СЕДЬМАЯ КРУГОСВЕТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ПОД НАЧАЛЬСТВОМ ШТУРМАНОВ КЛОЧКОВА И КИСЛАКОВСКОГО
Седьмая кругосветная экспедиция в 1821 году, для снабжения продовольственными запасами колоний и по поручению правительства Камчатки и Охотска), была вполне неудачна и нанесла компании значительный убыток. Для этой экспедиции были назначены два судна: Бриг «Рюрик», принадлежащий графу Румянцеву и предоставленный им, по возвращении из путешествия для исследования северных пределов Восточного океана, в распоряжение компании, и корабль «Елисавета» гамбургской постройки. Начальствование экспедицией и бригом «Рюрик» было вверено главным правлением штурману Клочкову; на корабль «Елисавета» назначен командиром штурманский помощник Кислаковский. Экипаж брига «Рюрик» Состоял из трех штурманских помощников, 24 матросов и других нижних чинов и 6 промышленных; экипаж же корабля «Елисавета» из трех штурманских помощников, 18 матросов и других нижних чинов и 14 промышленных. На обоих судах, сверх товаров, посылаемых для колоний, было до 11т. пудов ржаной муки, преимущественно назначавшейся в Охотск.
На пути к мысу Доброй Надежды экспедиция встретила жесточайшие ветра, так что в продолжении шести дней суда едва могли нести некоторые из штормовых парусов. Вскоре в Корабле «Елисавета» открылась течь, и через несколько дней бурной погоды стала увеличиваться. Кислаковский уведомил сигналом, что не может держаться более в море и просил дозволение у начальника экспедиции спуститься в ближайший порт. Однако стихнувший ветер допустил его добраться до порта Саймонс-бей (мыс Доброй Надежды).
Чтобы приступить к починке корабля надобно было снять част груза. Недостаток в денежных средствах понудил Клочкова продать с аукциона некоторые из бывших у него товаров, при посредстве агента, выбранного, по тамошнему обыкновению для производства продажи. Таким образом пришлось отдать товары гораздо дешевле, чем бы следовало, и обратиться для исправления судна к помощи вольной верфи, не только не представлявшей для того всех нужных способов, но и ценившей весьма неумеренно свои работы. Сделав однако, по возможности, необходимейшие исправления, суда вышли в море, но в первый же день плавания, течь в корабле «Елисавета» достигла 15 дюймов в час, Это принудило оба судна возвратиться в порт. Оказавшаяся, при освидетельствовании повреждения, совершенная неблагонадежность судна к дальнейшему плаванию, заставила продать его. Состоявшая на нем команда была переведена на бриг «Рюрик», исключая несколько матросов из иностранцев, которые были распущены. Бриг оставил мыс Доброй Надежды в конце мая 1822 и 7 Ноября того же года прибыл в Новоархангельск.
От неудач испытанных экспедицией, колонии получили весьма мало запасов, и вместо отправления брига «Рюрик» с грузом мехов в Кронштадт, главный правитель колоний Муравьев, по невозможности снабдить в колониях судно необходимым для дальнего плавания продовольствием, должен был оставить его в Ново-Архангельске.
Источник: Тихменев П.А. "Историческое обозрения образования Российско-Американской компании" ч.1, СПб. 1861г., стр. 335-336
Источник: http://dfiles.ru/files/kecvo55bn |