РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.04.2024, 17:35

Главная » Статьи » 1853-1857 «Аврора» Изылметьев И.Н.-Тироль М.П. » 1853-1857 «Аврора» Изылметьев И.Н.-Тироль М.П.

Фрегат «Аврора»

Фрегат «Аврора»

 

21 августа 1853 года вышел из Кронштадта, под коман­дою каиитан-лейтенанта Изыльметьева, назначенный для крейсер­ства в Охотском море фрегат «Аврора».

27 августа, подходя к шведскому местечку Тралеборг, в 3 милях от берега, фрегат почувствовал сотрясение и вскоре остановился на 19 футовой глубине. 29 августа, при содействии двух шведских военных пароходов, фрегат снялся с якоря и 30 августа прибыль на Копенгагенский рейд, пользуясь в пути переменными ветрами. Сентября 3-го снялся с Копенгагенского рейда и в тот же день вечером, за противным маловетрием, бросил якорь близ Гельсинора. 4 сентября фрегат, с корветом «Наварин», был взят на буксир датским пароходом и выведен до меридиана маяка Куллен, где вступив под паруса, лавировал к N. 6-го, в полдень, прошли мыс Скаген, и с этого числа по 14-е дули свежие ветры от NW и SW; фрегат постоянно имел 4 рифа. 14-го числа ветер сделался от N, тогда взяли курс в Немецкое море; но к ве­черу ветер вдруг зашел к NW и сталь усиливаться до того, что в 11 часов сделался шторм. Находясь по счислению от маяка Хансгольмен на NW 40°, в 24 милях, и имея сильное волнение от N, фрегат прижимало к Ютландскому бе­регу, и потому должны были нести марсели в 4 рифа, хотя имели крену до 35°. В эту ночь лопнул цепной ватер-штаг, сломало на боканцах оба 10-ти весельные катера, оторвало выстрел левой стороны, а у гротовых вант-путенс с правой стороны, 4 болта согнуло вверх на 3 дюйма. В полдень 15-го, ветер от NW с тою же силою перешел к SW, почему и поворотили на левый галс; 10-го, находясь в шир. 54°4' N и долг. 8° 9' О, от маяка Хансгольмен в расстоянии 15 миль на SW 80°, спустились в норвежский порт Христианзанд, для исправления повреждений.

28 сентября фрегат вышел в море, 3 октября прибыл благополучно на Спитгедский рейд, а 13-го был введен в Портсмутскую гавань, для исправления повреждений. По осмо­тре в доке, оказалось, что фалшкиль весь сорван и часть киля повреждена. Кроме того фрегат требовал конопатки под­водной части и по ватер-вельсам в обоих палубах. Вант-путенсовые болты, по мнению английских кораблестроителей, по­тому подались вперед, что обшивные поясья, в которых про­пущены болты, введены из мягкого дерева, и потому их заме­нили дубовыми.

По окончании всех работ, 25 ноября фрегат оставил Спитгедский рейд и 27 ноября, подойдя на вид Лизарда, при засвежевшем NО ветре, вышел в океан, имея ходу 11'/2 узловъ.

Попутный ветер продолжался до вечера 29 ноября. По­том он стал дуть переменчиво, сопровождаясь дождем и большою зыбью, а вечером 5 декабря снова перешел к N и NО, с умеренною силою. Курс тогда стали склонять к S, которым 9-го числа прошли параллель Канарских островов к W, в 430 милях итал., имея благоприятный ветер. Не намереваясь заходить ни в один из портов до Pиo-Жанейро, располагали курсами так, чтобы придти прямо на мыс Фрю.

С 11 до 14-го числа имели ветры между SSW и StO, поль­зуясь которыми в полночь с 13 на 14-е число вступили в пределы тропиков. В то время ветер стал отходить чрез W к N, дозволив Фрегату идти прямым курсом. 16 декабря, в широте 19° 10' N ветер перешел в N0 пассат, с кото­рым 17 декабря полночь прошли острова Зеленого мыса, к W от них, в расстоянии 81 мили, и взяли курс на SSO, с намерением пересечь экватор в долготе от 18 до 23° W.

Декабря 24-го, NО пассат совершенно стих;  но безветрие было не продолжительно и того же числа вечером получили SO пассат, который сначала дул весьма слабо.  Идя левым галсом, 30 декабря, пересекли экватор, в долготе 22°53' W. С удалением от экватора, SO пассат более и более усили­вался и отошел к О. 2 января 1854 г. прошли параллель мыса Св. Рока в 530 итал. милях.

Января 7-го, в полдень, находясь в широте 17° S и дол­готе 30° 4' W, потеряли SO пассат. Вскоре ветер сделался от NNO, очень тихий, тогда стали склонять курс к мысу Фрио, который увидели 15 января на NО в 16 милях, в том именно направлении и расстоянии, как по обсервациям предполагали его увидеть, а в 6 часов вечера того же числа вошли на Pиo-Жанейрский рейд.

Командир фрегата предполагал выйти в море в самом непродолжительном времени, но противные ветры задержали его здесь лишнюю неделю, так что он мог оставить порт только 31 января.

Выйдя на буксире коммерческого парохода, вскоре получили NNO муссон и направились к мысу Горну. Муссон, иногда довольно свежий, сопутствовать до 7 февраля, когда находясь на параллели реки Лa-Платы, в расстоянии 300 итал. миль, совершенно его потеряли. С этого времени стояли переменные, большею частью противные ветры, сопровождавшиеся частыми шквалами. Мыс Горн огибали с 23 Февраля до 13 марта, считая от параллели Фалкландских островов до параллели Ма­гелланова пролива, по западную сторону Америки. В это время часто дули свежие ветры с снегом и градом. Температура стояла от + 1½, до ½° по R. Наименьшую широту имели 59° 10' S и долготу 86° 5' W. С этого меридиана стали скло­нять курс к северу. Подойдя к о-ву Жуан-Фернандес, поверили хронометры и, пользуясь прибрежным муссоном, взяли курс к порту Каллао, куда и прибыли 3 апреля, совершив переход из Pio-Жанейро в 62 дня.

Здесь встретили на рейде французские и английские фрегаты и корветы, под Флагами контр-адмиралов: английского — Прайса и французского де-Пуанта, Появление русского фрегата на рейде Каллао казалось англичанам неожиданною и неизбежною добы­чею. Английский адмирал предлагал французскому не выпу­скать «Авроры» с рейда, но де-Пуант на это не согласился.

Между тем фрегат «Аврора», не зная о происходивших между ними переговорах, торопился оставить порт во первых по­тому, что с почтою было получено известие о скором раз­рыве между Россией и Англией и, во вторых, по причине сви­репствовавшей в это время в Каллао желтой горячки.

14 апреля фрегат вышел в море, при тихом попутном ветре от SO, который скоро засвежел. У островов Хормигас-де-Афюэра получили SO пассат, который дул сначала умеренно, а потом свежо, причем, неся всевозможные паруса, делали в сутки 180 миль.

Пробежав 2840 миль в 15½ дней, апреля 30, в 5 час. утра, пересекли экватор в долгот* 121° 48' W. От экватора пассат стал ослабевать, и в широте 7° N, долготе 124° 11', в ночи с 4 на 5-е мая, вовсе его потеряли и вступили в полосу переменных ветров и штилей, в которой пробыли З½ суток. Мая 8-го, в полдень, находясь в шир. 9° 5' N, дол­готе 124° 32' W, получили NО пассат.

Северный пассат дул вообще свежо. Плавание в нем было также успешно как и в южном пассате. С 23 мая, в шир. 31° 15' N и долг. 127° 50' W, начались ветры из SW и NW четвертей, при дождливой погоде и тумане, с частыми шква­лами. Фрегат часто черпал бортами, отчего постоянно стояла вода в батарейной палубе и пазами проходила в жилую, так что людям не было возможности спастись от сырости и про­сушиться. Обстоятельство это, при быстром понижении темпе­ратуры воздуха, имело влияние на здоровье команды, которое было уже частью расстроено продолжительным плаванием от Порт­смута. Люди начали заболевать в значительном числе, про­студою и цингою. На последнем переходе умерло 8 человек. Сам командир заболел воспалением брюшины и 12 июня принужден был сдать командование фрегатом старшему офицеру.

При таком состоянии здоровья экипажа и упорном противном ветре, уклонявшем курс к северу, имея в запасе воды на 15 дней, решились идти в Петропавловский порть, куда и прибыли 19 июня благополучно. Трудно больных имели 35 че­ловек и, кроме того, слабых и расположенных к цинге 142 человека. Командир порта принял деятельные меры к ско­рейшему выздоровлению больных, и команда фрегата в корот­кое время пребывания здесь стала заметно поправляться.

Готовясь отправиться 18 августа по назначению, фрегат должен был остаться здесь, потому что въ этотъ день пришла в Авачинскую губу англо-французская эскадра, состоящая из трех больших и одного малого фрегатов, брига и большего парохода. С этого числа началась блокада Петропавловской гавани, во время которой 20 и 24 августа фрегатская команда участвовала в славном отражении неприятельского нападения на порт.

Прибывшая к Петропавловскому порту неприятельская эскадра состояла из следующих судов: английского парохода «Virago», франц. брига «Obligado», фрегатов «President»—под флагом английского адмирала, «Pique», «La Forte»—под флагом фран­цузского адмирала и «Eurydice».

После двухдневной рекогносцировки и приготовления к бою, 20 августа неприятель начал громить наши батареи. Фрегат и брига два раза подходили близко к берегу, имея на шлюпках десант; но были прогоняемы меткими выстрелами наших батарей и фрегата «Аврора», который, вместе с транспортом «Двина», поставлен был, перед сражением, в удобном месте в Петропавловской губе.

За тем до 24 августа соединенная эскадра исправляла повреждения; в этот же день неприятель возобновил свои действия. Сбив батареи, неприятель отправил на берег десант, на двух ботах и 23 гребных судах. По выходе на берег, десант занял Никольскую гору и открыл ружейный огонь по нашим войскам; но стрелковые наши отряды, сформированные из команды фрегата «Аврора» и других команд, с криком ура! ударили в штыки и сбросили неприятеля с горы. Отступ­ление неприятеля к гребным судам произошло с большим для них уроном. 27 августа неприятельская эскадра ушла в море.  

Фрегат, получив в этом деле повреждения, (*) остался здесь на зимовку, а 5 апреля 1855 г., в составе эскадры, состоявшей из корвета «Оливуца», транспорта «Двина», транспорта «Байкал» и бота «№ 1-й», вышел из Петропавловского порта и на­правился к устью Амура.

По выходе из Петропавловского порта, эскадра встретила свежие ветры, туман, снег и пургу; но за ненастными днями следовали дни ясные, так что плавание, судя по времени года, было благоприятное.

1 мая эскадра благополучно прибыла в де-Кастри, а 5-го присоединились к ней транспорт «Байкал» и бот      «1-й».

8 мая, по прочищении тумана, с эскадры нашей увидели идущие в де-Кастри три судна, под английским флагомъ. Неприятельский фрегат и бриг держались под парусами, а винтовой корвет делал промер. К вечеру корвет открыл огонь по корвету «Оливуца», который отвечал немедленно. В 9 часов вечера неприятельская эскадра скрылась.

Осведомясь, что лиман у мыса Лазарева очистился от льда, контр-адмирал Завойко сделал сигнал эскадре быть в готовности сняться с якоря; но густой туман и противный ветер не дозволили сняться ранее полночи. Пройдя мыс Невельского все суда стали на якорь.

С 19-го по 24-е мая суда наши постепенно подходили к мысу Лазарева, где построена была батарея. Но как без фрегата «Диана» эскадре трудно было бы держаться противу сильного неприятеля, то сделано было распоряжение к вводу всех судов наших в реку Амур.

22 июня снята батарея с мыса, и все суда пошли в Амур, где Фрегат и находился до заключения мира, когда он получил назначение следовать обратно в Балтику.

(*) Грота-мачта прострелена ядром; 4 пары грог-вант, огон лос-штага и штенкель грот-стень-вынтрепа перебиты; грот- и кргойс-брам-стеньги с гро­моотводами и правые шкафутные сетки повреждены; фор-марсовые железные путенс-ванты и степь-фордуп с правой перебиты; во многих местах  поврежден брам-такелаж. Кроме того повреждены пушки и станки, бывшие на береговых батареях.

Источник: Сгибнев А.С. Обзор заграничных плаваний судов Русского военного флота с 1850 по 1868 г.г.  т.1 СПб.: Типография Морского Министерства, 1871, стр. 64-69

 

 



Источник: http://russvostok.ucoz.ru/publ/krugosvetnye_plavanija/1853_1857_avrora_izylmetev_i_n_tirol_m_p/44
Категория: 1853-1857 «Аврора» Изылметьев И.Н.-Тироль М.П. | Добавил: alex (06.08.2013)
Просмотров: 864 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz