РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 27.06.2017, 10:07

Главная » Статьи » 1853-1857 «Аврора» Изылметьев И.Н.-Тироль М.П. » 1853-1857 «Аврора» Изылметьев И.Н.-Тироль М.П.

Фрегат „Аврора». Возвращение в Кронштадт от восточных берегов Сибири.

    Фрегат „Аврора».Возвращение в Кронштадт от восточных берегов Сибири.

                  

4 июля 1856 года фрегат «Аврора», под командою капитана 2 ранга Тироля 1-го, вышел из устьев Амура, на буксире парохода «Аргунь»; 6 июля фрегат обогнул мыс Пронгэ и стал на якорь, в двух верстах к S от мыса. 10 июля обогнул остров Уюзют, но, за мелководьем, простоял здесь на мели 9 дней; 29 июля, с помощью завозов и парохода «Аргунь» потянулся далее  и   21 июля, перейдя бар лимана, стал на якорь близ мыса Джаори. К 28 июля фрегат перешел к параллели островов Хаземив, где снова стал на якорь и приступил к вооружению и нагрузке, что продолжалось до 14 сентября, когда фрегат, совсем изготовясь, перешел к мысу Лазарева, для принятия провизии с транспорта «Двина».  Простояв здесь до 9 октября, фрегат снялся с якоря и, при тихом NNO, с помощью буксира трех гребных судов, обогнул мысы Лазарева и Муравьева. С 12 до 15 октября фрегат дошел до де-Кастри, где остановился для проверки хронометров и приема свежего мяса. «В этот последний переход, - доносит  капитан 2 ранга Тироль, - температура воздуха возвышалась только в полдень не более +l½° по Реомюру, в остальное же время дня часто была ниже -2½°, со снегом и градом, что было очень затруднительно для промерных судов, шедших впереди фрегата: весла и лотлини обмерзали до того, что нельзя было ими действовать».

16 октября стоял свежий ветер от N, со снегом и пасмурностью; между тем барометр показывал 29.81 д. На другой день, когда погода прояснилась, фрегат снялся с якоря и отправился в море, взяв с собою на пять дней свежего мяса.

«Намерение мое было — пишет капитан 2 ранга Тироль,— при обратном плавании, идти на мыс Горн, а именно: Сангарским проливом, потом в Сан-Франциско, для запаса провизии и покупки необходимых вещей, потому что на Сандвичевых островах, в Гонолулу, в это время года, фрегат на наружном рейде, по свежести ветров, стоять не может; на внутренний же рейд при малой воде войти нельзя». Потом предполагал идти на Вальпарайсо, Рио-Жанейро и так далее; но как фрегат мог выйти не ранее 17 октября, то, опасаясь бурного перехода в столь позднее время года, он предпочел идти на юг в Маниллу, а потом около мыса Доброй Надежды.

Снявшись из де-Кастри, фрегат направил курс в Маниллу, но на пути, в Японском море, встретил постоянно-свежие ветры со снегом и холодной погодой; в особенности 23 октября в широте 46°5' N, долготе   139° 32'О, ветр, дувший от NО со снегом, перешел к N и потом к NW, и к ночи обратился в жестокий шторм, с градом и 3° мороза. Качка была жестокая, — под одним грот-марселем, штормовою бизанью и фок-стакселем, фрегат кренило под ветер на 42°; ванты, при размашистой качке, давали большие бухты, почему и решились закрепить грот-марсель, несмотря на то, что парус обледенел и людям было трудно держаться на обмерзших пертах; кроме того зачастую падали с рангоута куски льда, фунта в 3 и 4 весом. Шторм продолжался до вечера 24 числа, после чего ветер немного смягчился и можно было отдать у марселей по одному рифу. До 27 октября были свежие ветра с холодной погодой, а с этого дня температура воздуха начала увеличиваться и 1 ноября была уже +12½°.

1 ноября прошли Корейский пролив, между островами Тсусима и Кольнет, определили астрономически места этих островов, которые на английских картах означены восточнее, нежели на карте капитана Крузенштерна. 6 ноября, в широте 29°N, долготе 124°30'О-й от Гринвича, получили свежий NО муссон. 8 ноября вступили в Формозский пролив, а 9-го прошли Пескадорский и во все время перехода этим последним, ни островов Пескадорских, ни берегов Формозы, ни китайских, не видали; определялись счислением и обсервациями. В тот же день (9 ноября), в ½ 8 часа пополудни, пересекли тропик Рака и вступили в Китайское море. Так как этот переход был очень бурный, то для освежения команды, тяги ослабевшего такелажа и некоторых исправлений в камбузе и плите, повредившихся от сильной качки, решились зайти в Гон-Конг, куда и прибыли 13 ноября благополучно.

О пребывании фрегата на Гон-Конгском рейде, с 13 по 28 ноября, капитан 2 ранга Тироль, между прочим, доносил, что английское начальство оказывало ему постоянную вежливость и предупредительность. Генерал-губернатор сэр Джон Боуринг, при посещении фрегата, предложил, за неимением в здешнем порте русского консула, во всех нуждах обращаться прямо к нему; но командир предпочел, для снабжения фрегата всем необходимыми обратиться  к Американскому торговому дому Барроса, которого услужливость и деятельность были особенно полезны, тем более, что война Англичан с Китайцами много затрудняла снабжение фрегата.

В продолжение пребывания фрегата в Гон-Конге, погода стояла ясная, с температурою от + 15° до 18°, при умеренном NО муссоне. Здесь нашли в достаточном количестве мясо и зелень для команды, по весьма умеренным ценам.

29 ноября фрегат «Аврора» вышел из Гон-Конга в море. 3 декабря прошли остров Пуло-Сопата, 6 декабря пришли на вид острова Пуло-Аор, где, за маловетрием, продержались трое суток. В продолжение этого перехода, дул попутный свежий NО муссон, с большим неправильным волнением, отчего фрегат имел сильную боковую качку; от размахов рангоута, повредились пяртнерсы, палуба получила течь; топ-тимберсы на баке у настоящих якорей отошли от ватервейсов, а наружную обшивку около пертулиня и рустова, от сильной качки, выдавило наружу. Все эти повреждения заставили фрегат зайти в Сингапур, куда он и прибыл благополучно 10 декабря.

В продолжение восьмидневного пребывания на Сингапурском рейде погода стояла переменная, с умеренными ветрами. Фрегат на дальнейший переход запасся здесь зеленью и свежим мясом для команды.

19 декабря, окончив все исправления и налившись водой, фрегат вышел из Сингапура; но за противным ветром не мог выйти за маяк Педро-Бранко; почему в тот же день, в 4 часа пополудни, стал на якорь у мыса Романия.

20-го, в 7 часов утра, снялся с якоря и в ½ 2 часа пополудни, выйдя из Сингапурского пролива, вступил в Китайское море.

21 декабря пересекли экватор, в долготе 160°О от Гринвича; подойдя к острову Пуло-Тоти, по наблюдениям определили; его положение — в широте 0°55'40''S, долготе 105°47'О от Гринвича; положение это сходно с картою, но не с лоциею Горсбурга, в коей остров показан в широте 0°58'S, долготе 105°40'О от Гринича. Надеясь на верность своих хронометров, которые только за несколько времени пред этим были поверены в Сингапуре, стали править между банками к острову Гаспару.

22-го, в полдень, прошли остров Гаспар, по восточную его сторону, в 2¾ милях расстояния; затем прошли Маклефильдским каналом, между банкою Дисковери и островом Пуло - Лит.

23 декабря, в полдень, прошли пролив между Двух братьев и банкою Шабайда. В 5 часов пополудни, у островов Три Сестры, стали на якорь, чтоб не проходить узкость Зондского пролива в темное время.

24-го, поутру, фрегат снялся с якоря и в ½ 9-го прошел между островами Зюфтек и Камнем Течения; в 11 часов, пройдя пролив, между островами Бези и Крокатоа, вступил в Индейский океан. Имея NW и W ветры, дошел с ними до широты 10° 30' S, долготы 102° 30' О от Гринича; с 28-го на 29 декабря получил SO пасат, дувший до 1 января тихо, а с этого времени свежее.

18 января, в широте 30°, долготе 46°30' О, потеряв пасат, получили переменные ветры, изменяющиеся по течению солнца, большею частию свежие с большою зыбью от W, производившею значительную качку; в особенности 25 января, когда ветр усилился до степени шторма, розмахи фрегата доходили до 41°; зыбь сопровождала до самого мыса Доброй Надежды.

Сначала намеревались зайти на мыс Доброй Надежды в бухту Фалс-бай, для пополнения запасов провизии, но подойдя к ней, 2 февраля утром, встретили большую пасмурность и, не желая терять времени и свежего попутного ветра, стали править на остров Св. Елены. На новой карте 1853 года, купленной в Лондоне, остров этот означен неверно. Это уже вторая грубая погрешность карты: первая, замеченная еще в 1854 г., состоит в том, что остров Тринидад назначен на ней пятью градусами западнее.

Плавание до острова Св. Елены продолжалось благополучно; сопровождаемые S ветрами, обгоняли ежедневно купеческие суда и 12 Февраля прибыли на рейд острова. Во все время плавания от Сингапура погода стояла ясная, так что почти ежедневно имели обсервации и хорошо выверили хронометры. Офицеры, на переходе, занимались практикой, вели счисление, делали обсервации, и вычисления их оказались сходными. Команду занимали постоянно пушечным ученьем, действию абордажных партий и изучением компаса, а во время тихих ветров, ученьем парусами. Здоровье команды было в хорошем состоянии; воды и провизии имели достаточно.

Во время стоянки фрегата на рейде Св. Елены, погода стояла с умеренными ветрами; здесь нашли достаточное количество свежего мяса и зелени, по цене немного выше гон-конгской. Простояв на рейде 12 дней, и в это время кончив все исправления и налившись водой, 24 Февраля снялись с якоря для следования в дальнейший путь.

Пользуясь SO пассатом, стали править так, чтобы пересечь экватор в долготе 20° W от Гринича. 5 марта, в широте 1° 24' S, долготе 21° 54' W, потеряли SO пассат, и продолжали плавание к N, с тихими переменными ветрами. 7 марта пересекли экватор, в долготе 21° 54' W. 11 марта, получив NО пассат, в широте 2° 57' N, долготе 21° 37' W, стали править в бейдевинд правым галсом к NW. До 27 марта ветер постоянно отходил к О, и в этот день пассат кончился штормом, продолжавшимся и 28 .марта. Шторм этот быль так силен, что фрегат три раза черпнул бортом; крен выходил из кренометра.

14 апреля вступили в Английский канал, где постоянно имели восточные ветры, и потому только 19 апреля прибыли на Шербургский рейд.

15 мая, в 2 часа пополудни, при SSW умеренном ветре оставили Шербургский рейд; но по выходе с него встретили восточные ветры, с которыми и лавировали к выходу из Английского канала.

18 мая, подходя к мысу Донженес, за противным маловетрием, наняли купеческий пароход «Друг всех наций», для буксирования до Дувра; куда прибыли того же числа, со свежим противным ветром, задержавшим фрегат и 19 мая. 20-го числа, когда восточный ветр нисколько стих, фрегат вышел за Гудвинсандские мели, на буксире того же парохода. 21 мая получил тихий попутный ветр и 24-го вступил в Скагерак, 25-го в Категат, и 27 мая прибыл благополучно на Копенгагенский рейд.

2 июня фрегат «Аврора» вышел из Копенгагена и 11 июня прибыл благополучно в Кронштадт, пробыв в отсутствии 3 года, 9 месяцев и 21 день.

Источник: Сгибнев А.С. Обзор заграничных плаваний судов Русского военного флота с 1850 по 1868 г.г.  т.1 СПб.: Типография Морского Министерства, 1871, стр. 179-185



Источник: http://russvostok.ucoz.ru/
Категория: 1853-1857 «Аврора» Изылметьев И.Н.-Тироль М.П. | Добавил: alex (14.01.2014)
Просмотров: 194 | Теги: Изылметьев И.Н., Тироль М.П., Фрегат Аврора, Кругосветные плавания | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz