РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.04.2024, 00:14

Главная » Статьи » Несостоявшиеся кругосветки » 1853 "Неман" Шкот П.Я.

Транспорт "Неман"
Транспорт "Неман"

Назначенный в состав камчатской флотилии транспорт «Неман», 22 августа 1853 года, при попутном ветре, вышел из Кронштадта, для следования по назначению, под командою капитан-лейтенанта Шкота, и 29-го прибыл в Копенгаген.

Во время этого перехода, погода стояла хорошая, ветер большею частью дул умеренный и попутный, изредка он крепчал и заходил, заставляя лавировать, что знакомило с хорошими качествами судна. При отправлении из Кронштадта, транспорт был перегружен и имел малый дифферент, отчего он зарывался и било волнением в нос, почему перевезли с бака на ют две 18 фунт. пушки и перенесли несколько тяжестей. После того транспорт пошел скорее. Вообще же он слушался руля и поворачивал отлично.

Сентября 3-го транспорта снялся с якоря с Копенгагенского рейда, при попутном ветре от SO, который вскоре стих и около полдня заштилел; но с течением от S все-таки дошли до Гельсинора, где и стали на якорь. На другой день снялись с якоря и, на буксире датского парохода, дошли до маяка Куллен; тут же. поставив паруса, стали лавировать. В 7 часов вечера задул ветер SW и транспорт пошел по 4 ½ узла, а ночью ветер скрепчал и ход дошел до 8 узлов. В полдень 6 сентября находились от Скагена на SO 4 ½° в 24 ½ милях. Вскоре, ветер перейдя к NW, обратился в свежий риф-марсельный и транспорт, под марселями в два рифа фоком и гротом сталь лавировать между Скагеном и шведским берегом, при сильном течении от NW. Килевая качка была очень сильна. Ночью сделался шторм и транспорт стало прижимать к подветренному берегу, от которого находились в расстоянии 23 миль. При сильном течении и дрейфе, почти без хода, имея под ветром опасный риф Патерностер, капитан не мог полагаться на счисление и потому, утром 8 сентября, решился спуститься в Гельсинор.

Категат прошли, при том же жестоком ветре, под одним зарифленным грот-марселем. Волнение било через борть, и транспорт черпал на оба борта. Утром 9 сентября пришли в Гельсинор, где приступили к разным исправлениям. Работам много препятствовала дурная погода; ветер упорно стоял крепкий SW. В ночь с 13 на 14-е и с 14 на 15-е выдержали на рейде шторм.

22 сентября транспорт снялся с якоря, при ровном брамсельном ветре от SSW. За тем ветер стал свежеть. Вечером увидели вправе Ниддингенские огни. Ветер зашел к SW и дул с жестокими порывами.

В ¾ 12 ч. увидели на NNO маяк. Принимая его за Тринделенский, легли на него и этим курсом шли до 12 ½ час, когда увидели другой огонь, который приняли за судно. Опасаясь близко подойти к отмелям острова Лессэ, привели на правый галс, на SOtS, и вскоре увидели третий огонь. Эти три огня привели всех в сомнение, что прежде виденный маяк не может быть Тринделен, а по всей вероятности – должны быть маяки Шведских шхер Вингэ, к которым притащило сильным течением от SW, и потому поворотили на левый галс и легли на WNW.

В ½ 2 часа, 23 сентября, почувствовали удар, от которого переломился румпель у самой головы руля. Это лишило возможности управлять судном и потому взяли паруса на гитовы. Удары повторялись сильнее, отчего очень страдало судно и вода стала прибывать в трюме. В начале 3 часа прекратились удары и потому бросили якорь на глубине 18 сажен, но не успев вытравить 30 сажен канату, как удары возобновились. При темноте и пасмурности с дождем, едва могли узнать свое положение: транспорт правым бортом прижало к отлогой скале, от которой находились в расстоянии 5 сажен. Воды под транспортом было: под форштевнем 4 сажени, под ахтерштевнем ½ сажени. Вода стала быстро прибывать; в 4 часа дошла уже до 5 фут, тогда стали палит из пушек и жечь фалшфейеры. В 6 часов стало светать, тогда увидели вполне гибельное положение судна. Вода уже наполнила полтрюма. В начале 8 часа вода выступила в жилую палубу и потому стали заботиться о спасении команды. Не находя другого средства, командир приказал срубить грот-мачту. Она упала на скалы, через которые ходил сильный бурун. Помощию мачты подан был на берег леер, по которому переправлены на скалу судовой образ, больные, и затем вся команда и офицеры. Не смотря на то, что во время перехода через мачту ходил бурун и транспорт сильно било, все благополучно переправились и через несколько секунд по переходе на берег последнего, транспорт погрузился. Все вышли на скалы в чем были, – решительно ничего не спасено.

При передаче денежного сундука на берег, по мачте, на конце, буруном его сбило и не было возможности его спасти. По погружении транспорта проверили команду и нашли, что все на лицо и только один матрос был ушиблен в голову и то не опасно.

К этому времени пришел лоцманский бот. На нем были перевезены в два раза команда и офицеры к местечку Кензэ в шхерах, где Готенбургский карантин. Русские были приняты здесь чрезвычайно ласково и тотчас снабжены сухим бельем и платьем. Вскоре прибыл сюда русский консул Фэ из Готенбурга.

Отправив лейтенанта Шульца с донесением об этом бедствии, командир остался к командою ждать здесь дальнейших распоряжений. Вся потеря казны от крушения транспорта исчислена в 177410 руб. 27 коп.

Между тем с датским подданным Свитцером был заключен контракт, по которому Свитцер за спасение груза выговорил половину его стоимости в свою пользу.

Груз начали спасать с помощью водолаза, который работал каждый день. Койки, паруса, тросы и тому подобные вещи старались достать ранее, так как они могли испортиться зимою. Спасенные вещи были перевезены в Кронштадт, вместе с командою транспорта, на пароходо-фрегате «Отважный».


Источник: Сгибнев А.С. Обзор заграничных плаваний судов Русского военного флота с 1850 по 1868 г.г.  т.1 СПб.: Типография Морского Министерства, 1871, стр. 81-84




Источник: http://russvostok.ucoz.ru/
Категория: 1853 "Неман" Шкот П.Я. | Добавил: alex (14.01.2014)
Просмотров: 808 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz