Алеутка Аксинья. 1827-1828
Павел Михайлов (1786-1840),
сын актера Императорских театров и выпускник петербургской Академии
художеств, получил два важнейших назначения в своей жизни. Они
обеспечили ему славу — и, судя по всему, привели к ранней смерти.
Михайлов участвовал в двух кругосветных плаваниях — под командованием Фаддея Беллинсгаузена на шлюпе «Восток» в 1819-1821 гг. и под командованием Михаила Станюковича на шлюпе «Мюллер» в 1826-1829 гг. В результате он объехал весь мир, рисовал Русскую Америку, Гавайи
и Таити, участвовал в открытии десятков островов, кораллового рифа
и Антарктиды. На некоторых тихоокеанских островах он даже побывал
дважды — немногие из современников могли похвастаться подобным. Из-за
этого, правда, возникли проблемы с датировкой некоторых работ. Художник
взял во второе путешествие тот же альбом, что и в первое, и годы спустя
рисовал порой на уже использованном однажды листе.
Такие
листы можно увидеть сейчас в Михайловском дворце. На одном соединились
пингвины, изображение сидящего спиной к зрителю мужчины и наброски рук
и ног. На другом — крепость на острове Ситхе, индейцы-колоши за едой
и плетеная корзинка. На третьем — ритуальная накидка, колотушка и сцена
камлания колошей.
Помимо сотни рисунков, в Михайловском дворце показывают предметы, привезенные из экспедиции Беллинсгаузена (это же оружие можно найти и на рисунках). Есть здесь и листы из Атласа к «Путешествию
капитана Беллинсгаузена в Южном Ледовитом океане и вокруг света
в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов», изданного по результатам
экспедиции. Рисунки из второго путешествия частично опубликованы
в каталоге (здесь
есть и архивные материалы, связанные с кругосветками), но фолиантов,
итожащих экспедицию Станюковича, так и не опубликовали до сих пор.
Кажется,
что эпоха Николая I не нуждалась в науках: в отличие от Александра
новому императору не требовалось подчеркнуть свою связь с эпохой
Просвещения. Ведь именно при Николае началась эпопея с продажей Америке Аляски,
чье побережье было столь тщательно исследовано Станюковичем.
Но на самом деле именно при Николае в 1831 году наконец-то напечатали
Атлас к путешествию Беллинсгаузена — после долгих проволочек, хотя
решение об этом прежний император принял еще в 1824-м. Но никто так
и не стал печатать рисунки из второго плавания. Возможно, они
понадеялись на потомков.
Михайлов
умер от чахотки в доме своего соученика по академии Александра Варнека.
После него осталось несколько папок с рисунками. Варнек продал
их Кабинету эстампов АХ, после революции они попали в Русский музей.
Их мало
кто видел — лишь в 1909 году академия сделала выставку Михайлова.
Понадобилось более ста лет, чтобы о художнике вспомнили
Источник: http:///www.vedomosti.ru/lifestyle/news/11437461/sputnik_bellinsgauzena#ixzz2RI5UBcHi