РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог файлов
Меню сайта

Категории раздела
Гагемейстер Леонтий Адрианович [1]
Баранов Александр Андреевич [1]
Крузенштерн Иван Федорович [1]
Лисянский Юрий Федорович [1]
Резанов Николай Петрович [1]
Берх Мориц Борисович [2]
Козлянинов Александр Гаврилович [1]
Мордгорст Карл [1]
Васильев Иван Филиппович [1]
Клочков Ефим Алексеевич [1]
Ратманов Макар Иванович [1]
Головачев Петр Васильевич [1]
Левенштерн Ермолай Ермолаевич [1]
Лангсдорф Григорий Иванович [1]
Коцебу Отто Евстафьевич [1]
Толстой Федор Иванович [1]
Шемелин Федор Иванович [1]
Аобузов Павел Петрович [1]
Повалишин Петр Васильевич [0]
Головнин Василий Михайлович [1]
Рикорд Петр Иванович [1]
Рудаков Илья Дмитриевич [1]
Хлебников Андрей [0]
Филатов Никандр Иванович [1]
Лазарев Михаил Петрович [2]
Унковский Семен Яковлевич [1]
Авинов Александр Павлович [1]
Васильев Михаил Николаевич [1]
Тилезиус Вильгельм Готлиб [1]
Ромберг Федор Иванович [1]
Конради Юхан [1]
Ридель Август Вильгельм [2]
Дорошин Петр Петрович [1]
Линденберг Иван Васильвич [1]
Рутковский Антон Яковлевич [1]
Фуругельм Иван Васильевич [1]
Костромитинов Петр Степанович [1]
Рудаков Александр Ильич [1]
Клинковстрём Мартын Федорович [1]
Александров Александр [1]
Петрашкевич Феликс Александрович [1]
Юзелиус Аксель Густаф [1]
Офтердингер Карл Йохан [1]
Йорьян Бернт [1]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 18.04.2024, 03:38

Главная » Файлы » Биографический словарик » Ридель Август Вильгельм

Кругосветные плавания вольного шкипера Августа Риделя
01.03.2015, 16:46

Кругосветные плавания вольного шкипера Августа Риделя (61)
Свердлов Л.М. "Природа" 201, № 9

 

Капитаны кораблей парусного флота, совершившие несколько кругосветных плаваний, встречаются в истории не часто. Из русских военных моряков только Михаил Петрович Лазарев ходил вокруг света капитаном трижды —на кораблях «Суворов» (1813 —1816), «Мирный» (1819 —1821) и «Крейсер» (1822 —1825). Те же, кому в середине XIX в. довелось командовать парусным судном в кругосветном плавании более трех раз, были большой редкостью и в Европе.

К таким уникальным мореплавателям относится подданный Российской Империи, уроженец Финляндии, вольный шкипер Август Вильгельм Ридель. К сожалению, сегодня он совершенно забыт. Его имя если и встречается, то только в специальной литературе, да и то мельком.

В середине XIX в. российские территории в Восточной Сибири, в частности в Приамурье и на Камчатке, а также владения в Северной Америке (колонии на Аляске, так называемая Русская Америка) постоянно нуждались в устойчивом снабжении продовольствием и промышленными товарами. Доставка грузов через Сибирь была сложной и дорогостоящей. Кругосветные плавания российских моряков, финансируемые Российско — американской компанией (РАК), во многом облегчали задачу снабжения этих отдаленных регионов, но к 40 — м годам XIX в. и их оказалось явно недостаточно. К тому же такие плавания были весьма затратны, в том числе из-за того, что выполнялись на военных кораблях.

В какой-то степени острота вопроса была снята соглашением между РАК и британской Компанией Гудзонова залива (КГЗ), заключенным в Гамбурге 25 января 1839 г. Англичане брали на себя обязательство доставлять в Русскую Америку товары и продовольствие (пшеницу, муку, масло и т.д.) по фиксированным ценам и на собственных кораблях. Однако при всем удобстве перевозки товаров на Аляску судами КГЗ через Англию это не могло полностью удовлетворить все потребности РАК. Положение осложнилось тем, что КГЗ в связи с потерей факторий и ферм в бассейне р. Колумбия, перешедших в 1846 г. к США, отказалась поставлять продовольствие в русские колонии.
В связи с этим Главное правление РАК изыскивало способы морского сообщения с колониями непосредственно из России и на судах, которые находились бы в исключительном распоряжении компании. Однако приобретение в собственность кораблей в количестве, необходимом для организации постоянного сообщения с Тихоокеанским Севером, требовало средств, превосходящих возможности компании. Поэтому было принято решение о фрахте купеческих кораблей, которые при этом поступали бы в полное распоряжение РАК.

Наиболее подходящими для фрахта были отечественные корабли. Главное правление обратило внимание на мореходные компании Финляндии, входившей тогда в состав Российской Империи. Центром мореходства Финляндии был город — порт Або (финское название Турку). Здесь находилось Штурманское училище, имелось Мореходное общество. Посредством финской компании «Эрик Юлин и Ко» в Або были зафрахтованы два новых дубовых корабля с медными скреплениями: в 1846 г. «Ситха» (капитан Ю.Я. Конради), а в 1847 г. —«Атха», которым командовал А.В.Ридель.

Так Ридель попал на службу в РАК, в которой прослужил многие годы и пять раз, находясь в кругосветных плаваниях, из Европы достигал берегов Аляски. В этих плаваниях он шесть раз прошел мимо мыса Горн и трижды —вокруг мыса Доброй Надежды.

Август Вильгельм (Фредриксон) Ридель появился на свет 13 сентября 1813 г. Его отец, владелец ресторана Фредрик Якобсон Ридель (Ридельс), родился 4 августа 1780 г. в г.Або, а умер 29 июня 1813 г. (мальчик родился уже после кончины отца). Мать, Густава Альбертина (Карлсдоттер) Линдеберг, родилась 16 января 1786 г. в г.Кимито в семье сержанта Карла Йохана Линде — берга. Овдовев, Густава Альбертина Ридель в 1814 г. вышла замуж во второй раз —т.е. в детстве Август Вильгельм воспитывался отчимом.

С 13 сентября 1823 г. до конца осени 1826 г. Август Вильгельм учился в кафедральной школе Або. В 1827 —1830 гг. он был учеником в торговых фирмах, а в 1831 г., в возрасте 17 лет, вышел из Стокгольма в свое первое морское плавание палубным матросом. На корабле он попал в Венецию, а затем его судно вернулось с грузом соли в родной порт. В 1832 г. он снова отплыл из Стокгольма матросом на бриге «Мария», но уже в Южную Америку, до Рио-де-Жанейро и обратно.
В октябре 1833 г. Риделя принимают в Штурманское училище Або.

За годы учебы он берет частные уроки английского языка и парусного дела. Весной 1836 г. он получает диплом навигатора (штурмана, а фактически помощника капитана) с правом ходить в открытом океане. В качестве помощника капитана Ридель совершает многочисленные плавания в Средиземное море и обратно. В апреле 1836 г. он переезжает из Або в Бьернеборг и становится членом Дома моряков этого портового города. В дальнейшем он продолжает плавать на различных торговых судах, сначала штурманом, а после сдачи квалификационного экзамена —в качестве шкипера (капитана).
В 1841 г. Ридель женится на Катарине Эмилии Буш —20 — летней девушке из Риги.

Известно, что первые два года после свадьбы она провела на судах вместе с мужем. У них было пятеро детей: Фридрих Вильгельм (1843 —1895), Карл Август (1845 —1849), Адольф Эмиль (1847 —1858), Элиза Августа (1850 —1932), Йохан Франц Георг (1852 —1925).
В начале августа 1847 г. Ридель, находясь на капитанском мостике корабля «Атха», отправился из Або в свое первое кругосветное плавание под флагом РАК. Его старшим помощником в этом плавании был Карл Юхан Xаллен. Первая погрузка «Атхи» прошла в Кронштадте.

На борт были взяты русские товары на сумму 54 023 руб. 73 коп. серебром. Покинув Кронштадт 17 августа 1847 г., судно направилось в Лондон, где загрузилось английскими товарами на сумму 93 121 руб. 39 коп. серебром. 19 октября «Атха» вышла из Лондона и отправилась на Аляску вокруг мыса Горн, по пути посетив Рио-де-Жанейро (Бразилия) и Вальпараисо (Чили).

В столицу Русской Америки —г.Ново — Архангельск —«Атха» пришла 16 апреля 1848 г. На ее борту для службы в колониях прибыли российский шкипер И.В.Линденберг, гражданский чиновник А.Я.Рутковский, поручик корпуса горных инженеров П.П.Дорошин и 35 рабочих, нанятых РАК. Петр Петрович Дорошин проработает в колониях до июня 1853 г. Им будет найдено первое золото на Аляске (1850 —1851), а также открыты залежи каменного угля.

12 мая 1848 г. Ридель отправляется с грузами и пушниной для Аянской фактории и грузами для Камчатки. В Аян (порт на берегу Охотского моря) судно пришло 29 июня и, приняв грузы для колоний, 27 июля ушло в Петропавловск.
Вернувшись в Ново — Архангельск 13 октября, «Атха» взяла груз для России и, посетив по пути Сандвичевы (Гавайские) о — ва, Рио-де-Жанейро и Копенгаген, благополучно прибыла в Кронштадт 21 июня 1849 г. На судне было доставлено товаров на 30 410 руб. 46 коп. серебром и 18 человек пассажиров.

Особо следует отметить, что с Риделем из Петропавловска (через Ново — Архангельск) прибыл Илья Гаврилович Вознесенский —натуралист и коллекционер, который по заданию Зоологического музея Академии наук с 1840 г. работал на Аляске, в Калифорнии и на Дальнем Востоке, где собрал огромную коллекцию ботанических, зоологических, геологических и этнографических материалов.

На «Атхе» он привез с собой 54 ящика с коллекциями (более 430 экз. различных видов млекопитающих, около 3 тыс. экз. птиц и рыб, свыше 10 тыс. экз. насекомых, гербарий из 2 тыс. образцов сухопутных растений и морских водорослей), а также многочисленные зарисовки, схемы и описания. В результате Российская академия наук получила крупнейшее в мире собрание этнографических и естественноисторических экспонатов с Дальнего Востока и из Русской Америки.
В 1848 г. были открыты золотые россыпи в Калифорнии.

Это привело к повышению спроса на продовольствие и, как следствие, к удорожанию хлеба и другого провианта, покупаемого РАК в Калифорнии для снабжения Аляски. В связи с этим возросла значимость доставки хлеба из России морским путем. Посылка ржаной муки из Кронштадта в колонии в 1847 —1848 гг. увенчалась полным успехом, поэтому было решено и в 1849 г. отправить в Ново — Архангельск груз муки и крупы в таком количестве, чтобы полностью обеспечить Русскую Америку и сохранить цены на главный продукт питания на прежнем уровне.

17 июля 1849 г. Ридель на корабле «Атха» отправился из Кронштадта в свое второе кругосветное плавание. Его старшим помощником был назначен Карл Густав Линдруус. На судне находились разные русские мануфактурные товары и продовольствие на сумму 62 085 руб. 17 коп. серебром.

В Лондоне корабль дополнительно загрузили английскими товарами. Пройдя тем же маршрутом, что и в первый раз, и опять посетив Рио-де-Жанейро и Вальпараисо, «Атха» прибыла в Ново — Архангельск 28 марта 1850 г. На ее борту для занятия должностей судовых командиров флота в колонии прибыли лейтенанты В.И.Мацкевич и П.А.Вицкий, а также 32 военных матроса и трое рабочих.

21 мая «Атха» была отправлена с годичным грузом колониальных промыслов в Аян, а оттуда в Петропавловск —для доставки в разобранном виде дома, изготовленного из орегонской сосны в Ново — Архангельске и предназначавшегося камчатскому комиссионеру РАК. Из Аяна в Петропавловск на борту «Атхи» прибыл новый военный губернатор Камчатской обл. капитан 1 — го ранга Василий Степанович Завойко, который во время Крымской войны будет руководить обороной Петропавловска от нападения англо-французской эскадры и высадившегося на берег 18 —24 августа 1854 г. десанта.
После возвращения из Петропавловска с 1 октября по 22 ноября 1850 г. «Атха» простояла в Ново — Архангельском порту. Было необходимо отремонтировать днище, для чего судно было вытащено на берег.

22 ноября «Атха» отправилась в Россию и, посетив по пути о.Таити, Рио-де-Жанейро и Копенгаген, спустя 177 дней плавания благополучно прибыла в Кронштадт 18 мая 1851г. Из Ново — Архангельска были привезены добытые в колонии меха, 489 ящиков цветочного чая и 63 фунта калифорнийского золота. На «Атхе» возвратились из колонии бывший главный правитель Русской Америки капитан 1 — го ранга М.Д.Тебеньков с семьей, штаб-лекарь И.Б.Иваницкий и еще 22 человека пассажиров.

Следует особо отметить, что в 1849 г. произошли первые продажи товаров РАК в Калифорнии за золотой песок. На корабле «Князь Меншиков» в Ново — Архангельск было доставлено 1 пуд 23 фунта 45 золотников песка. И именно это золото отправилось в Петербург на «Атхе». Оно было сдано на Санкт-Петербургский монетный двор, и за него Главным правлением РАК было получено 16 787 руб. 59 коп. серебром.

Однако еще раньше в Петербурге появилось калифорнийское золото, добытое горным инженером П.П. Дорошиным. В декабре 1848 г. с группой старателей РАК (включая шесть индейцев тлинкитов) он был отправлен в Калифорнию на барке РАК «Князь Меншиков» (капитан А.И.Рудаков) для работ на золотых приисках. На р.Юби с 26 февраля по 16 апреля они намыли 11 фунтов 53 золотника золота. Часть этого золота была потрачена, а остальное на корабле «Ситха» (капитан И.Я.Конради) было доставлено в Санкт-Петербург в 1850 г..

Как отмечало Главное правление РАК, продолжавшиеся несколько лет опыты кругосветных сообщений с колониями на фрахтованных финляндских кораблях вполне убедили, что плавание между Кронштадтом и Ново — Архангельском может совершаться успешно и с достаточной быстротой. Кругосветные суда по прибытии в Ново — Архангельск имеют возможность служить от четырех до пяти месяцев в колониальных морях для плавания по назначению главного правителя колоний и, отправляясь осенью обратно, возвращаться в Кронштадт с открытием навигации, чтобы в том же году иметь время выйти с новым грузом в колонии. Поэтому посылка на Аляску зафрахтованных в Финляндии кругосветных кораблей продолжилась.

В свое третье кругосветное плавание Ридель отправился из Або на «Атхе» 4 октября 1851г. с грузом продовольствия и товаров для Камчатки и Аляски. На этот раз его старшим помощником стал Франс Фредерик Сёдерман. Пройдя мыс Горн, корабль Риделя посетил Вальпараисо, где принял дополнительный груз, и прибыл в Петропавловский порт 20 мая 1852 г.. 27 июля «Атха» пришла в Ново — Архангельск, откуда вскоре была отправлена со снабжением на острова Унга, Уналашка и Кадьяк.

По выполнении этого поручения Ридель возвратился в Ново — Архангельск. После подготовки к длительному плаванию в Россию «Атха» с грузом товаров, промыслов и пассажирами 28 ноября отправилась в г.Шанхай (Китай), где на судно был погружен заранее приготовленный чай. Посетив по пути г.Анжер на о.Ява, о.Св.Елены и г.Гельсинер в Дании, Ридель прибыл в Кронштадт 15 июля 1853 г.. В этот раз обратный путь «Атхи» лежал вокруг Африки. После возвращения из кругосветного плавания заслуженный ветеран океанских походов —барк «Атха» —был списан и разобран.

Торговые обороты РАК постоянно возрастали. В 1852 г. были организованы пять кругосветных плаваний, и в 1853 г. также предстояло отправить значительное количество грузов в Аян, на Камчатку и в американские колонии. Для доставки этих грузов предполагалось, кроме нового корабля «Ситха» водоизмещением 1.2 тыс. т, который уже строился с 1852 г. по заказу РАК в Гамбурге, зафрахтовать еще одно крупное судно. Но так как цены на фрахт значительно выросли, выгоднее оказалось приобрести за границей еще один большой корабль для кругосветных плаваний. Покупка такого судна была поручена члену Главного правления РАК контр-адмиралу А.К.Этолину. Он приобрел в Гамбурге на довольно выгодных условиях новое дубовое трехмачтовое судно вЭто судно было названо «Камчатка», и по указаниям Это — лина его подготовили к кругосветному плаванию. Этолин лично осмотрел в Гамбурге товары и продовольствие, готовые к отправке в колонии, распределил их по новым кораблям «Ситха» и «Камчатка» и укомплектовал суда командами. Капитаном на «Ситху» был назначен Конради, а на «Камчатку» —Ридель. Так Ридель отправился в свое четвертое кругосветное плавание.

Его старшим помощником в этом рейсе был Юхан Адольф Линдберг.
С грузом хлеба и разного рода товаров для Петропавловска «Камчатка» вышла из Гамбурга 28 ноября 1853 г. и, пройдя привычным маршрутом вокруг мыса Горн, прибыла в Петропавловский порт 20 июня 1854 г. перед самым началом военных действий на Тихом океане в ходе Крымской войны. Риделю удалось беспрепятственно пройти и из Петропавловска в Ново — Архангельск, куда «Камчатка» прибыла 2 октября 1854 г.

20 октября 1854 г. «Камчатка» отправилась в Сан-Франциско с грузом леса. Риделю и на этот раз удалось избежать встречи с англо-французскими крейсерами у берегов Калифорнии и английским фрегатом, стоявшим у входа в залив Сан-Франциско. От этой последней опасности «Камчатка» была избавлена оперативными действиями агента РАК в Сан-Франциско П.С.Костромитинова. Узнав о приближении судна, он немедленно выслал к нему американский пароход, который взял «Камчатку» на буксир и сопроводил в порт. В порту корабль был в полной безопасности. Но, так как английские военные корабли могли захватить его на обратном пути, было решено оставить его в Сан-Франциско до окончания военных действий. Первого января 1855 г. к «Камчатке» присоединился и корабль РАК «Николай I». водоизмещением 900 т с полным парусным вооружением.

Снабжение колоний кругосветными кораблями из России во время военных действий было невозможно. Поэтому главному правителю колоний было предоставлено право закупать необходимые товары и продовольствие в Чили и Калифорнии и доставлять их на судах нейтральных стран.

В связи с этим представляет интерес судьба грузов для военно-морского флота. Независимо от ежегодной посылки товаров на Камчатку Главное правление РАК еще до начала Крымской войны обязалось доставить в 1854 и 1855 гг. в Петропавловск значительный груз муки и крупы для Морского ведомства. Продовольствие на 1854 г. было отправлено из Гамбурга на собственном корабле РАК «Камчатка» и зафрахтованной «Магдалене». Плавание «Камчатки», как уже говорилось, прошло благополучно, а «Магдалена» пришла в Петропавловск незадолго до его посещения англо-французской эскадрой, находилась там во время бомбардировки порта артиллерией неприятельских кораблей и получила несколько незначительных повреждений. Они были исправлены на месте, и после ремонта судно возвратилось в Европу.

Что касается продовольствия на 1855 г. (36 тыс. пудов муки и 1.7 тыс. пудов крупы), то, учитывая невозможность доставки его из Европы, оно было куплено в Нью-Йорке и отправлено на Камчатку на зафрахтованном американском корабле «Левантер» в декабре 1854 г. Однако по прибытии корабля в Петропавловск американцы никого там не нашли, так как порт был упразднен в связи с военными действиями. Сдать груз было некому, поэтому они отправили его в Сан-Франциско и передали для хранения агенту РАК. Впоследствии Морское ведомство признало нерациональным везти этот провиант в Сибирь и уступило его РАК. По окончании военных действий в 1856 г. суда «Камчатка» и «Николай I» доставили это продовольствие в Ново — Архангельск.

После возвращения из Сан-Франциско «Камчатка» отправилась с грузом промыслов в Аянский порт, вернулась оттуда в Ново — Архангельск 6 октября и стала готовиться к плаванию в Россию. 22 ноября 1856 г. Ридель покинул колонии. Он повторил маршрут последнего плавания на «Атхе» и, загрузив в Шанхае чай и посетив г.Анжер в Зондском проливе, о.Св.Елены и Гельсинер, в июне 1857 г. прибыл в Кронштадт.

По окончании этого плавания Ридель оставил службу в РАК и вернулся домой в Финляндию. В свое новое кругосветное плавание «Камчатка» вышла 27 сентября 1857 г. под командованием шкипера А.Г.Юзелиуса.
В 1852 г. у РАК появился новый вид коммерческой деятельности —торговля льдом в Калифорнии. 21 октября 1852 г. была создана Американо — русская торговая компания, которая по договору с РАК обязалась покупать лед в количестве 1.2 тыс. т ежегодно. На Аляске началась добыча озерного льда, а для его хранения построили специальные ледники. Основная добыча велась в Ново — Архангельске, на островах Кадьяк и Еловый. Там даже была сооружена специальная пристань. К 1859 г. продажа льда в Сан-Франциско составила 3 тыс. т.

К 1858 г. для перевозки значительных грузов в Тихом океане, и в первую очередь доставки льда в Калифорнию, РАК понадобилось судно большой вместимости. Вскоре в Гамбурге был приобретен построенный в Бостоне американский клипер «Coeur de Lion» водоизмещением 1.9 тыс. т (по убеждению П.Н.Головина —946 т). Изготовленный из дуба с медными скреплениями, при осмотре в Гамбурге он показался присяжным кораблестроителям довольно прочным. О быстроте хода и большой вместительности этого судна было известно по его многочисленным плаваниям. Клипер был приобретен компанией за 70 тыс. руб. серебром с условием его перевода в Кронштадт. Сразу после покупки он получил новое имя —«Царица».

Этот корабль мог вместить не только весь груз РАК, отправляемый из Кронштадта и Гамбурга в колонии, но еще и —в большом количестве —дополнительный. Поэтому Главное правление РАК обратилось в Морское министерство с предложением о доставке и его грузов на Дальний Восток. У министерства как раз была такая необходимость, и по приказанию генерал-адмирала великого князя Константина на «Царицу» было погружено 42 тыс. пудов для Приамурского края.
Командование «Царицей» принял вернувшийся к тому времени на службу в РАК Ридель. В свое пятое кругосветное плавание он взял с собой старшего сына, пятнадцатилетнего Фридриха Вильгельма.

«Царица», приняв груз и пассажиров, 6 сентября 1858 г. отправилась из Кронштадта в Гамбург, откуда после получения остального груза для колоний 12 ноября вышла в кругосветное плавание. Однако уже в Немецком (Северном) море корабль попал в сильный шторм и получил серьезные повреждения. Для ремонта пришлось зайти в английский порт Плимут. Пассажиры и грузы для колоний были отправлены на зафрахтованном в Плимуте иностранном судне «Иоганн Кеплер». Ремонт «Царицы» оказался серьезным, поэтому в море она смогла выйти только 26 мая 1859 г. Судно отправилось к р.Амур для сдачи находившегося на нем казенного груза. За два с половиной месяца Ридель прошел путь из Плимута вокруг мыса Доброй Надежды до Зондского пролива в Яванское море. Правлением РАК столь быстрый переход парусного судна был отмечен как «весьма замечательный».

К устью Амура в залив Де — Кастри «Царица» прибыла 22 сентября 1859 г. Там был сдан груз Морского министерства. Из Приамурья Ридель отправился в российские колонии на Аляске, и 5 декабря клипер пришвартовался в порту Ново — Архангельска. Из Англии «Царица» привезла сюда в балласте ньюкаслский уголь, который впоследствии был продан в Сан-Франциско. В Калифорнию его доставил Н.Х. Бенземан на барке РАК «Нахимов» в 1860 г.

2 апреля 1860 г. «Царица» была отправлена к о.Лесному для загрузки льдом. Доставив в Сан-Франциско за три рейса 2264 т льда, а на о.Кадьяк из Калифорнии —разное продовольствие, Ридель возвратился в Ново — Архангельск 25 ноября 1860 г. с грузом соли, пшеницы и других продуктов питания.

Из Сан-Франциско на «Царице» прибыла назначенная императором комиссия (в составе действительного статского советника С.А.Костливцева, крупного чиновника Министерства финансов, и адъютанта инспекторского департамента Морского министерства капитан-лейтенанта П.Н.Головина), которой было поручено проверить деятельность РАК. Члены этой комиссии проделали путь из Санкт-Петербурга через всю Европу в Англию, пересекли Атлантический океан, далее из Нью-Йорка вдоль восточного берега США морем прошли к Панамскому перешейку, на его тихоокеанском побережье вновь сели на американский пароход и на нем прибыли в Сан-Франциско 12 октября 1860 г.

Головин, как профессиональный военный моряк, по роду своей службы инспектировавший многие корабли, обратил внимание на ужасное состояние американских судов, на которых пришлось плыть, и их команд, о чем написал в своих путевых заметках. Поэтому, вступив на борт «Царицы» 29 октября 1860 г., он был приятно удивлен чистотой на корабле.
Отплытие клипера несколько задержалось, так как высокой комиссией было решено подождать последней почты из России, в которой могли быть важные указания как для ее членов, так и для главного правителя колоний. После получения почты, прибывшей на американском пароходе, «Царица» только 3 ноября вышла в море.

Головин пишет, что благодаря Риделю клипер, на котором он отправился из Сан-Франциско в Ново — Архангельск, безукоризненно прошел весь путь, несмотря на постоянную плохую погоду и даже несколько серьезных штормов. По мнению Головина, Ридель был наиболее компетентным капитаном РАК, а его судно в отношении опрятности и порядка могло служить примером даже для большей части российских военных кораблей.

«Царица» была лучшим судном РАК, и то, что она была доверена именно Риделю, также говорит о его высоком авторитете у руководства компании.

Однако по прибытии в Ново — Архангельск Ридель переводит сына на корабль «Николай I» к своему земляку шкиперу Л.Т.Крогиусу, сдает «Царицу» А.Г.Юзелиусу и ближайшим рейсом на барке «Нахимов» 24 декабря 1860 г. пассажиром отбывает в Сан-Франциско. Неожиданно для всех Ридель принимает решение вернуться в Финляндию. Причина такого поступка неизвестна, остается только предполагать, что это было связано с получением последней почты. Во всяком случае, как следует из финских архивных документов, Ридель был здоров и благополучно отправился на родину. Но по пути к дому, 2 мая 1861 г., в Стокгольме, в возрасте 47 лет, он внезапно умер от холеры.
Так закончилась история легендарной службы вольного шкипера Августа Вильгельма Риделя в качестве капитана кругосветных кораблей Российско — Американской компании.

 

Категория: Ридель Август Вильгельм | Добавил: alex | Теги: Ридель Август, кругосветные плавания Россиян, Корабль Атха
Просмотров: 1107 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz