РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.04.2024, 13:40

Главная » Статьи » 1852-1857 «Двина» Бессарабский П.Н. - Бутаков И.И. » 1852-1857 «Двина» Бессарабский П.Н. - Бутаков И.И.

Транспорт „Двина". Возвращение в Кронштадт от Восточных берегов Сибири.

Транспорт „Двина". Возвращение в Кронштадт от Восточных берегов Сибири.


20 августа 1856 года транспорт «Двина», под командою капитан-лейтенанта Бутакова 3-го, вышел из Николаевска и, на буксире парохода «Америка», прошел Амурский бар 22 августа. Перегрузясь окончательно у мыса Лазарева, 13 октября отправился по назначению в Балтику.

Плавание до Сан-Франциско было совершено транспортом вполне благополучно и на транспорте повреждений никаких не оказалось; но зная что в предыдущие годы он стоял два раза на мели в Авачинской губе, из коих один раз на камнях; и приписывая дурной ход транспорта недостатку обшивочной меди на подводной части судна, капитан-лейтенант Бутаков, по приходе в С.-Франциско, тщательно осмотрел его подводную часть и убедившись, что в некоторых местах недостает многих листов, решился идти в док для исправления.

В 30 милях от С.-Франциско, вверх по бухте Св. Павла, на острове Мэр, находился плавучий док в адмиралтействе правительства Соединенных Штатов, под командою коммодора Фарагута, который объявил, что как за док, так и за все исправления, которые могли бы потребоваться для военных судов всех наций, берут только стоимость материалов, употребленных на исправление и поденную плату мастеровым.  А потому, сняв артиллерию, якоря и часть груза, транспорт подняли; при этом оказалось, что киль транспорта весь оголен и помят; кроме того, в носовой его части и около миделя оборвано много меди, так что на исправление понадобилось ее 96 листов.

Исправления эти окончились 30 января, а после того свежие ветра задержали транспорт в С.-Франциско долее предполагаемого времени. Наконец 4 февраля ветр перешел к NW и капитан-лейтенант Бутаков оставил этот порт 6 февраля.

В Калифорнии, чрез посредство русского консула Костромитинова, капитан-лейтенант Бутаков сделал для транспорта запас провизии и материалов по шкиперской части, на шестимесячную кампанию по штату, и хотя с трудом, но мог достать все необходимое для продолжения плавания. Так как паруса транспорта были неблагонадежны, чтоб обходить с ними мыс Горн в зимнее время, то в С.-Франциско сделан запас парусины на один комплект марселей, которые шились на транспорте командою. 9 марта, после 31-дневного благополучного плавания, транспорт стал на якорь на рейде Папеити, в месте резиденции губернатора островов Товарищества.

Со дня выхода из С.-Франциско, имея постоянно северные ветры, иногда довольно свежие, 14 Февраля достигли широты 23° 28' N и долготы 125° 6' W от Гринвича, где встретили S ветр, продолжавшийся около 2 суток, в течении которых делали небольшие галсы. 34 и 35 миль - наименьшее суточное плавание во весь последний переход.

16 февраля, в широте 21° 50' N и долготе 125° 32' W получили NО пассат, который довел транспорт до 2° 3' S ши¬роты и 131° 31' W долготы. Здесь войдя в полосу SO пассата, не теряли его до самого Отаити.

25 Февраля пересекли экватор в долготе 128° 30'. Эту точку экватора избрали для пересечения, во-первых для того, чтоб удалиться от американского берега под влиянием перемены муссонов и экваторных штилей, и во-вторых, чтобы, перейдя экватор и войдя в полосу SO пассата, не иметь чистого фордевинда. Не держали прямым курсом на Отаити, расчитывая на течение, которое по обе стороны экватора до широты 15° как, N-й так и S-й, весьма сильно на W, - и не ошиблись в расчете, особенно приближаясь к Маркизским островам и Низменному Архипелагу, где суточное течение оказывалось около 25 миль, а иногда и более.

4 марта прошли острова Маркизские, проливом между островами Гиау и Нука-Гива. 7 марта, к вечеру, подошли к островам Низменного Архипелага, но по наступления ночи принуждены были пролежать в дрейфе до утра, и тогда уже (8 марта), прошли проливом между Коралловыми островами, Крузенштерна и Дином. Пролив этот шириною около 12 ½ миль и совершенно безопасен для плавания.

9 марта прибыли в Отаити, и со дня прихода приступили к исправлению вооружения и к оконопачению транспорта. Со вступлением в тропики, некоторые из нижних чинов, слабые здоровьем, совершенно поправились и в продолжение перехода больных на транспорте не было.

Оставя рейд Папеити 27 марта, после 56-дневного благополучного плавания прибыли в Pиo-Жанейро 23 мая. Первые три дня плавания были удерживаемы штилями и маловетриями в виду острова Таити. Наступление потом северные ветры довели транспорт до широты 29°10'S, долготы 130°52'W. Здесь встретили южный ветр, дувший несколько дней и потом перешедший к W; весьма редко он заходил до SW, а чаще отходил к NW и N. Преимущественно дуя от этих румбов довольно свежо, сопутствовал на всем переходе почти до параллели Ла-Платы в Атлантическом океане. Меридиан мыса Горна пересекли 27 апреля, при самых благоприятных обстоятельствах и весьма умеренных ветрах от N и NW, под бом-брамселями и лиселями. По миновании мыса Горна, ветер не изменялся, и потому, продолжая идти в полветра, прошли с ним по О-ю сторону Фалкландских островов до широты 47°10'S и долготы 48°22'W. Здесь 4 и 5 мая, выдержали жестокий шторм, начавшийся от SW и весьма скоро перешедший к SSW. Продолжая дуть от этого румба, он сопровождался жестокими ураганными порывами.

В огромной толчее, между старою и новою зыбью, при усилившейся килевой качке, транспорт зарылся носом и потерял утлегарь, при падении которого, когда растрепавшимся кливером забуровило, сломило конец правого крамбола, чрез который проходили утлегарь-бакштаги. К вечеру 5 числа ветер смягчился и задул ровно.

С 10 по 18 мая северные ветры, по временам весьма Тихие, замедлили плавание, но приблизясь к американскому берегу, вошли в полосу южного муссона, господствующего у здешних берегов в зимние месяцы, и плыли с ним до Pиo-Жанейро, куда прибыли 23 мая.

На всем переходе больных почти не было, но к концу плавания болезнь одного из нижних чинов приняла характер тифозной горячки, и потому по приходе на рейд, отправили его в береговой лазарет, куда английские и французские военные суда свозят своих больных; но не смотря на все старания восстановить здоровье больного, он умер 30 мая.

Оставя рейд Pиo-Жанейро 16 июня, после 71-дневного благополучного плавания, прибыли в Шербург 25 августа.

По выходе в океан, на другой же день получили свежий ветер от NО, принудивший семь дней лежать левым галсом; но достигнув широты 27° 22' S, и долготы 33° 47' W, получили южный ветр, дувший первые три дня весьма свежо; после чего ветр этот, перейдя в SO пассат, иногда прерывался маловетриями. Однако ж к 9 июля транспорт пересек экватор, в долготе 29°; SO ветры не переставали и около экватора сопутствовать, перейдя к S и SW, довели до широты 13°18'N, по меридиану долготы 28½°. Междупассатную полосу прошли нечувствительно и, вместо штилей и переменных ветров, имели все время попутный ветр, с которым суточное плавание было не менее 109, а иногда доходило и до 160 миль; только последний день, 17 июля, сделали не более 77 миль. Проштилевав  ровно сутки, получили NО пассат, по временам дувший свежо, но вообще весьма умеренно.

25 июля, в широте 29° 50' N, долготе 38° 46' W, потеряли NО пассат и шли уже с тихими, хотя и переменными, но более попутными ветрами, дозволявшими держать прямо на Азорские острова.

Чтоб сделать запас свежей провизии, намеревались зайти на остров Фаяль, но, не дойдя до него 92 миль, были задержаны в продолжение трех дней штилями, после которых 6 августа, сделалось маловетрие от N. Чтоб не терять времени в лавировке, которая не представляла большой выгоды, взяли курс на западные острова из группы Азорских; к рассвету 7-го числа, подошли к острову Флорес и не раскаялись в своем решении, по той причине, что остров, хотя и не представляет удобных и безопасных якорных мест, но, держась под парусами, под ветром его, в течение нескольких часов сделали необходимый запас зелени и мяса; кроме того взяли двух живых быков и добавили немного пресной воды и, в тот же день, в 5 часу вечера, удалились от острова.

Остров Флорес, находясь на ветре всей группы Азорских островов, служит для проверки плавания всем судам, идущим в Европу и, производя в изобилии огородные овощи и рогатый скот, сбывает их по весьма умеренной цене, а потому, почти ежедневно, посещается проходящими судами.

После полдня 7 августа, ветр перешел к SW и с ним продолжали плавание; но на третий день он изменил и, дуя между N и О или маловетриями, или весьма свежо, замедлял путь до 17 августа. С этого же времени ветр, дувший попеременно от N или SW, к 24 августа довел до Английского канала. В полночь на 25-е увидели маяки на Лизарде и продолжали идти, сопровождаемые SW.

25 августа вошли на Шербургский рейд после 71-дневнаго перехода; 1 сентября вышли в море, для следования в Кронштадт, и 7 сентября прибыли на Копенгагенский рейд, а 15 сентября пришли благополучно в Кронштадт.

Источник: Сгибнев А.С. Обзор заграничных плаваний судов Русского военного флота с 1850 по 1868 г.г.  т.1 СПб.: Типография Морского Министерства, 1871, стр. 189-194



Источник: http://russvostok.ucoz.ru/
Категория: 1852-1857 «Двина» Бессарабский П.Н. - Бутаков И.И. | Добавил: alex (14.01.2014)
Просмотров: 593 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz