РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 24.04.2024, 19:32

Главная » Статьи » 1849-1851 "Атха" Ридель А.В. » ИЗВЕСТИЕ О ПЛАВАНИИ РУССКОГО КУПЕЧЕСКОГО КОРАБЛЯ «АТХА» ВО ВЛАДЕНИЯ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ

ИЗВЕСТИЕ О ПЛАВАНИИ РУССКОГО КУПЕЧЕСКОГО КОРАБЛЯ «АТХА» ВО ВЛАДЕНИЯ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ И ОБРАТНО В 1849-1851гг.

ИЗВЕСТИЕ О ПЛАВАНИИ РУССКОГО КУПЕЧЕСКОГО КОРАБЛЯ «АТХА» ВО ВЛАДЕНИЯ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ И ОБРАТНО В 1849-1851гг.

Назад тому около 10 или 15 лет, Российско-Американская компания, для перевозки принадлежащих ей грузов в колонию Ситху, обыкновенно фрахтовала корабли исключительно английские или американские; но с того времени, когда компания убедилась, что корабли, построенные в пределах отечества нашего, могут быть так же благонадежны, а особливо построенные в Великом Княжестве Финляндии, при искусстве и опытности финляндских моряков, в настоящее время фрахтует до Ситхи корабли, построенные в Або. Корабль «Ситха» (капитан Конради), принадлежащий значительному торговому дому Г. Е. Юлин и К, совершил уже несколько рейсов насчет компании в Ситху, а в 1849 году отправлены были туда принадлежащие тому же торговому дому корабли "Атха" и "Фрея", которые оба построены в Або кораблестроителем К.И.Ф. Югерсом; первый в 1848году в 2015 ластов, находится под управлением капитана А.В. Риделя, а последний, в 1849 году, в 207 ластов, под управлением капитана И.К. Гранберга. Есть обычай у кораблехозяев, чтоб при отходе кораблей из Або в Ситху, поставлялось капитанам в обязанность стараться достигать места их назначения сколь возможно раннею весною, для того, чтобы, сдав и приняв груз, могли они, в начале мая, или в конце июня, отправляться оттуда с почтою в Аян. А так как капитанам означенных кораблей, при отплытие их из Або, было предписано прибыть в место их назначения в начале весны, или если возможно будет, в одно время, то плавание их, как предпринятое почти в одно время и к одному месту, названо плаванием в запуски.

Вернувшийся из кругосветного путешествия 21-го июня 1849г. корабль «Атха» вновь  принял груз в Кронштадте от Российско-Американской компании, состоящий из разных товаров, нужных для колоний на 62085 руб. 17 коп. серебром вышел  в плавание к берегам Аляски менее, чем через месяц - 17 июля 1849 года, имея поручение дополнить свой груз в Або, Копенгагене и Лондоне. На этом корабле сверх экипажа, находились еще 37 пассажиров и колонистов.  Для занятия должности судовых командиров, были отправлены флота лейтенанты Мацкевич и Вицкий.

Мацкевич Владимир Ильич (1821 – 1885), впоследствии контр-адмирал(1874),  прибыв в колонии в 1850г. служил на различных кораблях компании. В 1851г. он командовал барком РАК «Шелехов», на котором отправился из Ново-Архангельска в Аян. 16 июля судно потерпело крушение в южной части Охотского моря, при этом команда, пассажиры и большая часть груза были спасены. Сам Мацкевич возвратился в Ново-Архангельск 2 ноября на борту военного корвета «Оливуца». 6 декабря 1853г. Мацкевичу был присвоен чин капитан-лейтенанта, а в 1856г. он был награжден орденом СВ. Анны 3-й степени. Хотя приказом от 6 мая 1857 года он был переведен на Балтийский флот, тем не менее, в 1857-1859 он прослужил на Тихом океане в составе 1-го Амурского отряда.

Вицкий Павел Александрович служил в колониях только в 1850-1851гг., после чего из-за слабого здоровья выехал в Россию, где вскоре скончался.

Кроме того в колонии на корабле «Атха» были отправлены 32 военных морских нижних чина и 3 человека рабочих.

Так как «Атха» не мог оставаться долго в Лондоне, то капитан Ридель должен был зайти в Рио-Жанейро, чтоб укомплектовать себя всем нужным для долговременного плавания.  На копенгагенском рейде простояли они трое суток, на лондонском одни сутки и в Рио-Жанейро тринадцать суток.

«Атха» на пути своем до Вальпарейсо находился 119 дней и прибыл туда 31 января 1850 года. Войдя в гавань команда увидела там прибывший в Вальпарейсо несколькими часами ранее корабль «Фрея», который не успел еще убрать паруса и бросить якорь. Простояв в порту две недели оба корабля вышли из Вальпарейсо в один день – 15 февраля 1850 года, во время бури разлучились, но, несмотря на это, пришли в Ситху в один и тот же день, то есть 9 апреля – «Атха» после 54 дневного плавания, а «Фрея» 16 часами позже. Следовательно, этот полукругосветный путь был совершен «Атхою» в 173 дня.

Корабль «Атха», сдав груз в Ситхе и приняв годичный груз колониальных промыслов, отплыл с почтой в Аян 19 мая и прибыл туда 20 июня. Выгрузившись в Аяне, зайдя по пути в Петропавловский порт на Камчатке для доставления туда построенного в Ново-Архангельске дома, для помещения в нем Камчатского комиссионера компании. По выполнении сих поручений, корабль Атха 1-го октября благополучно возвратился в Ново-Архангельск, где и оставался в гавани до 22 ноября, а потом отправился в обратное плавание в Россию, и посетив на пути Отаити, Рио-Жанейро и Копенгаген, через 177 дней плавания, благополучно прибыл в Кронштадт 18-го мая 1850 года. На нем привезены промысла, до 63 фунтов золота, добытого в Калифорнии горным инженером Петром Дорошиным и 489 ящиков чая.

На этом же корабле возвратились по окончании срока своей колониальной службы, бывший Главный Правитель колоний, флота Капитан 1-го ранга Тебеньков с семейством, штаб-лекарь Иваницкий, и 22 человека служителей компании.

 

Источники:

1. Вестник Императорского русского географического общества. Том 2, 1851г., отдел Х,  стр. 1 – 3 «Известие о плавании русских купеческих кораблей «Атха» и «Фрея»

2. Отчет Российско-Американской компании главного правления за один год, по 1 января 1849г., Спб, 1849г. стр. 20.

3. Отчет Российско-Американской компании главного правления за один год, по 1 января 1850г., Спб, 1850г. стр. 18-19, 20

4. Отчет Российско-Американской компании главного правления за один год, по 1 января 1850г., Спб, 1851г. стр. 18-19.

5. Гринев А.В. «Кто есть кто в истории Русской Америки», М., 2009г.

 

 

 



Источник: http://russvostok.ucoz.ru/
Категория: ИЗВЕСТИЕ О ПЛАВАНИИ РУССКОГО КУПЕЧЕСКОГО КОРАБЛЯ «АТХА» ВО ВЛАДЕНИЯ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ | Добавил: alex (02.03.2015)
Просмотров: 596 | Теги: вольный шкипер Август Ридель, Кругосветные и полукругосветные пла, Корабль Атха | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz