РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 23.04.2024, 23:57

Главная » Статьи » 1819-1821 "Бородино" Понафидин" З.И. » 1819-1821 "Бородино" Понафидин" З.И.

НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПЛАВАНИИ КОРАБЛЯ «БОРОДИНО»
НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПЛАВАНИИ КОРАБЛЯ «БОРОДИНО», ПОД КОМАНДОЮ КАПИТАН-ЛЕЙТЕНАНТА ПАНАФИДИНА
 
     Кронштадт, 16 сентября
 
     Спешу сообщить вас некоторые сведения о плавании корабля «Бородино», возвратившегося третьего дня на Кронштадтский рейд, заметя при том, что приход его во многих отношениях достопамятен и уважителен.
 
     Во 1-х, через корабль сей мы получили дальнейшие известия о Северной экспедиции капитанов Васильева и Шишмарева;
 
     во 2-х, узнали, что капитан Панафидин сам сдѣлалъ открытие неизвестных островов в Северном Тихом океане, хотя необитаемых, но важных для мореплавания и географии;
 
     в 3-хъ, быстрое плавание корабля Бородино при возвращении из Бразилии заслуживает любопытство мореходцев, особенно же потому, что он получил с 3-го градуса постоянные западные ветры и с помощью их прошел восточнее Азорских островов, имея прямой курс на Англию, чего не удавалось сделать всем известным мореплавателям.
 
     4-е, не менее достопамятно, что корабль «Бородино» первый из Русских вошел из Индийского моря в Зондский пролив и прошел им благополучно.
 
     5-е, наконец, нельзя упустить из внимания, что Захару Ивановичу Панафидину в другой раз удается доставлять Компании самый богатейший груз. Нынешний превышает еще тот, который привез он в 1819 году на корабле «Суворов», и может быть оценен по крайней мере в полтора миллиона рублей, ибо одних котиков находится на нем до 60 тысяч, и проч.
 
     Павел Чистяков
 
     1819 года, 28 сентября, корабль Бородино при свежем восточном ветре оставил Кронштадтский рейд. В 6 дней достигнул Копенгагена, где запасшись для продовольствия команды вином и ромом, отправился в дальнейший путь. Два дня был задержан в Эльзинере противными ветрами и штилем, при наступившей чувствительной стуже, простиравшейся до 5 град. Не прежде как через две недели корабль Бородино достиг Английского канала, борясь безпристанно с крепкими западными ветрами. И здесь, т.е. в Английском канале встретил его жестокий шторм от SW. По представлению лоцмана, он готов был спуститься на Дильский рейд, как внезапно перешел ветр к N, прояснилась погода, и Бородино направил свой курс вдоль рукава (La Manche); на другой день он уже был у мыса Лизарда, откуда взяв свой пункт отшествия – пустился в Атлантический океан. В 6 дней северные ветры довели его до параллели острова Мадеры. По мере приближения к тропикам, погода становилась благораствореннее, ветр нечувствительно перешел к настоящему пасаду между NO и ONO, и 26 ноября Бородино перешел Экватор в 25° 33' западной долготы от Гринвича.
 
     9-го декабря увидели мыс Фрио и принадлежащий ему берег Южной Америки, а на другой день, при мрачной дождливой погоде – вошли в Рио-Янейрский залив. По делам торговли корабль не прежде оставил сей порт, как 7 февраля 1820 года.
 
     Штили, тихие ветры от SO четверти удерживали две недели Бородино около южных берегов Бразилии. Западные ветры не прежде настали, как в 32° южной широты. Уклонение ветров большею частию было к S, и как оные были всегда почти свежи, то корабль быстро перешел меридиан мыса Доброй Надежды и самый восточный острова Мадагаскара. Намерение начальника корабля было перейти Индийский океан между широтами 36 и 40 градусов, чтобы пользоваться более западными ветрами, и сие удалось ему, к счастию, выполнить несмотря на ужасные ветры от S и SSO. Западное течение, склонявшееся иногда к NW, много способствовало ему в исполнении сего предприятия.
 
     С 85° восточной долготы стало склонять корабль к Зондскому проливу: вход в оный, по причине штилей, бывающих перед оным, крайне был затруднителен. 19 мая Бородино остановился на якоре перед небольшим городком Анжеро, где запасшись несколько свежею водою, в коей начинал оказываться недостаток – 22 мая вступил в Явское море, и хотя тихими ветрами останавливался почти всякую ночь, но вскоре через Каспарский пролив вошел в Китайское море. Здесь корабль встречен был водяным шифоном (Китайцы называют сим именем ужасные вихри), которые в сей части моря часто показывались и впред, но Бородино счастливо всех их избежал. Едва только достиг он Малакского пролива, как должен был познакомиться с ужасными ураганами; 7 дней сряду он боролся с ними. К счастию, появление их всегда было приметно: со стороны ветра показывалась страшная туча, быстро распространившаяся по всему горизонту. Оторвавшиеся серые облака с необыкновенною стремительностью плавали по воздуху и так низко, что, казалось, цеплялись за вершины мачт. Море покрывалось кипящей пеною, и дождь, подобный водяной пыли, несся совершенно горизонтально; к счастию также, что свирепство сих ураганов никогда не продолжалось более 3-х или 4-х часов. Впрочем опыт научил командира и экипаж, привыкнуть к сим явлениям столько, что рассчитывали заранее, когда можно было на корабле оставить какой либо парус или закрепить все. Однако на американском фрегате Конгрессе, крейсирующем в сем море для охраны их торговли и шедшем в сие время вместе с Бородино в Манилу, в один из сих шифонов, при уборке паруса сорвало четырех человек в море.
 
     По окончании шифонов обыкновенно наступала ясная погода и совершенный штиль. При сих-то ужасных феноменах природы, Бородино перешел паки экватор. С 3 градусов начал устанавливаться SW муссон; по мере удаления к Северу, оный становился свежее, и 22 Мая корабль вошел в Манильскую губу, вытерпев в предшествующую онаго ночь, у самых берегов, несколько жестоких шквалов при страшной грозе.
 
     Пребывание Бородино в Маниле вовсе не соответствовало ожиданиям касательно выгод торговли. Вежливый прием со стороны Губернатора г. Фулгераса и многих других особ, равномерно ревностное усердие нашего вице-консула г. Бенета – оставили только приятное о нем воспоминание.
 
     Корабль наш, не доходя еще задолго до сего пролива, имел несчастие лишиться своего доктора; это было как бы преддверием последовавшим потерям его экипажа. На место умершего доктора взят был из Манилы случившийся там французский лекарь. Не смотря однако на прекрасное содержание служителей, на усердное старание нового хирурга, ни на все меры, предпринятые начальником о сохранении здоровья – болезнь приметно начала распространяться в экипаже. Трое из них умерли на рейде.
 
     13 августа, едва только корабль был готов к новой борьбе с бурями, как снялся с якоря при свежем муссоне с SW. Три для корабль лавировал из губы, претерпев хотя кратковременные, но жестокие бури.
 
     8-го августа, миновав пролив Багги, Бородино вступил в Северный Тихий океан и при установившихся западных ветрах скоро приближался к главной цели своего вояжа. На сем пути он сделал два открытия: 1-е низменные песчаные острова, кои названы командиром корабля Бородинскими, в 2-е есть каменная скала, которой дано имя по виду ея – острова 3-х холмов. Точность определения оных, по причине многих наблюдений, учиненных при них и по совершенству находившихся трех хронометров – есть несомнительна; ибо по приближении к мысу Эчкому или Св. Лазаря (на острове Ситхе) долгота корабля не различествовала с утвержденною по пеленгам и двумя милями.
 
     По прибытии Бородина на Ново-Архангельский рейд, встретил на оном коронную экспедицию под начальством капитан-лейтенантов Васильева и Шишмарева. В сие лето они уже успели быть в Северном океане за Беринговым проливом полуградусом севернее последнего вояжа знаменитого Кука. Позднее время и непреоборимая стена льду положили преграду их поискам на тот год. Как капитаны, так и все чиновники находились в лучшем состоянии здоровья. К. Васильев с обоими судами отправлялся для зимовки в Калифорнию, и следующим, т.е. нынешним летом, намерен продолжить свои изыскания в Северном океане.
 
     В трехмесячное пребывание в Ново- Архангельске, при всех пособиях со стороны порта, корабль Бородино встретил большое затруднение в снабжении себя каменным балластом, коего требовалось для него более 20000 пуд.
 
     29-го января 1821 года Бородино, получив значительный груз из пушного товару – с покрытою палубою и снастями льдом и снегом, при 12 градусах стужи – оставил остров Баранов.
 
     Едва только отдалился он от берега, как встречен был жестокою бурею, продолжавшеюся 6 дней. Наступившие вскоре за сим северные ветры. При ясной, хотя и весьма холодной погоде, быстро перенесли корабль в благорастворенный климат тропиков. 16 марта корабль перешел равноденственную линию.
 
     21 мая, после 113-дневного плавания, в которое корабль Бородино перешел одной широтой 150 градусов, положил якорь на Рио-Янейрской рейд.
 
     На другой же день все бывшие больные были перевезены в нанятые за городом дома, и через неделю половина из них в совершеннейшем здоровье была уже возвращена на корабль.
 
     В первых числах июля корабль исправился так хорошо, как бы в своем порте, люди совершенно выздоровели(на берегу умер только один человек), и 10-го вступил под паруса.
 
     Плавание сие было беспримерно счастливо: пройдя оба тропика, с 30 градусов северной широты корабль Бородино получил западные ветры, помощью их прошел между Азорскими островами и берегом Европы, что весьма редко удается совершать мореплавателям. 26 августа приблизился к мысу Лизарду, и 2-го сентября положил якорь в Эльзинере, на другой же день в Копенгагене. Пробыв в сем последнем месте 5 дней – прибыл благополучно 15 сентября на Кронштадтский рейд, не имев уже из всей команды ни одного больного, при наилучшем состоянии корабля и всех к тому принадлежностей.
 
     Источник: «Отечественные записки, издаваемые Павлом Свиньиным». Том 8, СПб., 1821 г., стр.128-138.


Источник: http://www.knigafund.ru/books/37335/read#page130
Категория: 1819-1821 "Бородино" Понафидин" З.И. | Добавил: alex (11.04.2013)
Просмотров: 866 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz