вахтенного лейтенанта, кондуктора и рулевых смыло к грот-мачте. Сходный люк, один оставленный незаколВАДИМ ФРЕЙМБРЕЙК оченным, был накрыт чехлом: масса воды ударила в него, выворотила медные стойки, переломала дуги и влилась вниз - Удар в двери капитанского буфета был так силен, что дверь слетела с петлей и проломилась во внутрь, хотя она отворялась снаружи. Капитанский и кают-компанейский люки продавило и разбило стекла. Одну из карронад силою воды приподняло, и подбросило под нее бухту грот-марса-браса».

     Впрочем, в рангоуте и вообще ни в чем не было важных повреждений. Сырость в палубах от большого количества влившейся туда воды впоследствии вместе с другими причинами способствовала к развитию скорбута на транспорте.
    Около 20 декабря бури прекратились, и транспорт продолжал плавание с тихими ветрами при ясной погоде. В полосе пассатов замечательна была внезапная перемена NО ветра на SO. Этот феномен случился утром 13 января в широте l4° N и долготе 119° W, в большом расстоянии от всех известных берегов. В два часа пополудни снова задул NО пассат. Трудно придумать, что могло быть причиною такой быстрой и внезапной перемены пассата? Может быть, близкая, но еще неизвестная земля.

     По переходе экватора в долготе 125° W тотчас же получили SO пассат; но он часто изменялся и в силе и в направлении, совсем прекратясь 6 февраля, в 19° S широты. С 22-го по 26-е января сильным экваториальным течением транспорт увлекало к W, около 60 миль в сутки.

     Плавание от южного тропика до мыса Горна сопровождалось переменными, иногда крепкими ветрами, при дурной погоде. 10 февраля прошли в виду необитаемого островка Гендерсон и потом двое суток безуспешно лавировали к острову Питкерну. 20 февраля в 35° S широты открылись первые признаки скорбута, который с увеличением холода и сырости быстро развивался. 8 марта прошли параллель мыса Горна в 92° W долготы; в следующие десять дней огибали мыс, имея вообще довольно тихие ветра, иногда даже штили; 18-го перешли параллель Горна с востока в долготе 57° W. Между тем скорбут при недостатках всякого рода усилился чрезвычайно. Число больных доходило до тридцати человек - более половины наличных людей -и началась смертность. В короткий переход от мыса Горна до Pиo-Жанейро умерло шесть человек.

     Два с половиною месяца отдыха в Pиo-Жанейро были необходимы для восстановления здоровья экипажа после 138-дневнаго перехода из Камчатки. Немногие из Русских кругосветных плавателей делали переход длиннее этого (капитан Лисянский шел 142 дня из Кантона в Портсмут); но за то ни один из подобных переходов и не сопровождался столькими бедствиями, исключая разве корабль «Бородино», также много потерявшего умершими от скорбута.

     Оставив берега Бразилии 26 июня, вскоре получили SO пассат, с которым шли до 18 июля, до 2° северной широты. Всю междупассатную полосу прошли с SW ветром при дожде. В 15° N широты получили NО пассат, сопровождавший до широты 30° N, а 30 августа прибыли на Портсмутский рейд.
     
     По выходе отсюда капитан Юнкер без особенных приключений перешел Немецкое море, заходил на пять дней в Копенгаген и 13 октября 1842 года прибыл на Кронштадтский рейд.

     Плавание этого транспорта описано в «Записках гидрографического департамента», часть II стр. 164-222. Также в « Отечественных записках» 1844г. статья: «Записки русского морского офицера»; и в «Современнике» 1849г. статья: «Переход из Портсмута в Капштат». Мы пользовались преимущественно шканечным журналом.
 
     Источник: Ивашинцев Н. А. "Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849 год" СПб. 1872, стр. 134-139


Источник: http://dfiles.ru/files/gt6b2roxk
Категория: 1840-1842 "Або" Юнкер Андрей Логгинович | Добавил: alex (31.03.2013)
Просмотров: 1434 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz