РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 29.03.2024, 11:19

Главная » Статьи » 1850-1857 "Оливуца" Сущев И.Н. - Римский-Корсаков » 1850-1857 "Оливуца" Сущев И.Н. - Римский-Корсаков В.А.

Корвет «Оливуца». Возвращение в Кронштадт от восточных берегов Сибири.

Корвет «Оливуца»

 

(Возвращение в Кронштадт от восточных берегов Сибири).

Командир 20-пушечного корвета «0ливуца», капитан 2 ранга Римский-Корсаков, возвращаясь в Кронштадт от восточных пределов нашего отечества и находясь в распоряжении капитана 1 ранга Посьета, с вверенным ему корветом, в сопровождении шхуны «Хеда», вышел, 18 сентября 1856 года, из залива де-Кастро и, при свежих противных ветрах из SW четверти, прибыл 23-го, того же месяца, в Императорскую гавань, где нужно было поправить установку мачт, починить баркас и вы­рубить нисколько штук лесу, для запасного рангоута. Окончив это к 1 октября, 3-го снялся с якоря и взял курс к Сангарскому проливу. При попутном NW, 5 октября, подходили к мысу Новосильцова, но тут ветр стих, а потом переме­нился в SW; с 8-го на 9-е имели шторм от SO и SWт,после которого ветр установился на последнем румбе и дул свежо, так что мало выигрывали лавировкой и только 12 октября стали на якорь в Хакодате. Выйдя оттуда 16-го, того же месяца, следовали вдоль восточного берега Нипона, сначала с попутным ветром, а потом, от параллели 38° N, имели противные SW и W, боль­шею частью свежие, с которыми и подвигались очень медленно, особенно около параллели мыса Кинг, где двое суток сряду сносило течением около 50 миль к ONO. 26 октября вечером миновали, на левом траверзе, остров Фриза; 27-го, с рассветом, были в виду мыса Идзу и в тот же день стали на якорь в бухте Симода.

Стоянка в Симоде, в ожидании размена ратификаций трактата, употреблена была на то, чтобы исправить надлежащим образом гребные суда, окончить, с помощью японских мастеровых, все необходимые по корвету столярные работы, и обделать окон­чательно весь запасный рангоут. Кроме того, командою же кор­вета орудия бывшего фрегата «Диана»  вытащены из сараев, где они хранились, установлены в ряды на своих станках и приведены в возможно лучший вид, для передачи их японскому правительству. Баркас корвета оказался так ветх, что, с разрешения капитана 1 ранга Посьета, взяли с берега полубаркас бывшего фрегата «Диана», который, с надлежащею почин­кою, мог прослужить гораздо лучше; старый же свой баркас сдали на сохранение местному японскому начальству, вместе с шлюпками помянутого Фрегата.

В первые две недели пребывания корвета в Симоде, господ­ствующий ветр был NО, а в остальные три SW, тот и дру­гой большею частью свежие, при ясной погоде. При SW-те, большой зыби не разводило, и вообще можно сказать, что на этом, во всех отношениях, плохом рейде, удалось простоять довольно спокойно.

Выйдя из Симоды 2 декабря, почти целую неделю имели умеренные противные ветры между SW и NW; но 8 декабря получили попутный NО. 9 декабря миновали южную оконечность острова Якуно-сима; 10-го по утру, обогнули с юга группу Линсхотена; 13-го вечером, вышли в Формозский пролив; 15-го, по утру, были в виду китайского берега у острова Иамоа; в следующую ночь миновали остров Педро-Бранка, и 16 декабря, в 3 часа пополудни, бросили якорь на внешнем рейде города Макао.

Остаться в Макао и все, что нужно, выписать из Гон­конга, оказалось неудобным, потому что судовые поставщики, не имея никаких средства для перевоза, кроме китайских джонок, опасались пиратов, находящихся по всем островам. между Гон-Конгом и Макао. В этом затруднительном поло­жении, командир не нашел ничего лучшего, как перейти с корветом в залив Кэстель-пик, в 11 милях к W от Гон-Конга, где совершенно закрытая и спокойная якорная стоян­ка, вплоть у берега, представляет все удобства к тому, чтобы справиться со всеми работами по корвету, а близость Гон-Конга обеспечивает доставку всего нужного. К 3 января 1857 г. корвет был готов к выходу в море, но в то самое утро командир корвета чуть не сделался жертвою умысла китайцев отравить все европейское население Гон-Конга. Булочник-китаец подложил в хлеб мышьяку, и все, отведавшие этого хлеба за завтраком, были отравлены, в том числе командир и бывшие с ним в Гон-Конге ревизор корвета лейтенант Геннинг и мичман Бутаков. К счастью, пропорция яду была так велика, что припадки рвоты обнаружились прежде начала пищеварения, и притом всем очень скоро подали медицинское пособие, так что не было ни одного смертного случая, а все отделались только более или менее продолжительным нездоровьем.

Последнее дни стоянки корвета на рейде Кэстель-пик, нали­вались водой: но, по дурному ее качеству и неудобству места, взяли воды только половину всего запаса, и 1 февраля снялись с якоря. При восточных ветрах, большею частью тихих, пере­ход до Манилы имели медленный. 6 февраля увидели берег Люсона, несколько южнее мыса Болина; ночью с 7-го на 8-е, стали на якорь в заливе Марибелес, и, простояв там до утра 9-го, в тот же вечер бросили якорь на Манильском рейде.

Посетив 8 числа залив Марибелес, командир корвета имел в виду узнать не лучше ли там запастись водой и дровами, чем в Маниле, и, удостоверяв в том, тогда же решил зайти туда за этими предметами на обратном пути. 24 февраля он перешел в Марибелес и взял полный запас воды. Уйдя из бухты Марибелес 1 марта и пользуясь умеренным NО муссоном, 12 марта подошли к Гаспарову проливу. Оттуда, при штилях и противных ветрах, подвигались очень медленно, и, войдя 20 марта в Зондский пролив, стали на якорь у берега Суматры, на рейде Раджа-Басса, где имели намерение пополнить запасы дров и воды. Дров нашли в достаточном количестве, а от воды должны были отказаться, по неудобству добывания. 24 марта снова снялись и до 28-го имели штили и противные ветры, а потом около параллели 8° S ши­роты и меридиана 104° О долготы, получив пассат, взяли курс на Кокосовые острова, куда и прибыли 31   марта.  В порте Убежище нашли английский 28 пушечный фрегат «Юнона», прибывший туда из Австралии для принятия островов во владение великобританской короны. Освежив команду и пополнив запас воды, 5 апреля снялись и 17-го прибыли в порт Луи, на острове Маврикия.

Как только стали на якорь, портовый пароход втащил корвет в гавань, где ошвартовались с носу и кормы на бриделях.

Первоначально имели намерение зайти сюда только за тем, чтоб не быть принужденным брать морскую провизию в Капштате, но потом это оказалось необходимым по другой при­чине, ибо с выхода из порта Убежище, начали появляться в команде больные кровавым поносом. Начало болезни надо предполагать во-первых в знойном климате Явайскаго моря и Зондского пролива, где, вследствие неудачных обстоятельств пробыли слишком долго, а во-вторых, в дурном качестве воды на Кокосовых островах, содержащей в себе много известковых частиц. Даже большая часть офицеров страдали расстройством желудка.

С помощью американского консула, на другой же день по прибытии в порт Луи, была отыскана за городом квартира и 20 числа 18 человек больных свезено туда при медике, кото­рый при них и остался.

Из Порт-Луи вышли 13 мая и с тихими, большею частью, попутными ветрами, пришли 27-го того же месяца, на вид южного берега Африки у мыса Худ (Hood). За тем, не выходя из виду берегов, имели сначала переменные ветры, а потом постоянно противные, либо штили. 4 июня укрылись от крепкого W в бухте Моссель, где простояли до вечера 5-го. 7-го, обойдя Игольный мыс, были к вечеру того же дня всего в 4 милях от Фалс-Капа, как наставший шторм от NW, не позволив войти в Фалс бухту, заставил еще двое суток про­быть под парусами.

Из взятых с Иль-де-Франса 19 человек больных крова­вым поносом, 4 выздоровело, 4 умерло на пути, а остальные 11-ть находились недели три в одинаковом положении, и по­тому 8 из них, с дозволения начальника английской военной станции, контр-адмирала Грея, поместили в здешний мор­ской госпиталь, где они имели несравненно лучшие удобства и средства, чем на корвете.

Кроме цели поправления здоровья больных, имели в виду зайти сюда для некоторых исправлений: на пути от Иль-де-Франса сломился один из гротовых лонга-салингов и оказался подгнившим. Гротовой-эзельгофт тоже подгнил и весь растрескался, так что его нужно было заменить новым.

1 июля корвет вышел в море из Саймонс-байской бухты, при весьма тихом ветре от SW, и имея все время тихие ветры из южной половины компаса, 14 июля прибыл к о-ву Св. Елены, где и бросил якорь.

Отправясь от острова Св. Елены 18 июля, корвет 26-го числа, того же месяца, пересек экватор в долготе 22° 30' 56" W. Августа 11, около широты 26° 39' 19" N, долготы 34° 27' 42" W, потерял NО пассат и 24 августа, после промежутка штилей и маловетрий, получил свежий NW, с коим 1 сентября пришел на вид Лизарда, а 3-го благополучно прибыл на Доунский рейд.

Из больных кровавым поносом умер на этом переходе, еще один матрос Соколов; остальные поправились.

Отправясь с Доунского рейда 4 сентября, 8-го в полдень корвет обогнул Скаген, а 9-го в 3 часа пополудни бросил якорь на Копенгагенском рейде, где нашел фрегат «Илья Му­ромец» и винтовые корветы: «Вепрь», «Волк» и «Буйвол». Здесь нужно было пополнить запас воды, доставка которой за­держала до 9-го числа утра. Немедленно после того снявшись с якоря, корвет миновал благополучно Драгэ и, при свежем брамсельном SSW, 16 сентября благополучно достиг  Крон­штадта и его рейда.

Источник: Сгибнев А.С. Обзор заграничных плаваний судов Русского военного флота с 1850 по 1868 г.г.  т.1 СПб.: Типография Морского Министерства, 1871, стр. 185-189

 



Источник: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003861813#?page=197
Категория: 1850-1857 "Оливуца" Сущев И.Н. - Римский-Корсаков В.А. | Добавил: alex (05.08.2013)
Просмотров: 1158 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz