Сандвичевы острова (Продолжение)
С 1778 г., когда Кук открыл эти острова и, как было уже указано, присвоил им имя тогдашнего первого лорда адмиралтейства, начинается их настоящая история. К этому времени острова еще не были объединены под властью одного короля, а имели каждый своего властителя, который назывался ери-раи. Последний распоряжался жизнью и смертью своих подданных, причем те из них, которые владели поместьями, должны были платить ему дань. На Оваи, где Кук был убит, тогда правил Тераиопу, которого Кук называл Терреобу.
Один из спутников Кука, капитан Кинг, так описывает обитателей Сандвичевых островов: «Все эти островитяне, как правило, среднего роста* и хорошо сложены. У них красивая походка и грациозные движения, все они прекрасно бегают и весьма выносливы. Правда, по силе и ловкости мужчины немного уступают обитателям островов Общества, а женщины не столь нежного телосложения, как таитянки. Местные жители отличаются несколько более темным цветом кожи и не так красивы, как обитатели Таити. Однако как мужчины, так и женщины имеют большей частью открытые, симпатичные лица. Женщин делают особенно привлекательными их прекрасные глаза и зубы, а также томный взгляд. Темно-каштановые волосы обитателей этих островов, не столь гладкие, как у дикарей Америки, но и не столь курчавые, как у негров Африки, варьируют в этих пределах, напоминая волосы европейцев.
Как и на других островах Южного моря, местные ери выгодно выделяются своим телосложением. Все представители знати, которых мы здесь видели, были прекрасно сложены. На коже ери весьма редко можно заметить опухоли и нарывы, которые сплошь и рядом встречаются у людей низших классов. Мы приписали данное явление тому, что простолюдины кладут в рыбные и мясные блюда очень много соли. Зато знатным островитянам весьма вредит неумеренное употребление напитка ава, о котором читатели уже знают из главы о Таити. У тех, которые особенно от него пострадали, тела чрезвычайно исхудали и покрылись белой сыпью, а глаза воспалились и покраснели. Этих несчастных постоянно трясет; они с трудом могут поднять голову.
Ава не всегда укорачивает жизнь (Тераиопу, Кау и некоторые другие вожди дожили до глубокой старости), но обязательно вызывает преждевременное одряхление организма. К счастью, употребление этого напитка является привилегией вождей. Двенадцатилетний сын Тераиопу частенько хвастался тем, что получил право пить аву, и с большим удов летворением показывал место на ляжке, где уже начала выступать сыпь.
Хотя мы понесли огромную и ничем не восполнимую утрату [смерть Кука] в результате внезапно вспыхнувшей у сандвичан обидчивости и применения ими насилия, я должен все же, чтобы быть справедливым при оценке их поведения в целом, сказать, что они кротки, доброжелательны, не столь легкомысленны и изменчивы, как таитяне, и не так суровы и замкнуты, как обитатели островов Дружбы. Между собой сандвичане живут, по-видимому, в полнейшем согласии. Мы восхищались той нежностью и заботливостью, с какими островитянки обращаются с детьми. Мужчины часто помогают женщинам по дому с предупредительной услужливостью, делающей честь их сердцам.
Если судить о степени цивилизованности сандвичан по тому, насколько уважают здесь женщин (что всегда является самым верным мерилом), то придется признать, что данные островитяне недалеко ушли в своем культурном развитии.
Женщинам не только не разрешается питаться вместе с мужчинами, но и запрещено употреблять в пищу лучшую провизию, как то: свинину, черепашье мясо, многие сорта рыбы и некоторые виды бананов. Нам рассказывали, что одна бедная девочка была жестоко избита за то, что отведала у нас на корабле одно из запретных кушаний. Женщины обычно живут обособленно и, хотя мы никогда не замечали, чтобы с ними дурно обращались, безусловно, не пользуются сколько-нибудь значительным уважением.
Всякий раз, когда мы съезжали на берег, нас встречали весьма дружелюбно и гостеприимно. Жители почти всегда бывали по отношению к нам чрезвычайно предупредительны. Едва мы успевали причалить к берегу, как островитяне наперебой спешили преподнести нам подарки, приготовить угощение и дать нам другие доказательства своего уважения. Старики проливали слезы радости и выражали свое особенное удовольствие, когда получали разрешение нас пощупать. При этом они обычно сравнивали нас с собой, выказывая большую скромность и смирение.
По своим умственным способностям обитатели Сандвичевых островов, по-видимому, нисколько не уступают другим народам. Успехи сандвичан в земледелии, а также совершенство их ремесленных поделок свидетельствуют о том, что они умело приспособились к окружающей их среде и берут от природы все, что она может дать. Напряженное внимание, с которым эти островитяне следили за нашими кузнечными работами, и всевозможные приспособления, которые они успели изобрести еще до нашего отплытия, чтобы придать полученному от нас железу форму, соответствующую их потребностям, неопровержимо доказывают их понятливость и трудолюбие. Наш бедный друг Кансена* отличался столь большой любознательностью, а также столь удивительной природной рассудительностью, живостью ума, какие редко можно встретить у народов, находящихся на аналогичной ступени развития. Кансена задавал бесконечные вопросы о наших обычаях и нравах, короле и форме правления, интересовался численностью нашего населения и тем, что наша страна производит, спрашивал, как мы стро им корабли и дома. Он хотел знать, ведем ли мы войны, с кем и по какому поводу, как происходят у нас сражения, какого бога мы почитаем и еще многое другое. Все эти вопросы показывали, что он обладает всеобъемлющим умом».
Высказывания Кинга о добродушии сандвичан звучат особенно убедительно, если вспомнить, что англичане, как это видно из их собственных сообщений, обращались с местными жителями весьма сурово, причем Кук был сам виноват в своей гибели. Андерсон и некоторые другие спутники Кука заподозрили островитян в людоедстве, но Кинг снял с них это несправедливое обвинение.
У местных жителей, вернее, у низших слоев народа, наблюдалась склонность к воровству, присущая всем островитянам Южного моря. Именно эта черта характера сандвичан побуждала Кука прибегать к неразумной строгости. Творя над жителями суд и расправу, он часто разрешал себе самое грубое насилие. Будь этот великий мореплаватель не менее великим человеколюбцем, он не лишился бы жизни во время пребывания на Оваи. Как мы увидим ниже, Кук своим поведением вынудил островитян взяться за оружие, в результате чего сам же погиб.
Обычай татуировки был распространен и на Сандвичевых островах. Даже на лицах можно было увидеть полосы, пересекавшиеся под прямым углом, а некоторые островитяне доходили до того, что татуировали себе языки. На руках у женщин встречались очень красивые рисунки.
Обычное одеяние обоих полов заключалось в куске материи, обмотанном вокруг бедер. Женщины украшали себя, кроме того, ожерельями из раковин или небольших твердых и блестящих красных горошин; некоторые же надевали шейные украшения, искусно изготовленные из красивых перьев. Такими же перьями, а также цветочными венками островитянки украшали свои волосы. Их наряд завершали изящные браслеты разнообразной формы.
Сандвичане жили в деревнях или небольших поселках, в которых насчитывалось от ста до двухсот хижин. Последние беспорядочно располагались вблизи одна от другой и соединялись извилистой дорогой. Некоторые хижины имели при себе дворики, обнесенные заборами.
Рядовые островитяне питались в основном рыбой, мясом, бататом, кореньями таро, бананами, сахарным тростником и плодами хлебного дерева. Более знатные люди употребляли, кроме того, в пищу свиное и собачье мясо, приготовленное так же, как на островах Общества. У сандвичан имелось небольшое количество домашней птицы, которую они не слишком ценили. Мясо и рыба особенно нравились им в густо посоленном виде. Островитяне отличались большой чистоплотностью, причем чрезвычайно строго соблюдали ее во время еды. Англичанам весьма понравились местные способы приготовления пищи, которые показались им более совершенными, чем их собственные.
Ери занимались постройкой морских судов и плетением циновок. Женщины изготовляли тапу, которая окрашивалась и набивалась так, что становилась по виду похожей на наш ситец. Таутоу, то есть слуги, иначе называемые канаками, трудились на полях и в садах, а также нанимались ловлей рыбы.
Свой досуг островитяне заполняли всевозможными развлечениями, преимущественно танцами, которые были весьма любимы молодежью. Кроме барабанов различной формы, у них не было никаких других музыкальных инструментов, зато пели они очень хорошо. Сандвичане часто играли белыми и черными камешками на специальной доске, что во многом напоминало нашу игру в шашки, но требовало еще более напряженного внимания вследствие большего, чем у нас, числа клеток. Другая игра состояла в том, что под большим куском материи прятали камень; требовалось угадать, в каком месте он находится.
Островитяне устраивали для развлечения соревнования в беге, в которых принимали участие даже девочки, а также любили упражняться в весьма опасном, по-видимому, плавании на волнах прибоя. В кулачных боях и в борьбе сандвичане не проявляли такой ловкости, как обитатели островов Общества. Дети часто забавлялись игрой с несколькими мячами, которые они один за другим подбрасывали в воздух, а затем ловко ловили в том же порядке.
Островитяне очень хорошо строили свои суда, из которых самое большое принадлежало Тераиопу. Это была двойная лодка, достигавшая 70 футов в длину, 60 — в ширину и 3,5 — в высоту футов в длину, 60 — в ширину и 3,5 — в высоту.
Среди их утвари особенно выделялись чаши для питья авы, употреблявшиеся знатью. Совершенно круглые, эти чаши обычно имели от 8 до 10 дюймов в диаметре и отличались превосходной полировкой. Подставки к ним состояли из трех или четырех фигурок, которые изображали людей, находящихся в различных позах. Иногда человечки держали чашу на головах, иногда на плечах, иногда же на руках, поднятых над головами. Эти фигурки изготовлялись весьма искусно, с точным соблюдением пропорций и даже правильно передавали напряжение мускулов.
Сандвичане владели также искусством добычи соли. Англичане получали ее у них в большом количестве, и притом отличного качества.
Оружие сандвичан состояло из дубинок, копий и кинжалов, изготовлявшихся из твердых древесных пород. Жители различных островов часто вели между собой войны. Сражения большей частью происходили на море, где противники сходились на абордаж. Эти сражения бывали весьма кровопролитными.
Отправляясь на войну, ери надевали уже описанный выше шлем, украшенный перьями, а также плащ из черных, красных и желтых перьев. Короли же (ери-раи) облачались в плащи, изготовленные сплошь из желтых перьев. Каждый король имел изображение бога войны - вырезанную из дерева страшную карикатуру на человека, представленного в воинственной позе и с раскрытым ртом, из которого торчали вставленные туда собачьи зубы. Без этого идола не ходили в бой. Во время сражения важнее всего было овладеть идолом, принадлежавшим врагу, ибо на этом война обычно заканчивалась.
Часть воинов, захваченных в плен, приносили в жертву богам. Так как во время жертвоприношения запрещалось проливать кровь, этих несчастных заранее удушали, а затем клали в марай лицом к земле перед изображениями богов.
Похороны умерших считались на этих островах одним из наиболее священных обрядов и сопровождались многочисленными церемониями. Тело относили в пещеру и ждали, пока мясо истлеет, а затем очищали кости. Часть последних оставляли на сохранение в священных местах, остальные же раздавали родным и друзьям покойного, которые носили их при себе как реликвию. Нередко островитяне давали перед смертью наказ бросить их кости в находящийся на Оваи огнедышащий кратер, где, по местным преданиям, обитала высокочтимая богиня Пелаи.
Мы уже упоминали о том, что женщинам запрещалось употреблять в пищу некоторые кушанья. Они не смели также под страхом смерти заходить в дом, в котором питаются мужчины, равно как и посещать марай. В остальном же женщины пользовались большой свободой и даже имели право голоса на собраниях, где решались вопросы войны и мира.
На Сандвичевых островах, как и на многих других островах Южного моря, важную роль играли религиозные запреты, так называемые табу. Лица, объявленные табу, считались неприкосновенными. Если табу накладывалось на участок земли, на него никто не имел права ступить, если на животных — их нельзя было убивать или преследовать, пока запрет не будет снят285. Тамеамеа сравнительно недавно наложил табу на Алмазную гору, о которой я уже упоминал. Дело в том, что один англичанин, приняв найденные там кристаллы кварца за алмазы, рассказал королю, какую большую ценность имеют последние. Тамеамеа решил, что гора таит в себе несметные сокровища. Когда же выяснилось, что произошла ошибка, это табу было отменено.
До прибытия Кука сандвичане, очевидно, видели только очень небольшие суда, ибо приняли корабли этого мореплавателя за плавучие острова. Местные жители вообразили, что к ним наконец возвратился, как обещал, Этуа-Роно, которого они все еще продолжали любить и почитать. Вскоре радость сделалась всеобщей. Было решено принять столь долго отсутствовавшего благодетельного бога со всеми подобающими ему почестями. Сандвичане надеялись, что Роно вернет на острова золотой век.
Ни Кук, ни его спутники, очевидно, не поняли того, что ему поклонялись как богу. Все устраивавшиеся в его честь церемонии они сочли лишь за знаки уважения, которыми принято встречать здесь всех важных особ. То, что островитяне называли Кука Роно, ничего не объяснило англичанам. Никогда не слыхав о таком существе, они решили, что «Роно» просто почетный титул начальника или жреца. Если бы Кук повел себя иначе, добрые сандвичане так и остались бы при своем заблуждении, и тогда мир и согласие между ними и англичанами не были бы нарушены. Однако Кук сам вынудил местных жителей отказаться от мысли о том, что в его лице они вновь обрели своего благодетеля.
Некоторые канаки сочли возможным потихоньку присвоить кое-что из подарков, которые Роно привез им в соответствии с данным ранее обещанием. Кук приказал их тотчас же за это жестоко наказать. Пойманного с поличным англичане высекли плетьми, а по убегавшим открыли огонь, причем убили многих, в том числе и невиновных. Роно ни за что бы так не поступил! Значит, Туту (так островитяне исказили имя Кука) вовсе не Роно. Отныне Кук стал в глазах сандвичан обыкновенным человеком. Они продолжали его бояться как могущественного начальника, но перестали почитать.
Это ясно проявилось тогда, когда Кук вернулся сюда после плавания к северу. На сей раз сандвичане вели себя совсем иначе. Привозя на корабли свиней и плоды, островитяне сами указывали, что хотят получить взамен, тогда как раньше они доставляли съестные припасы в подарок или как жертву, а вознаграждение принимали за ответный дар. К тому же сандвичане, считая, что сбывают свою провизию по слишком высоким ценам, начали смотреть на англичан, как на людей, прибывших из голодной страны, чтобы здесь насытиться. Потеряв уважение к чужеземцам, местные жители утратили свое прежнее раболепие. Простолюдины стали совершать у англичан более дерзкие кражи.
В то же время король, жрецы и многие знатнейшие ери сохраняли еще свое прежнее расположение к англичанам. Об этом свидетельствует случай, происшедший с одним из вождей по имени Пареа. О его безграничном добродушии рассказывает сам капитан Кинг. Я приведу здесь этот рассказ.
Несколько канаков снова совершили кражу. Преследуя их, англичане открыли стрельбу из ружей. Хотя украденные вещи были возвращены, английский офицер все-таки счел нужным забрать находившуюся на берегу лодку, которая принадлежала Пареа. Последний потребовал возврата своего имущества, ибо был совершенно непричастен к краже. Офицер отказался удовлетворить это требование, в результате чего возник спор. В раздражении офицер настолько сильно ударил Пареа веслом по голове, что тот упал, потеряв сознание.
На шум сбежалась толпа островитян. Сначала они совершенно спокойно стояли в стороне, но, увидев, какое оскорбление нанесено их предводителю, возмутились и начали забрасывать англичан камнями. Последние бросили свою шлюпку на произвол судьбы и пустились вплавь к ближайшей скале, ища там спасения. Тогда островитяне накинулись на шлюпку и наверняка разнесли бы ее в щепки, если бы не вмешался Пареа, к которому в этот момент вернулось сознание. Рассеяв толпу, он знаками предложил англичанам вернуться. Те уселись в свою шлюпку и уплыли на корабль.
Пареа вскоре последовал за ними, причем привез шляпу мичмана и еще кое-какие похищенные ранее вещи. Выразив сожаление по поводу случившегося, он спросил, не убьет ли его Роно, а также разрешат ли ему завтра снова посетить корабль. Как видно, Пареа не потерял еще веры в то, что Кук — бог Роно, или, по крайней мере, делал вид, что этому верит, желая скорее умилостивить англичан. Получив заверение, что ему нечего опасаться и его визиту всегда будут рады, вождь в знак примирения и дружбы коснулся своим носом носов всех офицеров и затем удалился.
Поскольку Пареа помешал своим соотечественникам отомстить англичанам, островитяне похитили ночью другую шлюпку, перерезав веревку, которой она была привязана к кораблю. Узнав об этом, Кук пришел в бешенство и решил доставить на борт самого короля, чтобы задержать его в качестве заложника до тех пор, пока не будет возвращена шлюпка. На других островах он в подобных случаях с успехом применял указанную меру.
Источник: Коцебу О. Е. Новое путешествие вокруг света в 1823—1826 гг. М. «Наука», 1981 г.
Источник: http://russvostok.ucoz.ru/ |