РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.04.2024, 06:22

Главная » Статьи » 1853-1854 "Ситха" Конради И.Я. » 1853-1854 "Ситха" Конради И.Я.

ПЛАВАНИЕ КОРАБЛЯ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ «СИТХА» ОТ ГАМБУРГА ДО НОВО-АРХАНГЕЛЬСКА И АЯНА. ЗАХВАТ СУДНА АНГЛО-ФРАНЦУЗСКОЙ ЭСКАДРОЙ.

ПЛАВАНИЕ КОРАБЛЯ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ «СИТХА» ОТ ГАМБУРГА ДО НОВО-АРХАНГЕЛЬСКА И АЯНА. ЗАХВАТ СУДНА АНГЛО-ФРАНЦУЗСКОЙ ЭСКАДРОЙ У ВХОДА В АВАЧИНСКУЮ БУХТУ.

Корабль «Ситха» принадлежит Poccийcко-Американской компании, состоящей под Высочайшим покровительством. Этот корабль, управляемый г. Конради, окончив вооружение в Альтоне, 23-го Ав­густа 1853 года отправился в Гамбург для принятия колониального груза и провизии к предстоящему рейсу; на другой день перебралась на корабль коман­да, а на третий приступили к его нагрузке. Сен­тября 3-го, прибыли на корабль, для следования в колонии: Правитель Колоний, Капитан 1-го ранга Воеводский с семейством и прислугою, Лейтенанты: Коскуль и Верман, гражданский горный инженер Фуругельм, лекарь Шнейдер, фельдшер Петров, скорняжный ученик Дальстрем, три унтер- офицера и тридцать человек матросов.

Между тем корабль принял, в течение двенадцати дней, боль­шую часть назначенного груза; после чего он углу­бился ахтерштевнем на 16 2/12 футов, форштевнем на 15 5/12 футов; такое углубление заставило прекратить нагрузку, ибо в противном случае, по словам лоцмана, корабль должен был подвергнуться опасности—не миновать банки при Бланкенезе. Октября 7-го, во время прилива, корабль был отведен пароходом в Штаде, для принятия остального груза. Здесь прибыли на корабль для от­правлена в Ситху: машинист Граумниц, гг. Габерман и Бенерт.

В половине Октября корабль «Ситха» был совершенно готов к выполнению своего назначения. В конце Октября, от Главного Правления Российской Американской Компании   дан приказ: вступить кораблю под паруса; в следствие чего 31-го Октября подняли якорь на корабле «Ситха» и до Глюкштадта, мимо опаснейших мест на  Эльбе, корабль буксирован нанятым в Гамбурге пароходом. В Глюкштадте отдан буксир, поставлены паруса, и корабль, руководимый лоцманом, продолжал свой путь. У плавучего маяка на Эльбе лоцман оставил корабль. Хорошая погода и попут­ные ветры благоприятствовали плаванию по Северному Морю; маяки и мысы: Галоппер, огни Гудвинской Банки, Донгенесс, Бичигед, Санта-Катарина, Портленд, Старт и Лизард быстро сменялись одни другими: корабль миновал их так скоро, что 8-го Ноября был уже вне горизонта мыса Лизарда. Потом путешествие сопровождалось переменными ветрами, без особенно замечательных случаев. Ноября 13-го, в два часа по полудни, в широте N 39° 30' и долготе W 13° 50' , мореплаватели увидели на горизонте шхуну без парусов и фок-мачты; подойдя к ней, нашли её оставленною людьми, без парусов, якорей, канатов и с открытыми люками; корпус шхуны нов и не поврежден; отсутствие людей с этой шхуны, ничем не задерживая Русских путешественников, дозволило им продолжать свое плавание. Ноября 18-го начало свежеть, небо покрылось густыми тучами, сверкающие молнии по­являлась все чаще и чаще; наступила ночь с проливным дождем; ветер, усиливавшийся более и бе­лее, превратился в шторм; к утру 19-го Ноября, корабль, имея совершенно зарифленный грот, марсель, фок с рифом  и фок-стаксель, боролся с гроз­ною стихией; но, подвергаясь сильнейшим ударам волн, не обнаруживал в себе течи больше обыкно­венной. На другой день мореплаватели прошли в виду островов Порто-Санто и Дезертас; между тем шторм продолжался до 24-го Ноября; в этот день получили NО пассат, и с этим ветром приближа­лись к Островам Зеленого Мыса.

Необходимость на­литься водою и освежить экипаж заставила бросить якорь у Сант-Яго, одного из этих островов. Простояв здесь почти четыре дна, снялись с якоря 2-го Декабря, и продолжали с пассатом свое плавание до 10-го числа, когда, в широте N 5, поте­ряли пассат и попали в штилевую полосу; в ней оставались до 20-го Декабря; в этот день, в дол­готе W 21°, перешли экватор, и встретили SO пассат, который оставила в широте 18° южной.   Последующие двадцать три дня плавания, от параллели мыса Фрио, вдоль берегов Бразилии и Патагонии, сопровождались переменным в силе и направлении ветром.

Января 27-го, в восемь часов утра, находясь в проливе де-Мера и пеленгуя мыс Горн на румб NtO 1/4 O, в расстоянии двенадцати миль, неожи­данно встретили, с подветренной стороны, сильный шквал от WSW. Этот ветер с ужасными порывами продолжал дуть трое суток. Во все это время корабль подвергался разрушительному действию огром­ных, океанских волн; они то на хребтах своих высоко поднимали его, то расступаясь стремительно низвергали в бездну; беспрестанно переливаясь через корабль,  волны, казалось, хотели поглотить  его, унося с собою все, что не могло  противиться их силе.  Января 28-го  большой вал,  перекатившись через ют, поднял люк кают-компании, от чего влилось  в нее  огромное количество воды; удары волн ,  встречавших  препятствие на пути своего быстрого развития, беспрестанно поражали корабль с ужасною силою. Февраля 3-го, в конце плавания вокруг мыса Горн, при сильном ветре, шел гу­стой снег, покрывший палубу  слоем в четыре дюйма толщиною. Февраля 7-го корабль уже был на высоте Магелланова Пролива, употребив четырнадцать дней на плавание вокруг Огненной Земли.  Потом, пользуясь благоприятной погодой и попутным ветром, 15-го Февраля корабль прибыл в Вальпарайсо, где бросил якорь на глубине двадцати четырех сажен, имея каната семьдесят пять сажен; во время его стоянки на рейде, пришел туда Русский  военный сорокачетырехпушечный фрегат «Диана», под командой капитан-лейтенанта Лесовского. 

Корабль «Ситха»,  приняв все нужное для окончательного вояжа, к 23-му  Февраля был совершенно готов к отправлению, но мертвый штиль этому воспрепятствовал, и потому, не желая терять времени, были наняты восемь шлюпок; к ним присоединился и баркас фрегата «Диана»; несколько  часов шлюпки буксировали «Ситху».   Марта  14-го,   в долготе W 1111/20, вторично перешли экватор, и встретили NО пассат. Марта 18-го, при семи узлах хода, упал за борт унтер-офицер Туфанов; немедленно спу­щенная шлюпка успела его спасти.  Марта 24 го замечена была комета близ созвездия Плеяд. Марта 30 го корабль, потеряв  пассат, попал  в  пере­менные ветры, хотя жестокие и со шквалами, однако ж по большей части попутные. Апреля 10-го мореплава­тели с любопытством наблюдали метеор, который, во видимой своей величине, равнялся луне; он пролетел к северу, и видимо лопнул. Апреля 13-го ветер,   сопровождаемый дождем и пасмурностью, засвежел и, превратившись в шторм, не переставал дуть по 16-е апреля.

  17-го апреля, в половине пятого часа, увидели Биорку по компасу на румбе OtS, а в три четверти седьмого часа, близь острова Кулмикова, явился на корабль лоцман Дальстрем, с ко­торым плыли до острова Кучумы; здесь встретив­ший  пароход салютовал главному  правителю и, получив ответ, взял корабль на буксир; на пути корабль «Ситха» отвечал на салюты: Новоархангельской Крепости и брига «Константин». Наконец, после   стасемидесятидневного   плавания, благопо­лучно достигли Новоархангельского порта, и бросили якорь, имея трех человек больных и воды в трюме семь дюймов. 

На другой день главный правитель колоний  с семейством, Лейтенанты Коскуль и Bepман  и  гражданский горный инженер Фуругельм перешли на берег. Начавшаяся выгрузка компаней­ских товаров безостановочно продолжалась до 30 го Апреля; при этом несколько бочек с жидкостями оказались поврежденными. В замен выгруженных товаров приняли соль с корабля «Кодьяк», боль­шую часть груза с китоловного корабля «Аян», различные   товары, назначенные компанией в Аянский  Порт и кроме того 345 мест мехов. Мая 14-го прибыли на корабль, для отправления в Аян, пассажиры- Коллежский Секретарь Филипеус, провизор Лоце, приказчик Гальмер, пять работников, двадцать восемь алеутов с байдарками и арестант Габриель Гольмбергъ, закованный в цепи. Вечером служили на корабле молебен, при котором присут­ствовали Ситхинские начальники.

В следующее утро, в восемь часов, пароход «Николай 1-й» взял ко­рабль «Ситху» на буксир, и провел его до Острова Лазарева; отсюда, поставив паруса, при ясном небе и ровном SW ветре, он плыл по пеленгам. Состояние погоды скоро изменилось: почти всегдашние туманы лишили возможности производить обсервации, а ветер, по большей части противный, неровный и крепкий, заставлял постоянно иметь зарифленные паруса. Июня 19 го, в два часа пополудни, увидели Курильскую Гряду, которую прошли четвертым проливом. Ночью на 20-е число, в четыре часа пополуночи, пеленговали Мыс Графа Васильева на румбе NtO1/2O по компасу, в расстоянии от него пяти миль; ветер начал свежеть от NО и корабль принял xopoший ход. Вечером 26-го увидели гору Лонгдор Леготни; определив по ней свое место, подошли ко входу Аянской бухты; здесь должны были, по причине совершенного штиля, бросить якорь и простоять ночь. На другое утро в семь часов присланы были из порта баркасы; с их помощью «Ситха» прошел к якорному месту.

По сдаче в Аяне пушных промыслов, и назначенного туда груза предписано было возвратить оный в Ново-Архангельск, но по встретившейся надобности зайти в Камчатку, корабль «Ситха» вышел из Аяна 14 августа , и, после тринадцатидневного счастливого плавания, подошел ночью с 26-го на 27-е августа к Авачинской губе.

Опасаясь подходить близко к берегу по причине тумана, командир судна, вольный шкипер Конради, решился повернуть на другой галс, и в этом положении выжидать рассвета. 27-го числа, в четыре часа утра, корабль, при довольно свежем ветре, направлен был ко входу в губу, скрывавшуюся еще в тумане. Около восьми часов туман начал очищаться, положение хода определилось, и на корабле начались приготовления к отданию якоря, но самый вход был скрыт от оного сигнальным мысом. В девять часов с корабля с удивлением заметили шесть судов выходивших из губы, но которых по отдаленности, распознать еще было невозможно, и с тем вместе на север от корабля на самом горизонте показалось седьмое судно, признанное за шхуну. Присутствие такого количества судов в малопосещаемом Петропавловском порте, возбудило справедливое опасение на корабле и заставило шкипера Конради повернуть и удалиться от них с возможною поспешностью, тем более, что высота их рангоута делала эти суда весьма подозрительными. Вскоре на корабле убедились, что опасения эти не были напрасны, потому что пять судов прибавили парусов и пошли по направлению «Ситхи», в то время как шестое, в котором уже можно было узнать пароход, погналось за шхуною.  Таким образом усиливая паруса, корабль «Ситха» шел в том же направлении до двенадцатого  часа, с ужасом замечая, что ветер стихает. Суда, гнавшиеся за ним, представлялись с корабля яснее и яснее по превосходству их хода, и одно из них, опередив прочие, подошло к «Ситхе» уже так близко, что легко было узнать в оном фрегат большого ранга и различить английский флаг. В двенадцать часов «Ситха» заштилила совершенно, тогда как английский фрегат, благодаря огромным размерам своего рангоута, настигал оную с величайшей быстротою.  Далее идти было невозможно, защищаться еще менее, и надобно было уступить силе. Пушечным выстрелом дано было знать о закреплении парусов и спуске флага. Фрегат лег в дрейф, и отправил к «Ситхе» две шлюпки с офицером и вооруженными матросами, чтобы принять командование и управление судном. В тоже время английский пароход «Вираго»привел на буксире настигнутую им казенную шхуну «Анадырь». По сигналу с английского фрегата, сделаны были распоряжения о снятии с «Ситхи» команды, переведенной на английский же пятидесятипушечный фрегат «Президент», и передаче пассажиров на французский тридцатипушечный корвет «Эвредика». На «Ситхе» остались только шкипер Конради, священник Коллегов и иркутский мещанин Попов, с женами и детьми, и ученик Финляндской школы торгового мореплавания Кристиерсон. Из пассажиров оставлены были на «Эвредике» купцы Стенин и Колесов, с прислугою, а все состоящие в государственной службе перевезены на французский адмиральский шестидесятипушечный фрегат «Ла-Форт». Шхуна  «Анадырь» была ограблена и сожжена англичанами. 9-го сентября английская эскадра отделилась от французской и пошла к островам Квадри и Ванкувер, уведя с собою и «Ситху»; французская же эскадра взяла направление в Сан-Франциско, куда и прибыла ночью с 21-го на 22-е сентября. Здесь по распоряжению французского контр-адмирала Фебрие-Депуанта, все пассажиры корабля «Ситхи», кроме штаб-офицера корпуса штурманов Афанасьева и капитана морской артиллерии Белоцерковца, были освобождены.

Груз на корабле «Ситха» большей частью был казенный и частный купеческий; груза же, принадлежащего компании было незначительное количество. Ценность груза остается еще неопределенною, впредь до получения известия из Аяна.

Корабль «Ситха» по устройству и вместимости своей (в1200 тонн), принадлежал к лучшим кругосветным судам компании, и хотя потеря оного весьма прискорбна, но по настоящему твердому положению дел компании, случай этот совершенно впрочем неизбежный в военное время, не может и не будет иметь никакого неблагоприятного влияния на положении компании.

Капитан судна Юхан Конради вместе с семьей остался на корабле, который был приведен в Шербур (Франция), где судно и груз были признаны военным призом и проданы. После этого Конради был перевезен на французском корвете «Марн» в Либаву (Лиепая), откуда с семьей выехал в Петербург, а затем в Або.

 

Источники:

1. «Северная пчела»  № 240 от 26-го октября 1854 года

2. «Северная пчела»  № 271 от 2-го декабря 1854 года

3. Гринев А.В. «Кто есть кто в истории Русской Америки», М., 2009г.

 

 

 

 



Источник: http://russvostok.ucoz.ru/
Категория: 1853-1854 "Ситха" Конради И.Я. | Добавил: alex (08.04.2015)
Просмотров: 1121 | Теги: капитан Конради, корабль Ситха, русские кругосветные плавания | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz