РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ КОРАБЛЬ «БОРОДИНО». 1819-1821
Лейтенант Понафидин уже в другой раз отправился в Ситху, начальствуя теперь большим компанейским судном «Бородино» (около 600 тонн), нагруженным большею частью железом в деле, морскими припасами и такелажем, всего на сумму 800 000 руб. ассигнациями. Инструкциею главного правления Российско-Американской компании ему предписывалось: зайдя в Рио-Жанейро, продать там часть груза, потом следовать вокруг мыса Доброй Надежды в Манилу и от ней в Ново-Архангельск.
Снявшись из Кронштадта 29 сентября 1819 года, лейтенант Понафидин заходил в Копенгаген и Гельсинор, из последнего вышел 6 октября и, пройдя Английским каналом, направился в Рио-Жанейро.
Продолжая плавание с хорошим NW ветром, лейтенант Понафидин пересек тропик в 25° W долготы и, вступив в южное полушарие в долготе 24°17' W, следовал с SO пассатом до параллели 15½° S, около которой получил прибрежный умеренный муссон NO-NNW. 11 декабря прибыл в Рио-Жанейро.
Простояв на этом рейде по торговым делам и для разных исправлений в рангоуте до 7 февраля следующего года, лейтенант Понафидин взял отсюда курс к мысу Доброй Надежды. 13 февраля в широте 29° S и долготе 41° W оставил его доселе сопровождавший прибрежный муссон и заменился переменными, более юго-западными ветрами. 4 марта при осмотре брот-камеры оказалось, что она наполнена водою, и находящиеся в ней сухари подмочены; их выбросили за борт, и повреждение, оказавшееся около форштевня, по возможности, исправили¹.
Чрез четыре дни после этого перешли Гринвичский меридиан, а 14-го числа, обойдя мыс Доброй Надежды, следовали Индийским океаном между параллелями 38° и 39° S с крепкими западными ветрами, по 27 марта, до долготы 56° О, откуда взяли курс к Зондскому проливу. 24 апреля на самом тропике получили SO пассат и 6 мая увидели берег острова Явы.
С 10 по 22 мая лейтенант Понафидин стоял близ голландского селения Анжер (на южном берегу Явы) за штилями, которые, перемежаясь с юго-западным ветром, провожали его потом до самой Маниллы; погода была сырая и дождливая. Такое состояние погоды при значительных жарах осталось не без влияния на здоровье людей, и по приходе в Маниллу (31 июля) число больных простиралось до 20 человек. Впрочем, большая часть их скоро оправилась на берегу².
Оставив Маниллу 3 августа, лейтенант Понафидин 19-го перешел тропик, а 27-го открыл два небольших острова, названные по имени корабля «Островами Бородино». 24-го увидели небольшой каменистый островок, который приняли сперва за остров Тадос-Сантос, однако по значительной разности в положении сочли его за новое открытие. В Атласе южного моря адмирала Крузенштерна этот островок означен под именем острова Понафидина³. Отсюда лейтенант Понафидин направился прямо к Ситхе и, продолжая плавание с переменною погодою и непостоянными ветрами, 14 сентября пересек полуночный Гринвичский меридиан. 1 октября был уже в виду горы Эджком, находящейся при входе в Ситхинский залив, но восточные штормы и пасмурность продержали корабль в виду Ситхи еще десять дней. Наконец, 11 октября вошел он в Ситхинскую гавань, чрез 69 дней по выходе из Маниллы.
Число больных на этом переходе доходило до двадцати человек, из них пять умерло. На здешнем рейде стояли шлюпы «Открытие» и «Благонамеренный».
Сдача привезенного груза и прием нового, состоявшего из пушных товаров, продлили пребывание лейтенанта Понафидина в Ново-Архангельске до января следующаго 1821 года. Он вышел в море 29-го этого месяца, имея пассажирами лейтенанта де-Ливрона и 21 человека разного звания. Больных на корабле при самом выходе его в море было уже 25 человек.
Направляясь к мысу Горну, лейтенант Понафидин вступил в жаркий пояс 25 февраля, в долг. 125½° N и тотчас же получил NO пассат, сопровождавший его до 5½° N широты. В следующие за тем 12 дней (5-17 марта) стояли обыкновенные в этом пространстве штили со шквалами и дождем. SO пассат дул довольно правильно до самого тропика, близ которого стал переходить к востоку.
По 14-е апреля до широты 40° S плыли с умеренным W ветром при довольно хорошей погоде; но с этого дня начались бури от запада с постоянною мокротою, преследовавшие до самого мыса Горна и далее в Атлантическом океане. Это был самый несчастный период плавания. Число больных, увеличиваясь с каждым днем, возросло, наконец, до 45 человек (около половины экипажа), и многие из них померли⁴. Около Фалкландских островов (1 мая), обойденных по восточную сторону, ветер хотя и смягчился, но зато пошел к северу, следовательно, прямо напротив дальнейшего пути, и только чрез три недели (22 мая) достигли Рио-Жанейро.
Переход корабля из Рио-Жанейро в Европу был гораздо счастливее; притом и здоровье экипажа двухмесячным пребыванием здесь было совершенно восстановлено. Чрез месяц по выходе из Бразилии, лейтенант Понафидин достиг уже 30° N широты и здесь получил крепкий западный ветер, с которым 28 августа прошел канал и потом Немецкое море; простояв пять дней в Копенгагене, 16 сентября 1821 года прибыл на Кронштадтский рейд⁵. ___________________________________________________________________________________
¹ Вообще замечательна постоянно-большая течь в этом корабле: воды редко бывало меньше 20 дюймов. Не это ли было причиною большой смертности экипажа?
² На этом переходе потеряли они доктора, который одним из первых сделался жертвою болезни. Вместо него нанят в Манилле доктор Платен, француз.
³ Этот же остров в следующем году видел лейтенант Повалишин на пути из Маниллы в Камчатку и, не зная об открытии лейтенанта Понафидина, назвал его «остров Св. Петра».
⁴ По словам очевидца, г. Кашеварова, болезнь эта обнаруживалась с некоторыми признаками холеры.
⁵ Из шканечн. журнала.
Список участвовавших в кругосветном плавании на корабле "Бородино" (1819-1821)
Звания и имена |
Примечания |
Командир, лейтенант Захар Иванович Понафидин |
|
Лейтенант Всеволод Понафидин |
Скончался в отставке |
Лейтенант Петр Чистяков |
Скончался |
Лейтенант Дмитрий Нивольский |
Скончался в 1833г., кап.2 ранга. |
Штурман Дионисий Зарембо |
|
Штурман Михаил Прокофьев (до Ситки) |
Скончался в 1838 г., поручик, на служье Р.-А. комп. |
Штурман Александр Кильхен (до Ситки) |
|
Вольный штурман Петр Ресухин |
|
Лекарь Карл Шпигельберг |
Скончался в походе |
Суперкарго Федор Красильников |
|
Нижних чинов..................................80 |
|
Промышленников..............................27 |
|
Источник: Ивашинцев Н. «Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849г.г.» Спб. 1872, стр. 60-63, 227-228
Источник: http://dfiles.ru/files/gt6b2roxk |