16-17 апреля 1820 г.
... В 7 часов утра с фор-салинга матрос Феклист Потапов
закричал: виден берег, которой вскоре открылся и со шканец на NtW,
почему немедленно телеграфом уведомили «Открытие», которой спрашивает
нас, за какие мы оные острова принимаем. А мы в ответ поздравили его с
новооткрытою землею 2 (ибо на новейших Арросмитовских картах 3
они были не означены) и легли на NtO ½ О ближе к южному острову,
которой в 10 часов 25 минут находился по компасу на NW 7°, а в 40 минут
онаго часа, имея мыс сего острова на NO 25° 30’ в расстоянии 1½ мили,
начали опись и легли на N, в 11 часов спустились на NWtN ½ W, а
«Открытие» между тем лег в дрейф. Чрез ½ часа и мы под грот-марселем
легли в дрейф, и увидя от западных островов группы, которыя в это время
были от нас на NWtN, 4 лодки, под парусами идущих к нам. Мы немедленно
спустили шлюпку. Чем ближе подходили к нам лодки, тем слышнее был крик
жителей, находящихся на оных. Чрез несколько времени, быв довольно
блиско от нас, мы могли видеть с лодок показывающую нам зеленую ветвь,
вероятно, в знак дружбы, что обыкновенно делают и все островитяне Южнаго
моря. А мы с своей стороны в знак мира махали белыми платками. Таким
образом уверившись в дружбе друг друга и уже имев разстояние между собою
несколько саженей, лодки спустили паруса и стали держаться на веслах,
показывая маты. Мы, на спущенную шлюпку положив несколько кусков
обручнаго железа, послали лейтенанта Игнатьева выменить несколько вещей.
Когда наша шлюпка подъехала к ним, то они сейчас ее окружили, но
принели весьма ласково. Во-первых, зделав приветствие нам носами, начали
менять вещи. Им нравилось малинькое зеркальцо, бывшее при Игнатьеве, а
всего более фуражка и чорной на шеи платок, которой был у лейтенанта
Игнатьева, стали развязывать. Железа же взяли только 2 кусочка без
всякаго внимания. У них на лодках никаких съестных припасов не было и
потому нельзя было ничего выменить, кроме матов, на коих они сидели.
Таким образом, кончив мену, шлюпка возвратилась к борту, и по всем
усилиям не могли склонить их к себе на судно, подняли шлюпку и в полдень
пошли вдоль северных островов.
На каждой лодке сидело по 4 человека мущин, все были голые и у каждаго
на поясе была повяска, зделанная из кокосовых волокн, украшенная разными
из своей материи лентами, некоторые из них имели таковые повяски с
привязанными белыми раковинами и на руках повыше локтя. Росту они
средняго, а некоторые и более, все плечисты, дородны и красиваго
сложения. Цвет их тела темнобурый и от кокосоваго масла, коим они,
вероятно, мажутся, кажется [ласня]щим. Некоторые из наших служителей
приметили небольшие знаки узоров на плечах. Волосы их черные и длинные,
кои все подобраны к темю, где связаны в пучок, украшенный цветами, в чем
и состоял их головной убор.
Доказательством может служить, что они доселе не имели сношений с
европейцами то, что все жители Южнаго моря железа предпочитают всем
продчим вещам, но оные никакого на оный металл не обратили внимания. Еще
и то может служить, что, естли бы они и видели до нас европейское
судно, то, конечно, были бы уверены в нас и без сумнения вошли бы на
судно, но оные, имев предосторожность не входить на судно и не зная
пушек, которыми бы мы могли более еще вредить им, держались к судну
весьма блиско, и потому мы могли их считать ново открытыми.
Лодки их зделаны из нескольких досок, кои во многих местах связаны
веревочками, из кокосов зделанные, отчего они сильно текут, и
безпрестанно выливали воду. Нос и корма у них одинакие и весьма уски.
Мачта, на которой поднимают треугольный парус, зделанный из травеных
матов, имеет уклон на нос около 30°. Употребляемые же ими весла так
коротки, что не в состоянии удержать лодку в равновесии. Для избежания
сего у каждой такой лодки есть коромыслы, которые в случае опускаются на
воду и содержат лодку в равновесии 4.
Оружие их состояло в деревянной пике с зубцами на верхнем конце и весьма
мерской работы, ето доказывает их дружелюбство, потому что все воинския
жители Южнаго моря занимаются оным и содержат оное в опрятности:
красиво зделаны и всегда готовы ими действовать.
Сия группа островов названа Группою «Благонамеренного» и по нашему
замечанию должны быть каральные и соединены рифами, но некоторые
утверждают, что видели проходы внутрь. На всех их растут кокосы. Жителей
на их должно быть довольное число, ибо, проходя вдоль островов сих,
видели жителей очень много и все кричали нам что-то такое неизв[естное].
В полдень были в обсервованною широтою 8° 4’ 11" S-ою, барометр еще был
понижен на 02.17. В ¼ 1 часа, обошед W-й остров группы, привели
бейдевинд и легли на NNO вместе с «Открытием». Несколько времени спустя
«Открытие» телеграфом спросил нас, не имеем ли мы каких новостей, на что
мы отвечали, что от жителей никакого сведения получить не могли. А в 3
часа пополудни мы телеграфом спрашивали «Открытие», принимаете ли вы
виденные нами острова за новооткрытые? На что он отвечал: естли они
никем еще не были приобретены, то назову сию группу островов Группою
«Благонамеренного». За таковую честь мы немедленно благодарили капитана
Васильева. После же за новое сие открытие пили вино, а матрос Потапов
получил должное награждение. Кроме сего, вся команда пила его здоровье
водкою.
На разсвете северные острова группы скрылись на S по компасу, в полдень
капитан и офицеры по телеграфу поехали на «Открытие» обедать...
РГАВМФ, ф. 203, оп. 1, д. 730-б, л. 36-38. Черновик.
Комментарии
1. Н.Д. Шишмарев был мичманом на шлюпе
«Благонамеренный» (командир капитан-лейтенант Г.С. Шишмарев), который в
1819-1822 гг. вместе со шлюпом «Открытие» совершил кругосветное плавание
в составе экспедиции под руководством капитан-лейтенанта М.Н. Васильева
(док. № 51) (Лазарев А.П. Плавание вокруг света военного шлюпа «Благонамеренный». М., 1950).
2. Речь идет об обнаруженных русскими моряками
атоллах и островах арх. Тувалу (Эллис). Эти острова были открыты
испанскими мореплавателями А. де Меданья (1568 и 1595 гг.) и Ф. Моурелем
(1781) (Океания: Справочник. М., 1982, с. 281).
3. Имеются в виду карты и «Генеральный атлас» А. Эрроусмита, опубликованный в 1817 г.
4. Речь идет о балансире, крепившемся с помощью двух и более деревянных брусьев параллельно корпусу туземной лодки.
Источник:Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского севера,
1815-1841 (Исследования русских на Тихом океане в XVIII – первой
половине XIX в. Том 4). М. Наука. 2005, документ 41.