Великие эпохи измеряются масштабом деяний их главных героев, мудростью властителей дум и бесстрашием первооткрывателей.
Именно таким и было начало 19 века в
России. Выдержавшая суровые испытания отчизна устремила взор к своим
крайним восточным пределам и отправляла к этим туманным рубежам
экспедиции мореходов.
Самой выдающейся из них стало
предприятие выпускников морского кадетского корпуса – Ивана Федоровича
Крузенштерна и Юрия Федоровича Лисянского (1803-1806). Оба они принимали
участие в сражениях против шведов, плавали в английских экипажах к
берегам Канады, помогая союзникам в борьбе с наполеоновским флотом.
Теперь им предстояло совершить неизмеримо большее, миссию небывалую по
сложности поставленных задах - политических, дипломатических, научных.
Никогда прежде подобного не совершали русские мореходы.
История экспедиции - блистательный
пример взаимодействия государства, предпринимателей, военных моряков и
ученых-исследователей, объединенных идеей процветания и развития Родины.
Даже сегодня их наблюдения и открытия сохраняют научный интерес. С
экспедиции Крузенштерна и Лисянского начинается эпоха русских
экспедиций. По числу исследовательских плаваний в первой половине XIX
века с Россией не могли сравниться ни Англия, ни Франция.
1-я серия.
Несколько лет капитан Крузенштерн
обивает пороги ведомств, предлагая проект кругосветной экспедиции. Он
настаивает: «Россия, славящаяся богатствами своими, имеющая добротный
военный флот и отважных моряков, должна пользоваться выгодами морской
коммерции».
Судьбу проекта решает
Российско-Американская кампания. Ее учредитель Николай Резанов подает
прошение императору с просьбой разрешить экспедицию по проекту
Крузенштерна. Цели - доставить на Аляску необходимые припасы, забрать
товар, установить торговлю с Китаем и Японией. Через неделю после подачи
прошения проект был утвержден. Решено было также отправить с
экспедицией посольство в Японию, возглавить которое предстояло Резанову.
Начальником экспедиции назначен Крузенштерн. Корабли и все инструменты
были закуплены в Англии, экипажи набирали из русских добровольцев. Летом
1803 года из Кронштадта вышли два парусных шлюпа – «Надежда» и «Нева».
Корабли должны были идти через
Копенгаген на Канары, затем в Бразилию, далее - остров Пасхи, Маркизские
острова, Гонолулу и Камчатка, где корабли разделятся: «Нева» отправится
к берегам Аляски, а «Надежда» - в Японию. В Кантоне (Китай) корабли
должны встретиться и вместе вернуться в Кронштадт.
В Копенгагене стало известно, что запасы
солонины испортились: морякам пришлось перегружать корабль. Испортилась
и кислая капуста – необходимое противоцинготное средство. В Копенгагене
же пролегла первая трещина в отношениях между моряками и японским
посольством: распущенность посланника Резанова шокировала офицеров.
На 38-й день плавания корабли попали в
жестокий шторм, но испытание выдержали и впервые в истории вышли в
Атлантический океан. Вскоре экспедиция достигла Канар, где была
гостеприимна принята. Посланник Резанов даже получил в подарок мумию
исконных обитателей островов - гуанчей. Сбор подобных экспонатов не был
прихотью мореплавателей. В полученной ими инструкции Академии наук
говорилось: «Надлежит равномерно собирать одежду, оружие, украшения,
домашние уборы... Рисовальщики должны срисовывать означенные предметы,
виды разных местоположений, торжественные народов обряды и все, что
будет встречаться достопамятного».
При отплытии с Тенерифе Резанов вручил
Крузенштерну свиток. В инструкции, подписанной императором Александром,
говорилось: «оба судна с офицерами и служителями, в службе компании
находящимися, поручаются начальству вашему…» Так, на 80-й день плавания,
оказалось, что у экспедиции во славу России не один, а два начальника…
Смотрите на канале «Россия» 7 декабря в 10:05