Плавание шхуны "Восток" у берегов Восточной Азии (1853-1854гг.).
18 августа 1853 года шхуна была отправлена из Нагасаки с различными поручениями в Татарский пролив и к устью Амура. 20-го миновали Корейский пролив, а 26-го вечером увидели западный берег Иессо. 25 августа в широте N 40°, долготе О 135°, имели непродолжительный, но сильный шторм, начавшийся от SO и в течение 12 часов перешедший к SW. 30-го прошли вплоть около Пика-де-Лангль, а вечером были усмотрены холмы юго-западной оконечности Сахалина.
С рассветом 31-го, при легком ветре от S, были в 10 милях от мыса Крильйон. С полдня до сумерек шли вдоль берега, в расстоянии 1½ миль, имея глубину от 20 до 25 сажень. На ночь отошли миль на 10 в море и под малыми парусами лежали на N, а 1-го сентября бросили якорь в небольшой бухте на Сахалине. Снявшись с якоря под вечерь, по окончании описных работ, отошли на ночь от берега. 2-го сентября, миновав мыс, окраивающий бухту d'Eslaing с севера, увидели другое углубление, в котором стали на якорь. Здесь также сделали съемку. Снявшись к вечеру с якоря и следуя к N, 3 сентября подошли к берегу немного южнее Лососинного ручья. В 11-м часу утра увидали 3 пирамидальные кекура, обойдя которые, бросили якорь в небольшой бухте. До 7 сентября производили в окрестностях этой бухты гидрографические исследования. Затем снялись с якоря и окончили в этот же день беглую опись до мыса Тык и на ночь бросили якорь около этого мыса. 8 сентября продолжали опись к северу, причем шхуна, при повороте почувствовала два легких сотрясения, коснувшись мели, и в тот же день бросили якорь в де-Кастри.
9 сентября шхуна с промером дошла до мыса Лазарева, где и стала на якорь; 11-го пробрались до о-ва Хаземиф; 12-го подошли к мысу Уси, а 13-го стали на якорь в самом устье Амура, по внутреннюю сторону мыса Пронге. Отсюда командир шхуны отправил лейтенанта Чихачева в Николаевский пост, а сам, на другой шлюпке, отправился в Петровское зимовье. 18-го сентября капитан-лейтенант Римский-Корсаков возвратился на шхуну, и 19 сентября снялись с якоря, для следования в де-Кастри, куда прибыли 20-го, при свежем попутном ветре.
25 сентября шхуна снялась с якоря и отправилась к Сахалину, для поверки показаний лейтенанта Бошняка об удобствах притоки Виахту При этих работах, 26-го числа, шхуна стала на мель и обсохла при отливе. Пользуясь этим обстоятельством осмотрели подводную часть шхуны и открыли небольшое повреждение в руле, которое и было исправлено. При следующем приливе шхуна сошла с мели. 2 октября, по окончании описных работ и исправлен рулевого пера, вышли из притоки, а вечером стали на якорь в 5-ти милях от мыса Дуэ, где взяли уголь и 4 октября перешли в де-Кастри.
15 октября шхуна снова прибыла к Дуэ, и погрузив уголь, 17-го отправилась в Императорскую гавань, при S свежем ветре, куда и прибыла 20 октября. 23 октября вышли в море. Японское море перешли с переменными, большею частью северными умеренными ветрами. 1 ноября миновали Корейский пролив, а 3 ноября прибыли в Нагасаки.
11 ноября, вместе со всем отрядом, шхуна снялась с якоря, при марсельном ветре от NW. Ночью на 12 число миновали мыс Готто и в то же утро прошли в виду камней Паллада. Затем почти до самой группы Садль имели NW, иногда очень свежий и порывистый. При одном из порывов, 13 ноября, сломало топ грот-мачты не много ниже краспицы. Но случай этот не повлек за собою никаких дальнейших повреждений, так что передние паруса могли нести, и с помощью машины не отставав от фрегата.
14 ноября, утром, усмотрели острова Садль и после полдня стали вместе с фрегатом на якорь на Ост-Садльском рейде. 15 ноября, приняв адмирала, шхуна снялась с якоря и пройдя проливом между зюйд- и ост-Садлями взяла курс к бару Ян-це-кианга. В сумерки, определив свое место по острову Гуцлаф, перешли бар, и около 10 часов вечера, по причине отлива и свежего противного ветра, стали на якорь в реке, в 20 милях ниже Вусунга. 16-го утром перешли к Вусунгу, откуда адмирал уехал в Шанхай, куда на другой день перешла и шхуна.
