РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 25.04.2024, 17:24

Главная » Статьи » 1823-1826 "Предприятие" Коцебу О.Е. » 1823-1826 "Предприятие" Коцебу О.Е.

ВОЕННЫЙ ШЛЮП «ПРЕДПРИЯТИЕ». 1823-1826
ВОЕННЫЙ ШЛЮП «ПРЕДПРИЯТИЕ». 1823-1826

         Шлюп «Предприятие» был построен в С.-Петербурге в начале 1823 года, собственно для настоящего плавания- доставку груза в Камчатку и для крейсерства у берегов Русских колоний. Имелась в виду и ученая цель, именно, разыскания в Беринговом проливе и далее к северу; но по изменившимся обстоятельствам это последнее предприятие было отложено, и командиру предоставлено только заниматься географическими исследованиями на пути его, не уклоняясь от главного назначения. Командиром шлюпа был капитан-лейтенант Коцебу, известный путешествием на бриге «Рюрик».

Шлюп "Предприятие"
       28 июля капитан Коцебу вышел из Кронштадта. 10 августа заходил в Копенгаген и 25-го того же месяца бросил якорь на Портсмутском рейде. Приняв здесь предварительно заказанные инструменты, 8 сентября шлюп отправился было в море, но SW шторм скоро принудил его воротиться. 11 сентября капитан Коцебу окончательно оставил берега Англии и 16-го вступил в Атлантический океан.

     В широте 47° N выдержали SW шторм. 7 сентября прошли в виду острова Большего Сальважеса и 28-го достигли острова Тенерифа, где капитан Коцебу располагал запастись провизиею и водою. Встреченный при входе на С.-Круцкий рейд ядрами (впоследствии оказалось, что такая негостеприимная встреча сделана была по приказанию губернатора острова, ревностного республиканца), не желая терять времени в переговорах, он направил курс прямо в Рио-Жанейро. 8 октября в широте 21°51' N лишились NO пассата и встретили SO-SW переменные ветра и штили, продолжавшиеся до параллели 3½° N. 18 октября получили SO пассат. 1 ноября увидели мыс Фрио и на следующий день прибыли в Рио-Жанейро. Здесь простояли до 28 ноября и потом следовали вдоль берегов Америки к мысу Горну. Будучи в 200 милях от устья реки Ла-Платы, заметили течение моря до 33 миль в сутки на SWtW. 23 декабря миновали Землю Штатов; чрез три дня после этого перешли меридиан мыса Горна в расстоянии 20 миль, а 17 января 1824 года бросили якорь в бухте Зачатия (Conception), на западном берегу Южной Америки.

    Отсюда капитан Коцебу направил курс к архипелагу Низменных островов, в котором располагал сделать несколько разысканий. В исходе февраля, находясь в полосе SO пассата (шир. 16° S,долг. 129½° W), в продолжение четырех дней шлюп выдерживал почти беспрерывные шквалы с грозою и дождем. 2 марта, в шир. 15° 52' N, усмотрели со шлюпа низменный берег, и на следующий день оказалось, что это небольшой обитаемый островок с лагуной внутри. По наблюдениям, широта этого островка, названного именем шлюпа «Предприятие», найдена 15°5818'' S, долгота 140°11'30'' W; он принадлежит к Низменному архипелагу.

     Продолжая изследования, в следующие дни капитан Коцебу описал вновь острова Аракчеева (шир. 15° 51' S, долг. 140° 52' W), определил положение островов: Карлгофа (шир. 15° 27' S, долг.145° 31' 12'' W), Паллизера (шир. S-й окон. перв. остр. 15° 34' 25'' S, долг. 146° 6' 49'' W), и Короля Георга; также поверил места прежде открытых групп: Румянцова, Рюрика и Крузенштерна.

     При выходе из архипелага, ночью 10 марта шлюп едва не разбился на коралловом рифе, к которому прижимало его течением, и только неожиданный шквал с берега спас от крушения. 14 марта бросили якорь в Матавайской бухте острова Отаити.

    В девятидневное пребывание здесь сделана подробная съемка Матавайского залива и смежной с ним бухты Матуату. По наблюдениям на месте определена широта мыса Венеры.

