РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.04.2024, 03:19

Главная » Статьи » 1850-1857 "Оливуца" Сущев И.Н. - Римский-Корсаков » 1850-1857 "Оливуца" Сущев И.Н. - Римский-Корсаков В.А.

Корвет „Оливуца". (1850 – 1855)

Корвет „Оливуца". (1850 – 1855)

23-го сентября 1850 года отправился из Кронштадта в Тихий океан, под командою капитан-лейтенанта Сущева, па­русный корвет «Оливуца», для ограждения прав Российско-Аме­риканской компании по производству в тамошних водах китоловства.

10 октября корвет прибыл благополучно на Копенгагенский рейд, где, простояв неделю для необходимых заготовлений, 18 октября отправился в дальнейшее плавание. SW ветры дули почти во все время перехода корвета до Плимута, куда прибыл он 19 числа. Покупка карт, инструментов и прочих предметов задержала корвет в Англии до 18 ноября.

Переход до Pиo-Жанейро был совершен в 41 день, при переменных ветрах. Бискайскую бухту проходили с крепким SO, имея одну ночь три, другую—четыре рифа;  качка была покойная и плавная. Не доходя до о-ва Мадеры, в широте 34° 5', получили N0 пассат, декабря 10 пересекли северный тропик в долготе 22° 41' W от Гр. Около 4° N широты пассат начал стихать и корвет штилевал неделю. Декабря 24-го пересекли экватор в долготе 28° 15'; были штиль и зыбь, термометр R показывал + 23½° в тени; тут же получили SO пассат и с ним шли до 15° S шир. и 24е долг., откуда вошли в прибрежный северный муссон. Новый 1851 год встретили в 500 милях от Pиo-Жанейро, куда пришли января 4-го. На этом переходе умер на корвете шхипер Матвеев, упавший по неосторожности в фор-люк. 19-го января 1851 г. корвет оставил Рио-Жанейрский рейд, с попутным ветром и течением. В несколько дней прошли тысячу миль вдоль Бразильская берега. За параллелью 40° встретили крепкие южные ветры и около недели корвет быль почти без парусов и не подавался вперед.

3 февраля погода совершенно изменилась. Под всеми па­русами корвет пошел к югу между берегом Патагонии и Фалкландскими островами. 11-го числа увидели Огненную Землю и, обогнув в тот же день восточную оконечность земли Штатов, легли к западу на вид мыса Горна.

Двадцать восемь дней огибали Горн и не видели его. Мартов­ское равноденствие сопровождалось жестокими штормами, но, не­смотря на быстрый переход из знойной полосы в широту 60°, здоровье команды было в наилучшем состоянии. После 9-го марта задули более благоприятные ветры и корвет стал под­вигаться вперед успешнее, а 25 марта прибыл бла­гополучно в Валпарайзо. Кроме незначительных повреждений, которые ежедневно оказывались у Горна и немедленно исправля­лись, на корвете не было на этом переходе никаких особенных случаев.

Побег двух матросов, которых, при всем старании, не могли отыскать, заставать простоять в Валпарайзо лишнюю неделю. 9-го апреля, наконец, корвет оставил Валпарайзо.

В плавании корвета от Валпарайзо до Маркизских островов, на пространстве 4000 миль, не встретили ничего заслуживавшая внимания. Команда была здорова. Подойдя на вид южной груп­пы Маркизских островов, легли в дрейф перед островом Санта-Христина, чтобы запастись свежим мясом и зеленью, и в несколько часов, получив несколько бананов и кокосов, направили путь прямо в Камчатку. 26-го мая, с северным свежим пассатом пересекли экватор в долгое 146° 30' W и до северного тропика шли по 240 миль в сутки. Штили и густые туманы встретил корвет в Тихом океане. 25-го июня открылись снеговые вершины Камчатстких гор, а 29-го корвет бросил якорь в Петропавловской гавани, совершив переход из России в 8 месяцев и 25 дней, не имея ни од­ного больного и никаких повреждений.

7 июля, вследствие предписания генерал-губернатора, корвет отправился в Аянский порт для получения распоряжений насчет дальнейшего плавания. Здесь корвет получил назначение следовать к устью Амура в Петровское зимовье, с грузом и пассажирами, где предписано было ему оставаться, до особого распоряжения, для содействия экспедиции капитана 1 ранга Невельского. У Петровского зимовья корвет пробыл с 30 июня по 19-е августа. Получив за тем назначение сле­довать в Аян, и приняв там груз, пассажиров и рабочих, доставить их в Петровское зимовье, корвет снялся с якоря и 25-го августа вышел из Аяна по назначению. Исполнив это последнее поручение, 7 сентября отправился в Петропав­ловскую гавань. Пользуясь свежим попутным ветром, корвет совершил этот переход в 8 суток, и 16-го бросил якорь в Авачинской губе. Здесь командир корвета, капитан-лейтенант Сущев 23 сентября утонул, с 3 нижними чинами, съезжая на берег на восьмерке.

