Яхта
«Рогнеда»
22 августа 1853 года
отравился из Кронштадта в Тихий океан член С.-Петербургского яхт-клуба князь
Лобанов-Ростовский, на своей яхте «Рогнеда», на собственный счет, для
содействия там нашим крейсерам.
При благоприятном ветре, 25
августа, яхта обогнала фрегат «Аврора» около острова Готланда и 28-го пришла в
Травемюнде. На этом переходе яхта имела большею частию ветер из NО четверти и
штили.
31 августа «Рогнеда»
оставила Травемюнде и пошла, через большой Бельт, в Английский канал. 10-го
сентября крепкий WSW ветер принудил ее стать на якорь за маяком Донженес. 12 и
18-го сентября «Рогнеда» вступала под паруса, но усиливавшийся SW оба раза
заставлял ее снова стать на якорь за Донженесом, вместе с многими другими
судами.
Наконец, 21 сентября,
«Рогнеда» вышла в море, при WSW ветре, и на другой день бросила якорь на
Портсмутском рейде, у верфи Кемпера в Госпорте.
После некоторых переделок на
яхте, она была задержана в Портсмуте еще несколько дней сильным южным ветром.
Наконец, 3 декабря, отправилась в Рио-Жанейро.
По выходе из Портсмута с NО
ветром, «Рогнеда» имела несколько дней благоприятного плавания, но с 11 по 18-е
число она выдержала два трехдневные шторма, под глухозарифленными штормовыми
парусами: первый был от NО, а второй от SO, и оба с ужасным волнением, сильными
порывами и шквалами.
Владелец яхты,
капитан-лейтенант князь Лобанов-Ростовский, заметив 19-го числа некоторые
повреждения в медной обшивке яхты, около грот-русленей, вынужден был взять курс
на о-в Мадеру, куда прибыл 20 декабря и стал на якорь на Фунчальском рейде.
Во время пребывания яхты
«Рогнеда» на о-ве Мадере, исправление повреждений в медной ее обшивке было
весьма затруднительно, по причине беспокойной стоянки на рейде.
31 декабря «Рогнеда» вышла в
море. 2 января, пройдя о-в Тенериф, она настигнута была сильною бурею от SW, и
тогда князь Лобанов-Ростовский предпочел спуститься на Санта-Круцкий рейд, где
и стал на якорь, в ожидании перемены погоды.
4 января 1854 г. «Рогнеда»
снялась при ровном WSW ветре, но вскоре ветер отошел к NW, потом к N и наконец
сделался постоянный NО, который продолжался до 18 января. В этот день шхуна
перешла экватор в 26° 24' W долготы.
Тут яхта встречена была
попеременно шквалами, штилями, и слабым SO ветром, с которым достигла до 3°
южной широты. Потом NО и ОNО благополучно сопровождали «Рогнеду» до самого
Рио-Жанейро, где она бросила якорь 2 февраля.
10 марта, когда князь
Лобанов-Ростовский намеревался выйти из Рио-Жанейро, то стоявший здесь с
эскадрою английский адмирал выказал намерение завладеть шхуною.
Личные объяснения князя
Лобанова с адмиралом обнаружили, что хотя война не была еще объявлена, но, в
случае выхода «Рогнеды» из порта, она будет взята Англичанами и отправлена в
английские колонии.
Смелыми и благоразумными
мерами князя Лобанова-Ростовского, находившаяся на шхуне военная команда была
спасена от плена; она была отправлена из Рио-Жанейро в Сантос, а оттуда в
Европу и через Варшаву благополучно прибыла в С.-Петербург. Сам же князь
Лобанов отправился в Россию пассажиром.
Яхта «Рогнеда» была
оставлена им в Рио-Жанейро, по предложению графа Медема, нашего Посланника в
Бразилии, и впоследствии была продана.
Источник: Сгибнев А.С. Обзор заграничных плаваний судов
Русского военного флота с 1850 по 1868 г.г. т.1 СПб.:
Типография Морского Министерства,
1871, стр. 81-84
Источник: http://russvostok.ucoz.ru/ |