Фрегат
„Аврора».Возвращение
в Кронштадт от восточных берегов Сибири.
4 июля 1856 года фрегат
«Аврора», под командою капитана 2 ранга Тироля 1-го, вышел из устьев Амура, на
буксире парохода «Аргунь»; 6 июля фрегат обогнул мыс Пронгэ и стал на якорь, в
двух верстах к S от мыса. 10 июля обогнул остров Уюзют, но, за мелководьем,
простоял здесь на мели 9 дней; 29 июля, с помощью завозов и парохода «Аргунь»
потянулся далее и 21 июля, перейдя бар лимана, стал на якорь
близ мыса Джаори. К 28 июля фрегат перешел к параллели островов Хаземив, где
снова стал на якорь и приступил к вооружению и нагрузке, что продолжалось до 14
сентября, когда фрегат, совсем изготовясь, перешел к мысу Лазарева, для
принятия провизии с транспорта «Двина». Простояв здесь до 9 октября, фрегат снялся с
якоря и, при тихом NNO, с помощью буксира трех гребных судов, обогнул мысы
Лазарева и Муравьева. С 12 до 15 октября фрегат дошел до де-Кастри, где
остановился для проверки хронометров и приема свежего мяса. «В этот последний
переход, - доносит капитан 2 ранга
Тироль, - температура воздуха возвышалась только в полдень не более +l½° по
Реомюру, в остальное же время дня часто была ниже -2½°, со снегом и градом, что
было очень затруднительно для промерных судов, шедших впереди фрегата: весла и
лотлини обмерзали до того, что нельзя было ими действовать».
16 октября стоял свежий
ветер от N, со снегом и пасмурностью; между тем барометр показывал 29.81 д. На
другой день, когда погода прояснилась, фрегат снялся с якоря и отправился в
море, взяв с собою на пять дней свежего мяса.
«Намерение мое было — пишет
капитан 2 ранга Тироль,— при обратном плавании, идти на мыс Горн, а именно:
Сангарским проливом, потом в Сан-Франциско, для запаса провизии и покупки
необходимых вещей, потому что на Сандвичевых островах, в Гонолулу, в это время
года, фрегат на наружном рейде, по свежести ветров, стоять не может; на
внутренний же рейд при малой воде войти нельзя». Потом предполагал идти на
Вальпарайсо, Рио-Жанейро и так далее; но как фрегат мог выйти не ранее 17
октября, то, опасаясь бурного перехода в столь позднее время года, он предпочел
идти на юг в Маниллу, а потом около мыса Доброй Надежды.
Снявшись из де-Кастри,
фрегат направил курс в Маниллу, но на пути, в Японском море, встретил
постоянно-свежие ветры со снегом и холодной погодой; в особенности 23 октября в
широте 46°5' N, долготе 139° 32'О,
ветр, дувший от NО со снегом, перешел к N и потом к NW, и к ночи обратился в
жестокий шторм, с градом и 3° мороза. Качка была жестокая, — под одним
грот-марселем, штормовою бизанью и фок-стакселем, фрегат кренило под ветер на
42°; ванты, при размашистой качке, давали большие бухты, почему и решились
закрепить грот-марсель, несмотря на то, что парус обледенел и людям было трудно
держаться на обмерзших пертах; кроме того зачастую падали с рангоута куски
льда, фунта в 3 и 4 весом. Шторм продолжался до вечера 24 числа, после чего ветер
немного смягчился и можно было отдать у марселей по одному рифу. До 27 октября
были свежие ветра с холодной погодой, а с этого дня температура воздуха начала
увеличиваться и 1 ноября была уже +12½°.
1 ноября прошли Корейский
пролив, между островами Тсусима и Кольнет, определили астрономически места этих
островов, которые на английских картах означены восточнее, нежели на карте
капитана Крузенштерна. 6 ноября, в широте 29°N, долготе 124°30'О-й от Гринвича,
получили свежий NО муссон. 8 ноября вступили в Формозский пролив, а 9-го прошли
Пескадорский и во все время перехода этим последним, ни островов Пескадорских,
ни берегов Формозы, ни китайских, не видали; определялись счислением и
обсервациями. В тот же день (9 ноября), в ½ 8 часа пополудни, пересекли тропик
Рака и вступили в Китайское море. Так как этот переход был очень бурный, то для
освежения команды, тяги ослабевшего такелажа и некоторых исправлений в камбузе
и плите, повредившихся от сильной качки, решились зайти в Гон-Конг, куда и
прибыли 13 ноября благополучно.
О пребывании фрегата на
Гон-Конгском рейде, с 13 по 28 ноября, капитан 2 ранга Тироль, между прочим,
доносил, что английское начальство оказывало ему постоянную вежливость и
предупредительность. Генерал-губернатор сэр Джон Боуринг, при посещении
фрегата, предложил, за неимением в здешнем порте русского консула, во всех
нуждах обращаться прямо к нему; но командир предпочел, для снабжения фрегата
всем необходимыми обратиться к
Американскому торговому дому Барроса, которого услужливость и деятельность были
особенно полезны, тем более, что война Англичан с Китайцами много затрудняла
снабжение фрегата.
В продолжение пребывания
фрегата в Гон-Конге, погода стояла ясная, с температурою от + 15° до 18°, при
умеренном NО муссоне. Здесь нашли в достаточном количестве мясо и зелень для
команды, по весьма умеренным ценам.
29 ноября фрегат «Аврора»
вышел из Гон-Конга в море. 3 декабря прошли остров Пуло-Сопата, 6 декабря
пришли на вид острова Пуло-Аор, где, за маловетрием, продержались трое суток. В
продолжение этого перехода, дул попутный свежий NО муссон, с большим
неправильным волнением, отчего фрегат имел сильную боковую качку; от размахов
рангоута, повредились пяртнерсы, палуба получила течь; топ-тимберсы на баке у
настоящих якорей отошли от ватервейсов, а наружную обшивку около пертулиня и
рустова, от сильной качки, выдавило наружу. Все эти повреждения заставили
фрегат зайти в Сингапур, куда он и прибыл благополучно 10 декабря.
В продолжение восьмидневного
пребывания на Сингапурском рейде погода стояла переменная, с умеренными
ветрами. Фрегат на дальнейший переход запасся здесь зеленью и свежим мясом для
команды.
19 декабря, окончив все
исправления и налившись водой, фрегат вышел из Сингапура; но за противным
ветром не мог выйти за маяк Педро-Бранко; почему в тот же день, в 4 часа
пополудни, стал на якорь у мыса Романия.
20-го, в 7 часов утра,
снялся с якоря и в ½ 2 часа пополудни, выйдя из Сингапурского пролива, вступил
в Китайское море.
21 декабря пересекли
экватор, в долготе 160°О от Гринвича; подойдя к острову Пуло-Тоти, по
наблюдениям определили; его положение — в широте 0°55'40''S, долготе 105°47'О
от Гринвича; положение это сходно с картою, но не с лоциею Горсбурга, в коей
остров показан в широте 0°58'S, долготе 105°40'О от Гринича. Надеясь на
верность своих хронометров, которые только за несколько времени пред этим были
поверены в Сингапуре, стали править между банками к острову Гаспару.
22-го, в полдень, прошли
остров Гаспар, по восточную его сторону, в 2¾ милях расстояния; затем прошли
Маклефильдским каналом, между банкою Дисковери и островом Пуло - Лит.
23 декабря, в полдень,
прошли пролив между Двух братьев и банкою Шабайда. В 5 часов пополудни, у
островов Три Сестры, стали на якорь, чтоб не проходить узкость Зондского
пролива в темное время.
24-го, поутру, фрегат снялся
с якоря и в ½ 9-го прошел между островами Зюфтек и Камнем Течения; в 11 часов,
пройдя пролив, между островами Бези и Крокатоа, вступил в Индейский океан. Имея
NW и W ветры, дошел с ними до широты 10° 30' S, долготы 102° 30' О от Гринича;
с 28-го на 29 декабря получил SO пасат, дувший до 1 января тихо, а с этого
времени свежее.
18 января, в широте 30°,
долготе 46°30' О, потеряв пасат, получили переменные ветры, изменяющиеся по
течению солнца, большею частию свежие с большою зыбью от W, производившею
значительную качку; в особенности 25 января, когда ветр усилился до степени
шторма, розмахи фрегата доходили до 41°; зыбь сопровождала до самого мыса
Доброй Надежды.
Сначала намеревались зайти
на мыс Доброй Надежды в бухту Фалс-бай, для пополнения запасов провизии, но
подойдя к ней, 2 февраля утром, встретили большую пасмурность и, не желая
терять времени и свежего попутного ветра, стали править на остров Св. Елены. На
новой карте 1853 года, купленной в Лондоне, остров этот означен неверно. Это
уже вторая грубая погрешность карты: первая, замеченная еще в 1854 г., состоит
в том, что остров Тринидад назначен на ней пятью градусами западнее.
Плавание до острова Св.
Елены продолжалось благополучно; сопровождаемые S ветрами, обгоняли ежедневно
купеческие суда и 12 Февраля прибыли на рейд острова. Во все время плавания от
Сингапура погода стояла ясная, так что почти ежедневно имели обсервации и
хорошо выверили хронометры. Офицеры, на переходе, занимались практикой, вели
счисление, делали обсервации, и вычисления их оказались сходными. Команду
занимали постоянно пушечным ученьем, действию абордажных партий и изучением
компаса, а во время тихих ветров, ученьем парусами. Здоровье команды было в
хорошем состоянии; воды и провизии имели достаточно.
Во время стоянки фрегата на
рейде Св. Елены, погода стояла с умеренными ветрами; здесь нашли достаточное
количество свежего мяса и зелени, по цене немного выше гон-конгской. Простояв
на рейде 12 дней, и в это время кончив все исправления и налившись водой, 24
Февраля снялись с якоря для следования в дальнейший путь.
Пользуясь SO пассатом, стали
править так, чтобы пересечь экватор в долготе 20° W от Гринича. 5 марта, в
широте 1° 24' S, долготе 21° 54' W, потеряли SO пассат, и продолжали плавание к
N, с тихими переменными ветрами. 7 марта пересекли экватор, в долготе 21° 54'
W. 11 марта, получив NО пассат, в широте 2° 57' N, долготе 21° 37' W, стали
править в бейдевинд правым галсом к NW. До 27 марта ветер постоянно отходил к
О, и в этот день пассат кончился штормом, продолжавшимся и 28 .марта. Шторм
этот быль так силен, что фрегат три раза черпнул бортом; крен выходил из
кренометра.
14 апреля вступили в
Английский канал, где постоянно имели восточные ветры, и потому только 19
апреля прибыли на Шербургский рейд.
15 мая, в 2 часа пополудни,
при SSW умеренном ветре оставили Шербургский рейд; но по выходе с него
встретили восточные ветры, с которыми и лавировали к выходу из Английского
канала.
18 мая, подходя к мысу
Донженес, за противным маловетрием, наняли купеческий пароход «Друг всех
наций», для буксирования до Дувра; куда прибыли того же числа, со свежим
противным ветром, задержавшим фрегат и 19 мая. 20-го числа, когда восточный
ветр нисколько стих, фрегат вышел за Гудвинсандские мели, на буксире того же
парохода. 21 мая получил тихий попутный ветр и 24-го вступил в Скагерак, 25-го
в Категат, и 27 мая прибыл благополучно на Копенгагенский рейд.
2 июня фрегат «Аврора» вышел
из Копенгагена и 11 июня прибыл благополучно в Кронштадт, пробыв в отсутствии 3
года, 9 месяцев и 21 день. Источник: Сгибнев А.С. Обзор заграничных плаваний судов
Русского военного флота с 1850 по 1868 г.г. т.1 СПб.:
Типография Морского Министерства,
1871, стр. 179-185
Источник: http://russvostok.ucoz.ru/ |