Транспорт „Двина". Возвращение в Кронштадт от
Восточных берегов Сибири.
20 августа 1856 года транспорт «Двина», под командою капитан-лейтенанта
Бутакова 3-го, вышел из Николаевска и, на буксире парохода «Америка», прошел
Амурский бар 22 августа. Перегрузясь окончательно у мыса Лазарева, 13 октября
отправился по назначению в Балтику.
Плавание до Сан-Франциско было совершено транспортом вполне
благополучно и на транспорте повреждений никаких не оказалось; но зная что в
предыдущие годы он стоял два раза на мели в Авачинской губе, из коих один раз
на камнях; и приписывая дурной ход транспорта недостатку обшивочной меди на
подводной части судна, капитан-лейтенант Бутаков, по приходе в С.-Франциско,
тщательно осмотрел его подводную часть и убедившись, что в некоторых местах недостает
многих листов, решился идти в док для исправления.
В 30 милях от С.-Франциско, вверх по бухте Св. Павла, на
острове Мэр, находился плавучий док в адмиралтействе правительства Соединенных
Штатов, под командою коммодора Фарагута, который объявил, что как за док, так и
за все исправления, которые могли бы потребоваться для военных судов всех наций,
берут только стоимость материалов, употребленных на исправление и поденную
плату мастеровым. А потому, сняв
артиллерию, якоря и часть груза, транспорт подняли; при этом оказалось, что
киль транспорта весь оголен и помят; кроме того, в носовой его части и около
миделя оборвано много меди, так что на исправление понадобилось ее 96 листов.
Исправления эти окончились 30 января, а после того свежие
ветра задержали транспорт в С.-Франциско долее предполагаемого времени. Наконец
4 февраля ветр перешел к NW и капитан-лейтенант Бутаков оставил этот порт 6 февраля.
В Калифорнии, чрез посредство русского консула Костромитинова,
капитан-лейтенант Бутаков сделал для транспорта запас провизии и материалов по
шкиперской части, на шестимесячную кампанию по штату, и хотя с трудом, но мог
достать все необходимое для продолжения плавания. Так как паруса транспорта
были неблагонадежны, чтоб обходить с ними мыс Горн в зимнее время, то в
С.-Франциско сделан запас парусины на один комплект марселей, которые шились на
транспорте командою. 9 марта, после 31-дневного благополучного плавания,
транспорт стал на якорь на рейде Папеити, в месте резиденции губернатора
островов Товарищества.
Со дня выхода из С.-Франциско, имея постоянно северные ветры,
иногда довольно свежие, 14 Февраля достигли широты 23° 28' N и долготы 125° 6'
W от Гринвича, где встретили S ветр, продолжавшийся около 2 суток, в течении
которых делали небольшие галсы. 34 и 35 миль - наименьшее суточное плавание во
весь последний переход.
16 февраля, в широте 21° 50' N и долготе 125° 32' W
получили NО пассат, который довел транспорт до 2° 3' S ши¬роты и 131° 31' W
долготы. Здесь войдя в полосу SO пассата, не теряли его до самого Отаити.
25 Февраля пересекли экватор в долготе 128° 30'. Эту
точку экватора избрали для пересечения, во-первых для того, чтоб удалиться от
американского берега под влиянием перемены муссонов и экваторных штилей, и
во-вторых, чтобы, перейдя экватор и войдя в полосу SO пассата, не иметь чистого
фордевинда. Не держали прямым курсом на Отаити, расчитывая на течение, которое
по обе стороны экватора до широты 15° как, N-й так и S-й, весьма сильно на W,
- и не ошиблись в расчете, особенно приближаясь к Маркизским островам и
Низменному Архипелагу, где суточное течение оказывалось около 25 миль, а иногда
и более.
4 марта прошли острова Маркизские, проливом между островами
Гиау и Нука-Гива. 7 марта, к вечеру, подошли к островам Низменного Архипелага,
но по наступления ночи принуждены были пролежать в дрейфе до утра, и тогда уже
(8 марта), прошли проливом между Коралловыми островами, Крузенштерна и Дином.
Пролив этот шириною около 12 ½ миль и совершенно безопасен для плавания.
9 марта прибыли в Отаити, и со дня прихода приступили к
исправлению вооружения и к оконопачению транспорта. Со вступлением в тропики, некоторые
из нижних чинов, слабые здоровьем, совершенно поправились и в продолжение
перехода больных на транспорте не было.
Оставя рейд Папеити 27 марта, после 56-дневного
благополучного плавания прибыли в Pиo-Жанейро 23 мая. Первые три дня плавания
были удерживаемы штилями и маловетриями в виду острова Таити. Наступление потом
северные ветры довели транспорт до широты 29°10'S, долготы 130°52'W. Здесь встретили южный ветр, дувший несколько дней и
потом перешедший к W; весьма редко он заходил до SW, а чаще отходил к NW и N.
Преимущественно дуя от этих румбов довольно свежо, сопутствовал на всем
переходе почти до параллели Ла-Платы в Атлантическом океане. Меридиан мыса
Горна пересекли 27 апреля, при самых благоприятных обстоятельствах и весьма
умеренных ветрах от N и NW, под бом-брамселями и лиселями. По миновании мыса
Горна, ветер не изменялся, и потому, продолжая идти в полветра, прошли с ним по
О-ю сторону Фалкландских островов до широты 47°10'S и долготы 48°22'W. Здесь 4
и 5 мая, выдержали жестокий шторм, начавшийся от SW и весьма скоро перешедший к
SSW. Продолжая дуть от этого румба, он сопровождался жестокими ураганными порывами.
В огромной толчее, между старою и новою зыбью, при усилившейся
килевой качке, транспорт зарылся носом и потерял утлегарь, при падении которого,
когда растрепавшимся кливером забуровило, сломило конец правого крамбола, чрез
который проходили утлегарь-бакштаги. К вечеру 5 числа ветер смягчился и задул
ровно.
С 10 по 18 мая северные ветры, по временам весьма Тихие,
замедлили плавание, но приблизясь к американскому берегу, вошли в полосу южного
муссона, господствующего у здешних берегов в зимние месяцы, и плыли с ним до Pиo-Жанейро,
куда прибыли 23 мая.
На всем переходе больных почти не было, но к концу плавания
болезнь одного из нижних чинов приняла характер тифозной горячки, и потому по
приходе на рейд, отправили его в береговой лазарет, куда английские и французские
военные суда свозят своих больных; но не смотря на все старания восстановить
здоровье больного, он умер 30 мая.
Оставя рейд Pиo-Жанейро 16 июня, после 71-дневного благополучного
плавания, прибыли в Шербург 25 августа.
По выходе в океан, на другой же день получили свежий ветер
от NО, принудивший семь дней лежать левым галсом; но достигнув широты 27° 22'
S, и долготы 33° 47' W, получили южный ветр, дувший первые три дня весьма свежо;
после чего ветр этот, перейдя в SO пассат, иногда прерывался маловетриями.
Однако ж к 9 июля транспорт пересек экватор, в долготе 29°; SO ветры не
переставали и около экватора сопутствовать, перейдя к S и SW, довели до широты
13°18'N, по меридиану долготы 28½°. Междупассатную полосу прошли
нечувствительно и, вместо штилей и переменных ветров, имели все время попутный
ветр, с которым суточное плавание было не менее 109, а иногда доходило и до 160
миль; только последний день, 17 июля, сделали не более 77 миль. Проштилевав ровно сутки, получили NО пассат, по временам
дувший свежо, но вообще весьма умеренно.
25 июля, в широте 29° 50' N, долготе 38° 46' W, потеряли
NО пассат и шли уже с тихими, хотя и переменными, но более попутными ветрами,
дозволявшими держать прямо на Азорские острова.
Чтоб сделать запас свежей провизии, намеревались зайти на
остров Фаяль, но, не дойдя до него 92 миль, были задержаны в продолжение трех
дней штилями, после которых 6 августа, сделалось маловетрие от N. Чтоб не
терять времени в лавировке, которая не представляла большой выгоды, взяли курс
на западные острова из группы Азорских; к рассвету 7-го числа, подошли к
острову Флорес и не раскаялись в своем решении, по той причине, что остров,
хотя и не представляет удобных и безопасных якорных мест, но, держась под
парусами, под ветром его, в течение нескольких часов сделали необходимый запас
зелени и мяса; кроме того взяли двух живых быков и добавили немного пресной
воды и, в тот же день, в 5 часу вечера, удалились от острова.
Остров Флорес, находясь на ветре всей группы Азорских
островов, служит для проверки плавания всем судам, идущим в Европу и, производя
в изобилии огородные овощи и рогатый скот, сбывает их по весьма умеренной цене,
а потому, почти ежедневно, посещается проходящими судами.
После полдня 7 августа, ветр перешел к SW и с ним
продолжали плавание; но на третий день он изменил и, дуя между N и О или маловетриями,
или весьма свежо, замедлял путь до 17 августа. С этого же времени ветр, дувший
попеременно от N или SW, к 24 августа довел до Английского канала. В полночь на
25-е увидели маяки на Лизарде и продолжали идти, сопровождаемые SW.
25 августа вошли на Шербургский рейд после 71-дневнаго
перехода; 1 сентября вышли в море, для следования в Кронштадт, и 7 сентября
прибыли на Копенгагенский рейд, а 15 сентября пришли благополучно в Кронштадт. Источник: Сгибнев А.С. Обзор заграничных плаваний судов
Русского военного флота с 1850 по 1868 г.г. т.1 СПб.:
Типография Морского Министерства,
1871, стр. 189-194
Источник: http://russvostok.ucoz.ru/ |