РУССКИЕ НА ВОСТОЧНОМ ОКЕАНЕ: кругосветные и полукругосветные плавания россиян
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 26.04.2024, 22:50

Главная » 2013 » Ноябрь » 15 » Лазарев Михаил Петрович
15:05
Лазарев Михаил Петрович

Адмирал Лазарев: флотоводец, гражданин, патриот. К 225-летию

В Севастопольской Морской библиотеке им. М.П. Лазарева в канун юбилея флотоводца прошла научно-историческая конференция «Адмирал Лазарев: личность на фоне эпохи». К 225-летию Флотоводца, Гражданина и Патриота России.

Среди прочих на ней прозвучал и доклад учёного секретаря ВНО ЧФ капитана 1 ранга Сергея Горбачёва, который публикуется с некоторыми сокращениями.

Михаил Петрович Лазарев – личность державного масштаба, человек мысливший и действовавший по государственному, созидатель и подвижник. Даже в рамках ограниченного по времени разговора, мы должны не только воздать должное его памяти, вспомнить о его делах и достижениях, но и попытаться понять суть феномена Лазарева. Четко определиться, кто для нас, живущих уже во втором десятилетии XXI века Лазарев сегодня. Кратко напомним основные страницы его биографии.

Михаил Лазарев родился 14 ноября (по новому стилю) 1788 г. во Владимирской губернии в семье помещика Петра Лазарев Михаил ПетровичЛазарева. В 1800 г. он поступает в Морской кадетский корпус и через три года производится в гардемарины, начинаются его первые выходы в море. С сентября 1803 по апрель 1808 г. он в качестве волонтера зачислен в английский флот. Вернувшись на Родину 5 мая 1808 г. - получает чин мичмана. Начинается период его службы на кораблях Балтийского флота. Здесь, на Балтике он участвует и в боевых действиях. С октября 1813 г. по июль 1816 г. Лазарев совершает свое первое кругосветное плавание в качестве командира корабля «Суворов» по маршруту Кронштадт – Русская Америка и обратно.

С июля 1819 г. по июль 1821 г. – второе кругосветное антарктическое плавание в должности командира шлюпа «Мирный» совместно со шлюпом «Восток» под командованием Фаддея Беллинсгаузена, завершившееся открытием Антарктиды. С августа 1822 по август 1825 г. – Лазарев, командуя фрегатом «Крейсер», совершил третье кругосветное плавание. В 1827 г., командуя линейным кораблём «Азов», он принял участие в боевых действиях на Средиземном море, в т.ч. в Наваринском сражении в составе русско–франко–английской эскадры, уничтожившей турецко-египетский флот.

«Азов» тогда, впервые в истории Русского флота удостаивается Георгиевского кормового флага. Сам же Лазарев производится в контр-адмиралы. В 1828–1830 гг. он – начальник Русской эскадры на Средиземном море. С нею Лазарев возвращается в Кронштадт, отправившись с о. Мальта. В 1831–1832 гг. участвовал и председательствовал в комитетах по улучшению флота, кораблестроения и вооружения. В 1832 г. вступил в должность начальника штаба Черноморского флота. В 1833 году возглавил объединенную Черноморскую эскадру с целью защиты Турции от ее восставшего вассала - Египта. Тогда был заключен Ункяр-Искелессийский договор, который позволил России получить преференции при плавании через Черноморские проливы. В 1834 г. Лазарев становится главным командиром ЧФ и портов и военным губернатором Николаева и Севастополя.

В 1835 г. в Севастополе было начато строительство адмиралтейства, заложен первый из сухих доков. Начиная с 1838 г. под руководством Лазарева проводится ряд операций у черноморского побережья Кавказа, в т.ч. с высадкой десанта. В 1843 г. - произведен в «полные» адмиралы. В целом 30–40-е годы XIX века – период активного строительства в Севастополе, создания системы базирования на Кавказском побережье и т.д.