14-го октября корвет, по недостатку транспортных судов, отправился из Петропавловской гавани в Ново-Архангельск для доставления туда пассажиров. Прибыв в Ново-Архан­гельск 2 ноября, 20-го корвет спустил флаг и остался там зимовать.

Въ 1852 году было получено распоряжение Морского Мини­стерства, чтобы корвет «Оливуца», со всеми нижними чинами поступил в составь 46-го флотского экипажа; офицерам же предоставлено было право выехать сухим путем в Россию; но, по недостатку в камчатской флотилии  офицеров, камчатский военный губернатор оставил часть офицеров для службы на корвете, поручив командование им лейтенанту Лихачеву.

30    апреля 1852 года корвет вышел из Ново-Архангельска с 2600 пуд. соли и другими грузами и отправился в
Петропавловскую гавань, куда и прибыл благополучно
27 мая.

8-го июня корвет вышел в море, для следования в Охотск и Аянский порт, где, по принятии груза, он получил назна­чение идти к Петровскому зимовью и состоять там в распо­ряжение капитана 1 ранга Невельского до 1-го августа; после же этого срока следовать на зимовку в Петропавловск.

Корвет прибыл на вид Охотского порта 27 июня, но за льдами держался в море, пока 1 июля прошел мелкий лед. 3 июля корвет оставил Охотский порт, приняв провиант и пассажиров, для доставления в Петровское зимовье. 10 июля прибыл в Аян, где пополнил запас провианта и 13 июля отправился по назначению. Сдав в зимовье груз, 28 июля возвратился на Аянский рейд и, приняв новый груз, доставил его в залив Счастья. По сдаче же этого груза, кор­вет вышел в море и 14 августа прибыл на вид Аянского порта, для передачи депеш, и затем направил путь в Петропавловскую гавань, куда прибыл 27-го августа, а 1-го сентября кончил кампанию.

31    марта 1853 года, по очищении Авачинской губы от льда, корвет отправился на Сандвичевы острова, в состав эскадры генерал-адъютанта Путятина. Командование корветом принял
капитан-лейтенант Назимов.

Между тем генерал-адъютант Путятин послал в Гоно­лулу предписание капитан-лейтенанту Назимову: по прибытии в этот порт, немедленно следовать- к острову Бонин-Сима, лежащему в шир. 27° N и долг. 142° W.

24 апреля корвет прибыл в порт Гонолулу и, пробыв там три дня, ушел в порт Лойд на о-ве Бонин-Сима, куда и прибылъ 26 июня.

Отсюда корвет, с генерал-адъютантом Путятиным, ходил к островам Байли, для описи, и 30 июля возвратился в порт Лойд. 4 августа вышел в море и 10-го прибыл в Нагасаки. Отсюда корвет ходил к островам Садль.

24 января вышел из Нагасаки и 27-го прибыл в порт Напакианг на о-ве Большом Лю-чу, откуда вышел 8 февраля и 17-го прибыл в Манилу. 12 марта перешел в порт Пио-Ивинто, на о-ве Каммигуин (группы Баши); откуда вышел 16 марта и, посетив за тем бухту С.-Доминго на о-ве Батан, 19 апреля прибыл в Императорскую гавань. Простояв здесь неделю, 26-го вышел в море и 29-го бросил якорь у Муравьевского поста, в заливе Анива.

2 мая вышел из поста, с начальствующим этим постом, для обзора входа в реку Рютерга (в заливе Анива) и приле­гающей к ней местности, и того же числа возвратился в пост.

8 мая вышел из Анивы, а 26 бросил якорь в Петропав­ловской гавани.

С 27 мая по 27 июня занимали брандвахтенный пост в Петропавловске. 3 июля корвет отправился снова к заливу Анива, куда и прибыл 22 июля. За тем  посетил Император­скую гавань и залив де-Кастри, где простоял до 19 августа и отправился обратно в Камчатку и, прибыв в Авачинскую губу на зимовку 1 сентября, 7-го спустил флагъ и вымпел.

5 апреля 1855 года корвет, в отряде контр-адмирала Завойко, ушел из Петропавловска в Николаевск, где и оставался до назначения его в обратное плавание в Балтику.

 

Источник: Сгибнев А.С. Обзор заграничных плаваний судов Русского военного флота с 1850 по 1868 г.г.  т.1 СПб.: Типография Морского Министерства, 1871, стр. 17-21



Источник: http://russvostok.ucoz.ru/publ
Категория: 1850-1857 "Оливуца" Сущев И.Н. - Римский-Корсаков В.А. | Добавил: alex (05.08.2013)
Просмотров: 945 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz