Фрегат «Аврора»
21 августа 1853 года вышел из Кронштадта, под командою каиитан-лейтенанта Изыльметьева,
назначенный для крейсерства в Охотском море фрегат «Аврора».
27 августа, подходя к
шведскому местечку Тралеборг, в 3 милях от берега, фрегат почувствовал сотрясение и вскоре остановился на
19 футовой глубине. 29 августа, при содействии двух шведских
военных пароходов, фрегат снялся с якоря и 30 августа прибыль на
Копенгагенский рейд, пользуясь в пути переменными ветрами. Сентября 3-го снялся с Копенгагенского рейда и в тот же день вечером, за противным маловетрием, бросил якорь близ
Гельсинора. 4 сентября фрегат, с корветом «Наварин», был взят на буксир датским
пароходом и выведен до меридиана маяка Куллен, где вступив под паруса, лавировал
к N. 6-го, в полдень, прошли мыс Скаген, и с этого числа по 14-е дули свежие
ветры от NW и SW; фрегат постоянно имел 4
рифа. 14-го числа ветер сделался от N, тогда взяли курс в Немецкое море; но к вечеру
ветер вдруг зашел к NW и сталь усиливаться до того, что в 11 часов сделался шторм. Находясь по счислению от
маяка Хансгольмен на NW 40°, в 24 милях, и имея сильное волнение от N, фрегат прижимало к Ютландскому берегу, и
потому должны были нести марсели в 4 рифа, хотя имели крену до 35°. В эту ночь лопнул
цепной ватер-штаг, сломало на боканцах оба 10-ти весельные катера, оторвало
выстрел левой стороны, а у гротовых вант-путенс с правой стороны, 4 болта
согнуло вверх на 3 дюйма. В полдень 15-го, ветер от NW с тою же силою перешел к SW, почему и поворотили на левый галс; 10-го,
находясь в шир. 54°4' N и долг. 8° 9' О, от маяка Хансгольмен в расстоянии 15
миль на SW 80°, спустились в норвежский порт Христианзанд, для
исправления повреждений.
28 сентября фрегат вышел в
море, 3 октября прибыл благополучно на Спитгедский рейд, а 13-го был введен в
Портсмутскую гавань, для исправления повреждений. По осмотре в доке,
оказалось, что фалшкиль весь сорван и часть киля повреждена. Кроме того фрегат требовал конопатки подводной части и по
ватер-вельсам в обоих палубах. Вант-путенсовые болты, по мнению английских
кораблестроителей, потому подались вперед, что обшивные поясья, в которых пропущены
болты, введены из мягкого дерева, и потому их заменили дубовыми.
По окончании всех работ, 25
ноября фрегат оставил Спитгедский рейд и 27 ноября, подойдя на вид Лизарда, при
засвежевшем NО ветре, вышел в океан, имея ходу 11'/2 узловъ.
Попутный ветер продолжался
до вечера 29 ноября. Потом он стал дуть переменчиво, сопровождаясь дождем и
большою зыбью, а вечером 5 декабря снова перешел к N и NО, с умеренною силою. Курс
тогда стали склонять к S, которым 9-го числа прошли параллель Канарских островов
к W, в 430 милях итал., имея благоприятный ветер.
Не намереваясь заходить ни в один из портов до Pиo-Жанейро, располагали
курсами так, чтобы придти прямо на мыс Фрю.
С 11 до 14-го числа имели
ветры между SSW и StO, пользуясь которыми в
полночь с 13 на 14-е число вступили в пределы тропиков. В то время ветер стал
отходить чрез W к N, дозволив Фрегату идти прямым
курсом. 16 декабря, в широте 19° 10' N ветер перешел в N0 пассат, с которым 17
декабря полночь прошли острова Зеленого
мыса, к W от них, в расстоянии 81 мили, и взяли курс на SSO, с намерением пересечь экватор в долготе от 18
до 23° W.
Декабря 24-го, NО пассат совершенно стих; но безветрие было не продолжительно и того же
числа вечером получили SO пассат, который сначала дул весьма слабо. Идя левым галсом, 30 декабря, пересекли экватор,
в долготе 22°53' W. С удалением от экватора, SO пассат более и более усиливался и отошел к О. 2
января 1854 г. прошли параллель мыса Св. Рока в 530 итал. милях.
Января 7-го, в полдень,
находясь в широте 17° S и долготе 30° 4' W, потеряли SO пассат. Вскоре ветер сделался от NNO, очень тихий, тогда стали склонять курс к мысу
Фрио, который увидели 15 января на NО в 16 милях, в том именно направлении и расстоянии,
как по обсервациям предполагали его увидеть, а в 6 часов вечера того же числа вошли на Pиo-Жанейрский рейд.
Командир фрегата предполагал выйти в море в самом непродолжительном
времени, но противные ветры задержали его здесь лишнюю неделю, так что он мог
оставить порт только 31 января.
Выйдя на буксире коммерческого
парохода, вскоре получили NNO муссон и направились к мысу Горну. Муссон,
иногда довольно свежий, сопутствовать до 7 февраля, когда находясь на параллели реки Лa-Платы, в расстоянии 300 итал. миль, совершенно его потеряли. С этого времени стояли
переменные, большею частью противные ветры, сопровождавшиеся частыми шквалами. Мыс
Горн огибали с 23 Февраля до 13 марта, считая от параллели Фалкландских островов
до параллели Магелланова пролива, по западную сторону Америки. В это время
часто дули свежие ветры с снегом и градом. Температура стояла от + 1½, до ½° по R. Наименьшую широту имели
59° 10' S и долготу 86° 5' W. С этого меридиана стали склонять курс к
северу. Подойдя к о-ву Жуан-Фернандес, поверили хронометры и, пользуясь прибрежным
муссоном, взяли курс к порту Каллао, куда и прибыли 3 апреля, совершив переход из
Pio-Жанейро в 62 дня.
Здесь встретили на рейде французские
и английские фрегаты и корветы, под Флагами контр-адмиралов: английского
— Прайса и французского — де-Пуанта, Появление русского фрегата на рейде Каллао казалось англичанам
неожиданною и неизбежною добычею. Английский адмирал предлагал французскому не выпускать «Авроры» с рейда, но де-Пуант на
это не согласился.
Между тем фрегат «Аврора», не зная о
происходивших между ними переговорах, торопился оставить порт во первых потому,
что с почтою было получено известие о скором разрыве между Россией и Англией
и, во вторых, по причине свирепствовавшей в это время в Каллао желтой горячки.
14 апреля фрегат вышел в море, при тихом попутном ветре от SO, который скоро засвежел. У островов
Хормигас-де-Афюэра получили SO пассат, который дул сначала умеренно, а потом свежо,
причем, неся всевозможные паруса, делали в сутки 180 миль.
Пробежав 2840 миль в 15½ дней, апреля 30, в 5 час. утра, пересекли экватор
в долгот* 121° 48' W. От экватора пассат стал
ослабевать, и в широте 7° N, долготе 124° 11', в ночи с 4 на 5-е мая, вовсе его потеряли и
вступили в полосу переменных ветров и штилей, в которой пробыли З½ суток. Мая 8-го, в полдень,
находясь в шир. 9° 5' N, долготе 124° 32' W, получили NО пассат.
Северный пассат дул вообще
свежо. Плавание в нем было также успешно как и в южном пассате. С 23 мая, в
шир. 31° 15' N и долг. 127° 50' W, начались ветры из SW и
NW четвертей, при дождливой погоде и тумане, с частыми шквалами. Фрегат часто черпал бортами, отчего постоянно
стояла вода в батарейной палубе и пазами проходила в жилую, так что людям не было возможности спастись от сырости и просушиться.
Обстоятельство это, при быстром понижении температуры воздуха, имело влияние
на здоровье команды, которое было уже частью расстроено продолжительным плаванием
от Портсмута. Люди начали заболевать в значительном числе, простудою и цингою.
На последнем переходе умерло 8 человек.
Сам командир заболел воспалением брюшины и 12 июня принужден был сдать
командование фрегатом старшему офицеру.
При таком состоянии здоровья
экипажа и упорном противном ветре,
уклонявшем курс к северу, имея в запасе воды на 15 дней, решились идти в Петропавловский порть, куда и прибыли 19 июня
благополучно. Трудно больных имели 35 человек и, кроме того, слабых и
расположенных к цинге 142 человека. Командир порта принял деятельные меры к скорейшему
выздоровлению больных, и команда фрегата в короткое время пребывания здесь
стала заметно поправляться.
Готовясь отправиться 18
августа по назначению, фрегат должен был остаться здесь, потому что въ этотъ день пришла в Авачинскую губу англо-французская эскадра, состоящая из трех больших и одного малого
фрегатов, брига
и большего парохода. С этого числа началась блокада Петропавловской гавани, во время
которой 20 и 24 августа фрегатская команда участвовала в славном
отражении неприятельского нападения на порт.
Прибывшая к
Петропавловскому порту неприятельская эскадра состояла из следующих судов: английского
парохода «Virago», франц. брига «Obligado», фрегатов «President»—под флагом английского адмирала, «Pique», «La Forte»—под флагом французского адмирала и «Eurydice».
После двухдневной
рекогносцировки и приготовления к бою, 20 августа неприятель начал громить наши батареи. Фрегат и брига два раза
подходили близко к берегу, имея на шлюпках десант; но были прогоняемы меткими
выстрелами наших батарей и фрегата «Аврора», который, вместе с транспортом «Двина», поставлен
был, перед сражением, в удобном месте в Петропавловской губе.
За тем до 24 августа
соединенная эскадра исправляла повреждения; в этот же день неприятель
возобновил свои действия. Сбив батареи, неприятель отправил на берег десант, на
двух ботах и 23 гребных судах. По выходе на берег, десант занял Никольскую гору
и открыл ружейный огонь по нашим войскам; но стрелковые наши отряды,
сформированные из команды фрегата «Аврора» и других команд, с
криком ура! ударили в штыки
и сбросили неприятеля с
горы. Отступление неприятеля к гребным судам произошло с большим для них уроном.
27 августа неприятельская эскадра ушла в море.
Фрегат, получив в этом деле
повреждения, (*) остался здесь на зимовку, а 5 апреля 1855 г., в составе
эскадры, состоявшей из корвета «Оливуца», транспорта «Двина», транспорта «Байкал»
и бота «№ 1-й», вышел из Петропавловского порта и направился к устью Амура.
По выходе из Петропавловского
порта, эскадра встретила свежие ветры, туман, снег и пургу; но за ненастными днями следовали дни ясные, так что
плавание, судя по времени года, было благоприятное.
1 мая эскадра благополучно
прибыла в де-Кастри, а 5-го присоединились к ней транспорт «Байкал» и бот «1-й».
8 мая, по прочищении
тумана, с эскадры нашей увидели идущие в де-Кастри три судна, под английским флагомъ. Неприятельский фрегат и бриг держались под парусами, а винтовой корвет
делал промер. К вечеру корвет открыл огонь по корвету «Оливуца», который отвечал
немедленно. В 9 часов вечера неприятельская эскадра скрылась.
Осведомясь, что лиман у
мыса Лазарева очистился от льда, контр-адмирал Завойко сделал сигнал эскадре быть в готовности сняться с якоря; но густой туман и
противный ветер не дозволили сняться ранее полночи. Пройдя мыс
Невельского все суда стали на якорь.
С 19-го по 24-е мая суда
наши постепенно подходили к мысу Лазарева, где построена была батарея. Но как без
фрегата «Диана» эскадре трудно было бы держаться противу сильного неприятеля, то
сделано было распоряжение к вводу всех судов наших в реку
Амур.
22 июня снята батарея с мыса,
и все суда пошли в Амур, где Фрегат и находился до заключения
мира, когда он получил назначение следовать обратно в Балтику.
(*)
Грота-мачта прострелена ядром;
4 пары грог-вант, огон лос-штага и штенкель грот-стень-вынтрепа
перебиты; грот- и кргойс-брам-стеньги с громоотводами и правые шкафутные сетки
повреждены; фор-марсовые железные путенс-ванты и степь-фордуп с правой перебиты;
во многих местах поврежден
брам-такелаж. Кроме того повреждены пушки и станки, бывшие на береговых
батареях.
Источник: Сгибнев А.С. Обзор заграничных плаваний судов
Русского военного флота с 1850 по 1868 г.г. т.1 СПб.:
Типография Морского Министерства,
1871, стр. 64-69
Источник: http://russvostok.ucoz.ru/publ/krugosvetnye_plavanija/1853_1857_avrora_izylmetev_i_n_tirol_m_p/44 |