     На пути к островам Мореплавателей (Гамоа), которые капитан Коцебу намеревался осмотреть, открыл он, 26 марта, группу островов, названную именем Беллинсгаузена; а чрез несколько дней потом, еще небольшой островок Кордюкова¹. 3 апреля открылся остров Оулу, восточнейший из архипелага Гамоа. В продолжение четырех следующих дней капитан Коцебу занимался исследованием в этой группе, сделал съемку некоторых островов и собрал много любопытных сведений о народе, населяющем архипелаг Гамоа.

      На пути отсюда в Камчатку заходил он на остров Отдиа (группы Радак) для магнитных наблюдений. Проштилевав еще десять дней около архипелага Маршалла, 8 июня прибыли в Петропавловский порт. Выгрузив привезенные сюда материалы, капитан Коцебу отправился в Ново-Архангельск на смену фрегата «Крейсер».

      В начале октября того же года начальник колоний капитан-лейтенант Муравьев отнесся, что он не имеет более надобности в военном судне до марта следующего года, и капитан Коцебу, желая воспользоваться оставшимся временем для географических исследований, вышел в море, направясь сначала в порт С.-Франциско для возобновления запасов провизии.

     При входе в этот порт, 27 октября встретили столь сильное течение (около 9 узлов), что, несмотря на свежий попутный ветер, не могли преодолеть его, пока не наступил прилив. 9 ноября, следовательно, около того времени, когда в С.-Петербурге было наводнение, в порте С.-Франциско дул SW шторм, срывая с домов крыши и опрокидывая все встречавшееся. Вода наступила на берег и затопила место, на котором стояла астрономическая палатка; едва успели спасти инструменты.

     Из Калифорнии капитан Коцебу пошел к Сандвичевым островам. 3 декабря пересек тропик Рака ив долг. 133° 58' W и встретил NO пассат; но 4-го ветер вдруг отошел к SO и потом, переходя к SW и NW, продолжал дуть свежо до 8 декабря, до шир.19½° N, долг. 141½° W. Эта необыкновенная перемена ветра в полосе пассатов замечена была капитаном Коцебу около того же места и в 1816 году на бриге «Рюрик».

     Получив снова пассат, 14 декабря прибыли на рейд Гонолулу и простояли здесь до февраля следующаго года. В продолжение этого времени капитан Коцебу занимался астрономическими и другими наблюдениями; шлюп же тем временем изготовлялся к зимнему плаванию в Ситху. Долгота Гонолулу,выведенная из 300 с лишком лунных разстояний, найдена 157°56'15'' W.

     Желая скорее достигнуть полосы западных ветров, капитан Коцебу направил курс от острова Оагу прямо на север; но маловетрия и штили еще несколько дней задержали шлюп в виду Сандвичевых островов. 14 февраля, находясь в шир. 35°N, долг. 155 W, прошли чрез место, на котором, по собранным на острове Оагу от китоловов известиям, надлежало быть островам; но не заметили здесь и признаков земли. С того же времени наступили западные ветра. 24 февраля 1825 года шлюп прибыл в Ново-Архангельск.

     В продолжение пятимесячного пребывания в этом порте сделана точная съемка входов к Ново-Архангельску и определено положение крепости, в шир. 57° 2' 57'' N, долг. 135° 33' 18''. По заключенной около этого времени конвенции с Соединенными Северо-Американскими Штатами, дальнейшее пребывание в колониях военного судна сделалось бесполезным, и потому капитан Коцебу, не теряя времени, спешил изготовиться к обратному плаванию в Россию. К этому побуждал его и недостаток или порча некоторой провизии. 11 августа 1825 года шлюп «Предприятие» оставил Ново-Архангельский порт и взял курс к Сандвичевым островам. Следуя, по возможности, дальше от путей известных мореплавателей, капитан Коцебу 4 сентября прошел чрез то место, на котором на карте Арросмита назначен остров Maria Laxaro, однакож и признаков берега не приметил. 14 сентября бросил якорь в гавани Гонолулу.

     Отсюда вышли через четыре дни и направились к островам Радак.

     26 сентября, в шир. 14½° N, долг. 169° 38' W, замечены ясные признаки берега, котораго, однакож, не отыскали. Подобные признаки часто были замечаемы на всем переходе до Радака, но пасмурная погода и дожди препятствовали сделать какое-либо открытие.

     6 октября шлюп находился уже поблизости архипелага Маршалла. Определив положение острова Пескадорес, капитан Коцебу увеличил свои открытия еще двумя группами: Римскаго-Корсакова (шир. О оконеч. 11° 26' 42'' N. долг. 192° 45' 40'' W), и Эшшольца (шир. 11° 40' 11'' N, долг. 194° 37' 35'' W). Все эти острова принадлежат к цепи Ралик.

     Оставив Маршаллов архипелаг 9 октября, капитан Коцебу осмотрел и определил острова Браунс-ренж (шир. 11° 20' 50'' N, долг. 197° 28' 30'' W). Останавливался потом на три дня у острова Гуахана и, сопутствуемый свежим пассатом, в начале ноября вошел в Китайское море. Подходя к Манилле, где капитан Коцебу располагал дать отдохновение команде и оправиться, встретили противные ветра и штили, замедлившие прибытие в порт до 8 ноября.

     К началу января 1826 года работы на шлюпе были кончены, и 10-го числа шлюп вышел в море. 25-го чрез Зондский пролив вступили в Индийский океан.

     В широте 20° S и долготе 256° W выдержали двухсуточный жестокий шторм и вслед за этим целыя две недели боролись с постоянными ветрами от запада. Явление редкое в этих широтах, в которых господствует обыкновенно восточный ветер.

       22 февраля миновали меридиан Иль-де-Франса и в следующие за тем дни выдержали несколько штормов от NW и SW, из которых особенно жесток был шторм 12 марта, когда от волнения и качки переломился румпель. Шлюп подвергался большой опасности, если бы не успели скоро заменить изломанный румпель новым.

    Огибая мыс Доброй Надежды, капитан Коцебу думал зайти для запаса воды в Столовую бухту, но признаки близкаго шторма от севера принудили его отложить это намерение. Через 11 дней по обходе мыса прибыли к острову Св. Елены. Здесь простояли 9 дней, и вышли 7 апреля. 17 апреля перешли экватор и, обойдя около половины мая Азорские острова, 9 июня прибыли в Портсмут.
     Чрез две недели вышли из Портсмута и, простояв за противным ветром несколько дней в Копенгагене, 10 июля бросили якорь на Кронштадтском рейде.

    Описание этого путешествия, составленное капитаном Коцебу, издано Морским Ученым Коматетом, под заглавием: «Путешествие вокруг света, на военном шлюпе «Предприятие». Спб. 1828 г. в 8 д. 200 стр., с 4 картами.

     Результаты по части естествознания, обнародованы г. Ленцем в книге: Physicalische Beobachtungen, angestelt auf einer Reise um die Welt unter dem Commando des Capitans Otto v. Kotzebue, in den Jahren 1824, 25 und 26. – St. Ret. 1830
_______________________________________________________________________________________
    
¹По мнению капитана Крузенштерна, остров Кордюкова есть тот же самый, что и остров Роз, открытый капитаном Фрейсине в 1819 году.

    


     Список участвовавших в кругосветном плавании на шлюпе "Предприятие" (823-1826)

Звания и имена
Примечания
Командир, капитан-лейтенант Отто Евстафьевич Коцебу

Лейтенант Тимофей Кордюков
Скончался в 1838г. контр-адм., команд. бригады.
Лейтенант Николай Римский-Корсаков
Скончался в 1846г. вице-адм., директ. морск. кадетского корпуса, член Адм. совета.
Лейтенант Петр Барташевич

Лейтенант Николай Пфейфер
Скончался капитан-лейтенантом
Мичман Егор Екимов

Мичман Павел Чекин
Скончался в 1835 г. кап. 2 ранга
Мичман Александр Моллер

Мичман Владимир Головнин

Мичман Граф Логгин Гейден

Мичман Петр Муравьев

Мичман Степан Вукотич
Скончался в 1832 г., Мрск. Корп. кап.-лйтен.
Мичман Павел Моллер

Шт. пом. Федор Григорьев
Скончался на службе, капит.
Шт. пом. Николай Евдокимов

Шт. пом. Василий Симаков

Доктор Иван Эштольц.

Доктор Гейнрих Зивальд

Иеромонах Виктор

Натуралист Эмилий Ленц

Натуралист Эрнест Гофман

Астроном Вильгельм Прейс
Скончался в Дерпте
Нижних чинов.....................99


Источник: Ивашинцев Н. «Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849г.г.» Спб. 1872, стр.80-85, 234-235





Источник: http://dfiles.ru/files/gt6b2roxk
Категория: 1823-1826 "Предприятие" Коцебу О.Е. | Добавил: alex (26.03.2013)
Просмотров: 2256 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz