ВОЕННЫЙ ШЛЮП «ПРЕДПРИЯТИЕ». 1823-1826
Шлюп «Предприятие» был построен в С.-Петербурге в начале 1823 года, собственно для настоящего плавания- доставку груза в Камчатку и для крейсерства у берегов Русских колоний. Имелась в виду и ученая цель, именно, разыскания в Беринговом проливе и далее к северу; но по изменившимся обстоятельствам это последнее предприятие было отложено, и командиру предоставлено только заниматься географическими исследованиями на пути его, не уклоняясь от главного назначения. Командиром шлюпа был капитан-лейтенант Коцебу, известный путешествием на бриге «Рюрик».
28 июля капитан Коцебу вышел из Кронштадта. 10 августа заходил в Копенгаген и 25-го того же месяца бросил якорь на Портсмутском рейде. Приняв здесь предварительно заказанные инструменты, 8 сентября шлюп отправился было в море, но SW шторм скоро принудил его воротиться. 11 сентября капитан Коцебу окончательно оставил берега Англии и 16-го вступил в Атлантический океан.
В широте 47° N выдержали SW шторм. 7 сентября прошли в виду острова Большего Сальважеса и 28-го достигли острова Тенерифа, где капитан Коцебу располагал запастись провизиею и водою. Встреченный при входе на С.-Круцкий рейд ядрами (впоследствии оказалось, что такая негостеприимная встреча сделана была по приказанию губернатора острова, ревностного республиканца), не желая терять времени в переговорах, он направил курс прямо в Рио-Жанейро. 8 октября в широте 21°51' N лишились NO пассата и встретили SO-SW переменные ветра и штили, продолжавшиеся до параллели 3½° N. 18 октября получили SO пассат. 1 ноября увидели мыс Фрио и на следующий день прибыли в Рио-Жанейро. Здесь простояли до 28 ноября и потом следовали вдоль берегов Америки к мысу Горну. Будучи в 200 милях от устья реки Ла-Платы, заметили течение моря до 33 миль в сутки на SWtW. 23 декабря миновали Землю Штатов; чрез три дня после этого перешли меридиан мыса Горна в расстоянии 20 миль, а 17 января 1824 года бросили якорь в бухте Зачатия (Conception), на западном берегу Южной Америки.
Отсюда капитан Коцебу направил курс к архипелагу Низменных островов, в котором располагал сделать несколько разысканий. В исходе февраля, находясь в полосе SO пассата (шир. 16° S,долг. 129½° W), в продолжение четырех дней шлюп выдерживал почти беспрерывные шквалы с грозою и дождем. 2 марта, в шир. 15° 52' N, усмотрели со шлюпа низменный берег, и на следующий день оказалось, что это небольшой обитаемый островок с лагуной внутри. По наблюдениям, широта этого островка, названного именем шлюпа «Предприятие», найдена 15°5818'' S, долгота 140°11'30'' W; он принадлежит к Низменному архипелагу.
Продолжая изследования, в следующие дни капитан Коцебу описал вновь острова Аракчеева (шир. 15° 51' S, долг. 140° 52' W), определил положение островов: Карлгофа (шир. 15° 27' S, долг.145° 31' 12'' W), Паллизера (шир. S-й окон. перв. остр. 15° 34' 25'' S, долг. 146° 6' 49'' W), и Короля Георга; также поверил места прежде открытых групп: Румянцова, Рюрика и Крузенштерна.
При выходе из архипелага, ночью 10 марта шлюп едва не разбился на коралловом рифе, к которому прижимало его течением, и только неожиданный шквал с берега спас от крушения. 14 марта бросили якорь в Матавайской бухте острова Отаити.
В девятидневное пребывание здесь сделана подробная съемка Матавайского залива и смежной с ним бухты Матуату. По наблюдениям на месте определена широта мыса Венеры.
На пути к островам Мореплавателей (Гамоа), которые капитан Коцебу намеревался осмотреть, открыл он, 26 марта, группу островов, названную именем Беллинсгаузена; а чрез несколько дней потом, еще небольшой островок Кордюкова¹. 3 апреля открылся остров Оулу, восточнейший из архипелага Гамоа. В продолжение четырех следующих дней капитан Коцебу занимался исследованием в этой группе, сделал съемку некоторых островов и собрал много любопытных сведений о народе, населяющем архипелаг Гамоа.
На пути отсюда в Камчатку заходил он на остров Отдиа (группы Радак) для магнитных наблюдений. Проштилевав еще десять дней около архипелага Маршалла, 8 июня прибыли в Петропавловский порт. Выгрузив привезенные сюда материалы, капитан Коцебу отправился в Ново-Архангельск на смену фрегата «Крейсер».
В начале октября того же года начальник колоний капитан-лейтенант Муравьев отнесся, что он не имеет более надобности в военном судне до марта следующего года, и капитан Коцебу, желая воспользоваться оставшимся временем для географических исследований, вышел в море, направясь сначала в порт С.-Франциско для возобновления запасов провизии.
При входе в этот порт, 27 октября встретили столь сильное течение (около 9 узлов), что, несмотря на свежий попутный ветер, не могли преодолеть его, пока не наступил прилив. 9 ноября, следовательно, около того времени, когда в С.-Петербурге было наводнение, в порте С.-Франциско дул SW шторм, срывая с домов крыши и опрокидывая все встречавшееся. Вода наступила на берег и затопила место, на котором стояла астрономическая палатка; едва успели спасти инструменты.
Из Калифорнии капитан Коцебу пошел к Сандвичевым островам. 3 декабря пересек тропик Рака ив долг. 133° 58' W и встретил NO пассат; но 4-го ветер вдруг отошел к SO и потом, переходя к SW и NW, продолжал дуть свежо до 8 декабря, до шир.19½° N, долг. 141½° W. Эта необыкновенная перемена ветра в полосе пассатов замечена была капитаном Коцебу около того же места и в 1816 году на бриге «Рюрик».
Получив снова пассат, 14 декабря прибыли на рейд Гонолулу и простояли здесь до февраля следующаго года. В продолжение этого времени капитан Коцебу занимался астрономическими и другими наблюдениями; шлюп же тем временем изготовлялся к зимнему плаванию в Ситху. Долгота Гонолулу,выведенная из 300 с лишком лунных разстояний, найдена 157°56'15'' W.
Желая скорее достигнуть полосы западных ветров, капитан Коцебу направил курс от острова Оагу прямо на север; но маловетрия и штили еще несколько дней задержали шлюп в виду Сандвичевых островов. 14 февраля, находясь в шир. 35°N, долг. 155 W, прошли чрез место, на котором, по собранным на острове Оагу от китоловов известиям, надлежало быть островам; но не заметили здесь и признаков земли. С того же времени наступили западные ветра. 24 февраля 1825 года шлюп прибыл в Ново-Архангельск.
В продолжение пятимесячного пребывания в этом порте сделана точная съемка входов к Ново-Архангельску и определено положение крепости, в шир. 57° 2' 57'' N, долг. 135° 33' 18''. По заключенной около этого времени конвенции с Соединенными Северо-Американскими Штатами, дальнейшее пребывание в колониях военного судна сделалось бесполезным, и потому капитан Коцебу, не теряя времени, спешил изготовиться к обратному плаванию в Россию. К этому побуждал его и недостаток или порча некоторой провизии. 11 августа 1825 года шлюп «Предприятие» оставил Ново-Архангельский порт и взял курс к Сандвичевым островам. Следуя, по возможности, дальше от путей известных мореплавателей, капитан Коцебу 4 сентября прошел чрез то место, на котором на карте Арросмита назначен остров Maria Laxaro, однакож и признаков берега не приметил. 14 сентября бросил якорь в гавани Гонолулу.
Отсюда вышли через четыре дни и направились к островам Радак.
26 сентября, в шир. 14½° N, долг. 169° 38' W, замечены ясные признаки берега, котораго, однакож, не отыскали. Подобные признаки часто были замечаемы на всем переходе до Радака, но пасмурная погода и дожди препятствовали сделать какое-либо открытие.
6 октября шлюп находился уже поблизости архипелага Маршалла. Определив положение острова Пескадорес, капитан Коцебу увеличил свои открытия еще двумя группами: Римскаго-Корсакова (шир. О оконеч. 11° 26' 42'' N. долг. 192° 45' 40'' W), и Эшшольца (шир. 11° 40' 11'' N, долг. 194° 37' 35'' W). Все эти острова принадлежат к цепи Ралик.
Оставив Маршаллов архипелаг 9 октября, капитан Коцебу осмотрел и определил острова Браунс-ренж (шир. 11° 20' 50'' N, долг. 197° 28' 30'' W). Останавливался потом на три дня у острова Гуахана и, сопутствуемый свежим пассатом, в начале ноября вошел в Китайское море. Подходя к Манилле, где капитан Коцебу располагал дать отдохновение команде и оправиться, встретили противные ветра и штили, замедлившие прибытие в порт до 8 ноября.
К началу января 1826 года работы на шлюпе были кончены, и 10-го числа шлюп вышел в море. 25-го чрез Зондский пролив вступили в Индийский океан.
В широте 20° S и долготе 256° W выдержали двухсуточный жестокий шторм и вслед за этим целыя две недели боролись с постоянными ветрами от запада. Явление редкое в этих широтах, в которых господствует обыкновенно восточный ветер.
22 февраля миновали меридиан Иль-де-Франса и в следующие за тем дни выдержали несколько штормов от NW и SW, из которых особенно жесток был шторм 12 марта, когда от волнения и качки переломился румпель. Шлюп подвергался большой опасности, если бы не успели скоро заменить изломанный румпель новым.
Огибая мыс Доброй Надежды, капитан Коцебу думал зайти для запаса воды в Столовую бухту, но признаки близкаго шторма от севера принудили его отложить это намерение. Через 11 дней по обходе мыса прибыли к острову Св. Елены. Здесь простояли 9 дней, и вышли 7 апреля. 17 апреля перешли экватор и, обойдя около половины мая Азорские острова, 9 июня прибыли в Портсмут.
Чрез две недели вышли из Портсмута и, простояв за противным ветром несколько дней в Копенгагене, 10 июля бросили якорь на Кронштадтском рейде.
Описание этого путешествия, составленное капитаном Коцебу, издано Морским Ученым Коматетом, под заглавием: «Путешествие вокруг света, на военном шлюпе «Предприятие». Спб. 1828 г. в 8 д. 200 стр., с 4 картами.
Результаты по части естествознания, обнародованы г. Ленцем в книге: Physicalische Beobachtungen, angestelt auf einer Reise um die Welt unter dem Commando des Capitans Otto v. Kotzebue, in den Jahren 1824, 25 und 26. – St. Ret. 1830 _______________________________________________________________________________________ ¹По мнению капитана Крузенштерна, остров Кордюкова есть тот же самый, что и остров Роз, открытый капитаном Фрейсине в 1819 году.
Список участвовавших в кругосветном плавании на шлюпе "Предприятие" (823-1826)
Звания и имена
| Примечания
| Командир, капитан-лейтенант Отто Евстафьевич Коцебу
|
| Лейтенант Тимофей Кордюков
| Скончался в 1838г. контр-адм., команд. бригады.
| Лейтенант Николай Римский-Корсаков
| Скончался в 1846г. вице-адм., директ. морск. кадетского корпуса, член Адм. совета.
| Лейтенант Петр Барташевич
|
| Лейтенант Николай Пфейфер
| Скончался капитан-лейтенантом
| Мичман Егор Екимов
|
| Мичман Павел Чекин
| Скончался в 1835 г. кап. 2 ранга
| Мичман Александр Моллер
|
| Мичман Владимир Головнин
|
| Мичман Граф Логгин Гейден
|
| Мичман Петр Муравьев
|
| Мичман Степан Вукотич
| Скончался в 1832 г., Мрск. Корп. кап.-лйтен.
| Мичман Павел Моллер
|
| Шт. пом. Федор Григорьев
| Скончался на службе, капит.
| Шт. пом. Николай Евдокимов
|
| Шт. пом. Василий Симаков
|
| Доктор Иван Эштольц.
|
| Доктор Гейнрих Зивальд
|
| Иеромонах Виктор
|
| Натуралист Эмилий Ленц
|
| Натуралист Эрнест Гофман
|
| Астроном Вильгельм Прейс
| Скончался в Дерпте
| Нижних чинов.....................99
|
|
Источник: Ивашинцев Н. «Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849г.г.» Спб. 1872, стр.80-85, 234-235
Источник: http://dfiles.ru/files/gt6b2roxk |