23 апреля 1851 г. адмирал скончался в Вене, 19 мая похоронен в Севастополе…

Может быть, кто-то в этом послужном списке ничего удивительного не увидит. Но хотелось бы отметить несколько примечательных моментов. Михаил Лазарев вместе с братьями Андреем и Алексеем, ставшим, кстати, соответственно вице - и контр-адмиралами, рано потерял мать. А к моменту зачисления в Морской кадетский корпус не стало и отца. Мальчишке на тот момент исполнилось всего лишь 11 лет. В 14 лет он уже – гардемарин, и как один из лучших отправляется в Англию, а офицером становится в неполные 20. В течение 12 лет он совершил в качестве командира корабля 3 кругосветных плавания, причем в первую кругосветку он отправился в 24 года. Больше никто из русских офицеров такого в качестве командира не повторил. Из всех командующих флотом Лазарев пребывал в должности больше всех – 17 лет, плюс два года, когда он руководил флотом в отсутствие Грейга. Задумайтесь, многие ли нынешние моряки способны к подобного рода восхождению по крутому трапу к заслуженным адмиральским «орлам»?

Как представляется, подобного рода путь стал возможным благодаря системе воспитания в семье, в Морском кадетском корпусе, а также прохождение «классической» морской школы в британском флоте. Считается, что огромное влияние на Михаила Петровича, на становление его личности оказал его учитель в кадетском корпусе Платон Гамалея. Кроме того, сказалось влияние флотских учителей, уклада флотской жизни, морских плаваний, специфики корабельной службы в сочетании с личными качествами Лазарева. Многие исследователи справедливо считают, что он был человеком жестким. Впрочем, по-другому на море организовывать службу и жизнь нельзя. В то же время он был человеком честным, глубоко порядочным и ответственным, для которого главным было – сделать порученное дело. Он не боялся вступать в конфликты, не поступался принципами. Вот лишь несколько примеров.

В свое первое кругосветное плавание Лазарев ушел, возглавив «Суворов», в общем-то, случайно. Командир этого корабля капитан-лейтенант П. Макаров перед самым отходом в плавание заявил, что директора Российско-Американской компании вопреки уже подписанному договору должны увеличить его содержание, ему в этом было отказано. И тогда обратились к Лазареву, который согласился идти в море на предложенных ему условиях. Ему обещали выплатить наградные в размере 800 рублей за каждый год плавания, однако по возвращении - обманули, В ответ Лазарев лишь махнул рукой: «Ну, их к дьяволу со всеми их наградами!». Главным для него было служение Отечеству и Флоту.

В этом плавании, будучи в Русской Америке, он вступил в конфликт с ее главным правителем статским советником и кавалером А. Барановым. Дело дошло до стрельбы из крепостных и корабельных орудий. Основания для конфликта, говоря современным языком, заключались в коррупционных действиях со стороны наместника на новых землях. Во всех этих конфликтах Лазарев сохранил свое честное имя.

Как правило, конкретную историческую эпоху мы связываем с происшедшими событиями и именами людей, участвовавших в них. За всю историю ЧФ им командовало более 70 человек. Но фамилии большинства из них кроме историков мало кто знает. Кому и что говорят такие имена, как Р. Гренквист или, скажем, Н. Языков? Зато имена В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, В.И. Истомина известны любому просвещенному человеку. Между тем, они даже не были командующими флотом, а имена формально командовавших флотом их современников (за исключением Лазарева) назовут лишь единицы. В общественной памяти сохраняются фамилии лишь тех, кто действительно этого достоин.

Рассматривать личность М.П. Лазарева и понять его феномен нельзя в отрыве от того времени в котором он жил и трудился на благо России. На основе анализа событий происходивших на Черноморском флоте и вокруг него в 30–50-е годы XIX века, можно сделать однозначный вывод: исключительное значение в то время играли люди, возглавлявшие флот, а вместе с флотом – и морскую крепость Юга России - Севастополь.

К моменту прихода М.П. Лазарева на Черноморский флот Россия находилась на очень ответственном этапе своей истории. Значительный отпечаток на происходящее в стране наложило Восстание декабристов 1825 года и смена императоров. Николай I, оказавшийся в очень непростых условиях, нашел возможность обратить свое пристальное внимание на ВМФ, чьи представители, увы, в значительном количестве поддержали декабристов или разделили их взгляды. И в этой связи моряки по достоинству оценили шаги императора, направленные на повышение авторитета флота.

К таковым можно отнести, в том числе, и решение об учреждении Кормового Георгиевского флага, чести, нести, который были удостоены в 1827 году линейный корабль «Азов», которым командовал капитан 1 ранга Лазарев, а в 1829 году – бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта А.И. Казарского, входившего в славную плеяду офицеров «лазаревской команды». Следует также напомнить: Государь в 1826 году официально вернул имя нашему городу, данное ему при его основании – Севастополь. Император любил флот и моряков, и они отвечали ему тем же, причем любили не по обязанности, а искренне. И это особенно относилось к Черноморскому флоту. Вот лишь один пример.

К началу 30-х годов XIX века в Севастополе сложилась негативная ситуация из-за передела сфер влияния между финансово-этническими группировками, в результате конфликта греческая группировка потерпела поражение в противостоянии с еврейской. Вскоре практически весь офицерский состав флота попал к ней в финансовую зависимость вследствие высоких процентных ставок на предоставляемые кредиты. В результате подавляющее число офицеров не только не могли расплачиваться по кредитам, но и выплачивать проценты. О ненормальной ситуации было доложено лично Государю. Николай I их применил экстраординарные меры. В Севастополе было введено чрезвычайное положение. В течение 24 часов все евреи-ростовщики были из города выселены без права даже появляться здесь под угрозой отправки на каторгу. Жандармами были уничтожены все долговые бумаги. Можно представить себе восторг офицеров-черноморцев.

Наведя порядок в Севастополе, император взялся за весь флот, на котором, говоря современным языком, процветала финансово-этническая мафия, которой покровительствовал командующий флотом адмирал Алексей Самуилович Грейг, подпавший под влияние супруги. Образно говоря, процветала «сердюковщина» того времени. По сути, государь затеял внутреннюю очистительную войну.

Главной задачей Государя являлась постепенная замена руководства ЧФ и портов, фактически сросшегося с представителями греческого и еврейского капитала. Именно поэтому новым начальником штаба флота и был назначен с Балтики контр-адмирал М. Лазарев, которому Государь безоговорочно доверял, в чьих организаторских и человеческих качествах не сомневался. Лазарев прекрасно понимал, на что идет. А потому попросил дать ему возможность взять с собой офицеров, в личной преданности которых он абсолютно уверен. Среди тех, кто отправился на Черноморский флот вслед за ним, был контр-адмирал Авинов, капитан-лейтенант Корнилов, капитан 2 ранга Нахимов, лейтенант Истомин и некоторые другие.

Сейчас бы сказали, что Лазарев прибыл на ЧФ «со своей командой». Они и стали основой «Лазаревской школы» флотского обучения и воспитания. «Лазаревская эпоха» связана именно с ними, кто и одержал победу в той «неизвестной войне Николая I». И в этой «войне» Лазарев действовал неустанно, отдавая все свои силы достижению успеха. Так он действовал и на всех других поприщах – Моряка, Флотоводца, Градоначальника, Дипломата, Ученого, Исследователя и Воспитателя.

Лазарев – Моряк и Флотоводец – это плавания в течение всей своей жизни. Будучи командующим, начиная с 1834 по 1850 год, в море он выходил ежегодно, проводя в нем до трех месяцев. Организации морской службы отдавался в полной мере, действуя инициативно и проявляя творчество. Именно он разработал штаты судовой комплектации, корабельные расписания, планы различного рода учений, особо обращая внимание на морскую и артиллерийскую подготовку экипажей. Именно им было введено систематическое плавание кораблей, для чего формировались так называемые практические эскадры.

Именно Лазарев ввел систематическое крейсерство кораблей вдоль Кавказских берегов сначала одиночными кораблями, а затем специально формировавшимися эскадрами под командованием флагманов. Заботясь о пополнении флота новыми кораблями, Лазарев разработал кораблестроительную программу, рассчитанную на много лет вперед. При нем было построено 150 боевых кораблей, в т.ч. 17 линейных, 9 фрегатов, 7 корветов, 11 бригантин, 11 шхун, 8 тендеров, 8 пароходов, 29 транспортов, 6 лоцманских судов, 25 канонерских лодок, 2 яхты. По русским чертежам за границей для ЧФ было построено: 6 пароходофрегатов, 20 пароходов и 4 транспорта. Адмирал внимательно следил за различными нововведениями в морском деле, технике и оружии.

Лазарев – Градоначальник – это «первое лицо» в городе, благодаря которому был благоустроен городской центр и другие части Севастополя. Многое, из созданного им, до сих пор остаётся городскими доминантами: знаменитая Графская пристань, Матросский (Мичманский) бульвар, Лазаревские казармы, Владимирский собор (усыпальница адмиралов). Как фактический глава города он заботился о порядке и нравственности. Фактически именно Лазарев сформировал «лицо» города, он же способствовал созданию градообразующих предприятий, таких, например, как Севастопольский Морской завод.

Без командующего флотом, и это относится не только к Лазареву, ни один мало-мальски существенный вопрос в Севастополе не ставился и не решался. Так продолжалось до начала 60-х годов ХХ века. Ведь Севастополь – город, рожденный Флотом и для Флота.

Лазарев – Дипломат – это человек и политик, повторивший деяния Ушакова. Федор Федорович в 1899 г. взял под свое командование флот Турции – страны, являвшейся главным противником России и воевавшей с ней больше и дольше всех. В 1833 г. Лазарев пришел на Босфор и спас от гибели державу султана. Подобных случаев в истории взаимоотношений флотов двух стран больше не было.

Лазарев – Ученый и Исследователь – это человек «колумбового» масштаба, непосредственно участвовавший в открытии шестого материка планеты, открывший несколько островов и внесший в морскую науку огромный, по достоинству неоцененный вклад. Это этнограф, коллекционер, экспериментатор.

Лазарев – Воспитатель – это человек и педагог, создавший свою школу морской выучки, подготовки кадров, человек высоконравственный, при всей строгости отношения к службе заботившийся о матросах и тративший на организацию их быта и досуга собственные средства. Об этом, в частности свидетельствует Морская библиотека. Подчеркивая это сегодня, мы не только даем оценку действий адмирала, но и пытаемся оценить сегодняшнее состояние флота и жизнь в городе русской славы Севастополе. Нынче флот переживает непростые времена, хотя в течение последних лет вполне определенно наметилась тенденция к укреплению его мощи и развитию. Непростая ситуация и в Севастополе. Город, к сожалению, теряет свою идентичность, превращаясь из города с высокотехнологичной, наукоемкой промышленностью и высокой культурой, в заштатное местечко с мелкотоварным производством и рыночной торговлей.

В этой связи юбилей Лазарева, как представляется, нужно воспринимать не только как дань памяти этому человеку, но и как попытку привлечь внимание к существующим сегодня проблемам. Юбилей Лазарева это не только памятное для Черноморского флота событие. В не меньшей степени, юбилей должен привлекать внимание общественности и городских властей. М.П. Лазарев своей разносторонней деятельностью являет пример и для моряков, и для городских чиновников-администраторов, впрочем, как и примеры других флотоводцев и военачальников, которым флот и Севастополь должны быть вечно благодарны.

Источник:http://sevastopol.su/author_page.php?id=54362
Просмотров: 1022 | Добавил: alex | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz