ВОЕННЫЙ ШЛЮП «СМИРНЫЙ». 1824-1825
Шлюп «Смирный» в 520 тонн под командою капитан-лейтенанта Дохтурова послан был, подобно другим, с грузом в Петропавловский порт. Из Кронштадта отправился он 27 сентября 1824 года и 1 октября прибыл в Копенгаген, перейдя Балтийское море с крепкими NO и SO ветрами. 20 октября капитан Дохтуров вышел из Копенгагена и, взяв в Гельсиноре лоцмана для перехода Немецким морем, продолжал плавание при крепких NW и SW ветрах до 1 ноября. С этого дня стали его преследовать жестокие шторма, причинившие такие повреждения шлюпу, для исправления которых он должен был спуститься в ближайший порт и впоследствии возвратиться в Кронштадт. Буря особенно свирепствовала с 3 ноября. Мы передаем здесь рассказ о последовавших бедствиях одного из участников этого плавания, лейтенанта М. М-ча (напечатанный в «Северной Пчеле», 1846 г., № 83-86).
«3 ноября, в полночь, шторм от NW с огромным волнением; шлюп под одним грот-марселем, на правом галсе. В 4 часа утра огромный вал из под наветренного крамбола обрушился на шлюп, залил стоявший на рострах барказ и покрыл шлюп с носу до гака-борта. Вахтенные офицеры¹ и рулевые снесены на ют и едва не выброшены за борт; лотовый с наветренных грот-русленей переброшен через борт и сломал руку. От тяжести налившейся воды шлюп несколько погрузился, и его могло бы залить, если бы щиты в сетках не поднимались, а были сделаны глухие, как обыкновенно. Однако воды так много попало в палубу, что в трюме стало ее до 5 футов². Ударом того же вала повредило фор-руслени, гальюн, мартин-гик и сетки, оторвало с грот-русленей запасный марсаей, уничтожило нахтоузы с компасами, переломило румпель в самой голове руля. Нахтоузы заменили бочонками, но вставленный запасной руль вскоре опять сломился; тогда сделали временной из вымбовок».
В ночь с 3 на 4 ноября ветер (WNW) немного стих; по утру увидели Ютландский берег, по словам лоцмана, около местечка Гансгольм, а, по мнению капитана Дохтурова, шлюп был многим южнее. Обсервованная в полдень широта 55°48' действительно показала ошибку лоцмана: шлюп находился вблизи банки Hornes-reef, от нее к югу. Если бы послушали лоцмана, то «Смирный», вероятно, тут бы и остался. Чтобы обогнуть банку с запада и отойти на чистое место, надобно было поворотить овер-штаг на левый галс, что было весьма сомнительно при настоящей силе ветра и волнения. Против ожидания, однако, поворот удался: были поставлены для этого в два рифа марсели, стаксель и бизань; но только счастливый случай помог маневру: в тот самый момент, как шлюп пришел против ветра и остановился, ветер вдруг из WNW перешел к W и докончил поворот; притом помог отойти в открытое море. Вслед за тем буря возобновилась с новою силою. Шлюп лежал к северу, и 6 ноября утром, находясь вблизи Норвежскаго берега, капитан Дохтуров счел за лучшее спуститься в Христианзанд. К этому побуждали его повреждения шлюпа и в особенности неимение нахтоузов³. Узнав от выехавших лоцманов, что Христианзанд уже на ветре, капитан Дохтуров вошел в ближайший порт, Арендал.
На следующий год, 17 мая шлюп «Смирный» возвратился в Кронштадт.⁴ ___________________________________________________________________________________
¹ Лейтенант Бодиско и мичман Истомин.
² Воду вскоре выкачали до ½ фута.
³ В бочонках компасы показывали неверно до трех румбов.
⁴ Шканечный журнал и записки М. М-ча, в «Сев. Пчеле» 1846 года №№ 83-85
Список участвовавших в плавании на корабле "Смирный" (1824-1825)
Звания и имена
| Примечания
| Командир, капитан-лейтенант Павел Афанасьевич Дохтуров
|
| Лейтенант Иван Подчертков
| Скончался в отставке
| Лейтенант Павел Наумов
|
| Лейтенант Борис Бодиско
| Сослан в 1826 г.
| Лейтенант Кн. Мартын Мирославич
|
| Лейтенант Александр де-Ливрон
|
| Мичман Андрей Бахтин
| Скончался полк. ласт. экип.
| Мичман Александр Огильви
|
| Мичман Алексей Наумов
|
| Мичман Иван Энгельгарт
|
| Мичман Григорий Энгельгарт
|
| Мичман Владимир Корнилов
| Скончался
| Самуил Мофет
|
| Мичман Самуил Истомин
|
| Штурман Василий Семенов
|
| Шт. пом. Дмитрий Отлов
|
| Шт. лекарь
| Николай Браилов
| Лекарь Карл Изембек
|
| Натуралист Темьянский
|
| Комиссионер Гаврило Кулаев
|
| Иеромонах Варрава
|
| Пассажир Аркадий Лесков
|
| Нижних чинов...........................00
|
|
Источник:Ивашинцев Н. «Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849г.г.» Спб. 1872, стр.87-89, 235-236.
Источник: http://dfiles.ru/files/gt6b2roxk |