РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 25.04.2024, 01:27

Главная » Статьи » 1843-1845 "Иртыш" Вонлярлярский И.В. » 1843-1845 "Иртыш" Вонлярлярский И.В.

ВОЕННЫЙ ТРАНСПОРТ «ИРТЫШ». 1843-1845
ВОЕННЫЙ ТРАНСПОРТ «ИРТЫШ». 1843-1845
 
     Транспорт «Иртыш», переделанный из купленного в Англии купеческого судна (длина 89½, ширина 23½ футов), был послан в Охотск в состав тамошней флотилии с разным грузом для того края. Команда над ним вверена капитану 1-го ранга Вонлярлярскому.

     Приняв груз, до 17 000 пудов, и тринадцатимесячный запас провизии, капитан Вонлярлярский вышел из Кронштадта 14 октября 1843 года. Встретив в Балтийском море крепкие SW ветра, чрез две недели прибыл в Копенгаген, и оттуда, пополнив запасы провизии, следовал далее с постоянно свежими ветрами. 8 ноября волнением от попутного шторма (часто изменявшего направление до 8 румбов) разбило капитанский и кают-компанейский люки, изломало штурвал, нактоузы и шестерку на боканцах, притом повредило кормовые скрепления. 22 ноября достигли входа в канал и, встретив крепкий противный ветер с пасмурностью, укрылись на Дильском рейде. 29-го прибыли в Портсмут, чрез 45 дней по выходе из Кронштадта.

     Покупка якорных цепей для Охотского порта, погрузка их, для которой понадобилось переместить весь трюм, разные исправления в транспорте и вообще приготовление к дальнейшему плаванию, наконец, крепкие ветра, задержали здесь до исхода января следующего года. Вступив в океан 30 января 1844 года, капитан Вонлярлярский стал держать к юго-западу и, сопровождаемый умеренным ветром, 12 февраля прошел мимо островов Порто-Санто и Мадеры, а 16-го для дополнения запасов остановился на сутки у острова Тенерифа.

     Продолжая плавание с северо-восточным пассатом, 25 февраля прошли в виду острова Св. Антония, а 13 марта перерезали экватор в долготе 21°44' W. С 19-го числа установился SO пассат, сначала от StO, а потом постепенно переходил к О. 4 апреля увидели мыс Фрио, а 6-го бросили якорь на рейде Риo-Жанейро.

     На переходе от острова Тенерифа до этого порта барометр не опускался ниже 29.93, а температура воздуха не превышала +22½° Р; вообще, погоды стояли довольно ясные, даже во время плавания междупассатною полосою. Принимая в соображение позднее время года, капитан Вонлярлярский предпочел следовать отсюда вокруг мыса Доброй Надежды, а потом чрез Зондский и Макасарский проливы выйти в Великий океан.

     Выйдя в море в начале мая, капитан Вонлярлярский направил курс к юго-западу и 21-го прошел в виду островов Тристан-д'Акунга. Отсюда он располагал курсами таким образом, чтобы обойти мыс около 40° S широты. 31 мая пересекли меридиан мыса Доброй Надежды в широте 39°10' S и следовали потом по этой параллели до долготы 41° О, от которой, постепенно уменьшая широту, склонялись к Зондскому проливу. 9 июля открылись берега острова Явы. 11-го вступили в Яванское море и по недостатку в пресной воде направились в Батавию, где и бросили якорь 16 июля.

     На переходе от Pиo-Жанейро до острова Тристан-д'Акунга стояли умеренные попутные ветра; но от этих островов и до наступления SO пассата были постоянно крепкие, из SW и NW четвертей, доходившие иногда до степени шторма. Особенно замечательного ничего не случилось, исключая того, что 9 июня валом сорвало кормовую рубку, остатки которой для очищения руля были сломаны и выброшены за борт. Течение моря замечено попутное и довольно значительное, так что исчислимый пришедший пункт от обсервованнаго в Зондском проливе отстоял на SW 14° в 840 милях.

     1 августа капитан Вонлярлярский вышел в море и направил курс к Гаспарскому проливу. В бытность его в Батавии, он убедился, что плавание Макасарским проливом по неимению исправных карт неудобно; почему и нашелся принужденным изменить начальный план и следовать в Восточный океан чрез Китайское море.

     До 13 августа плавание транспорта сопровождалось тихими ветрами от SW и NW; с этого же дня ветер перешел к NО и сначала был тоже тихий, но 20-го жестоким шквалом сломило фор-брам-стенгу (без парусов), изломало фока-рей и в клочки изорвало контр-бизань. Шквал был непродолжителен, но беспрестанно изменял направление (от N к NО и WNW).

     С этого времени и по 24 августа держали к Формозскому проливу при ветрах постоянно из NO-й четверти. В полдень 26-го находились в виду островов Баши; тогда заметили, что и грота-рей дал поперечную трещину. Постоянный NО убедил капитана Вонлярлярскаго, что уже наступило время перемены муссона, а худое состояние рангоута лишало надежды достигнуть Охотска в навигацию 1844 года. Так как на пути от Китайского моря до Камчатки не было порта, в котором бы можно было выждать благоприятное время и получить все нужное для продовольствия экипажа, то капитан Вонлярлярский счел за лучшее спуститься в Маниллу, куда и пришел 4 сентября.

     Во время пребывания в Манилле погоды стояли вообще хорошие, но часто бывали жестокие шторма, так что транспорт дрейфовало с глубины 20 футов при 80 саженях каната. Несколько раз чувствовали легкие удары землетрясения.

     1 февраля 1845 года вышли из Манилы и, следуя вдоль западного берега острова Люсона к Формозскому проливу, до 8-го числа имели тихие ветра. В этот день с 9 часов вечера и до 6 часов утра почти чрез каждые четверть часа и чаще повторялись удары подводного землетрясения. Первый из них был так силен, «что мне показалось, - говорит капитан Вонлярлярский, - будто транспорт взошел на риф; я в это время был в каюте, в которой большая часть мебели сдвинулась с места. Хотя я совершенно был уверен в точности своего места и безопасности от всех известных рифов, но в этот момент были взяты все нужные предосторожности: 90 саженями диплота дна не достали. Повторение ударов убедило, что это землетрясение». В момент первого удара широта 19°57' N, долгота 120°40' О; изменения в барометрах (30.2) в течение всего времени землетрясения не замечено; ветер тихий брамсельный (между N и О). На другой день видно было несколько смерчей.

     В полдень 12 февраля вступили в Великий океан и до 3 марта лавировали к островам Бонин-Сима при ветрах из NО четверти. В этот день прошли чрез место острова Бурнаго (по карте Сарычева), и 5-го бросили якорь в порте Ллойда на острове Пиль.

     Предполагая простоять здесь весь март месяц, капитан Вонлярлярский занялся поверкою хронометров и снабжением транспорта водою и дровами. На острове нашел он небольшую колонию (40 человек) из поселенцев разных наций: они жили без всякого управления. Остров часто посещается китоловами.

     Оставив порт Ллойда, 4 апреля капитан Вонлярлярский прорезал группу островов Бонин-Сима по южную сторону острова Кетер и, желая осмотреть показанные на карте Сарычева острова Св. Иоанна и Маргариты, взял курс NOtN. На следующее утро проходил он чрез самое место первого из этих островов, не заметив никаких признаков земли. Туман помешал удостовериться в существовании второго (на новейших картах Крузенштерна, 1839 года, и Дюрвилля, 1845 года, этих островов не показано).

     В течение трех дней (12-14 апреля) между широтами 35°4' и 36°52' N, долготами 148°9' и 151°11' О проходили полосами пыли красного цвета, видели много пучков травы и вообще заметили перемену в цвете воды: из темно-синего он сделался зеленым. 14-го видели коричневую черепаху.

     До 25 апреля продолжали плавание к северу с переменными ветрами. В этот день сквозь туман увидели берег Камчатки, около второй сопки; а 27-го ночью наткнулись на сплошную массу льда. С рассветом увидели, что лед стоял и плавал по всему горизонту. В следующие пять дней держались во льдах, по возможности пробираясь к северу. 2 мая вошли в Авачинскую губу и отсюда с помощью от порта 15-го пропилились в Петропавловскую гавань.

     Сдав привезенные сюда материалы, капитан Вонлярлярский вышел в море 20 июня и, пройдя четвертым проливом между Курильскими островами, направил курс к Охотску, куда прибыл 1 июля. Весь переход из Кронштадта до места назначения совершен в 594 дни*.
 
      *Шканечный путевой журнал и донесения командира. Краткие сведения о плавании этого транспорта напечатаны во II-IV ч. Записок гидрографического департамента.
 
     Источник: Ивашинцев Н. А. "Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849 год" СПб. 1872, стр. 140-144


Источник: http://dfiles.ru/files/gt6b2roxk
Категория: 1843-1845 "Иртыш" Вонлярлярский И.В. | Добавил: alex (31.03.2013)
Просмотров: 950 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz