РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.04.2024, 01:55

Главная » Статьи » 1849-1851 "Фрея" Гранберг Ю.Х. » 1849-1851 "Фрея" Гранберг Ю.Х.

ИЗВЕСТИЯ О ПЛАВАНИИ РУССКОГО КУПЕЧЕСКОГО КОРАБЛЯ «ФРЕЯ»
ИЗВЕСТИЯ О ПЛАВАНИИ РУССКОГО КУПЕЧЕСКОГО КОРАБЛЯ «ФРЕЯ»
 
     В 1849 году отправлен в Американские колонии зафрахтованный Российско-Американской компанией и принадлежащий финскому торговому дому Г. Е. Юлин и K°(1) корабль «Фрея». Корабль в 207 ластов (2) был построен в Або в этом же году кораблестроителем К. И. Ф. Юргенсом. 
    
     Командование кораблем было поручено финскому шкиперу из Або Юхану Христиану Гранбергу.  
 
    Корабль «Фрея» отправился из Або 20-гo сентября 1849 года с полным грузом. Зайдя по пути в Копенгаген и Лондон, обогнув с благоприятной погодой и ветрами мыс Горн, корабль прибыл в Вальпарейсо 31 января 1850 года.
 
     «Фрея», по прибытии своем не успел ещё убрать паруса и бросить якорь, как вошел в гавань другой зафрахтованный Российско-Американской компанией корабль «Атха», под управлением капитана Августа Вильгельма Риделя , вышедший из Або 17-го августа 1849 года.
 
     Хотя корабли эти, отошедши из Вальпарейсо в одно время 15-го Февраля 1850 года, во время бури разлучились, но, несмотря на это, пришли в Ситху в один и тот же день, 9-го апреля. Следовательно, этот кругосветный путь был совершен «Фреею» в 175 дней.
 
     Kopaбль Фрея лежал в Ситхе два месяца, снабжая себя, без всяких издержек, в прилегающих лесах грузом, состоявшим из тонкого корабельного леса, нужного для рей, стеньг и т. п.; потом 11-го июля отошел в порт Гонолулу (находящийся на Сандвичевом Острове Овайго), в том предположении, что будет иметь возможность продать там как означенный груз, так и разные принятые в Або российские товары; однако ж, не достигнув своей цели, корабль Фрея отошел 23-го сентября из Гонолулу к китайским берегам в порт Гонконг, находящейся близь Кантона. Когда корабль этот, следуя своим курсом, проходил между островами Батан и Графтон (20° 25' северной широты, 122° 4' д.), напали на него морские разбойники на двух судах, с 150 человеками экипажа; нo решительность капитана и экипажа, после отчаянного боя, превозмогла усилия флибустьеров; кончив с честью эту битву, капитан Гранберг с кораблем своим прибыл на гонконгский рейд благополучно; что же касается до коммерческих предположений капитана Гранберга — они не оправдались.
 
     В Гонолулу, где он надеялся продать товар с выгодою, ему давали только от 5 до 7 долларов за штуку мелкого лесного товара. Он едва мог продать там четыре жерди за 58 долларов, потом, не видя успеха, отправился в Гонконг, где и продал остальное по 9-ти долларов за штуку. Г-да А. Любек и K°. пишут из Гонконга, что они выручили там за шведский лес по 70 и 80 пенс. за кубический фут; следовательно, по их мнению, товар этот можно с выгодою привозить туда из Финляндии. На Мысе Доброй Надежды и на остров Маврикий иногда всякий лесной товар вообще бываете весьма дорог в особенности на последнем. В Сан-Франциско на доски цена стоит постоянно-высокая, оттого более, что на тамошних улицах делают из них настилку; кирпич также в хорошей цене: за 1000 штук платят там по 35 долларов. В Гонолулу Гранберг, имея некоторое количество кирпича, продал его по 30-ти долларов за тысячу.
 
     Гранберг, между прочим, пишет, что в то время, когда он стоял на рейде в Гонолулу, к кораблю его приплывало несколько женщин, однако же они не причинили кораблю никакого вреда. Известно, что в 1842 году к кораблю датского шкипера Сѳдринга ежедневно подплывало множество женщин, которые, окружив корабль и ныряя под водою, сколачивали с него медную обшивку. Хотя шкипер и жаловался на это тамошнему начальству, но на его жалобу не обратили никакого внимания, вероятно, потому, что там не уважают датского флага: по мнению островитян, Дания есть не более как деревня, находящаяся близь Гамбурга, или близь Англии, или близь Франции.
 
     Плавание между Гонолулу и Гонконгом сопряжено с большою опасностью, особенно между Филиппинскими островами и островом Формозою, потому, что там бывают иногда такие сильные ураганы, что опрокидывают суда и ломают мачты. О четырех, судах, отплывших из Гонолулу в Гонконг 1-го августа І849 года, до сих пор нет никаких известий; полагать можно, что они идя погиби от бури, иди попались в плен к тамошним морским разбойникам. Капитан Гранберг делает замечание, что ходкие и хорошо вооруженные шхуны в 90 ластов — самые удобные для плавания в тех водах. Капитан Гранберг из Гонконга отправился в декабре месяце с чаем и шелком в Сан-Франциско, и в этот рейс выручил за фрахт 7200 долларов, да за простой по 100 долларов в месяц; сверх того, должны были еще ему доставить балласт бесплатно. По его мнению, он в этот рейс рискует только тем, что, по прибытии в Калифорнию, часть людей экипажа может дезертировать, потому, что туда привлекает корысть и надежда на легкое приобретение денег. В прошлом году платили там матросам от 150 до 200 р. серебром в месяц, поденщикам по 9-ти рублей серебром в день. Съестные припасы там очень дороги; например бочка картофеля стоит от 20 до 21 руб. серебром. Письма доставляются из Европы в Сан-Франциско через Нью-Йорк и Панаму, а в Гонконг через Англию. Из письма г. Любек и K° видно, что в Гонконге можно продавать по выгодным ценам сухую пшеничную муку , набитую в бочки, по 200 фунтов английских в каждой, смолу, канаты, парусину, масло коровье, уложенное в буковые кадочки, весом до 10 или 12 фунтов в каждой, которые должны быть уложены в большие бочки, счетом от 13 до 16 кадочек в каждой; промежутки их должно пересыпать солью, равно также можно получить хорошую цену за оленьи окорока и хорошо просеянную ржаную муку.
 
     Гонконг — вольный порт с отличною гаванью, находится близь Кантона. Все товары можно там покупать и выменивать по таким же ценам, как и в Кантоне. Суда не платят портовых и якорных пошлин, а за складку платеж весьма умерен. Все находятся под защитою английских войск. Оттуда можно вывозить, если не в Финляндию, то в Гамбург, Готеборн, Копенгаген и т. д. следующие товары, а именно: чай, сахарный песок, рис, пряности. В порто-франко Сингапуре весьма дешевы кофе, перец и проч., а потому суда, назначенные в Финляндию, могли бы по пути заходить и в него для дополнения груза. Из Гонконга можно всегда получать выгодным фрахт в Ломбок, Бали и Арракан.
 
     Желательно было бы, чтоб эти немногие слова послужили на пользу коренного русского мореплавания, русской внешней торговли и тесно связанной с ними русской фабричности, имеющей истока для внешнего сбыта ее произведений.
 
Примечания
 
1. Юлин Эрик (1796-1874) – уроженец г. Уалеборг (Оулу), финский магнат из г. Або (Турку, Финляндия), активно сотрудничал с Российско-Американской компанией в 1840-1850 г.г., снабжая компанию фрахтованными судами для кругосветных путешествий в Русскую Америку ( корабль «Атха», 1847-1849, 1849-1851,1851-1853; корабль «Ситха», 1846-1848, 1848-1850, 1850-1852, корабль Фрея 1849-1851). Кроме того, Юлин вместе с другими финскими предпринимателями создали совместную с РАК Российско-Финляндскую китоловную компанию (1850-1863) для промысла китов на Тихоокеанском Севере.
 
2. В ластах в старой России измерялась вместительность купеческих судов. Ласт равнялся приблизительно 120 пудам или 2 тоннам
 
Источники:
 
1.Вестник Императорского русского географического общества на 1851г., Кн.3, Смесь, стр. 1-5
 
2. Гринев А.В. "Кто есть кто в истории Русской Америки" М., 2009г., стр. 136, 454, 627 
 


Источник: http://russvostok.ucoz.ru/
Категория: 1849-1851 "Фрея" Гранберг Ю.Х. | Добавил: alex (10.11.2013)
Просмотров: 767 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz