Корвет „Оливуца".
(1850 – 1855)
23-го сентября 1850 года отправился из Кронштадта в Тихий океан, под
командою капитан-лейтенанта Сущева, парусный корвет «Оливуца», для ограждения
прав Российско-Американской компании по производству в тамошних водах китоловства.
10 октября корвет прибыл
благополучно на Копенгагенский рейд, где, простояв неделю для необходимых
заготовлений, 18 октября отправился в дальнейшее плавание. SW ветры дули почти во все время перехода корвета
до Плимута, куда прибыл он 19 числа. Покупка карт, инструментов и прочих
предметов задержала корвет в Англии до 18 ноября.
Переход до Pиo-Жанейро был совершен в 41
день, при переменных ветрах. Бискайскую бухту проходили с крепким SO, имея одну ночь три, другую—четыре рифа; качка была покойная и
плавная. Не доходя до о-ва Мадеры, в широте 34° 5', получили N0
пассат, декабря 10 пересекли северный тропик в долготе 22° 41' W от Гр. Около 4° N широты пассат начал стихать и корвет
штилевал неделю. Декабря 24-го пересекли экватор в долготе 28° 15'; были
штиль и зыбь, термометр R показывал + 23½° в тени; тут же получили SO пассат и с ним шли до 15° S шир. и 24е долг., откуда вошли в
прибрежный северный муссон. Новый 1851 год встретили в 500 милях от Pиo-Жанейро, куда пришли
января 4-го. На этом переходе умер на корвете шхипер Матвеев, упавший по
неосторожности в фор-люк. 19-го января 1851 г. корвет оставил Рио-Жанейрский рейд,
с попутным ветром и течением. В несколько дней прошли тысячу миль вдоль
Бразильская берега. За параллелью 40° встретили крепкие южные ветры и около
недели корвет быль почти без парусов и не подавался вперед.
3 февраля погода совершенно изменилась. Под всеми парусами
корвет пошел к югу между берегом Патагонии и Фалкландскими островами. 11-го
числа увидели Огненную Землю и, обогнув в тот же день восточную оконечность
земли Штатов, легли к западу на вид мыса Горна.
Двадцать восемь дней
огибали Горн и не видели его. Мартовское равноденствие сопровождалось
жестокими штормами, но, несмотря на быстрый переход из знойной полосы в широту
60°, здоровье команды было в наилучшем состоянии. После 9-го марта задули более
благоприятные ветры и корвет стал подвигаться вперед
успешнее, а 25 марта прибыл благополучно в Валпарайзо. Кроме незначительных
повреждений, которые ежедневно оказывались у Горна и немедленно исправлялись,
на корвете не было на этом переходе никаких особенных случаев.
Побег двух матросов, которых,
при всем старании, не могли отыскать, заставать простоять в Валпарайзо лишнюю
неделю. 9-го апреля, наконец, корвет оставил Валпарайзо.
В плавании корвета от
Валпарайзо до Маркизских островов, на пространстве 4000 миль, не встретили
ничего заслуживавшая внимания. Команда была здорова. Подойдя на вид южной группы
Маркизских островов, легли в дрейф перед островом Санта-Христина,
чтобы запастись свежим мясом и зеленью, и в несколько часов, получив несколько бананов
и кокосов, направили путь прямо в Камчатку. 26-го мая, с северным свежим пассатом пересекли экватор
в долгое 146° 30' W и до северного тропика шли по 240
миль в сутки. Штили и
густые туманы встретил корвет в Тихом океане. 25-го июня открылись снеговые
вершины Камчатстких гор, а 29-го корвет бросил якорь в Петропавловской
гавани, совершив переход из России в 8 месяцев и 25
дней, не имея ни одного больного
и никаких повреждений.
7 июля,
вследствие предписания генерал-губернатора, корвет отправился в Аянский порт
для получения распоряжений насчет дальнейшего плавания. Здесь корвет получил
назначение следовать к устью Амура в Петровское зимовье, с грузом и
пассажирами, где
предписано было ему
оставаться, до особого распоряжения, для содействия экспедиции капитана 1 ранга
Невельского. У Петровского зимовья корвет пробыл с 30 июня
по 19-е
августа. Получив за тем назначение следовать в Аян, и приняв там груз, пассажиров
и рабочих, доставить их в Петровское зимовье, корвет снялся с якоря и 25-го августа вышел из Аяна
по назначению. Исполнив это последнее поручение, 7
сентября отправился в
Петропавловскую гавань. Пользуясь свежим попутным ветром, корвет совершил этот
переход в 8
суток, и 16-го бросил якорь в Авачинской
губе.
Здесь командир корвета, капитан-лейтенант
Сущев 23
сентября утонул, с 3 нижними чинами, съезжая на берег на восьмерке.
14-го октября корвет, по
недостатку транспортных судов, отправился из Петропавловской гавани в
Ново-Архангельск для доставления туда пассажиров. Прибыв в
Ново-Архангельск 2
ноября, 20-го корвет спустил флаг и остался там зимовать.
Въ 1852 году было получено распоряжение Морского Министерства, чтобы корвет «Оливуца»,
со всеми нижними чинами поступил в составь 46-го флотского экипажа; офицерам же предоставлено было право выехать сухим путем в
Россию; но, по недостатку в камчатской флотилии офицеров, камчатский военный губернатор оставил часть офицеров для службы на корвете, поручив командование им
лейтенанту Лихачеву.
30 апреля 1852 года корвет вышел из Ново-Архангельска с 2600 пуд. соли и другими грузами и отправился в
Петропавловскую гавань, куда и прибыл благополучно 27 мая.
8-го
июня корвет вышел в море, для следования в Охотск и Аянский порт, где, по принятии груза, он получил
назначение идти к Петровскому зимовью и состоять там в распоряжение капитана 1 ранга Невельского до 1-го августа; после же этого
срока следовать на зимовку в Петропавловск.
Корвет прибыл на вид Охотского
порта 27 июня, но за льдами держался в море, пока 1 июля
прошел мелкий лед. 3
июля корвет оставил Охотский
порт, приняв провиант и пассажиров, для доставления в Петровское зимовье. 10 июля
прибыл в Аян, где
пополнил запас провианта и 13 июля
отправился по назначению. Сдав в зимовье груз, 28 июля возвратился на Аянский
рейд и, приняв новый груз, доставил его в залив Счастья. По сдаче же этого
груза, корвет вышел в море и 14
августа прибыл на вид Аянского
порта, для передачи депеш, и затем направил путь в Петропавловскую гавань, куда
прибыл 27-го августа, а 1-го
сентября кончил кампанию.
31 марта 1853 года, по очищении
Авачинской губы от льда, корвет отправился на Сандвичевы острова, в состав эскадры
генерал-адъютанта Путятина. Командование корветом принял
капитан-лейтенант Назимов.
Между тем генерал-адъютант Путятин
послал в Гонолулу предписание капитан-лейтенанту Назимову: по прибытии в этот порт, немедленно следовать- к острову Бонин-Сима,
лежащему в шир. 27° N
и долг. 142° W.
24 апреля
корвет прибыл в порт Гонолулу и, пробыв там три дня, ушел в порт Лойд на о-ве Бонин-Сима,
куда и прибылъ 26
июня.
Отсюда корвет, с генерал-адъютантом
Путятиным, ходил к островам Байли, для описи, и 30 июля возвратился в порт
Лойд. 4 августа
вышел в море и 10-го
прибыл в Нагасаки. Отсюда корвет ходил к островам Садль.
24 января вышел из Нагасаки
и 27-го прибыл в порт Напакианг на о-ве Большом Лю-чу, откуда вышел 8 февраля и 17-го прибыл в Манилу. 12
марта перешел в порт Пио-Ивинто, на о-ве Каммигуин (группы Баши); откуда вышел
16 марта и, посетив за тем бухту С.-Доминго на о-ве Батан, 19 апреля прибыл в
Императорскую
гавань. Простояв здесь неделю,
26-го вышел в море и 29-го бросил якорь у Муравьевского поста, в заливе Анива.
2 мая вышел из поста, с начальствующим
этим постом, для обзора входа в реку Рютерга (в заливе Анива) и прилегающей к
ней местности, и того же числа возвратился в пост.
8 мая вышел из Анивы, а 26 бросил
якорь в Петропавловской гавани.
С 27 мая по 27 июня
занимали брандвахтенный пост в Петропавловске. 3 июля корвет отправился снова к
заливу Анива, куда и прибыл 22 июля. За тем посетил Императорскую
гавань и залив де-Кастри, где простоял до 19 августа и отправился обратно в
Камчатку и, прибыв в Авачинскую губу на зимовку 1 сентября, 7-го спустил флагъ и вымпел.
5 апреля 1855 года корвет, в
отряде контр-адмирала Завойко, ушел из Петропавловска в Николаевск, где и оставался до назначения его в
обратное плавание в Балтику.
Источник: Сгибнев А.С. Обзор заграничных плаваний судов
Русского военного флота с 1850 по 1868 г.г. т.1 СПб.:
Типография Морского Министерства,
1871, стр. 17-21
Источник: http://russvostok.ucoz.ru/publ |