Транспорт „Двина".
20 сентября 1852 года
отправился из Кронштадта в Камчатку, с разным грузом, транспорт «Двина», под
командою капитан-лейтенанта Бессарабского. Противные ветры задержали транспорта
в пути, так что он только 3 октября прибыл в Копенгаген,
7 октября транспорт снялся с якоря, но по причине противного ветра бросил якорь
на Гельсинорском рейде. Выйдя из Гельсинора 10 октября и простояв на Дильском
рейде четверо суток, за свежим противным ветром, 24 октября прибыл на Портсмутский
рейд.
Окончивши в Портсмуте
погрузку 4000 пуд. якорей и
цепей, 21 ноября транспорт вышел
на рейд; но по случаю крепких юго-западных ветров, оставался на якоре до 11 декабря. Выйдя в этот день в
море и продержавшись все время под марселями во все рифы,
при тех же ветрах, 15-го числа принужден был от Портландского маяка спустится
на Спитгедский рейд, куда и прибыл в тот же день.
Наконец 6 января 1853 г., транспорт
ушел по назначению и 11 числа прошел в виду Лизарда, а 25 января зашел в Порто-Прайя,
для освежения команды и заготовления свежей провизии. 30-го числа транспорт оставил
остров С.-Яго и 4 апреля прибыл на мыс Доброй Надежды, и в Симонс-Бае
стал на якорь.
Простояв на мысе Доброй
Надежды 14 дней, исправив вооружение и освежив команду, 19 апреля вступил
под паруса. 21 апреля, внезапным шквалом от NW, сломало штормовую фор-брам-стеньгу. 23-го
числа северные ветры помогли перешагнуть за параллель 40°,—чтобы с крепкими W ветрами скорее сделать переход, и тем поправить
убийственную стоянку в Англии и штили южного полушария, застигнувшие транспорт в пути на мыс Доброй Надежды. Свежие риф-марсельные
NW и SW ветры, с большим волнением, были спутниками транспорта.
С 29-го на 30-е апреля
пересекли меридиан Мадагаскара, в широте 42° 52' S, долготе 114°24' О.
Мая 21 и 22-го видели
сильное южное сияние, а с 23-го на 24-е выдержали один из самых жестоких штормов,
который начался от NNO. Транспорт лежал бейдевинд, левым галсом, под
грот-марселем и стакселями. Шторм переходил ужасными шквалами, со снегом и градом,
от NО в NW и наконец в SW четверть, где
и утвердился на румбе SSW. К утру буря стала смягчаться и можно было
поставить фор-марсель и привесть по румбу.
С 24 мая, в шир. 45°, долг.
120°, настали штили и маловетрия, мучившие транспорт до 5 июня. В широте
47°53', долготе 142°15/ явились опять крепкие SW и W ветры. С 6 на 7-е число пересекли меридиан
Вандименовой земли и прошли в
виду входа в Гобартаун. Июня
13-го были в 40 милях от входа в порт Джаксон; но тут встретили N ветры, с
грозою и пасмурностью и только 15-го опознали берег и могли войти в порт. При самом
входе нашел от SO такой шквал с дождем. что закрыл берег и маяк, и
потому бросили якорь против самого входа.
18 июня, ветер понемногу меняясь,
пошел к NW и W, погода прояснилась и
потому оставили опасное место и стали на якорь въ Wooloomool.
4
июля транспорт оставил порт
Джаксон и 27 августа благополучно прибыл в Петропавловский порт. Переход этот транспорт
совершил в 54 дня, пробежав 6000 миль. На пути им определено астрономически
несколько мест.
5
августа открыта и
определена новая группа 16 островов в шир. 8° 53' N, долг. 166° 23' 30'' О и названа группою Великого Князя Константина.
Южную же оконечность этой группы, капитан-лейтенант Бессарабский открыл в
широте 8°30'N, долготе 167°24' О и назвал
ее берегом Беллингсгаузена, но ненастная погода, шквалы и грозы не позволили исследовать
ее подробнее.
27 сентября командир и офицеры (кроме лейтенанта Гротте, оставшегося для сдачи
транспорта), на тендере «Камчадал», прибыли в Аян, для следования сухим путем в
С.-Петербург.
Прозимовав в
Петропавловске, транспорт 13 мая 1854 г., был отправлен к юго-восточным берегам
Сибири и в Аянский порт.
24 июля транспорт
возвратился в Петропавловскую гавань с десантом и участвовал в Петропавловском
деле. Прозимовав затем в Камчатке, 5 апреля, с прочими судами, зимовавшими там, отправился к устью
Амура и находился в Николаевске до
назначения в кругосветное плавание. Источник: Сгибнев А.С. Обзор заграничных плаваний судов
Русского военного флота с 1850 по 1868 г.г. т.1 СПб.:
Типография Морского Министерства,
1871, стр. 61-64
Источник: http://russvostok.ucoz.ru/panel/?a=entries;m=pu;c=43 |