В Шанхае шхуна была введена в док, для осмотра и окраски подводной части. Здесь сломанную мачту заменили наставной из комля старой мачты и фрегатской стеньги. 4 декабря шхуна была выведена из дока и 10-го утром, окончив вооружение и нагрузку, спустилась к Вусунгу, а 11-го перешла к острову Садль.
18 декабря отряд вышел в море и имел на переходе большею частью N ветры, иногда довольно свежие. 23-го прибыли с отрядом в Нагасаки, где и бросили якорь на внутреннем рейде.
Простояв в Нагасаки с отрядом 28 дней, 21 января 1854 г., адмирал предписал командиру шхуны отвезти депеши в Шанхай и взять оттуда почту. 24 числа шхуна снялась с якоря. На переходе имели ветры между NW и N, большею частью свежие и сопровождаемые дождем и пасмурностью. 28 числа подошли на вид Садльской группы и в тот же день бросили якорь на рейде о-ва Сайд-Садля. Свежие противные ветры задержали здесь шхуну трое суток и, наконец, снявшись с якоря при том же NW, но более умеренном, благополучно прибыли в Шанхай.
Исполнив поручение, 31 числа шхуна вышла в море и миновав ночью группу Садль, взяла курс к Напакиангу, на Ликейских островах, где шхуне предписано было соединиться с отрядом. На этом переходе имели переменные, большею частью умеренные ветры от N и S. 4 февраля подошли на вид о-ва Монтомери. Ночью на 5 число, при засвежевшем ветре, лавировкою поднимались вдоль восточного берега большего Лу-чу к Напакиангу. 5 числа, когда были уже близко к якорной стоянке, нашла густая пасмурность. Командир фрегата выехал на катере на встречу шхуне, для указания фарватера и тогда шхуна без затруднения вошла на рейд.
Пробыв в Напакианге трое суток, 8 числа шхуна была послана адмиралом для осмотра и описи островов Бородино, с тем, чтобы шхуна соединилась потом с отрядом в Маниле.
В тот же вечер, при умеренном южном ветре, обогнули южную оконечность Лу-чу, и 10-го, после весьма благоприятного перехода, усмотрели северный Бородино. Но вместе с тем благоприятная погода сменилась густою пасмурностью и дождем, и ветер от N крепко засвежел, так что в этот день едва успели снять очерк N стороны острова. 11-го держались под зарифленными парусами около южного Бородино, а 12-го, при совершенно cтихнувшем ветре, в несколько часов, обошли оба острова и сняли их прибрежные очерки.
По окончании работ, в тот же вечер взяли курс к островам Баши. Затем в продолжена почти 5 дней имели тихие и умеренные ветры между SW и S, и подвигались вперед, средним числом, не более 100 миль в сутки; 18-го, около полдня, пришли на вид о-ва Ботель-Тобаго. Здесь получили свежий NО и вошли в Китайское море, между островами Ботель-Тобаго и северным Баши, а вечером 19-го, находясь но счислению милях в 30 к О от мыса Бахадер на Люцоне, получили маловетрие, так что 21 числа развели пары. 23-го увидали Корехидорский маяк, а потом при засвежевшем ветре, принуждены были лавировать, и только к вечеру стали на якорь на Манильском рейде, где адмирал, с прочими судами отряда, уже поджидал шхуну.
1 марта снялись с Манильского рейда и до 3 марта держались соединенно с фрегатом, идя вдоль берега Люцона, при легких ветрах, а 3 числа шхуна была послана к о-ву Батан, для заготовления свежей провизии. На другой день подошли к каменьям Вилли, в 15 милях к N от о-ва Калаяна. Здесь, при засвежевшем риф-марсельном N, не находя выгодным держать пары, остались под парусами 1½ суток лавировали длинными галсами, выбираясь к Батану. О-й ветер начал стихать и вечером стали на якорь около о-ва Сабтанга; 7-го снялись с якоря для отыскания якорного места в южной части Батана, и бросили якорь у селения С.-Доминго. 9 марта прибыл туда же и фрегат «Паллада». Получив здесь приказание от адмирала идти к Напакиангу, а потом в порт Гамильтона, шхуна снялась с якоря 11 марта и в тот же вечер лавировкою вошла в океан.
Переход от Батана к Лю-чу, при противных большею частью ветрах между N и NО, занял 10 дней, так что прибыли в Напакианг только 20 числа, а 21-го снова вышли в море и 28-го прибыли в порт Гамильтона. На этом переходе имели непостоянные, но чаще противные ветры, в том числе один в виду о-ва Квельпарта, довольно крепкий.
Десятидневная стоянка в порту была употреблена на различные необходимые на шхуне работы. 2 апреля прибыли сюда фрегат «Паллада» и барк «Кн. Меншиков», а 7-го, следуя адмиралу, шхуна снялась с якоря и 8-го прибыла в Нагасаки.
Получив предписание от адмирала взять в Шанхае почту, обозреть и по возможности описать группу островов Готто и затем идти на соединение с фрегатом в Императорскую гавань, шхуна 14-то вышла в море и немедленно приступила к обозрению о-ва Готто. Соображая время прихода почты в Шанхай, не могли заняться описью более недели. 22-го кончили съемку восточной стороны группы и исследовали проход между ею и западным берегом Киозиу и взяли курс в Ян-це-кианг. У Готто погода стояла благоприятная и только два раза дул крепкий ветер: один от N, а другой от SW, которые отняли двое суток работы. На переходе же к Китайскому берегу имели постоянно южные ветры, большею частью тихие.
28 апреля, при совершенном штиле и густом тумане, пошли в Ян-це-кианг, но увидав стоявший вне бара на якоре английский винтовой пароход «Стикс», ушли в море и у острова Садль, наняв лодку, отправили на ней доктора Вейриха в Шанхай за почтою, а сами со шхуною перешли к о-ву Шавейтану у входа в северный рукав Ян-це-кианга, где и дождались возвращения с почтою доктора Вейриха и в тот же день, т. е. 3 мая, ушли в море.
На переходе до Корейского пролива имели постоянные туманы и штили, весьма редко перемежавшиеся слабыми и умеренными ветрами, 6 мая шли вдоль северного берега Квельпарта, а 8-го миновали Корейский пролив. За тем до о-ва Дажелета, который миновали вблизи, 11-го мая, шхуну сопровождали тихие, большею частью южные ветры. Около параллели 40° встретили крупную зыбь от N, и вместе с тем начались туманы. Но ветер все время был южный и изредка лишь менялся штилями и маловетриями.
17 мая, около параллели 44½°и меридиана 137°, в виду Столовой горы, встретили фрегат «Паллада» и последовали за ним в Татарский пролив. При благоприятных умеренных ветрах от S, 20-го были уже не далее 8 миль от входа в Императорскую гавань, но густой туман не позволил туда войти, а вместе с тем и ветер от S засвежел. Продержась двое суток в море, 23-го числа вошли в Императорскую гавань и стали на якорь в Константиновской губе.
Шхуна привезла из Шанхая известие об объявлении Францией войны России и Высочайшее повеление русским судам, в этих водах плавающим, соединиться в заливе де-Кастри. Шхуна же «Восток» получила здесь назначение следовать к устью Амура, для получения приказаний от генерал-губернатора. Выйдя 26 мая в море, 28-го прибыли в залив де-Кастри. Простояв здесь до 1 июня, 3-го снова возвратились в Императорскую гавань. На этом последнем переходе заметно стала усиливаться течь зазорами винта и кроме того вода стала подаваться трубками холодильника. Для исправления этих повреждений, шхуну накренили у борта фрегата, обнажили конец гребного вала и холодильник. Работы эти заняли 9 суток, а по окончании их, 13 июня шхуна снова ушла в де-Кастри, куда и прибыла 15 числа. 20-го, по прибытии на шхуну генерал-губернатора, она вышла из залива и направилась к Сахалину. Здесь высадили лейтенанта Савича с 10-ю солдатами, при баркасе, с гребцами и с провизиею на две недели, для добычи каменного угля. На следующий вечер, 21 июня, бросили якорь в Императорской гавани.
На другой день вышли с генерал-губернатором в море и направились к Дуэ. Но на пути ветер засвежел и развел у берега прибой, так что не встретилось возможности взять партии, и потому пошли в де-Кастри, чтобы выждать благоприятной погоды. Пробыв там день за ветром и другой за туманом, столько, потеряли времени, что некогда было помышлять об угле, ибо генерал-губернатор торопился в Петровское зимовье. Поэтому из де-Кастри пошли прямо в лиман, высадив у мыса Лазарева кондуктора с письмом к командиру Фрегата «Паллада», который вскоре должен быть придти в лиман, чтобы он снабдил лейтенанта Савича продовольствием.
27-го утром вошли в южный проход Амурского лимана и 1 июля, чрез Сахалинский прибрежный фарватер, вышли в Охотское море, а 2-го стали на якорь у Петровского зимовья, и несколько часов спустя перешли в залив Счастья.
4 июля, по распоряжению генерал-губернатора, взяв курьера и пассажиров, шхуна вышла из залива Счастье и 5-го числа пошла в Аян, куда прибыла 7 июля. Дождавшись почты, 11-го снялись с якоря и в ночь с 12-го на 13-е число бросили его около Петровского зимовья. Приняв здесь пассажиров, того же числа пошли в лиман и до 15-го искали фарватера к Амуру, а 16-го, с помощью гиляков, войдя в реку, стали на якорь у Николаевского поста.
17 июля, имея приказание идти к Сахалину за углем, шхуна снялась с якоря и в тот же день стала на мель в реке и только 20-го числа, при помощи парохода «Аргунь» сошла с мели. Продолжая плавание но лиману, 22-го вышли в Татарский пролив и к ночи стали на якорь в заливе де-Кастри, где нашли фрегат «Диана».
На следующий день снялись с якоря и подойдя к Сахалину, при засвежевшем S ветре, держались сутки под парусами. 24-го, поздно вечером, стали на якорь около Чихачевской ломки. Здесь, по причине беспрестанных свежих ветров, не могли погрузить угля ранее 30-го числа и в тот же день перешли в залив де-Кастри, где застали корвет «Оливуца».
Простояв здесь за свежим ветром до 1 августа, вошли в лиман и 2-го стали на мель, с которой снялись 4-го, а 5-го снова стояли на мели у Уси и Пронге; 6-го вошли в Амур, а 7-го стали на якорь против Николаевского поста.
Августа 6-го прибыл на шхуну генерал-губернатор. По приказанию его снялись с якоря и вошли в лиман, но к вечеру стали на мель, с которой однако скоро стянулись. 9-е число стояли на якоре, пережидая свежий ветер. 10-го немного подвинулись к северу и опять стали на мель, и наконец 11-го вышли в Охотское море, где и бросили якорь около Петровского зимовья.
14-го числа прибыл на шхуну генерал-губернатор и приказал идти в Аян, куда и пришли 15 августа. 17-го шхуна была отправлена с депешами в Петропавловскую гавань. Имея на переходе умеренные, большею частью NО и SО ветры, 24-го миновали 4-й Курильский пролив, а 26-го подошли на вид Авачи, но получив известие, что в Петропавловском порте находится неприятельская эскадра, поспешили к Большерецку.
27 августа открылась в шхуне течь зазорами винта, что принудило войти во 2-й Курильский пролив, где следующие три дня были употреблены на исправление повреждения. 31 августа шхуна вышла в море. В ночь на 1-е сентября, при сильном шторме, течь возобновилась. С рассветом встретили транспорт «Байкал» на который передали почту и сообщили известие о неприятельской эскадре. 2 сентября прибыли снова к 2-му Курильскому проливу. Здесь старались исправить повреждение, но не успели в том, по причине малого возвышения и понижения вод, и ограничились одною конопатью. Штили и противные ветры задержали здесь шхуну до 19 сентября. С 20 на 21-е имели очень крепкий ветер от S, с густою пасмурностью, а 21-го стали на якорь у Большерецкого устья, где нашли «Байкал», в ожидании приказаний из Петропавловского порта.
28 сентября, получив из Петропавловского порта все нужные сведения и бумаги, шхуна снялась с якоря и 10 октября бросила якорь у Петровского зимовья. На этом переходе имели только два дня попутные ветры, а в остальные—свежие противные от NW и SW, с налетными шквалами. 13 октября вошли в залив Счастья и, по изготовлении для команды казарм, 28 октября спустили флаг и вымпел.
В начале июня 1855 года шхуна перешла к Николаевскому посту и поступила затем в состав Сибирской флотилии, проведя навигацию 1855 г. в плавании по р. Амуру.
Источник: Сгибнев А.С. Обзор заграничных плаваний судов Русского военного флота с 1850 по 1868 г.г. т.1 СПб.: Типография Морского Министерства, 1871, стр. 53 - 61.
Источник: http://russvostok.ucoz.ru/ |